РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по физике (10 класс)
Учебный курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс предполагает участие детей в конкурсах, конференциях, олимпиадах и другие формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности. Программа курса соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10 класса (учебник «физика-10 класс» - автор Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н.). Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся и обеспечивает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления. Программа курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и содержанию основного курса физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_fiz_zadach.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________Авдеева Е.В. Протокол № ___ от «____»____________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Хохольская СОШ ………. ___________Родивилова Т.Ю. «____»____________2018 г . | «Утверждаю» Директор МКОУ Хохольская СОШ ………. ___________Строева О.Н. Приказ № ___ от «____»____________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 10 КЛАССА
«Методы решения физических задач»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработала:
учитель физики Шувалова Ирина Ивановна
высшая квалификационная категория
С. Хохол
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс предполагает участие детей в конкурсах, конференциях, олимпиадах и другие формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности. Программа курса соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10 класса (учебник «физика-10 класс» - автор Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н.). Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся и обеспечивает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления. Программа курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и содержанию основного курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Курс знакомит учащихся с минимальными сведениями о понятии «задача», даёт представление о значении задач в жизни, знакомит с различными сторонами работы с задачами. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приёмы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ. При изучении данного курса возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная работа, знакомство с различными задачниками и.т.д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач. При решении задач по механике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в средней школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в средней школе, на которых основываются общие результаты, являются:
•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)
Содержание тем учебного курса
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения задач (3 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Механика (10ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. Решение задач на движение тела по окружности. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Работа и мощность. Механическая энергия. Решение задач на определение работы и мощности, на закон сохранения энергии. Знакомство с примерами решения задач по механике муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах
Молекулярная физика (8 ч)
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ. Решение задач на определение скорости молекул, характеристики состояния в газах при изопроцессах. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния вещества. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя жидкости: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Решение качественных и количественных задач. Решение графических и экспериментальных задач. Решение задач на определение характеристик твердого тела: удлинение, запас прочности, сила упругости.
Основы термодинамики (2 ч)
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели. Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель газового термометра, модель тепловой машины, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электромагнетизм (10 ч)
Электрический ток. Сила тока. Плотность тока. Сопротивление проводников. Смешанное соединение. Закон Ома для однородного участка цепи. Электрическое поле проводника с током. Решение задач на законы соединения проводников. Добавочные сопротивления и шунты. Составление эквивалентных схем. Закон Ома для полной цепи и неоднородного участка цепи. Соединение источников тока. Правило Кирхгофа. Решение задач на применение правила Кирхгофа. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Электрический ток в жидкостях. Пределы применимости классической электронной теории металлов
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактическое прохождение материала |
Физическая задача. Классификация задач (2 ч) | ||||
1 | Что такое физическая задача. | 1 | 07.09.18 | |
2 | Классификация физических задач | 1 | 14.09.18 | |
Правила и приемы решения задач (3 ч) | ||||
3 | Общие требования при решении физических задач | 1 | 21.09.18 | |
4 | Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач | 1 | 28.09.18 | |
5 | Различные приемы и способы решения физических задач | 1 | 05.10.18 | |
Механика (10ч) | ||||
6. | Решение задач на основные законы механики. | 1 | 12.10.18 | |
7. | Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил | 1 | 19.10.18 | |
8. |
| 1 | 26.10.18 | |
9. | Задачи на принцип относительности | 1 | 09.11.18 | |
10. | Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач | 1 | 16.11.18 | |
11. |
| 1 | 23.11.18 | |
12. | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение | 1 | 30.11.18 | |
13. |
| 1 | 07.12.18 | |
14. |
| 1 | 14.12.18 | |
15. |
| 1 | 21.12.18 | |
Молекулярная физика (8 ч) | ||||
16. | Основное уравнение МКТ. | 1 | 28.12.18 | |
17. |
| 1 | 11.01.19 | |
18. | Решение задач на свойства паров | 1 | 18.01.19 | |
19. | Решение задач на описание явлений поверхностного слоя жидкости | 1 | 25.01.19 | |
20. | Решение качественных и количественных задач | 1 | 01.02.19 | |
21. |
| 1 | 08.02.19 | |
22. |
| 1 | 15.02.19 | |
23. | Решение задач на определение характеристик твердого тела | 1 | 22.02.19 | |
Основы термодинамики (2 ч) | ||||
24. | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики | 1 | 01.03.19 | |
25. | Решение конструкторских задач и задач на проекты | 1 | 15.03.19 | |
Электромагнетизм (10 ч) | ||||
26. |
| 1 | 22.03.19 | |
27. |
| 1 | 05.04.19 | |
28. | Сопротивление проводников. Смешанное соединение | 1 | 12.04.19 | |
29. | Закон Ома для однородного участка цепи | 1 | 19.04.19 | |
30. | Решение задач на законы соединения проводников | 1 | 26.04.19 | |
31 | Закон Ома для полной цепи | 1 | 17.05.19 | |
32. | Соединение источников тока. Правило Кирхгофа | 1 | 24.05.19 | |
33. |
| 1 | 31.05.19 | |
34. | Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Электрический ток в жидкостях | 1 | ||
35. |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Программа предметного курса по физике для учащихся 10–11 классах "Методы решения физических задач"
В соответствии с ФБУП физика изучается на базовом уровне (2 часа в неделю). Предполагается, что те учащиеся, которые планируют продолжить свое образование в ...
Элективный курс по физике в 10 классе "Методы решения физических задач"
Рабочая программа и КТП элективного курса по физике в 10 классе в 2013-14 уч.году...
календарно-тематическое планирование факультативного курса по физике для 10-11 класса "Методы решения физических задач"
Факультативный курс "Методы решения физических задач" расчитан на 2 года обучения, но если в 10 классе курс не преподавался, то можно проводить его за один год обучения в 11 классе. Этот курс поможет ...
Рабочая программа учебной практики по физике для 9 класса «Методы решения физических задач»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическ...
Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс «Методы решения физических задач»
Помощь учителю в подготоке к ОГЭ...
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...