Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"
рабочая программа по химии (8, 9 класс)
Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
Программа рассчитана на 140 часов обучения для учащихся 8-9 классов. Направлена на подготовку учащихся к ОГЭ.
На занятиях курса "Решение химических задач" обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки.
Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8-9_oge.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Частное общеобразовательное учреждение
гимназия «Эрудит»
Утверждено
решением педсовета протокол №1
от 28.08.2021 года
Председатель педсовета
_________ Агранович Л. С.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По __общеразвивающему курсу дополнительного образования «Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)»___________________
Уровень образования (класс) _основное общее__8-9 класс
Количество часов __136___
Учитель _______Рудик Виктория Станиславовна _____
Программа разработана на основе авторской программы В.С.Степановой «Решение химических задач», 2018г.
В соответствии с __ФГОС основного общего образования_____________
Пояснительная записка
Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
Программа рассчитана на 140 часов обучения для учащихся 8-9-х классов.
Планируемые результаты
На занятиях курса «Решение химических задач» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Содержание обучения
8 класс
Раздел 1. Основные законы и понятия химии (12 часов)
Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.
Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе.
Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов.
Задачи с использованием количества вещества при нахождении объѐма газов, числа молекул и массы вещества.
Нахождение массовой доли вещества в смеси.
Нахождение объѐмной доли компонентов в смеси газов.
Раздел 2. Количественные соотношения в газах (6 часов)
Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.
Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева).
Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.
Раздел 3. Количественные соотношения в растворах (18 часов)
Задачи на нахождение массовых долей растворѐнных веществ в растворах.
Задачи на нахождение молярной концентрации растворов.
Задачи на использование в качестве растворѐнного вещества кристаллогидратов.
Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции.
Раздел 4. Задачи с использованием уравнений реакций (22 часов)
Задачи с уравнением реакции.
Задачи на уравнения реакций, когда одно из реагирующих веществ
содержит примеси.
Задачи на уравнения реакций с указанием практического выхода реакции.
Задачи на избыток и недостаток.
Смешанные задачи.
Задачи на термохимических уравнениях.
Задачи на последовательных превращениях.
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.
Задачи на параллельных реакциях.
Раздел 5. Решение олимпиадных задач 8 класса (10 часов)
Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня разных лет.
Избранные олимпиадных задач предыдущих лет.
Школьная олимпиада по химии.
9 класс
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии (1 час)
- кодификатор элементов содержания
- спецификация Кимов ОГЭ по химии
- информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности –(50 часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений.
Номенклатура неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних)
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21)
Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. (№15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена. Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3-, PO43-, CO32-, SiO32-)
Качественные реакции на катионы в растворе (NH4+, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями.
Раздел 3. Тестовый практикум. – (12 часов)
Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.
Раздел 4. Выполнение практических работ. – (5 часов)
Раздел включает работу обучающихся по практической части ОГЭ по химии.
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Кол-во часов |
Основное содержание |
УУД
|
Раздел 1. Основные законы и понятия химии (12 часов) | |||
1
2
3
4 5 6 | 2
2
2
2
2 2
| Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе. Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов. Задачи с использованием количества вещества при нахождении объѐма газов, числа молекул и массы вещества Нахождение массовой доли вещества в смеси Нахождение объѐмной доли компонентов в смеси газов | Формировать умение: решать расчетные задачи по образцу и аналогии, в сходной ситуации, а также в новой ситуации; умение быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания в сходной ситуации, применять знания в новой ситуации, логически рассуждать; выбирать более рациональный способ решения задач; пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева для получения информации о химическом элементе, применять химический язык для описания уравнений химических реакций. |
Раздел 2. Количественные соотношения в газах (6 часов) | |||
7 8 9 | 2 2 2 | Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева).
Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. | Формировать умение: производить расчеты с использованием газовых законов; умение применять газовые законы для решения задач по аналогии или в сходной ситуации; умение производить простейшие расчеты с использованием газовых законов; умение применять газовые законы для решения задач по уравнению реакции по аналогии или в сходной ситуации; рассчитывать относительную плотность газов; работать с дополнительной литературой. |
Раздел 3. Количественные соотношения в растворах (18 часов) | |||
10 11 12 13 | 3 2 3 10 | Задачи на нахождение массовых долей растворѐнных веществ в растворах Задачи на нахождение молярной концентрации растворов Задачи на использование в качестве растворѐнного вещества кристаллогидратов Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции | Формировать умение: рассчитывать массовую долю р.в. и массу вещества в растворе, решать задачи по образцу и аналогии, в сходной ситуации, а также в новой ситуации; рассчитывать молярную концентрацию. |
Раздел 4. Задачи с использованием уравнений реакций (22 часов) | |||
14
15
16
17 18
19
20
21
22 | 4
2
3
2 2 2 3
2
2 | Задачи на уравнения реакций
Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси
Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции
Задачи на избыток и недостаток
Смешанные задачи
Задачи на термохимических уравнениях
Задачи на последовательных превращениях
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.
Задачи на параллельных реакциях | Формировать умение: записывать уравнения химических реакций; производить расчѐты по параллельным и последовательным уравнениям хим. реакций; решать задачи на избыток и недостаток, по термохимическим уравнениям; задач на примесь и практический выход. |
Раздел 5. Решение олимпиадных задач 8 класса (10 часов) | |||
23 24 25 | 4 4 2
| Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня разных лет Избранные олимпиадных задач предыдущих лет Школьная олимпиада по химии | Формировать умение: решать задачи повышенного и олимпиадного уровня. |
9 класс
№ п/п | Кол-во часов |
Основное содержание |
УУД
|
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии (1 час) | |||
1
| 1
|
| Формировать умение: научится использовать различные источники для получения химической информации |
Раздел 2. «Мир химии» (50 часов) | |||
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 3 3 1 1 1 2 4 1 1 1 1 1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований и кислот. Химические свойства амфотерных гидроксидов. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена. (№22) Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. (№14, 20) Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений. Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42, NO3-, PO43-, CO32-, SiO32-) Качественные реакции на катионы в растворе (NH4+, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | Научится определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; различать вещества разных классов простых и сложных веществ, определять их химические свойства, в том числе и изученных органических веществ; различать по качественным реакциям предложенные катионы и анионы; описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов; делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов; объяснять генетическую связь между веществами разных классов неорганических веществ; Составлять схему электронного баланса к окислительно-восстановительным реакциям, правильно расставлять коэффициенты на основе составленной схемы, определять окислитель и восстановитель; рассчитывать массовые доли химических элементов в веществах; производить вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. |
Раздел 3. Тестовый практикум. – (12 часов) | |||
35 | 12 | Решение пробных КИМов ОГЭ | Правильность оценки своих возможностей при выполнении заданий теста; умение безошибочно заполнять бланки. |
Раздел 4. Выполнение практических работ. – (5 часов) | |||
36 | 5 | Решение практической части ОГЭ по химии. | Уметь объяснять влияние различных факторов на скорость химических реакций. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Совершенствовать экспериментальные умения в проведении химического эксперимента. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. |
Список литературы
- Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
- Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
- Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
- Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
- Н.А. Шириков, О.И. Ширикова. Расчетные задачи по химии/ВГПУ: Русь; 2008
- Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А. Шириков, О.И . Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
- Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
- Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.
- Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2022. – Ростов-на-Дону. Легион, 2021.
- Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации 2022. – Ростов-на-Дону. Легион, 2021.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М. Русское слово, 2015.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 9 класс. – М. Русское слово, 2015.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач. – М. Русское слово, 2009.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО протокол №1 заместитель директора по УМР от «_27_» августа 2021 г. __________ М.В.Соколова
руководитель МО
__________ __Т.Н.Кравченко «_27_» августа 2021 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».Основная задача курса – формировать представления о явлениях и закон...
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с и...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с ин...
Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"
Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс предполагает участие детей в ко...