Урок "Химические свойства спиртов" для 10 класса
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок химии на тему «Химические свойства спиртов».
Задачи: Сформировать преставления учащихся о свойствах спиртов;
Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов;
Совершенствовать умения учащихся проводить химические опыты, подтверждающие свойства спиртов;
Продолжить формирование умений анализировать, наблюдать и делать выводы;
Учить учащихся работать в микрогруппах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_svoystva_spirtov.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии
на тему
«Химические свойства спиртов»
10 класс
Разработала и провела
учитель химии
Дубинина И.Е.
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №2»
Учитель химии: Дубинина И.Е.
Тема урока: Химические свойства спиртов.
Цель: Изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов.
Задачи: Сформировать преставления учащихся о свойствах спиртов;
Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов;
Совершенствовать умения учащихся проводить химические опыты, подтверждающие свойства спиртов;
Продолжить формирование умений анализировать, наблюдать и делать выводы;
Учить учащихся работать в микрогруппах.
Реактивы: этанол, уксусная кислота, натрий, конц. серная кислота.
Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, медная проволока, кристаллизатор.
Тип и вид урока: комбинированный, изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (7 мин)
На прошлом уроке мы проходили тему «Классификация спиртов. Строение молекулы одноатомных спиртов». Давайте повторим домашнее задание.
- Индивидуальная работа учащихся по карточкам у доски
Карточка 1
Дайте названия веществам по систематической номенклатуре.
Карточка 2
По углеродным цепям назовите разветвленные изомеры спиртов состава С5Н11ОН:
Карточка 3
Задача:
Один из многоатомных спиртов используют для приготовления антифризов – жидкостей, замерзающих при низкой температуре. Антифризы используют в зимних условиях для охлаждения автомобильных двигателей.
Найдите молекулярную формулу этого спирта, если массовая доля углерода в нем составляет 38,7%, водорода – 9,7%, кислорода – 51,6%. Относительная плотность его паров по водороду равна 31. Напишите структурную формулу спирта и назовите его.
2. Вопрос у доски
- Покажите строение молекулы одноатомного предельного спирта, взаимное влияние атомов в молекуле.
- Работа с классом – беседа:
- Какие органические вещества называются спиртами?
- По каким признакам можно классифицировать спирты?
На какие группы можно разделить спирты по характеру атома углерода при гидроксильной группе?
- Дайте определение одноатомные спирты.
- Перечислите физические свойства спиртов.
- Изучение темы урока (10 мин)
Мы с вами изучили номенклатуру, классификацию и строение спиртов. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Цель урока: изучить свойства характерные для предельных одноатомных спиртов.
Запишите тему урока: Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
Мы уже знаем, что свойства веществ определяются их составом и строением. Молекулы спиртов включают в себя углеводородный радикал и гидроксильную группу. Следовательно, химические свойства спиртов определяются взаимным влиянием этих групп атомов друг на друга.
Как класс органических веществ, содержащих функциональную группу – ОН, они вступают в реакции
1группа – по связи -О-Н они способны отщеплять протон водорода
А) Взаимодействуют с активными металлами, образуя при этом соли (алкоголяты) и выделяется водород:
2СН3С-О-Н + 2 Na → 2 СН3С-О-Na + Н2
этанол метилат натрия
Б) Вступают в реакцию с органическими кислотами, образуя при этом сложные эфиры и воду. (реакция этерификации):
t, H2SO4 конц
СН3СО-ОН + СН3-О-Н → СН3СО-О-СН3 + Н2О
этановая кислота метанол метиловый эфир этановой кислоты
2 группа – по связи R – ОН у спиртов в химических реакциях может отщепляться не только протон атом водорода гидроксильной группы, но и сама гидроксильная группа.
Взаимодействуют с галогенводородами, образуя при этом галогеналканы
t, H2SO4 конц
СН3-ОН + НBr → СН3-Br + H2O
метанол бромовоород бромметан вода
3 группа – по нескольким связям одновременно:
А) Взаимодействуют между собой, образуя при этом простые эфиры (условие – при слабом нагревании t = 1200С и с конц. серной кислотой)
СН3-ОН + СН3-ОН → СН3-О-СН3 + Н2О
метанол метанол диметиловый эфир
Б) Внутримолекулярная дегиратация ( - Н2О)
t, H2SO4 конц
СН3СН2-ОН → СН2 = СН2 + Н2О
этанол этилен
В) Реакция окисления спиртов до альдегидов, в качестве окислителя используют окси меди
СН3-ОН + СuO → CHOH + Cu + Н2О
метаналь оксид меди метаналь
4 группа реакций – как и все органические вещества, содержащие углерод и водород, спирты горят, образуя, углекислый газ и воду, с выделением тепла.
СН3-ОН + 2 О2 → СО2 + 2 Н2О
- Лабораторная работа по группам (10 мин.)
Ребята, сейчас Вы будете работать в группах, провеете некоторые химические реакции характерные для спиртов. Вы получите карточку - задание, обсудите её выполнение и подготовитесь к демонстрации опыта.
Давайте повторим правила техники безопасности.
Карточка-задание 1 группе:
- Проведите реакцию взаимодействия этанола с натрием.
Описание опыта: В пробирку налейте 2-3 мл. этанола в него опустите на кончике проволоки кусочек натрия. Что вы наблюдаете?
- Объясните полученный результат.
- Запишите уравнение проделанной реакции.
Карточка-задание 2 группе:
- Из предложенных веществ выберите те вещества, которые необходимы для синтеза этилового эфира уксусной кислоты.
- Подготовьтесь к проведению и демонстрации опыта.
Описание опыта: В пробирку налейте 2 мл. необходимого спирта, 2 мл. карбоновой кислоты и 1 мл. конц. серной кислоты. Смесь перемешайте, нагревайте не очень сильно в течение 4-5мин. (осторожно!), не доводя до кипения. Затем дайте остыть смеси и вылейте её в кристаллизатор с водой. Образовавшееся соединение – эфир – собирается на поверхности. Обладает ли он запахом?
- Как определить полученное вещество?
- Составьте уравнение проделанной реакции.
Карточка-задание 3 группе:
- Проведите реакцию окисления этилового спирта до этаналя.
- Подготовьтесь к проведению и демонстрации опыта.
Описание опыта: Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите её в этиловый спирт. Зафиксируйте наблюдения. Повторите это несколько раз.
- Как определить полученное вещество?
- Составьте уравнение проделанной реакции.
- Отчет групп по выполненному заданию (10 мин.)
- Закрепление (5 мин)
- Какую тему мы изучили на уроке?
- Чем определяются химические свойства спиртов?
- В какие химические реакции вступают спирты?
- По каким группам можно разделить химические реакции, в которые вступают спирты?
- Могут ли спирты гореть? Запишите уравнение реакции
- Итог урока.
- Домашнее задание
- § 17 стр.143-145, упр. № 9 или № 11
- Подготовить сообщение на тему: «Влияние этанола на организм человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа по теме "Функции. Их графики и свойства" 10 класс
Назначение теста – оценить общеобразовательную подготовку по математике учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений по теме: «Связь между свойствами функции и графиком»...
Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс
Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...
Модульный урок .Кислород.Свойства. 8 класс
Модульный урок по химии на тему: " Кислород. Нахождение в природе. Свойства". Конспект модульного урока состоит из технологической карты для учащихся и рабочей карты (ответов). ...
Куб и его свойства (5 класс)
Презентация к уроку матемакики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. по теме: "Куб и его свойства"....
тест по теме «Классификация и свойства основных классов неорганических соединений»
Тест по химии для 11 класса...
конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс
Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение....
Урок в 11 химико-биологическом классе по теме: «Особенности свойств отдельных классов неорганических и органических веществ на примере лекарственных средств»
Данный урок проводится в 11 классе химико-биологического профиля (2 урока по 45 минут). Тип - обобщающий. Цель - изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганиче...