Методическая разработка урока по теме "Соли"
методическая разработка по химии (8 класс)
Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе. В данной разработке есть конспект урока, технологическая карта, презентация и рабочий лист урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 93.5 КБ |
konspekt_uroka.docx | 21.59 КБ |
rabochiy_list_uroka.docx | 164.81 КБ |
prezentatsiya_soli.ppt | 928.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Соли».
ФИО (полностью) Авторы, разработчики | Харлошенко Марина Николаевна |
Предмет | химия |
УМК | О.С.Габриелян |
Класс | 8 класс |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления нового материала. |
Технология урока | Процесс подготовки, проведения и анализа урока. |
Тема урока: | Соли. |
Цель | Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей. |
Планируемые результаты: | Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений. |
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. | |
Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями. | |
Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями. | |
Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Задачи: | Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения. Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля. |
Форма работы учащихся на уроке: | Самостоятельно, в парах. |
Оборудование для учителя: | Компьютер, экран, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей. |
Оборудование (и материалы) для учащихся: | Наборы карточек с веществами: NaCl, H2SO4, MgO , HCl , Na2CO3, CaO , CaCO3 , H2O ; дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей. |
Технологическая карта урока: (урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся).
Список литературы:
- Химия. 8кл: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян и др.-М.:Просвещение, 2021.
Предварительный просмотр:
Добрый день ребята и уважаемые гости нашего занятия. Я рада встречи с Вами. Ну что ж, давайте начнем. ? Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться? (Оксиды, кислоты). ? Какие вещества называют оксидами? ? Какие вещества называют кислотами? СЛАЙД 2 Выпишите из приведенных ниже веществ оксиды и кислоты. (задание 1 в ваших рабочих листах). Время выполнения 1 мин NaCl H2SO4 MgO HCl Na2CO3 CaO CaCO3 H2O
Давайте проверим, что у вас получилось. СЛАЙД 3 (рядом с правильно выписанной формулой поставьте знак + ) Посчитайте общее количество плюсов и поставьте цифру на полях РЛ. Учитель: Какие формулы соединений не выбраны? Учащиеся: NaCl Na2CO3 CaCO3 (слайд 4) Учитель: Почему? Учащиеся: Не подходят ни к одному классу. Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества? Учащиеся: Не известно 3. Вызов Предлагаю прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь. (слайд) «Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах. Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество. Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть». Скажите о каком веществе идет речь? (соль) Ребята, назовите тему нашего урока сегодня. (Соли) Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема: СОЛИ
Соль имеет большое значение в жизни человека и животных. А что вы знаете об этом веществе? Назовите физические свойства.(белая, соленая, хорошо растворима в воде) Мы так мало знаем об этом важном веществе, но можем пополнить знания на нашем уроке. СЛАЙД 9 Ребята, предлагаю выполнить задание: определить состав третьей группы веществ. Сформулируйте определение класса солей СЛАЙД 10 Ученик Это сл вещ, сост из ионов Ме и КО. Запишите в тетрадь Мы определили название этой группы веществ. Сформулируем цель урока Раскрыть понятие Соли как класса неорганических соединений СЛАЙД 11 А какие задачи сегодня будем выполнять-
| ||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 12,13 Выполним задание № 2 в РЛ, оно построено по принципу игры «крестики-нолики», обведите формулы солей и найдите выигрышный путь
Поставьте плюс , к каждой формуле соли, если определили верно. И дополнительно, + если правильно выбрали игровое поле. Посчитайте общее количество и напишите цифру на полях в РЛ. СЛАЙД 14 Откройте стр 79 в учебнике. Чтобы составить формулы солей необходимо работать по алгоритму. 1ое чит, 2ое, 3ье и тд (читает ученик) Выполните задание № 3 по вариантам, составленные формулы запишите в тетрадь Время на выполнение 3 мин Проверьте работы в парах друг у друга (по шаблону) и поставьте плюсы за верно составленные формулы. На полях запишите число. Обратимся к учебнику, чтобы правильно назвать формулы солей (стр 79, 6 абзац) СЛАЙД 15 Выполним задание № 4 в РЛ (время 2 мин) Проверьте работы по шаблону, посчитайте количество правильных ответов и запишите на полях в РЛ | ||||||||||||||||||||||||
? вспомните какую цель и задачи поставили в начале урока, достигли ли их? Проверяем и озвучиваем результаты. СЛАЙД 16 | ||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 17 А теперь заполните таблицу «Знания, умения»
СЛАЙД 18 *записывает домашнее задание: Обязательное: выучить таблицу стр. 112 На выбор: §17, упр 3 Посчитайте общее количество + за 4 задания (по критериям) и поставьте себе отметку. Установим соответствие названием класса неорг вещ и формулой. Какие формулы остались? Можем сейчас их определить? Это область изучения на следующем уроке. Спасибо за работу! |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока 1сторона
Ф.И._________________________
№ 1 Впишите формулы оксидов и кислот в таблицу.
NaCl H2SO4 MgO HCl Na2CO3 CaO CaCO3 H2O
Оксиды | Кислоты |
|
№ 2 «Крестики – нолики»
- 2)
H2SO4 | Na2O | K2SO4 |
HCl | MgSO3 | H2SiO3 |
CaCO3 | KNO3 | H2S |
H2S | CH4 | K2SO4 |
HCl | Na2SO3 | H2O |
CaCO3 | N2O | MgCl2 |
№ 3 Составить формулы солей (по алгоритму)
1 вариант Na CO3 Mg SO4
2 вариант ВaCI Na SO4
№ 4 Дать названия веществам
1 вариант K2SO3 Li2CO3
2 вариант Na3PO4 Mg(NO3 )2
Знания/умения | Да + | Нет - |
1)Я знаю | ||
Что такое соли | ||
Состав солей | ||
2)я умею | ||
Выбирать из предложенных веществ соли | ||
Выводить формулы солей | ||
Составлять название солей |
2 сторона
№ 2 «Крестики – нолики»
- 2)
H2SO4 | Na2O | K2SO4 |
HCl | MgSO3 | H2SiO3 |
CaCO3 | KNO3 | H2S |
H2S | CH4 | K2SO4 |
HCl | Na2SO3 | H2O |
CaCO3 | N2O | MgCl2 |
№ 3
Na CO3 | Na2 CO3 |
Mg SO4 | Mg SO4 |
ВaCI | ВaCI 2 |
Na SO4 | Na2 SO4 |
№ 4
K2SO3 | Сульфит калия |
Li2CO3 | Карбонат лития |
Na3PO4 | Фосфат натрия |
Mg(NO3 )2 | Нитрат магния |
Итоговая отметка:
9 баллов «3»
10 – 14 баллов «4»
15 - 18 баллов «5»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите по классам формулы указанных веществ: NaCl H 2 SO 4 MgO HCl Na 2 CO 3 CaO CaCO 3 H 2 O
Оксиды Кислоты MgO H 2 O CaO Н 2 SО 4 НСl
NaCl Na 2 CO 3 CaCO 3
«Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах. Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество.
Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
CuSO 4 MgSO 4 CaCO 3 (мел ) KNO 3 KCl (сильвин) FeTiO 3 (ильменит) KMnO 4 FeCl 3
NaCl – поваренная соль «Хлеб да соль»
Состав солей KCl Na 2 SO 4 AlPO 4 MgS Какие виды ионов входят в состав солей? К Cl Na SO 4 Al PO 4 Mg S Na
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков .
ЗАДАЧИ: Научиться: находить среди неорганических веществ формулы солей. составлять формулы солей. называть соли.
Найдите среди формул веществ- формулы солей H 2 S CH 4 K 2 SO 4 HCl Na 2 SO 3 H 2 O CaCO 3 N 2 O MgCl 2 H 2 SO 4 Na 2 O K 2 SO 4 HCl MgSO 3 H 2 SiO 3 CaCO 3 KNO 3 H 2 S
Найдите среди формул веществ- формулы солей H 2 S CH 4 K 2 SO 4 HCl Na 2 SO 3 H 2 O CaCO 3 N 2 O MgCl 2 H 2 SO 4 Na 2 O K 2 SO 4 HCl MgSO 3 H 2 SiO 3 CaCO 3 KNO 3 H 2 S
Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Записать рядом знаки элементов Определите степени окисления атомов или заряды ионов и подпишите их Найдите для них наименьшее общее кратное По наименьшему общему кратному рассчитываем индексы Подставь индексы в формулу. Если ион сложный, а индекс больше единицы, то возьми ион в скобки! Алгоритм составления формул Са N + 2 - 3 3 2 НОК = 6 3 2 6 : : = = 6 6
Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит CL ¯ - хлорид NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид SO 3 2- - сульфит С 4 - - карбид SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид С O 3 2- - карбонат Р O 4 3- - фосфат + = Na 2 SO 4 - сульфат натрия
Раскрыть понятие Соли как класса неорганических соединений - сформулировать определение класса солей.
ЗАДАЧИ: Научиться: находить среди неорганических веществ формулы солей. составлять формулы солей. называть соли.
Рефлексия Знания/умения Да + нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости. Знания/умения Да + нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей
CaCO 3 – мрамор, известняк, мел NaCl – поваренная соль «Хлеб да соль»
Домашнее задание: §17, Наизусть названия кислотных остатков по таблице, стр.112 Упр. 3 (письменно) Задание в Skysmart ( см в электрон. дневнике) Составить синквейн (по желанию)
NaCl CaCO 3 BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 Na 2 SO 4 Соли Оксиды С a О P 2 О 5 Fe 2 О 3 C О 2 Cu О Кислоты С a( О H) 2 С u( О H) 2 Na О H Ba( О H) 2 K О H H 2 S О 4 H 3 P О 4 HCl H 2 C О 3 Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений HNO 3
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...