Технологическая карта урока химии в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс)

Алборова Светлана Вардановна

Тема урока:"Железо и его соединения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_9_klassa.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии 9 класса

Тема урока: «Железо и его соединения.»

Учитель химии МБОУ СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа МО-Пригородный район

Цели урока:

Предметно-дидактическая

Деятельностная

Создание условий для самостоятельного формирования знаний о строение атома железа и о свойствах простого вещества – железа. Ознакомление с природными соединениями железа и с качественными реакциями на ионы железа (II) и (III). Рассмотрение соединений железа. Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Понимание значения химического элемента железа в живых организмах.

1. Закрепление умений работать на уроках по предлагаемым технологическим картам для учащихся по изучению курса неорганической химии, включающих в себя: конкретные цели, которые достигнет нахимовец, проработав каждый учебный элемент, перечень учебных материалов, рекомендации учителя для их поэтапного изучения, закрепления, контроля и самоконтроля.

2. Формирование у обучающихся умений реализации новых способов практических действий,  развитие экспериментальных умений, познавательного интереса к предмету  и сознательного отношения к правилам поведения в химической лаборатории как условия собственной безопасности.

Планируемые результаты урока:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают основные понятия по теме: химический элемент, атом, вещество.

Формулируют названия соединений железа по их химическим формулам.

Объясняют особенности строения атома железа по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Описывают и объясняют физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III), области применения железа.

Составляют уравнения химических реакций, характеризующих свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

Понимают учебную задачу урока, стремятся ее выполнить и оценивают свои достижения на уроке.

Умеют отвечать на поставленный вопрос.

Умеют работать по инструкции и выполнять действия по алгоритму.

Анализируют факты, делают выводы.

Развивают умение систематизировать, обобщать материал.

Развивают логическое мышление, память, внимание при изучении материала.

Работают в парах, организовывают и планируют учебное сотрудничество с партнером, определяют функции и способы взаимодействия.

Убеждаются в познаваемости мира.

Воспринимают научную картину мира и единство естественных наук.

Ведут диалог с партнером на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Добиваются достижения поставленной цели при решении учебной задачи, преодолевают возникающие в ходе работы затруднения.

Убеждаются в зависимости свойств вещества от его состава и строения.

Адаптируются в социуме.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели

По способу организации

По ведущему методу обучения

усвоение новых знаний

комбинированный

проблемный

Методы обучения:

Основной

Дополнительные

проблемный

частично-поисковый, репродуктивный

Основные вопросы урока:

1.Строение и свойства атомов

2.Железо – простое вещество

3. Соединения железа

4. Значения химического элемента железа в живых организмах.

3. Техники безопасности при выполнение лабораторных опытов

Средства обучения:

Учебник Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», пособие для 9 класса, инструкции, презентации;

лабораторное оборудование: железо металлическое, раствор соляной кислоты, соединения катионов железа Fe2+ Fe3, раствор щелочи, раствор серной кислоты,  желтая и красная кровяная соли,  роданид калия, роданид аммония.

Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки и самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1) Организационный этап.

Словесные

Преподаватель настраивает нахимовцев на работу

Отвечает на вопросы учащихся, возникшие в ходе самоподготовки к уроку.

Учащиеся слушают преподавателя

Регулятивные: (рациональная организация рабочего времени)

Анализ вопросов обучающихся

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Словесные

Мы продолжаем изучать – металлы и их соединения. Сегодня на уроке вы должны изучить металл, который является основой современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта и средств связи, космических кораблей и вообще всей современной цивилизации. Большинство изделий, начиная от швейной иглы и кончая космическими аппаратами, не может быть изготовлено без применения его. Этот металл является основным для изготовления орудий. Смесь порошков алюминия, магния и соединения этого металла – основа зажигательных бомб и снарядов (термитов). О каком металле и его соединениях идет речь? Какова цель  урока?

Нахимовцы слушают преподавателя и формулируют цель урока

Регулятивные: (умение составлять план действий по решению проблемы)

Наличие четкого представления о цели и задачах предстоящей работы,  критериях ее оценивания

3) Актуализация знаний.

Фронтальная беседа

По каким параметрам мы давали характеристику металлам на предыдущих уроках?

Электронная формула показывает …

Графическая формула показывает …

Электронная формула показывает …

У металлов на внешнем слое …

У металлов радиус атома …

У металлов электроотрицательность…

У металлов степени окисления…

У металлов восстановительные свойства …

Для металлов характерны физические свойства…  т. к. у них тип химической связи …, кристаллическая решетка …

Металлы взаимодействуют с …

Металлам соответствуют оксиды…

Оксидам металлов соответствуют гидроксиды …

Нахимовцы отвечают на поставленные вопросы

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей

Анализ  ответов обучающихся

4) Первичное усвоение новых знаний.

Словесные + наглядные

Пишем в тетради тему урока: Железо и его соединения.

УЭ – 1

 п. 17 стр. 116, пособие стр. 82

Изучение строения и свойств атомов железа. Умение характеризовать железо по его положению в ПСХЭ Д, И. Менделеева.

УЭ – 2

 п. 17 стр. 116 -119, пособие стр. 82

Изучение физических, химических свойств железа.

УЭ – 3

 п. 17 стр. 116 -119, пособие стр.83, 84

Изучение соединений железа. Умение формулировать названия соединений железа (оксиды, гидроксиды, соли). Умение описывать свойства оксида и гидроксида железа (II), оксида и гидроксида железа (III). Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

УЭ – 4

 п. 17 стр. 122 - 123

Изучение роли химического элемента железа в живых организмах.

Самостоятельно работают в тетради для теории. Новую информацию нахимовцы получают в ходе самостоятельного решения теоретических и практических задач.

Изучите учебный материал.

Устно охарактеризуйте положение железа в ПСХЭ.

Письменно в тетради рассмотрите строение атома Fe

(Ar, z, p, ē, n)

а) электронная конфигурация

б) графическая формула

в) электронная формула

г) … (s, p, d, f)-элемент

- Какова особенность электронного строения элементов побочных подгрупп, к которым относится и железо?

Запишите в тетрадь особенности строения атомов железа.

Электроны внешнего слоя слабо связаны с ядром, т. к.

1. На внешнем слое …

2. Радиус атома …

Железо имеет:

1. Электроотрицательность …

2. Степени окисления …

3. Восстановительные свойства …

Железо – металл …

Изучите учебный материал.

Устно охарактеризуйте физические свойства железа.

- В чем разница в свойствах технического и химически чистого железа?

Письменно в тетради рассмотрите химические свойства железа

- От чего зависит число электронов, которое атом железа может отдать при химических взаимодействиях?

Запишите в тетрадь уравнения реакций железа

а) с простыми веществами

1. с О2

2. с Гаl2,S

Б) со сложными веществами

1. с Н2О

2. с кислородом во влажном воздухе – образование ржавчины (см. п.13)

3. с солью

4. с кислотами

а) серной

б) Выполните лабораторный опыт №17. Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с соляной кислотой и составьте электронный баланс.

в) разбавленной азотной (с образованием нитрата железа (III), воды и N2) и составьте электронный баланс.

- Почему концентрированные серную и азотную кислоты можно перевозить в железных цистернах?

- Где в военном деле используют железо и его соседи по подгруппе?

- Какие минералы образует железо в природе?

Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (II) и гидроксида железа (II).

FeO - … оксид;    FeO -

Fe(OH)2 - …         Fe(OH)2 -

Запишите уравнение реакции окисления катионов железа (II) Fe2+до катионов железа (III).

Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (III) и гидроксида железа (III).

Fe2O3 - … оксид;   Fe2O3  -

Fe(OH)3 - …           Fe(OH)3 -

Выполните лабораторный опыт №18. Запишите уравнения реакций получения гидроксида железа (II) и (III) и их взаимодействие с соляной кислотой (растворы сохраните для проведения качественных реакций).

- Какое техническое значение имеют соли железа?

Запишите в тетрадь:

Качественной реакцией на ионы железа (II) Fe2+служит …

Качественной реакцией на ионы железа (III) Fe3+служит … и …, …

Проведите качественные реакции. Запишите уравнения реакций.

Устно охарактеризуйте роль химического элемента железа в живых организмах.

Регулятивные: определение учебной задачи и планирование  деятельности в соответствии с поставленными целями.

Умение работать по алгоритму самостоятельно.

Коммуникативные: умение вступать в  диалог с преподавателем  и одноклассниками с целью выяснения ответов на интересующие вопросы; умение сотрудничать с преподавателем и одноклассниками.

Проверка

соответствия результатов работы, поставленным целям

5) Первичная проверка понимания

Словесные + наглядные

Оцените свои знания, если знаете ответ на вопрос поставьте знак «+», а если нет,  то знак «-»

1. Какова особенность электронного строения элементов побочных подгрупп, к которым относится и железо?

2. В чем разница в свойствах технического и химического чистого железа?

3. От чего зависит число электронов, которое атом железа может отдать при химических взаимодействиях?

4. Почему концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в железных цистернах?

5. Где в военном деле используют железо?

6. Какие минералы образует железо в природе?

7. Какое техническое значение имеют соли железа.

8. Какие проводят качественные реакции для распознавания ионов железа Fe2+ и Fe3+?

Самоконтроль

Контроль и оценка первичных знаний

Самоконтрольуровня достижения целей урока

6) Первичное закрепление

Словесные + наглядные

стр.119, 120

Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (II) и гидроксида железа (II).

Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (III) и гидроксида железа (III).

Нахимовцы выполняют задание

Оценивание уровня владения учебным материалом,  фиксирование возникающих затруднений

Самооценка уровня достижения целей урока

7) Информация о самоподготовке

Словесные + наглядные

Самоподготовка: Урок 1. Знать теорию п.17  стр. 116-119, упр.4,

Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NO) – Группа 1.

Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NН3) – Группа 2.

Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NН4NO3) – Группа 3.

Составьте электронный баланс.

Нахимовцы слушают, задают вопросы.

Оценивание уровня владения учебным материалом.

Наличие четкого представления о задачах предстоящей самоподготовки и  критериях ее оценивания

8) Рефлексия

Фронтальная беседа

Организует рефлексию.

Предлагает закончить фразы «Я научился…, я узнал…,  мне стало понятно… и т.д.»

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Оценивают собственную деятельность на уроке

Оценивание уровня владения учебным действием, фиксация возникших затруднений. Формулирование собственного суждения

Самооценка уровня достижения целей урока

9) Подведение итогов урока

Словесные

Учитель оценивает работу учащихся, собирает конспекты для проверки.

Нахимовцы слушают, сдают конспекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...