Технологическая карта урока химии в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс)
Тема урока:"Железо и его соединения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_9_klassa.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии 9 класса
Тема урока: «Железо и его соединения.»
Учитель химии МБОУ СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа МО-Пригородный район
Цели урока: | ||||||||
Предметно-дидактическая | Деятельностная | |||||||
Создание условий для самостоятельного формирования знаний о строение атома железа и о свойствах простого вещества – железа. Ознакомление с природными соединениями железа и с качественными реакциями на ионы железа (II) и (III). Рассмотрение соединений железа. Использование приобретенных знаний в практической деятельности. Понимание значения химического элемента железа в живых организмах. | 1. Закрепление умений работать на уроках по предлагаемым технологическим картам для учащихся по изучению курса неорганической химии, включающих в себя: конкретные цели, которые достигнет нахимовец, проработав каждый учебный элемент, перечень учебных материалов, рекомендации учителя для их поэтапного изучения, закрепления, контроля и самоконтроля. 2. Формирование у обучающихся умений реализации новых способов практических действий, развитие экспериментальных умений, познавательного интереса к предмету и сознательного отношения к правилам поведения в химической лаборатории как условия собственной безопасности. | |||||||
Планируемые результаты урока: | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Знают основные понятия по теме: химический элемент, атом, вещество. Формулируют названия соединений железа по их химическим формулам. Объясняют особенности строения атома железа по его положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Описывают и объясняют физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III), области применения железа. Составляют уравнения химических реакций, характеризующих свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | Понимают учебную задачу урока, стремятся ее выполнить и оценивают свои достижения на уроке. Умеют отвечать на поставленный вопрос. Умеют работать по инструкции и выполнять действия по алгоритму. Анализируют факты, делают выводы. Развивают умение систематизировать, обобщать материал. Развивают логическое мышление, память, внимание при изучении материала. Работают в парах, организовывают и планируют учебное сотрудничество с партнером, определяют функции и способы взаимодействия. | Убеждаются в познаваемости мира. Воспринимают научную картину мира и единство естественных наук. Ведут диалог с партнером на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Добиваются достижения поставленной цели при решении учебной задачи, преодолевают возникающие в ходе работы затруднения. Убеждаются в зависимости свойств вещества от его состава и строения. Адаптируются в социуме. | ||||||
Тип урока: | ||||||||
По ведущей дидактической цели | По способу организации | По ведущему методу обучения | ||||||
усвоение новых знаний | комбинированный | проблемный | ||||||
Методы обучения: | ||||||||
Основной | Дополнительные | |||||||
проблемный | частично-поисковый, репродуктивный | |||||||
Основные вопросы урока: | ||||||||
1.Строение и свойства атомов 2.Железо – простое вещество 3. Соединения железа 4. Значения химического элемента железа в живых организмах. 3. Техники безопасности при выполнение лабораторных опытов | ||||||||
Средства обучения: | ||||||||
Учебник Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», пособие для 9 класса, инструкции, презентации; лабораторное оборудование: железо металлическое, раствор соляной кислоты, соединения катионов железа Fe2+ Fe3, раствор щелочи, раствор серной кислоты, желтая и красная кровяная соли, роданид калия, роданид аммония. | ||||||||
Ход урока: | ||||||||
Этап урока | Методы обучения | УПЗ урока | Формируемые УУД | Методы оценки и самооценки | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||
1) Организационный этап. | Словесные | Преподаватель настраивает нахимовцев на работу Отвечает на вопросы учащихся, возникшие в ходе самоподготовки к уроку. | Учащиеся слушают преподавателя | Регулятивные: (рациональная организация рабочего времени) | Анализ вопросов обучающихся | |||
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Словесные | Мы продолжаем изучать – металлы и их соединения. Сегодня на уроке вы должны изучить металл, который является основой современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта и средств связи, космических кораблей и вообще всей современной цивилизации. Большинство изделий, начиная от швейной иглы и кончая космическими аппаратами, не может быть изготовлено без применения его. Этот металл является основным для изготовления орудий. Смесь порошков алюминия, магния и соединения этого металла – основа зажигательных бомб и снарядов (термитов). О каком металле и его соединениях идет речь? Какова цель урока? | Нахимовцы слушают преподавателя и формулируют цель урока | Регулятивные: (умение составлять план действий по решению проблемы) | Наличие четкого представления о цели и задачах предстоящей работы, критериях ее оценивания | |||
3) Актуализация знаний. | Фронтальная беседа | По каким параметрам мы давали характеристику металлам на предыдущих уроках? Электронная формула показывает … Графическая формула показывает … Электронная формула показывает … У металлов на внешнем слое … У металлов радиус атома … У металлов электроотрицательность… У металлов степени окисления… У металлов восстановительные свойства … Для металлов характерны физические свойства… т. к. у них тип химической связи …, кристаллическая решетка … Металлы взаимодействуют с … Металлам соответствуют оксиды… Оксидам металлов соответствуют гидроксиды … | Нахимовцы отвечают на поставленные вопросы | Познавательные: Установление причинно-следственных связей | Анализ ответов обучающихся | |||
4) Первичное усвоение новых знаний. | Словесные + наглядные | Пишем в тетради тему урока: Железо и его соединения. УЭ – 1 п. 17 стр. 116, пособие стр. 82 Изучение строения и свойств атомов железа. Умение характеризовать железо по его положению в ПСХЭ Д, И. Менделеева. УЭ – 2 п. 17 стр. 116 -119, пособие стр. 82 Изучение физических, химических свойств железа. УЭ – 3 п. 17 стр. 116 -119, пособие стр.83, 84 Изучение соединений железа. Умение формулировать названия соединений железа (оксиды, гидроксиды, соли). Умение описывать свойства оксида и гидроксида железа (II), оксида и гидроксида железа (III). Использование приобретенных знаний в практической деятельности. УЭ – 4 п. 17 стр. 122 - 123 Изучение роли химического элемента железа в живых организмах. | Самостоятельно работают в тетради для теории. Новую информацию нахимовцы получают в ходе самостоятельного решения теоретических и практических задач. Изучите учебный материал. Устно охарактеризуйте положение железа в ПСХЭ. Письменно в тетради рассмотрите строение атома Fe (Ar, z, p, ē, n) а) электронная конфигурация б) графическая формула в) электронная формула г) … (s, p, d, f)-элемент - Какова особенность электронного строения элементов побочных подгрупп, к которым относится и железо? Запишите в тетрадь особенности строения атомов железа. Электроны внешнего слоя слабо связаны с ядром, т. к. 1. На внешнем слое … 2. Радиус атома … Железо имеет: 1. Электроотрицательность … 2. Степени окисления … 3. Восстановительные свойства … Железо – металл … Изучите учебный материал. Устно охарактеризуйте физические свойства железа. - В чем разница в свойствах технического и химически чистого железа? Письменно в тетради рассмотрите химические свойства железа - От чего зависит число электронов, которое атом железа может отдать при химических взаимодействиях? Запишите в тетрадь уравнения реакций железа а) с простыми веществами 1. с О2 2. с Гаl2,S Б) со сложными веществами 1. с Н2О 2. с кислородом во влажном воздухе – образование ржавчины (см. п.13) 3. с солью 4. с кислотами а) серной б) Выполните лабораторный опыт №17. Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с соляной кислотой и составьте электронный баланс. в) разбавленной азотной (с образованием нитрата железа (III), воды и N2) и составьте электронный баланс. - Почему концентрированные серную и азотную кислоты можно перевозить в железных цистернах? - Где в военном деле используют железо и его соседи по подгруппе? - Какие минералы образует железо в природе? Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (II) и гидроксида железа (II). FeO - … оксид; FeO - Fe(OH)2 - … Fe(OH)2 - Запишите уравнение реакции окисления катионов железа (II) Fe2+до катионов железа (III). Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (III) и гидроксида железа (III). Fe2O3 - … оксид; Fe2O3 - Fe(OH)3 - … Fe(OH)3 - Выполните лабораторный опыт №18. Запишите уравнения реакций получения гидроксида железа (II) и (III) и их взаимодействие с соляной кислотой (растворы сохраните для проведения качественных реакций). - Какое техническое значение имеют соли железа? Запишите в тетрадь: Качественной реакцией на ионы железа (II) Fe2+служит … Качественной реакцией на ионы железа (III) Fe3+служит … и …, … Проведите качественные реакции. Запишите уравнения реакций. Устно охарактеризуйте роль химического элемента железа в живых организмах. | Регулятивные: определение учебной задачи и планирование деятельности в соответствии с поставленными целями. Умение работать по алгоритму самостоятельно. Коммуникативные: умение вступать в диалог с преподавателем и одноклассниками с целью выяснения ответов на интересующие вопросы; умение сотрудничать с преподавателем и одноклассниками. | Проверка соответствия результатов работы, поставленным целям | |||
5) Первичная проверка понимания | Словесные + наглядные | Оцените свои знания, если знаете ответ на вопрос поставьте знак «+», а если нет, то знак «-» 1. Какова особенность электронного строения элементов побочных подгрупп, к которым относится и железо? 2. В чем разница в свойствах технического и химического чистого железа? 3. От чего зависит число электронов, которое атом железа может отдать при химических взаимодействиях? 4. Почему концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в железных цистернах? 5. Где в военном деле используют железо? 6. Какие минералы образует железо в природе? 7. Какое техническое значение имеют соли железа. 8. Какие проводят качественные реакции для распознавания ионов железа Fe2+ и Fe3+? | Самоконтроль | Контроль и оценка первичных знаний | Самоконтрольуровня достижения целей урока | |||
6) Первичное закрепление | Словесные + наглядные | стр.119, 120 Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (II) и гидроксида железа (II). Письменно в тетради осуществите цепочку превращений получения оксида железа (III) и гидроксида железа (III). | Нахимовцы выполняют задание | Оценивание уровня владения учебным материалом, фиксирование возникающих затруднений | Самооценка уровня достижения целей урока | |||
7) Информация о самоподготовке | Словесные + наглядные | Самоподготовка: Урок 1. Знать теорию п.17 стр. 116-119, упр.4, Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NO) – Группа 1. Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NН3) – Группа 2. Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с разбавленной азотной кислотой (с образованием нитрата железа (III), воды и NН4NO3) – Группа 3. Составьте электронный баланс. | Нахимовцы слушают, задают вопросы. | Оценивание уровня владения учебным материалом. | Наличие четкого представления о задачах предстоящей самоподготовки и критериях ее оценивания | |||
8) Рефлексия | Фронтальная беседа | Организует рефлексию. Предлагает закончить фразы «Я научился…, я узнал…, мне стало понятно… и т.д.» | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Оценивают собственную деятельность на уроке | Оценивание уровня владения учебным действием, фиксация возникших затруднений. Формулирование собственного суждения | Самооценка уровня достижения целей урока | |||
9) Подведение итогов урока | Словесные | Учитель оценивает работу учащихся, собирает конспекты для проверки. | Нахимовцы слушают, сдают конспекты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Принцип Ле Шателье....
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...
Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...