Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)
Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория по классификации химических реакций в неорганической химии , приведены примеры конкретных заданий из КИМов ЕГЭ и ОГЭ . Цель занятия : систематизировать, обобщить и углубить знания обучающихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_._klassifikatsiya_himicheskih_reaktsiy_v_neorganicheskoy_himii.pptx | 907.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии ». Н.Н.Семёнов Русский и советский физикохимик и педагог, один из основоположников химической физики. Внёс существенный вклад в развитие химической кинетики. Академик АН СССР, единственный советский лауреат Нобелевской премии по химии.
Цель: продолжить развитие представлений о химической реакции, изучить основные типы химических реакций в неорганической химии.
Классификация – это понятие в науке, обозначающее распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, химических элементов). Систематизация - мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Классификация – один из основных видов систематизации.
Классификация химических реакций
I. По числу и составу реагирующих и образующихся веществ
Реакции, при которых не меняется состав вещества Изомеризация — перегруппировка атомов в молекуле вещества без изменения её качественного и количественного состава . Аллотропизация - реакция получения аллотропных модификаций одного химического элемента: 3O 2 (кислород) ↔ 2O 3 (озон) S 8 ( кристаллическая) ↔ S (пластическая) C(графит) ↔ C (алмаз)
Реакции, при которых меняется состав вещества:
Реакции соединения 2H 2 + O 2 2H 2 O несколько веществ одно более сложное вещество Реакциями соединения называют реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно более сложное вещество В реакциях соединения могут участвовать как простые , так и сложные вещества, но продуктами могут быть только сложные вещества. P 2 O 5 +3H 2 O = 2H 3 PO 4 Zn(OH) 2 +2NaOH = Na 2 [Zn(OH) 4 ]
Реакции разложения Cu(OH) 2 CuO + H 2 O одно сложное вещество несколько веществ Реакциями разложения называют реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. Реакциям разложения подвергаются только сложные вещества 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3H 2 O
Реакции замещения Fe + Cu SO 4 Fe SO 4 + Cu Простое вещество Сложное вещество Реакциями замещения называют реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе. 2NaBr+ Cl 2 = 2NaCl+ Br 2 2 Na +2H 2 O = 2NaOH + H 2
Реакции обмена Ba Cl 2 + H 2 SO 4 Ba SO 4 + 2 H Cl Реакциями обмена называют реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Ca CO 3 +2 H Cl= CaCl 2 +H 2 O+CO 2 H 2 SO 4 +2 K OH = K 2 SO 4 + 2H 2 O c ложное вещество сложное вещество
ОБМЕНА АВ+СД=АС+ВД РАЗЛОЖЕНИЯ АВ = А+В ЗАМЕЩЕНИЯ АВ+С=АС+В СОЕДИНЕНИЯ А + В = АВ ТИПЫ РЕАКЦИЙ
II. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов:
2H 2 S +3O 2 = 2H 2 O +2SO 2 2Al + 3Br 2 = 2AlBr 3 Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов (все реакции замещения , а также реакции соединения и разложения , в которых участвует хотя бы одно простое вещество).
Реакции, которые протекают без изменения степени окисления элементов CaO + 2 HCl = CaCl 2 + H 2 O KOH + HCl = KCl + Н 2 О ( реакция нейтрализации ) Na 2 O + H 2 O = 2NaOH Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O = 2Na(HCO 3 ) 2
3. Классификация химических реакций по виду энергии, инициирующей реакцию:
ФОТОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ – химические превращения, протекающие под действием света в видимой и ультрафиолетовой области спектра. 1. Фотодиссоциация (фотолиз) приводит к разложению исходного вещества, поглотившего световую энергию. фотолиз паров ацетона CH 3 CO CH 3 → CO + другие продукты. 2. Фотосинтез приводит к образованию более сложных соединений. фотосинтез озона O 2 → O + O , O 2 + O → O 3 3. Фотохромизм обратимо е изменение пространственного или электронного строения молекул под действием света, сопровождающееся изменением окраски вещества.
Природные фотохромы Содалит Na 4 (Si 3 Al 3 )O 12 Cl Содалит меняет цвет от фиолетового (на свежем разломе) до бледно-желтого, бледно-зеленого или бесцветного (после облучения поверхностей солнечным светом). Тугтупит или олений камень способен менять цвет от белого или бледно-розового до ярко-розового. Тугтупит Na 4 [BeAlSi 4 O 12 ]Cl
Фотохромизм - обратное явление, во время которого вещество обесцвечивается по действием излучения. Фотохромизм 1-NDPI-8-TPI-naphthalene Комплекс 1,1´- binaphthyl-bridged phenoxyl -imidazolyl меняет цвет на прозрачный.
4. Классификация химических реакций по тепловому эффекту:
А ) Экзотермические реакции – это реакции, протекающие с выделением энергии (теплоты). Горение этилового спирта C 2 H 5 OH + 3O 2 = 2CO 2 + 3H 2 O + Q кДж Б) Эндотермические реакции – это реакции, протекающие с поглощением энергии (теплоты). Горение азота в атмосфере кислорода N 2 + O 2 = 2NO – Q кДж
5. Классификация химических реакций по направлению протекания:
Обратимые – реакции, которые идут во взаимно противоположных направлениях. Небратимые – реакции, которые идут до полного израсходования реагирующих веществ, в одном направлении AgNO 3 + NaCl AgCl + NaNO 3 NaHCO 3 + HCl NaCl + CO 2 + H 2 O 2H 2 S + 3O 2 2H 2 O + 2SO 2 N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q Kat. P 2SO 2 + O 2 2SO 3 + Q Kat. P
6. Классификация химических реакций по условиям проведения
Катализатор – это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но не входит в состав продуктов превращений. А) каталитические – идут с участием катализатора 2 H 2 O 2 2H 2 O + O 2 Б) некаталитические - идут без участия катализатора AgNO 3 + NaCl AgCl + NaNO 3 Все биохимические реакции, протекающие в клетках живых организмов, идут с участием особых биологических катализаторов белковой природы – ферментов. Более 70% химических производств используют катализаторы. MnO 2
7. Классификация химических реакций по наличию границы раздела фаз:
А) Гомогенные – химические реакции, протекающие во всем объеме однородной реакционной среды (например в смеси газов, в растворе двух солей в воде). 2 С O ( г) + O 2 (г) = 2 CO 2 (г) Б) Гетерогенные – реакции, протекающие на поверхности соприкосновения разных веществ в неоднородной среде. Fe ( тв .) + CuSO 4 (ж.) = FeSO 4 (ж.) + Cu ( тв .)
Задание 1 : Дать характеристику реакции по всем возможным типам классификации: № п / п Признак классификации Тип реакции 1. По числу и составу веществ 2. По изменению степени окисления 3. По тепловому эффекту 4. По обратимости 5. По протеканию в различных фазах 6. По участию катализатора N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q Kat. P соединения окислительно-восстановительная экзотермическая обратимая гомогенная каталитическая
Готовимся к ЕГЭ. Задание № 17 Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым относится взаимодействие магния с раствором серной кислоты. соединения 2) окислительно-восстановительная обмена необратимая гомогенная 3апишите номepa выбранных ответов. Ответ : 2, 4
Готовимся к ЕГЭ. Задание № 17 Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести реакцию, протекающую при нагревании хлорида аммония. Экзотермическая Окислительно-восстановительная Необратимая Разложения Обратимая Ответ : 4, 5
Готовимся к ЕГЭ. Задание № 17 Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым относится реакция протекающая при нагревании (С u OH) 2 CO 3 замещения эндотермическая соединения разложения окислительно-восстановительная 3апишите номepa выбранных ответов. ( CuOH ) 2 CO 3 → 2 CuO + CO 2 + H 2 O Ответ : 2, 4
Готовимся к ЕГЭ. Задание №17 Из предложенного перечня выберите все реакции, которые не являются окислительно-восстановительными. 1) Взаимодействие бромоводородной кислоты с оксидом марганца ( IV ) 4HBr (конц.) + MnO 2 → MnBr 2 + Br 2 + 2H 2 O 2) Разложение дихромата аммония (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O 3) Взаимодействие соляной кислоты с нитридом магния Mg 3 N 2 + 8 HCl → 3 MgCl 2 + 2 NH 4 Cl 4) Взаимодействие сульфида цинка с кислородом 2ZnS + 3O 2 → 2ZnO + 2SO 2 5) Разложение гидрофосфата аммония при нагревании. (NH 4 ) 2 HPO 4 → H 3 PO 4 + 2NH 3 Запишите номера выбранных ответов. Ответ : 3, 5
Готовимся к ЕГЭ. Задание № 17 Из предложенного перечня выберите все пары веществ, взаимодействие которых между собой является реакцией обмена: Этилен и вода Соляная кислота и гидроксид магния Ацетилен и бром ( р-р ) Уксусная кислота и гидроксид меди ( II) Сульфат натрия ( р-р ) + хлорид бария раствор ( р-р ) Запишите номера выбранных ответов. Ответ : 2, 4, 5
Готовимся к ЕГЭ. Задание № 17 Из предложенного перечня выберите все вещества ,взаимодействие которых с концентрированной серной кислотой является окислительно-восстановительной реакцией: 1) оксид железа(II) 2) оксид цинка 3) бромид калия 4) сульфид меди(II) 5) иодид калия Запишите номера выбранных ответов. Ответ: ____1345 2FeO + 4H 2 SO 4 → Fe 2 (SO 4 ) 3 + SO 2 + 4H 2 O ZnO + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2 O 2K В r+ 2H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + SO 2 + Br 2 + 2H 2 O 4H 2 SO 4 + CuS → CuSO 4 + 4SO 2 + 4H 2 O 8KI + 5H 2 SO 4 → 4K 2 SO 4 + 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O
Классификация химических реакций
Источники информации: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory https://ru.wikipedia.org/wiki https://vk.com/doc264481613_613610305 https://drive.google.com/file/d/1n5s7Tc-1X9h2_hA5yoTF.. https://disk.yandex.ru/i/_HwCbiVG4QyPow https://vk.com/club193731091
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".
На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....
Методическая разработка урока по химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ
Тема урока «Гидролиз». Почему я выбрала именно эту тему урока? 1. Считаю ее очень важной для знакомства учащихся с процессами происходящими в окружающем мире - и в природе, и в деятельно...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка игры по химии "Своя игра" "В мире химии"
Игра "В мире химии" построена по принципу телевизионной игры "Своя игра" для нескольких команд. Она включает разноуровневые вопросы, правильные ответы на которые ...