Методическая разработка урока по теме "Соли"
методическая разработка по химии (8 класс)

Харлошенко Марина Николаевна

Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе. В данной разработке  есть конспект урока, технологическая карта, презентация и рабочий лист урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc93.5 КБ
Файл konspekt_uroka.docx21.59 КБ
Файл rabochiy_list_uroka.docx164.81 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_soli.ppt928.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Соли».

ФИО (полностью)

Авторы, разработчики

Харлошенко Марина Николаевна

Предмет

химия

УМК

О.С.Габриелян

Класс

8 класс

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Технология урока

Процесс подготовки, проведения и анализа урока.

Тема урока:  

Соли.

Цель

Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.

Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля.

Форма работы учащихся на уроке:

Самостоятельно, в парах.

Оборудование для учителя:

Компьютер, экран, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Оборудование (и материалы) для учащихся: 

Наборы карточек с веществами:  NaCl,  H2SO4,  MgO ,  HCl , Na2CO3,  CaO ,  CaCO3 ,      H2O ; дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

 

   

          Технологическая карта урока: (урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся).

Этап занятия (урока)

Время

Предметные УУД 

Метапредметные УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводный этап

8 минут

Формулировать определение нового химического понятия, определять состав вещества

(П): систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям, извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, определяют основную и второстепенную информацию, постановка и формулирование проблемы.

(Р): целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование.

(К): формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение.

Добрый день ребята, уважаемые гости нашего занятия.

? Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться? (Оксиды, кислоты).

СЛАЙД 2

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: распределить предложенные вещества на группы.

  • Задание на классификацию соединений. (задание на СЛАЙДЕ и в рабочих листах)

Выпишите из  приведенных ниже веществ оксиды и кислоты.

NaCl      H2SO4     MgO

   HCl        Na2CO3

  CaO     CaCO3       H2O

Оксиды

Кислоты

MgO, H2O CaO,  

  Н24,  НСl

Давайте  проверим, что у нас получилось.

? Какие вещества называют оксидами?

? Какие вещества называют кислотами?

Учитель: Какие формулы соединений не выбраны?

Учащиеся: NaCl   Na2CO3     CaCO3 (слайд )

Учитель: Почему?

Учащиеся: Не подходят ни к одному классу.

Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества?

Учащиеся: Не известно

       3.  Вызов

Предлагаю  прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь. (слайд 3

 «Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические   процессы в организмах: в крови создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи.

Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества.

В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество.

В Китае в 13 веке из этого вещества изготавливались монеты,

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть».

Приложение №2

Создает условия для формулирования темы и целей урока:  

*на основе прослушанной информации предлагает сделать вывод о каком веществе идет речь

*для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание: определить состав третьей группы веществ.

СЛАЙД 3,4

Мы нашли название этой группы веществ. Соль имеет большое значение в жизни человека и животных. А что вы знаете об этом веществе?

СЛАЙД 5

Мы так мало знаем об этом важном веществе, но можем восполнить пробелы в знаниях на нашем уроке.

СЛАЙД 6

- Предположите, что вы должны узнать о солях и чему должны научиться.

Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, анализируют информацию.

Выделяют три группы веществ по признакам классов: оксиды,  кислоты, вещества третьей группы неизвестны.

Определяют состав группы веществ (Ме(КО))

Предполагают, что данное вещество – соль, формулируют определение данного класса.

Отвечают на вопрос: белая, соленая, хорошо растворима в воде

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

-Знать состав солей

-Научиться составлять формулу солей

-Научиться называть соли

Выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то можем записать алгоритмы составления их формул и названий.

Основной этап. Осмысление

20 минут

Выделять вещество по формуле, объяснять результат выбора, составлять формулы.

(П): умение структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение и выбор информации в зависимости от цели, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

(Р):самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия.

(К): умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий.

СЛАЙД 7

*Организует работу в парах по отработке умений выделять соли по формулам соединений

H2S

CH4

K2SO4

HCl

Na2SO3

H2O

CaCO3

N2O

MgCl2

H2SO4

Na2O

K2SO4

HCl

MgSO3

H2SiO3

CaCO3

KNO3

H2S

Приложение №3

СЛАЙД 8

*организует работу с §17 с целью изучения алгоритма составления формул солей.

СЛАЙД 9

*

*Слайд 13

*корректирует деятельность учащихся

СЛАЙД 11

*предлагает работу в группах: подготовить синквейн к понятию – соль. Приложение№4

Участвуют в игре (крестики-нолики), выбирают выигрышный путь (формулы солей).

Изучают материал параграфа, знакомятся с составлением формул солей.

Выполняют работу с тренажером по составлению формул солей.

 

Проверяют свою работу и оценивают результат.

Работают в группах, составляют синквейн.

Заключительный этап.

5минут

Закрепить общеучебные и логические умения и навыки.

(П): умения структурировать знания.

(Р): умение планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать полученные знания.

(К): умение выражать свои мысли.

*предлагает послушать синквейны групп.

*предлагает вспомнить какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Проверяет и озвучивает результаты.

Выступают с синквейнами

Выполняют задание. Оценивают работу друг друга.

Рефлексия

5 минут

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

(Р): осознать личную значимость владения информацией

*побуждает оценить свою деятельность на уроке

*предлагает заполнить таблицу

СЛАЙД 12

Знания/умения

Да

+

нет

-

1)Я знаю

Что такое соли

Состав солей

2)я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

Классифицировать соли по растворимости.

Приложение№5

СЛАЙД 13

*записывает домашнее задание:

 Обязательное:

выучить таблицу стр. 112

На выбор: §17, №1 или 3

*просит учащихся поделиться впечатлениями об уроке, оценить работу друг друга и класса в целом.

*выставляет отметки

Заполняют таблицу

Записывают домашнее задание.

Делятся впечатлениями, оценивают работу.

Список литературы:

  1. Химия. 8кл: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян и др.-М.:Просвещение, 2021.



Предварительный просмотр:

Добрый день ребята и уважаемые гости нашего занятия.

Я рада встречи с  Вами. Ну что ж, давайте начнем.

? Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться? (Оксиды, кислоты).

? Какие вещества называют оксидами?

? Какие вещества называют кислотами?

СЛАЙД 2

Выпишите из  приведенных ниже веществ оксиды и кислоты.

 (задание 1 в ваших рабочих листах). Время выполнения 1 мин

NaCl      H2SO4     MgO

   HCl        Na2CO3

  CaO     CaCO3       H2O

Оксиды

Кислоты

MgO, H2O CaO,  

  Н24,  НСl

Давайте  проверим, что у вас получилось. СЛАЙД 3

(рядом с правильно выписанной формулой поставьте знак  + )

Посчитайте общее количество плюсов и поставьте  цифру на полях РЛ.

Учитель: Какие формулы соединений не выбраны?

Учащиеся: NaCl   Na2CO3     CaCO3 (слайд 4)

Учитель: Почему?

Учащиеся: Не подходят  ни к одному классу.

Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества?

 Учащиеся: Не известно

       3.  Вызов

Предлагаю  прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь. (слайд)

 «Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические   процессы в организмах.

Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества.

В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество.

Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

 говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть».

Скажите о каком веществе идет речь? (соль)

Ребята, назовите  тему нашего урока сегодня. (Соли)

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема: СОЛИ

 

Соль имеет большое значение в жизни человека и животных. А что вы знаете об этом веществе? Назовите физические свойства.(белая, соленая, хорошо растворима в воде)

Мы так мало знаем об этом важном веществе, но можем пополнить  знания  на нашем уроке.

СЛАЙД 9    Ребята, предлагаю выполнить задание: определить состав третьей группы веществ.

Сформулируйте определение класса солей СЛАЙД 10

Ученик Это сл вещ, сост из ионов Ме и КО.

Запишите в тетрадь

Мы определили  название этой группы веществ.

Сформулируем цель урока

Раскрыть понятие Соли как класса неорганических соединений

СЛАЙД 11

А какие задачи сегодня будем выполнять-

  • находить среди неорганических веществ формулы солей.
  • составлять формулы солей (по алгоритму)
  • называть соли.

СЛАЙД 12,13  Выполним задание № 2   в РЛ, оно построено по принципу игры «крестики-нолики», обведите формулы солей и найдите выигрышный путь

H2S

CH4

K2SO4

HCl

Na2SO3

H2O

CaCO3

N2O

MgCl2

H2SO4

Na2O

K2SO4

HCl

MgSO3

H2SiO3

CaCO3

KNO3

H2S

Поставьте плюс , к каждой формуле соли, если определили верно. И дополнительно, + если правильно выбрали игровое поле.

Посчитайте общее количество и напишите цифру на полях  в РЛ.

СЛАЙД 14

Откройте стр 79 в учебнике.

Чтобы составить формулы солей необходимо работать по алгоритму.

1ое чит, 2ое, 3ье и тд (читает ученик)

Выполните задание № 3 по вариантам, составленные формулы запишите в тетрадь

Время на выполнение 3 мин

Проверьте работы в парах друг у друга (по шаблону) и поставьте плюсы за верно составленные формулы. На полях запишите число.

Обратимся  к учебнику, чтобы правильно назвать формулы солей (стр 79, 6 абзац)

СЛАЙД 15

Выполним задание № 4 в РЛ (время 2 мин)

Проверьте работы по шаблону, посчитайте количество правильных ответов и запишите на полях в  РЛ

? вспомните какую цель  и задачи поставили в начале урока, достигли ли их?

Проверяем  и озвучиваем результаты.

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17    А теперь заполните таблицу «Знания, умения»

Знания/умения

Да

+

нет

-

1)Я знаю

Что такое соли

Состав солей

2)я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

СЛАЙД 18

*записывает домашнее задание:

 Обязательное:

выучить таблицу стр. 112

На выбор: §17, упр 3

 Посчитайте общее количество + за 4 задания (по критериям)  и поставьте себе отметку.

Установим соответствие названием класса неорг вещ и формулой.

Какие формулы остались? Можем сейчас их определить?

Это область изучения на следующем уроке.

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

                                              Рабочий лист урока                        1сторона

Ф.И._________________________

№ 1 Впишите формулы оксидов и кислот в таблицу.

NaCl      H2SO4     MgO   HCl        Na2CO3   CaO     CaCO3       H2O

Оксиды

Кислоты

 

№ 2 «Крестики – нолики»

  1.                                                                       2)

H2SO4

Na2O

K2SO4

HCl

MgSO3

H2SiO3

CaCO3

KNO3

H2S

H2S

CH4

K2SO4

HCl

Na2SO3

H2O

CaCO3

N2O

MgCl2

3 Составить формулы солей (по алгоритму)

1 вариант              Na CO3             Mg SO4             

2 вариант                        ВaCI           Na SO4            

№ 4 Дать названия веществам

1 вариант             K2SO3       Li2CO3

 2 вариант                Na3PO4      Mg(NO3 )2            

Знания/умения

Да    +

Нет   -

 1)Я знаю

 Что такое соли

Состав солей

2)я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

                                                                                                                                     2 сторона

№ 2    «Крестики – нолики»

  1.                                                                            2)

H2SO4

Na2O

K2SO4

HCl

MgSO3

H2SiO3

CaCO3

KNO3

H2S

H2S

CH4

K2SO4

HCl

Na2SO3

H2O

CaCO3

N2O

MgCl2

№ 3

Na CO3

Na2 CO3

Mg SO4             

Mg SO4             

ВaCI

ВaCI 2

Na SO4            

Na2 SO4            

№ 4

K2SO3

Сульфит калия

Li2CO3

Карбонат лития

Na3PO4

Фосфат натрия

Mg(NO3 )2            

Нитрат магния

Итоговая отметка:

 9               баллов   «3»

10 – 14      баллов «4»

15 - 18      баллов «5»

C:\Users\компьтер\Desktop\d231f1dc7b8d3cc1c49ddd5f22fb3b44-800x.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия, 8 класс Глава II Важнейшие представители неорганических веществ

Слайд 2

Распределите по классам формулы указанных веществ: NaCl H 2 SO 4 MgO HCl Na 2 CO 3 CaO CaCO 3 H 2 O

Слайд 3

Оксиды Кислоты MgO H 2 O CaO Н 2 SО 4 НСl

Слайд 4

NaCl Na 2 CO 3 CaCO 3

Слайд 5

«Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах. Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г.

Слайд 6

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество.

Слайд 7

Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Слайд 8

CuSO 4 MgSO 4 CaCO 3 (мел ) KNO 3 KCl (сильвин) FeTiO 3 (ильменит) KMnO 4 FeCl 3

Слайд 9

NaCl – поваренная соль «Хлеб да соль»

Слайд 10

Состав солей KCl Na 2 SO 4 AlPO 4 MgS Какие виды ионов входят в состав солей? К Cl Na SO 4 Al PO 4 Mg S Na

Слайд 11

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков .

Слайд 12

ЗАДАЧИ: Научиться: находить среди неорганических веществ формулы солей. составлять формулы солей. называть соли.

Слайд 13

Найдите среди формул веществ- формулы солей H 2 S CH 4 K 2 SO 4 HCl Na 2 SO 3 H 2 O CaCO 3 N 2 O MgCl 2 H 2 SO 4 Na 2 O K 2 SO 4 HCl MgSO 3 H 2 SiO 3 CaCO 3 KNO 3 H 2 S

Слайд 14

Найдите среди формул веществ- формулы солей H 2 S CH 4 K 2 SO 4 HCl Na 2 SO 3 H 2 O CaCO 3 N 2 O MgCl 2 H 2 SO 4 Na 2 O K 2 SO 4 HCl MgSO 3 H 2 SiO 3 CaCO 3 KNO 3 H 2 S

Слайд 15

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Записать рядом знаки элементов Определите степени окисления атомов или заряды ионов и подпишите их Найдите для них наименьшее общее кратное По наименьшему общему кратному рассчитываем индексы Подставь индексы в формулу. Если ион сложный, а индекс больше единицы, то возьми ион в скобки! Алгоритм составления формул Са N + 2 - 3 3 2 НОК = 6 3 2 6 : : = = 6 6

Слайд 16

Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит CL ¯ - хлорид NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид SO 3 2- - сульфит С 4 - - карбид SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид С O 3 2- - карбонат Р O 4 3- - фосфат + = Na 2 SO 4 - сульфат натрия

Слайд 17

Раскрыть понятие Соли как класса неорганических соединений - сформулировать определение класса солей.

Слайд 18

ЗАДАЧИ: Научиться: находить среди неорганических веществ формулы солей. составлять формулы солей. называть соли.

Слайд 19

Рефлексия Знания/умения Да + нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости. Знания/умения Да + нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей

Слайд 20

CaCO 3 – мрамор, известняк, мел NaCl – поваренная соль «Хлеб да соль»

Слайд 21

Домашнее задание: §17, Наизусть названия кислотных остатков по таблице, стр.112 Упр. 3 (письменно) Задание в Skysmart ( см в электрон. дневнике) Составить синквейн (по желанию)

Слайд 22

NaCl CaCO 3 BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 Na 2 SO 4 Соли Оксиды С a О P 2 О 5 Fe 2 О 3 C О 2 Cu О Кислоты С a( О H) 2 С u( О H) 2 Na О H Ba( О H) 2 K О H H 2 S О 4 H 3 P О 4 HCl H 2 C О 3 Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений HNO 3

Слайд 23

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...