Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика и химия вокруг нас" 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».
Основная задача курса – формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты, а также использовании различных химических и физических явлений в повседневной жизни.
Программа написана для учащихся 8 класса.
Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdou_fizika_i_khimiya_8.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №50
«РАССМОТРЕНО» на заседании МС протокол № __ от ____________ Председатель МС _______________ Е.К. Пустовойт | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР «___» ______________________ ______________ Т.М. Туманнова | «УТВЕРДЕНО» директор МУ СОШ №50 ______________ Э.Б. Годованюк приказ № __ от ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя физики высшей квалификационной категории
Зеленина Олега Юрьевича
по курсу ПДОУ «Физика и химия вокруг нас»
8 класс
Учебная нагрузка: 1 час в неделю
30 часов в год
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка к элективному курсу «Физика и химия вокруг нас»
На современном этапе развития образовательной системы происходит ее реорганизация с целью индивидуализации процесса обучения. Сегодня проблема решается путем перехода школы к профильному обучению. Существует много вопросов: каким образом будет осуществляться этот переход, каково будет содержание профильного обучения и т.д. Однако жесткое профилирование имеет ряд минусов. Некоторые педагоги высказывают мнение, что ученики 8-9 классов еще не могут осознанно выбрать свой профиль. Чтобы осознанно подойти к выбору дальнейшего профиля, а возможно, и будущей профессии, я предлагаю ввести в курс основной школы элективные курсы, которые позволили бы учащимся раскрыть свои способности и сформировать межпредметные связи.
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьных предметов «Физика» и «Химия».
Основная задача курса – формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты, а также использовании различных химических и физических явлений в повседневной жизни.
Программа написана для учащихся 8 класса.
Данная программа предусматривает темы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов, связанных с практическими нуждами человека, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Цели и задачи курса.
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов, работе с справочной литературой и другими источниками информации.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Методы и средства обучения.
В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Основные формы организации учебных занятий.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
консультация с учителем;
работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:
роль эксперимента в изучении физических и химических явлений; методы научного познания;
особенности проведения физических и химических исследований;
роль человека в изменении окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
описывать изучаемые физические и химические явления и процессы;
использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;
приводить примеры практического использования знаний о физических и химических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;
проектировать пути решения экологических проблем;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.
Формируемые компетенции у учащихся.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.
Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.
Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.
Очень интересный аспект информационной компетентности – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. Задача учащихся – сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.
Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов (докладов, рефератов, сообщений, эссе), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.
Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в классах II ступени обучения. При подготовке к написанию творческой работы и публичного доклада с применением презентации возникают определённые трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого. Группа учащихся делится на подгруппы, каждой из них даётся текст творческой работы другой группы, которую они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходного текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого доклада (проекта), они потом стремятся избежать ошибок в собственных работах; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа творческого проекта в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы.
Социально-трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Общепредметные компетенции. Общепредметные компетенции относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью и др.
Предметные компетенции. Предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.
На рисунке представлена схема формирования межпредметных связей.
В таблице представлены формируемые межпредметные связи курса «Физика и химия вокруг нас» с другими дисциплинами, изучаемыми в школе на II ступени.
№ | Предмет | Формируемые компетенции | Формируемый навык |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Русский язык | Коммуникативная компетенция | Формирование навыка общения в группе, написания рефератов, докладов и эссе; а также способности передавать свои мысли в понятной и доступной для понимания форме. Способность понимать и уметь правильно оперировать научными терминами и понятиями. Формирование навыка работы с толковыми и терминологическими словарями. |
2. | Алгебра и геометрия | Общепредметные компетенции | Умение работать с математическими выражениями и геометрическими моделями реальных объектов. |
3. | Информатика | Общепредметные, информационные компетенции | Развитие способности к абстрактному мышлению – работа с кодированной информацией в виде математических формул, символов, написания химических реакций и др. |
4. | Биология | Общепредметные, учебно-познавательные компетенции | Формирование представлений о живых организмах – как о саморегулируемых системах. Взаимосвязь между физикой, химией и биологией и о процессах, протекающих в живых организмах. |
5. | Экология | Общепредметные, учебно-познавательные компетенции | Формирование умений оценивать последствия научных открытий на экосистемы Земли и на организм человека. |
6. | География | Общепредметные, учебно-познавательные компетенции | Роль развития научных достижений в познании нашей планеты. |
7. | Астрономия | Общепредметные, учебно-познавательные компетенции | Развитие представлений о строении Земли и Солнечной системы. Формирование понимания о единстве эволюции космических объектов, галактик и взаимосвязи физических и химических явлений в развитии Вселенной. |
8. | Экономика | Общепредметные, социально-трудо-вые компетенции | Развивать умение оценивать научные открытия и достижения для развития производственных сил, экономики страны и мировой экономики в целом. |
9. | Обществознание | Общепредметные, учебно-познавательные компетенции | Формирование умений оценивать последствия научных открытий на человека как индивидуума и на всё общество в в целом. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Учебные разделы и темы | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие. Постановка целей и задач курса. | 2.10 | |
2 | Физика и её методы познания. | 9.10 | |
3 | Физическая лаборатория и правила работы в ней. | 16.10 | |
4 | Сила Архимеда и её применение в науке и технике. | 23.10 | |
5 | Рычаг и наклонная плоскость. Применение рычага и наклонной плоскости в технике и быту. | 6.11 | |
6 | Сообщающиеся сосуды. Применение в технике. | 13.11 | |
7 | Тепловые двигатели и экология. | 20.11 | |
8 | Магнитное поле Земли и его влияние на живы организмы. | 27.11 | |
9 | Физика и география. Компас и его применение в ориентирование на местности. | 4.12 | |
10 | Физика и биология. Электрические потенциалы в организме человека. | 11.12 | |
11 | Изотопы. Применение изотопов в науке и медицине. | 18.12 | |
12 | Ядерная физика и строение Солнца. | 25.12 | |
13 | Физика и астрономия. Строение Солнечной системы и галактики Млечный путь. | 15.01 | |
14 | Химия и её методы познания. | 22.01 | |
15 | Химическая лаборатория и правила работы в ней. | 29.01 | |
16 | Водные ресурсы и человек. | 5.02 | |
17 | Человек и атмосфера. | 12.02 | |
18 | Нефть – сырье или топливо? | 19.02 | |
19 | Газ – сырье или топливо? | 26.02 | |
20 | Уголь – сырье или топливо? | 5.03 | |
21 | Ядерные ресурсы: польза или вред? | 12.03 | |
22 | Химия и пищевые ресурсы. | 19.03 | |
23 | Бытовые химикаты. | 26.03 | |
24 | Лекарства и яды. Домашняя аптечка. | 9.04 | |
25 | Химия и здоровье. Здоровый образ жизни. | 16.04 | |
26 | Выбор темы для творческого проекта. Постановка целей проекта и путей их достижения. | 23.04 | |
27 | Анализ собранного материала. Индивидуальная консультация. | 30.04 | |
28 | Создание мультимедийной презентации. | 7.05 | |
29 | Защита творческого проекта. | 14.05 | |
30 | Подведение итогов курса. | 21.05 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Знать | Уметь |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Вводное занятие. Постановка целей и задач курса. | ||
Физика вокруг нас. /12 часов/ | |||
2. | Физика и её методы познания. | Наблюдение. Эксперимент. Постановка и описание опытов. Фиксирование результатов (лабораторный журнал). | Поиск и объяснение закономерностей, гипотезы, моделирование, теория. Представление результатов (словесное описание, таблицы, графики, схемы и т.п.). Справочная химическая литература и работа с ней. |
3. | Физическая лаборатория и правила работы в ней. | Общие правила поведения в лаборатории. Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи. Устройство и назначение измерительных приборов. | Агрегатное состояние, цвет, запах, твердость, плотность, температуры кипения и плавления (связь с агрегатным состоянием), температура возгонки (сублимации), теплопроводность, электропроводность (понятие относительной шкалы величин на примере электропроводности). Правила организации лабораторной работы в домашних условиях. |
4. | Сила Архимеда и её применение в науке и технике. | Значение работ Архимеда. Что такое выталкивающая сила и как её используют в науке и технике? | Проводить расчеты по определению силы Архимеда. Определять на практике выталкивающую силу с помощью лабораторного динамометра. Решать качественные и расчетные задачи на определение силы Архимеда. |
5. | Рычаг и наклонная плоскость. Применение рычага и наклонной плоскости в технике и быту. | Что такое рычаг и где его променяют? Что такое наклонная плоскость и где её применяют? Современные приборы, в основу которых положено применение рычага и наклонной плоскости. Рычаги в человеческом теле. | Проводить расчеты КПД рычага и наклонной плоскости. Выяснять условие равновесия рычага. Определять КПД наклонной плоскости с помощью лабораторного динамометра. Решать качественные и расчетные задачи. |
6. | Сообщающиеся сосуды. Применение в технике. | Устройство ртутного манометра. Значение сообщающихся сосудов в быту и технике. | Уметь измерять давление с помощью ртутного (жидкостного) манометра. |
7. | Тепловые двигатели и экология. | Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Влияние продуктов сгорания на экологию Земли. | Двигатель внутреннего сгорания и его устройство (уметь объяснять принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания на модели). Уметь объяснять парниковый эффект. |
8. | Магнитное поле Земли и его влияние на живые организмы. | Причины появления магнитного поля Земли. Что такое магнитные бури и чем они вредны для живых организмов? | Уметь работать со справочной литературой и правилами написания реферативных работ. |
1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Физика и география. Компас и его применение в ориентирование на местности. | Роль физики в изучении планеты Земля. Что такое магнетизм? Магнитные явления и способы ориентирования на местности. Географические и магнитные полюса Земли. | Работать с компасом и с его помощью определять стороны горизонта, а также способы ориентирования на местности. |
10. | Физика и биология. Электрические потенциалы в организме человека. | Причины появления электрических потенциалов в организме человека. Приборы, позволяющие регистрировать электрическую активность сердца и головного мозга. | Уметь объяснять электрические явления, происходящие в организме человека, а также причины их возникновения. |
11. | Изотопы. Применение изотопов в науке и медицине. | Что такое изотопы? Применение изотопа 13C для датирования. Применение изотопов в рентгенологии. Закон полураспада и расчеты на его основе. | Уметь рассчитать число протонов и нейтронов в изотопе. Решать расчетные задачи на основе закона полураспада. Оценивать вредные последствия воздействия излучения на живые организмы. |
12. | Ядерная физика и строение Солнца. | Что такое атомное ядро и энергия, хранящаяся внутри его? Ядерный реактор и принцип его работы. Солнце – естественный реактор. | Объяснять строение Солнца и ядерного реактора. |
13. | Физика и астрономия. Строение Солнечной системы и галактики Млечный путь. | Теории рождения Солнечной системы и галактики Млечный путь. Как устроена Солнечная система? Эволюция Вселенной и Солнечной системы. | Объяснять, как устроена Солнечная система и галактика Млечный путь. |
Химия вокруг нас. /12 часов/ | |||
14. | Химия и её методы познания. | Наблюдение. Эксперимент. Постановка и описание опытов. Фиксирование результатов (лабораторный журнал). | Поиск и объяснение закономерностей, гипотезы, моделирование, теория. Представление результатов (словесное описание, таблицы, графики, схемы и т.п.). Справочная химическая литература и работа с ней. |
15. | Химическая лаборатория и правила работы в ней. | Общие правила поведения в лаборатории. Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи. Назначение в лаборатории: химической посуды, вспомогательного оборудования, измерительное оборудование, весы, термометры, реактивы. Правила хранения веществ в соответствии со степенью опасности. | Агрегатное состояние, цвет, запах, твердость, плотность, температуры кипения и плавления (связь с агрегатным состоянием), температура возгонки (сублимации), теплопроводность, электропроводность (понятие относительной шкалы величин на примере электропроводности). Правила организации лабораторной работы в домашних условиях. |
16. | Водные ресурсы и человек. | Состав природной воды и ее основные загрязнители. Что такое жесткая вода и чем она вредна? Как уменьшить расход воды в быту? Как очистить воду в бытовых и походных условиях. | Проводить расчеты по приготовлению и разбавлению растворов. Определять на практике качественный состав воды. Составлять уравнения реакций обмена в ионном виде. Устранять жесткость воды и накипь с бытовых приборов. |
1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Человек и атмосфера. | Состав воздуха. Основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и человека. Глобальные проблемы, связанные с загрязнением воздуха и пути их решения. | Оказывать первую помощь в случае отравления газами. С химической точки зрения объяснять появление «кислотных дождей» и их воздействие на окружающую среду. |
18. | Нефть – сырье или топливо? | Состав нефти. Основы переработки нефти. Использование нефти и продуктов её перегонки. Глобальные проблемы, связанные с добычей нефти и пути их решения. | Проводить расчеты по уравнения реакций горения продуктов нефтеперегонки. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты переработки нефти. |
19. | Природный газ – сырье или топливо? | Состав газа. Использование углеводородов природного газа для синтеза органических веществ. Глобальные проблемы, связанные с добычей природного газа и пути их решения. | Рассчитывать количество кислорода (воздуха), требуемого для сжигания природного газа. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты переработки природного газа. |
20. | Уголь – сырье или топливо? | Состав угля. Коксование угля и использование продуктов коксования для синтеза органических веществ. Глобальные проблемы, связанные с добычей угля и пути их решения. | Рассчитывать количество кислорода (воздуха), требуемого для сжигания угля, содержащего негорючие и горючие примеси. Составлять уравнения реакций горения углеводородов и уравнивать их. Уметь предсказать, где могут быть использованы продукты коксования угля. |
21. | Ядерные ресурсы: польза или вред? | Преимущества и недостатки ядерной энергетики. Понятия "радиоактивность", "период полураспада". Применение радиоактивных изотопов. Действие радиации на живые организмы. | На практике применять знания о мерах профилактики избыточного излучения на организм человека. Составлять схемы строения атомов первых четырех периодов. |
22. | Химия и пищевые ресурсы. | Состав пищи и действие основных компонентов на организм человека. Виды витаминов, пищевых добавок. Понятия "сбалансированное", "несбалансированное питание". Понимать смысл процессов, происходящих при хранении и приготовлении пищи. | Записывать схемы превращения белков, жиров, углеводов в организме человека. Пользуясь данными о составе, рассчитывать калорийность продуктов, количество белков, жиров и углеводов в них. |
23. | Бытовые химикаты. | Меры безопасности при работе с бытовыми химикатами. Классификацию органических и неорганических веществ. Понятия "канцерогенный", "мутагенный", "тератогенный", "ПАВ". Понимать смысл процессов, происходящих при стирке, чистке загрязнений. | Классифицировать некоторые вещества, входящие в состав бытовых химикатов, составлять их химические формулы. В домашних условиях удалять различные виды пятен. Составлять уравнения реакций, происходящих при стирке и чистке загрязнений (жировых, ржавчины). |
1 | 2 | 3 | 4 |
24. | Лекарства и яды. Домашняя аптечка. | Виды лекарств. Понятия "антибиотик", "антидот", "анестезирующее средство", "лекарственная зависимость", "анальгетик", "антисептик", "алкалоид". Влияние наркотиков и алкоголя на организм человека. | Проводить необходимые расчеты и готовить лекарственные растворы с заданной концентрацией. По формуле лекарственного препарата называть важнейшие функциональные группы и определять их классовую принадлежность. Пользуясь инструкцией, определять вид лекарственного средства и правила его приема. |
25. | Химия и здоровье. Здоровый образ жизни. | Химия – друг или враг здоровью человека? Как влияют химические вещества на здоровья человека. Основы здорового образа жизни. | Объяснять влияние различных химических веществ на организм человека. Оказывать приемы первой медицинской помощи при отравлении человека. Пользуясь инструкцией, определять меры предосторожности при работе с химическими веществами. |
Творческое проектирование. /5 часов/ | |||
26. | Выбор темы для творческого проекта. Постановка целей проекта и путей их достижения. | ||
27. | Анализ собранного материала. Индивидуальная консультация. | ||
28. | Создание мультимедийной презентации. | ||
29. | Защита творческого проекта. | ||
30. | Подведение итогов курса. |
Литература для учащихся:
1. Большая детская энциклопедия. Химия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
2. Химия: энциклопедия химических элементов. / Под ред. Смолеговского А.М. – М.: Дрофа, 2000.
3. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трофимова Д.Н. З-е издание. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.
5. Химия и общество (перевод с англ.) – М.: Мир, 1995.
6. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учебное пособие для учащихся школ-гимназий с углубленным изучением химии, биологии и экологии. – М: Просвещение, 1994. – 239с.
7. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике, 8 класс. М.: ВАКО, 2006.
8. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.
9. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарев А.В. Факультативный курс физики 8 кл.: Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1985.
10. Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.
11. Степанов С.В. Лаборатория L-микро. Механика. Физика в ученическом эксперименте. М.: МГИУ, 2007.
Курс «Физика и химия вокруг нас»
Русский язык
Предметы естественно-научного цикла
Предметы экономико-социального цикла
Предметы математического цикла
Информатика
Алгебра и геометрия
Экономика
Обществознание
Биология
Экология
География
Астрономия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика в лицах" 7 класс
Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьного предмета «Физика».Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучени...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...
Рабочая программа группового курса "Учись решать задачи по химии", 8 класс
Рабочая программа группового курса для 8 класса " Учись решать задачи по химии "...
Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса
ПРОГРАММА элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована для учащихся 10 А класса хим-биопрофиля...
Рабочая программа общеразвивающего курса дополнительного образования "Подготовка к ОГЭ по химии (решение химических задач)"
Данный элективный курс является дополнительным при изучении химии по программе курса химии (общая химия) для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.Программа рассчитана на 140 часов обучения для у...