Конспект урока: «Что такое химическое уравнение?» (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс)
На данном уроке у обучающихся формируется представление о химическом уравнении как условной записи процесса превращения одних веществ в другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_kl._chto_takoe_himicheskoe_uravnenie.docx | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Конспект урока: «Что такое химическое уравнение?» (8 класс)
Учитель химии
высшей квалификационной категории
Куземина Людмила Алексеевна
Смоленск, 2020
Тема урока: Что такое химическое уравнение?
Цель урока: сформировать представление о химическом уравнении как условной записи процесса превращения одних веществ в другие.
Задачи урока:
- вспомнить понятия, которые взаимосвязаны с темой урока;
- закрепить умения записывать формулы веществ на основании их качественного и количественного состава;
- понимать разницу между схемой и уравнением химической реакции;
- сформировать первоначальные умения по расстановке коэффициентов;
- осознать, что химическое уравнение отражает химический процесс, экспериментальным подтверждением которого является опыт;
- направлять поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных внутри и межпредметных учебных проблем.
Технология проблемного обучения
Оборудование:
- карточки со словами;
- карточки с формулами веществ;
- таблички с названием учебных ситуаций;
- прибор для демонстрации электролиза воды.
Ход урока.
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь.
Посмотрите, все ль в порядке:
Учебник, ручки и тетрадка.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- Ориентировочно-мотивационный этап
Урок начну с вопроса.
Ребята, как вы думаете, если существует химический язык, то, что в нем можно считать буквами, словами и предложениями?
Ответ учащихся
Продолжите фразу:
«зная знаки и валентность химических элементов, можно
записать … …, а зная формулы веществ, участвующих в реакции, составляют … …»
А теперь сформулируйте тему урока, используя подсказку на доске:
Что такое … …. ?
2Н2О 2Н2 + О2
Работа с тетрадью: число, классная работа, тема урока.
Метазнание
Ребята, с чем у вас ассоциируется термин «Химическое уравнение»?
Метазнак
Сформулируйте цель урока … …
Кузьма Прудков говорил «Принимаясь за дело, соберись с духом».
Готовы работать дальше?
- Операционно-исполнительный этап
- В названиях многих лекарств, а также веществ и смесей, используемых в быту, «спрятаны» названия химических элементов, определите эти элементы и запишите их символами:
|
|
I, Mn, Fe, Cl, P, Br, B, Ca, Cu, F
- Ученик получил задание составить по названиям веществ их химические формулы. Выполняя задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась следующая запись:
H2OP2O5AlO3NaH2CO2N2K2SSiO2
Определите вещества и разделите их на 2 группы по составу:
Простые вещества Al O3 Na H2 N2 | Сложные вещества H2O P2O5 CO2 K2S SiO2 |
Очень часто химические знания, полученные в школе, мы воспринимаем оторвано от жизни. Но это не так! Вспомним лето!
Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
Куда не погляжу – прекраснейшие виды:
Песочек-пляж, вода морская,
А с моря бриз. Волна крутая.
И воздух … дышится легко,
Вода парное молоко.
Назовите формулы веществ, зашифрованные в стихотворении.
- Диктант. Составьте формулы веществ по их названиям:
- оксид серы (VI),
- серная кислота,
- кислород,
- гидроксид меди (II),
- хлор,
- гидроксид лития,
- азотная кислота,
- оксид серебра
SO3, Н2SО4, O2, Cu(OH)2, Cl2, LiOH, HNO3, Ag2O
Что мы понимаем под термином «химическая формула»?
Теперь мы можем с помощью химических формул представить химический процесс, заключающийся в превращении одних веществ в другие.
Метаспособ
Переходим к ситуации «Моделируем понятие».
II II
Cu + O2 CuO
В уравнении химической реакции число атомов каждого химического элемента слева и справа должно быть одинаковым.
Можем ли мы данную запись химической реакции считать уравнением? Почему?
Если в схеме расставить коэффициенты, то она превратится в уравнение.
II II
2Cu + O2 2CuO
Химическое уравнение – это условная запись … … с помощью … … и … перед ними.
Метазадача
Следующая ситуация называется «Составляем уравнение»
- Преобразуйте схемы в уравнение реакции
Al + Cl2 AlCl3
HgO Hg + O2
Mg + HCl MgCl2 + H2
P + O2 P2O5
- Исчезнувшие формулы
NH3 … + …
Са + … Ca3N2
Al + … Al2(SO4)3 + H2
K + H2 …
Метапроблема
Так что же отражает химическое уравнение? (химический процесс)
Как в этом убедиться? (провести опыт)
Проведем опыт по разложению Н2О под действием постоянного электрического тока, уравнение этой реакции записано на доске в теме урока.
Демонстрация опыта!!!
Метасмысл
С веществами в природе, быту, промышленности, в нашем организме постоянно происходят какие-либо изменения.
Ситуация «Определи явление»:
- замерзание воды,
- вытягивание медной проволоки,
- пожелтение листьев,
- образование черного налета на серебряных изделиях,
- растворение уксуса в воде,
- прокисание молока,
- испарение воды,
- измельчение кусочка сахара,
- при сгорании серы в кислороде образуется газ с резким запахом,
- при разложении воды образуется водород и кислород
ФФХХФХФФХХ (самопроверка)
- Рефлексивно-оценочный этап
Давайте подведем итог работы на уроке, используя глаголы, записанные на доске:
закрепил …
научился …
справился …
понравилось …
Я подведу итог сегодняшней работы на уроке словами лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии».
Домашнее задание:
подготовить рассказы о реакциях:
- фотосинтез,
- реакции горения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОРов....
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по химии в 10-м классе по теме "Химические свойства спиртов и их применение"
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр...
Конспект урока «Что такое функция», 7 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.
Конспект урока по теме «Что такое функция»Обучающие цели: сформировать у учащихся понятие функции, способов её задания, умение находить соответствующее значение функции.План урока: 1) Орга...
План-конспект урока по теме "Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" в 8 классе
План-конспект урока по теме "Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" в 8 классе...