Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Зеленин Олег Юрьевич

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».

Основная задача курса – формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты, а также использовании различных химических и физических явлений в повседневной жизни.

Программа написана для учащихся 8 класса.

Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdou_fizika_i_khimiya_8.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №50

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МС

протокол № __ от ____________

Председатель МС

_______________ Е.К. Пустовойт

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

«___» ______________________

______________ Т.М. Туманнова

«УТВЕРДЕНО»

директор МУ СОШ №50

______________ Э.Б. Годованюк

приказ № __ от ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя физики высшей квалификационной категории

Зеленина Олега Юрьевича

по курсу ПДОУ «Физика и химия вокруг нас»

8 класс

Учебная нагрузка: 1 час в неделю

30 часов в год

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка к элективному курсу «Физика и химия вокруг нас»

На современном этапе развития образовательной системы происходит ее реорганизация с целью индивидуализации процесса обучения. Сегодня проблема решается путем перехода школы к профильному обучению. Существует много вопросов: каким образом будет осуществляться этот переход, каково будет содержание профильного обучения и т.д. Однако жесткое профилирование имеет ряд минусов. Некоторые педагоги высказывают мнение, что ученики 8-9 классов еще не могут осознанно выбрать свой профиль. Чтобы осознанно подойти к выбору дальнейшего профиля, а возможно, и будущей профессии, я предлагаю ввести в курс основной школы элективные курсы, которые позволили бы учащимся раскрыть свои способности и сформировать межпредметные связи.

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».

Основная задача курса – формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты, а также использовании различных химических и физических явлений в повседневной жизни.

Программа написана для учащихся 8 класса.

Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.

Цели и задачи курса.


Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов, работе с справочной литературой и другими источниками информации.

Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.

Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Методы и средства обучения.


В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Основные формы организации учебных занятий.


В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

 консультация с учителем;

 работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

 подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Требования к знаниям и умениям учащихся.


В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:

 роль эксперимента в изучении физических и химических явлений; методы научного познания;

 особенности проведения физических и химических исследований;

 роль человека в изменении окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

 описывать изучаемые физические и химические явления и процессы;

 использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;

 приводить примеры практического использования знаний о физических и химических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;

 проектировать пути решения экологических проблем;

 осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.

Формируемые компетенции у учащихся.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.

Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.

Очень интересный аспект информационной компетентности – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. Задача учащихся – сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.

Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов (докладов, рефератов, сообщений, эссе), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.

Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в классах II ступени обучения. При подготовке к написанию творческой работы и публичного доклада с применением презентации возникают определённые трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого. Группа учащихся делится на подгруппы, каждой из них даётся текст творческой работы другой группы, которую они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходного текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого доклада (проекта), они потом стремятся избежать ошибок в собственных работах; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа творческого проекта в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы.

Социально-трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Общепредметные компетенции. Общепредметные компетенции относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.

Предметные компетенции. Предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

На рисунке представлена схема формирования межпредметных связей.

В таблице представлены формируемые межпредметные связи курса «Физика и химия вокруг нас» с другими дисциплинами, изучаемыми в школе на II ступени.

Предмет

Формируемые компетенции

Формируемый навык

1

2

3

4

1.

Русский язык

Коммуникативная компетенция

Формирование навыка общения в группе, написания рефератов, докладов и эссе; а также способности передавать свои мысли в понятной и доступной для понимания форме. Способность понимать и уметь правильно оперировать научными терминами и понятиями. Формирование навыка работы с толковыми и терминологическими словарями.

2.

Алгебра и геометрия

Общепредметные компетенции

Умение работать с математическими выражениями и геометрическими моделями реальных объектов.

3.

Информатика

Общепредметные, информационные компетенции

Развитие способности к абстрактному мышлению – работа с кодированной информацией в виде математических формул, символов, написания химических реакций и др.

4.

Биология

Общепредметные, учебно-познавательные компетенции

Формирование представлений о живых организмах – как о саморегулируемых системах. Взаимосвязь между физикой, химией и биологией и о процессах, протекающих в живых организмах.

5.

Экология

Общепредметные, учебно-познавательные компетенции

Формирование умений оценивать последствия научных открытий на экосистемы Земли и на организм человека.

6.

География

Общепредметные, учебно-познавательные компетенции

Роль развития научных достижений в познании нашей планеты.

7.

Астрономия

Общепредметные, учебно-познавательные компетенции

Развитие представлений о строении Земли и Солнечной системы. Формирование понимания о единстве эволюции космических объектов, галактик и взаимосвязи физических и химических явлений в развитии Вселенной.

8.

Экономика

Общепредметные, социально-трудо-вые компетенции

Развивать умение оценивать научные открытия и достижения для развития производственных сил, экономики страны и мировой экономики в целом.

9.

Обществознание

Общепредметные, учебно-познавательные компетенции

Формирование умений оценивать последствия научных открытий на человека как индивидуума и на всё общество в в целом.


Календарно-тематическое планирование


урока

Учебные разделы и темы

Дата

проведения

1

2

3

4

1

Вводное занятие. Постановка целей и задач курса.

2.10

2

Физика и её методы познания.

9.10

3

Физическая лаборатория и правила работы в ней.

16.10

4

Сила Архимеда и её применение в науке и технике.

23.10

5

Рычаг и наклонная плоскость. Применение рычага и наклонной плоскости в технике и быту.

6.11

6

Сообщающиеся сосуды. Применение в технике.

13.11

7

Тепловые двигатели и экология.

20.11

8

Магнитное поле Земли и его влияние на живы организмы.

27.11

9

Физика и география. Компас и его применение в ориентирование на местности.

4.12

10

Физика и биология. Электрические потенциалы в организме человека.

11.12

11

Изотопы. Применение изотопов в науке и медицине.

18.12

12

Ядерная физика и строение Солнца.

25.12

13

Физика и астрономия. Строение Солнечной системы и галактики Млечный путь.

15.01

14

Химия и её методы познания.

22.01

15

Химическая лаборатория и правила работы в ней.

29.01

16

Водные ресурсы и человек.

5.02

17

Человек и атмосфера.

12.02

18

Нефть – сырье или топливо?

19.02

19

Газ – сырье или топливо?

26.02

20

Уголь – сырье или топливо?

5.03

21

Ядерные ресурсы: польза или вред?

12.03

22

Химия и пищевые ресурсы.

19.03

23

Бытовые химикаты.

26.03

24

Лекарства и яды. Домашняя аптечка.

9.04

25

Химия и здоровье. Здоровый образ жизни.

16.04

26

Выбор темы для творческого проекта. Постановка целей проекта и путей их достижения.

23.04

27

Анализ собранного материала. Индивидуальная консультация.

30.04

28

Создание мультимедийной презентации.

7.05

29

Защита творческого проекта.

14.05

30

Подведение итогов курса.

21.05


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Знать

Уметь

1

2

3

4

1.

Вводное занятие. Постановка целей и задач курса.

Физика вокруг нас. /12 часов/

2.

Физика и её методы познания.

Наблюдение. Эксперимент. Постановка и описание опытов. Фиксирование результатов (лабораторный журнал).

Поиск и объяснение закономерностей, гипотезы, моделирование, теория. Представление результатов (словесное описание, таблицы, графики, схемы и т.п.). Справочная химическая литература и работа с ней.

3.

Физическая лаборатория и правила работы в ней.

Общие правила поведения в лаборатории. Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи. Устройство и назначение измерительных приборов.

Агрегатное состояние, цвет, запах, твердость, плотность, температуры кипения и плавления (связь с агрегатным состоянием), температура возгонки (сублимации), теплопроводность, электропроводность (понятие относительной шкалы величин на примере электропроводности). Правила организации лабораторной работы в домашних условиях.

4.

Сила Архимеда и её применение в науке и технике.

Значение работ Архимеда. Что такое выталкивающая сила и как её используют в науке и технике?

Проводить расчеты по определению силы Архимеда. Определять на практике выталкивающую силу с помощью лабораторного динамометра. Решать качественные и расчетные задачи на определение силы Архимеда.

5.

Рычаг и наклонная плоскость. Применение рычага и наклонной плоскости в технике и быту.

Что такое рычаг и где его променяют? Что такое наклонная плоскость и где её применяют? Современные приборы, в основу которых положено применение рычага и наклонной плоскости. Рычаги в человеческом теле.

Проводить расчеты КПД рычага и наклонной плоскости. Выяснять условие равновесия рычага. Определять КПД наклонной плоскости с помощью лабораторного динамометра. Решать качественные и расчетные задачи.

6.

Сообщающиеся сосуды. Применение в технике.

Устройство ртутного манометра. Значение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Уметь измерять давление с помощью ртутного (жидкостного) манометра.

7.

Тепловые двигатели и экология.

Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Влияние продуктов сгорания на экологию Земли.

Двигатель внутреннего сгорания и его устройство (уметь объяснять принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания на модели). Уметь объяснять парниковый эффект.

8.

Магнитное поле Земли и его влияние на живые организмы.

Причины появления магнитного поля Земли. Что такое магнитные бури и чем они вредны для живых организмов?

Уметь работать со справочной литературой и правилами написания реферативных работ.


1

2

3

4

9.

Физика и география. Компас и его применение в ориентирование на местности.

Роль физики в изучении планеты Земля. Что такое магнетизм? Магнитные явления и способы ориентирования на местности. Географические и магнитные полюса Земли.

Работать с компасом и с его помощью определять стороны горизонта, а также способы ориентирования на местности.

10.

Физика и биология. Электрические потенциалы в организме человека.

Причины появления электрических потенциалов в организме человека. Приборы, позволяющие регистрировать электрическую активность сердца и головного мозга.

Уметь объяснять электрические явления, происходящие в организме человека, а также причины их возникновения.

11.

Изотопы. Применение изотопов в науке и медицине.

Что такое изотопы? Применение изотопа 13C для датирования. Применение изотопов в рентгенологии. Закон полураспада и расчеты на его основе.

Уметь рассчитать число протонов и нейтронов в изотопе. Решать расчетные задачи на основе закона полураспада. Оценивать вредные последствия воздействия излучения на живые организмы.

12.

Ядерная физика и строение Солнца.

Что такое атомное ядро и энергия, хранящаяся внутри его? Ядерный реактор и принцип его работы. Солнце – естественный реактор.

Объяснять строение Солнца и ядерного реактора.

13.

Физика и астрономия. Строение Солнечной системы и галактики Млечный путь.

Теории рождения Солнечной системы и галактики Млечный путь. Как устроена Солнечная система? Эволюция Вселенной и Солнечной системы.

Объяснять, как устроена Солнечная система и галактика Млечный путь.

Химия вокруг нас. /12 часов/

14.

Химия и её методы познания.

Наблюдение. Эксперимент. Постановка и описание опытов. Фиксирование результатов (лабораторный журнал).

Поиск и объяснение закономерностей, гипотезы, моделирование, теория. Представление результатов (словесное описание, таблицы, графики, схемы и т.п.). Справочная химическая литература и работа с ней.

15.

Химическая лаборатория и правила работы в ней.

Общие правила поведения в лаборатории. Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи. Назначение в лаборатории: химической посуды, вспомогательного оборудования, измерительное оборудование, весы, термометры, реактивы. Правила хранения веществ в соответствии со степенью опасности.

Агрегатное состояние, цвет, запах, твердость, плотность, температуры кипения и плавления (связь с агрегатным состоянием), температура возгонки (сублимации), теплопроводность, электропроводность (понятие относительной шкалы величин на примере электропроводности). Правила организации лабораторной работы в домашних условиях.

16.

Водные ресурсы и человек.

Состав природной воды и ее основные загрязнители. Что такое жесткая вода и чем она вредна? Как уменьшить расход воды в быту? Как очистить воду в бытовых и походных условиях.

Проводить расчеты по приготовлению и разбавлению растворов. Определять на практике качественный состав воды. Составлять уравнения реакций обмена в ионном виде. Устранять жесткость воды и накипь с бытовых приборов.


1

2

3

4

17.

Человек и атмосфера.

Состав воздуха. Основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и человека. Глобальные проблемы, связанные с загрязнением воздуха и пути их решения.

Оказывать первую помощь в случае отравления газами. С химической точки зрения объяснять появление «кислотных дождей» и их воздействие на окружающую среду.

18.

Нефть – сырье или топливо?

Состав нефти. Основы переработки нефти. Использование нефти и продуктов её перегонки. Глобальные проблемы, связанные с добычей нефти и пути их решения.

Проводить расчеты по уравнения реакций горения продуктов нефтеперегонки. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты переработки нефти.

19.

Природный газ – сырье или топливо?

Состав газа. Использование углеводородов природного газа для синтеза органических веществ. Глобальные проблемы, связанные с добычей природного газа и пути их решения.

Рассчитывать количество кислорода (воздуха), требуемого для сжигания природного газа. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты переработки природного газа.

20.

Уголь – сырье или топливо?

Состав угля. Коксование угля и использование продуктов коксования для синтеза органических веществ. Глобальные проблемы, связанные с добычей угля и пути их решения.

Рассчитывать количество кислорода (воздуха), требуемого для сжигания угля, содержащего негорючие и горючие примеси. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты коксования угля.

21.

Ядерные ресурсы: польза или вред?

Преимущества и недостатки ядерной энергетики. Понятия "радиоактивность", "период полураспада". Применение радиоактивных изотопов. Действие радиации на живые организмы.

На практике применять знания о мерах профилактики избыточного излучения на организм человека. Составлять схемы строения атомов первых четырех периодов.

22.

Химия и пищевые ресурсы.

Состав пищи и действие основных компонентов на организм человека. Виды витаминов, пищевых добавок. Понятия "сбалансированное", "несбалансированное питание". Понимать смысл процессов, происходящих при хранении и приготовлении пищи.

Записывать схемы превращения белков, жиров, углеводов в организме человека. Пользуясь данными о составе, рассчитывать калорийность продуктов, количество белков, жиров и углеводов в них.

23.

Бытовые химикаты.

Меры безопасности при работе с бытовыми химикатами. Классификацию органических и неорганических веществ. Понятия "канцерогенный", "мутагенный", "тератогенный", "ПАВ". Понимать смысл процессов, происходящих при стирке, чистке загрязнений.

Классифицировать некоторые вещества, входящие в состав бытовых химикатов, составлять их химические формулы. В домашних условиях удалять различные виды пятен. Составлять уравнения реакций, происходящих при стирке и чистке загрязнений (жировых, ржавчины).


1

2

3

4

24.

Лекарства и яды. Домашняя аптечка.

Виды лекарств. Понятия "антибиотик", "антидот", "анестезирующее средство", "лекарственная зависимость", "анальгетик", "антисептик", "алкалоид". Влияние наркотиков и алкоголя на организм человека.

Проводить необходимые расчеты и готовить лекарственные растворы с заданной концентрацией. По формуле лекарственного препарата называть важнейшие функциональные группы и определять их классовую принадлежность. Пользуясь инструкцией, определять вид лекарственного средства и правила его приема.

25.

Химия и здоровье. Здоровый образ жизни.

Химия – друг или враг здоровью человека? Как влияют химические вещества на здоровья человека. Основы здорового образа жизни.

Объяснять влияние различных химических веществ на организм человека. Оказывать приемы первой медицинской помощи при отравлении человека. Пользуясь инструкцией, определять меры предосторожности при работе с химическими веществами.

Творческое проектирование. /5 часов/

26.

Выбор темы для творческого проекта. Постановка целей проекта и путей их достижения.

27.

Анализ собранного материала. Индивидуальная консультация.

28.

Создание мультимедийной презентации.

29.

Защита творческого проекта.

30.

Подведение итогов курса.


Литература для учащихся:

1. Большая детская энциклопедия. Химия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

2. Химия: энциклопедия химических элементов. / Под ред. Смолеговского А.М. – М.: Дрофа, 2000.

3. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трофимова Д.Н. З-е издание. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.

5. Химия и общество (перевод с англ.) – М.: Мир, 1995.

6. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учебное пособие для учащихся школ-гимназий с углубленным изучением химии, биологии и экологии. – М: Просвещение, 1994. – 239с.

7. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике, 8 класс. М.: ВАКО, 2006.

8. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.

9. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарев А.В. Факультативный курс физики 8 кл.: Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

10. Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.

11. Степанов С.В. Лаборатория L-микро. Механика. Физика в ученическом эксперименте. М.: МГИУ, 2007.

Курс «Физика и химия вокруг нас»

Русский язык

Предметы естественно-научного цикла

Предметы экономико-социального цикла

Предметы математического цикла

Информатика

Алгебра и геометрия

Экономика

Обществознание

Биология

Экология

География

Астрономия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика в лицах" 7 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьного предмета «Физика».Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучени...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»

Программа составлена  на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...

Рабочая программа группового курса "Учись решать задачи по химии", 8 класс

Рабочая программа группового курса для 8 класса " Учись решать задачи по химии "...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"

Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Программа рассчитана на 140 часов обучения для у...