Технологическая карта урока химии в 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Кислоты» в 8 классе
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, О.С.Габриелян.
Тема урока: Кислоты
Учитель химии: Алборова Светлана Вардановна, МБОУ СОШ им.И.С.Багаева МО- Пригородный район
Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о кислотах как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.
Задачи:
Предметные:
- определить отличительные признаки состава кислот, проанализировав их формулы;
- классифицировать кислоты по различным признакам;
- находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков;
- привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения кислой среды через заполнение сравнительной таблицы.
Метапредметные:
- осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ;
- анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;
- провести контроль, оценку и коррекцию знаний по соотношению формул и названий кислот, их классификации через выполнение тренировочных заданий;
- выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;
- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
- анкеты (для рефлексии).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1) Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание (слайд 2) H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Обучающиеся отвечают на вопросы. Двое обучающихся загадывают загадки: 1. Если в паре элементов Ты же знаешь, эта пара 2. Если формулы начало Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов, оснований | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Постановка учебной задачи | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Высказывают предположения Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: 1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. 2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. 3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3) | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу по исследованию класса кислот. 2 задание Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ФЦИОР «Состав и классификация кислот» (http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html) изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf) | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 4). Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности. Работают с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Делают записи в тетрадь. Наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 | Первичное закрепление | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | Работают с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна): 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
6 | Самостоятельная работа | Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Работают с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна: 1. Соотнесение формул и названий кислот; 2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. Осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 | Домашнее задание | Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты». | Фиксируют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Принцип Ле Шателье....
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...
Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...