Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах."
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах". В этой разработке урока представлены возможные использование ИКТ для формирования цифровой компетенции обучающихся на уркоах химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_kisloty.docx | 87.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии
ФИО учителя: | Гатауллина Миляуша Музиповна |
Тема урока: | Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. |
Автор УМК и класс: | О.С. Габриелян, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов, 8 класс |
Дата проведения урока: | |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Формы обучения: | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Методы обучения: | Словесные (беседа, диалог), наглядные (работа со схемами), практические (составление схем, поиск информации) |
Цель урока: | Сформировать интерес к изучению новой темы: кислоты и их классификация, физических и химических свойств кислот, значения отдельных кислот в природе и жизни человека, продолжить формирование понятий о сложных ионах и индикаторах. |
Задачи урока: | Образовательные: изучить состав, признаки классификации кислот, рассмотреть названия основных представителей, продолжить знакомство учащихся со сложными ионами на примере кислотных остатков кислородных кислот, продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов, об индикаторах; Развивающая: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитательная: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу |
Планируемые результаты обучения: | Предметные: обеспечить формирование представления о кислотах; обеспечить знания обучающихся о составе кислот; обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам; обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы) Личностные: ответственное отношение к труду, умение управлять своей познавательной деятельностью, объективно оценивать результаты своего труда, умение управлять собой, своим поведением. |
Оборудования и реактивы | Лимон, яблоко, раствор серной кислоты, раствор щелочи, дистиллированная вода, пробирка, штатив с пробиркой, универсальная индикаторная бумага, поднос. |
Средства обучения и литература для учащихся: | 1.Габриелян О.С, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов– ХИМИЯ. 8 класс. Углубленный уровень: учебник 2.Мультимедийный проектор, ноутбук; 3. Презентация по теме «Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах» 4.Раздаточный материал(периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот, оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов) |
Литература и средства обучения для учителя: | 1.Габриелян О.С, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов– ХИМИЯ. 8 класс. Углубленный уровень: учебник 2. Химия 8 класс тема: "Кислоты" https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2017/02/07/himiya-8-klass-tema-kisloty 3. Урок "Кислоты" 8 класс https://infourok.ru/urok-kisloti-klassrazrabotka-uroka-fgos-403839.html 4. Кислоты. Классификация кислот. Химические свойства. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb183.htm |
ХОД УРОКА
Этап урока (Время) | Методический прием | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Текущий контроль | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
I.Организационный момент(1 мин) | Фронтальная беседа | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Приветствие учителя | Коммуникативные: диалог между учителем и учащимися Регулятивные: планирование и осмысление учениками этапов урока | Наблюдение | ||||
II.Мотивация к изучению нового материала( 2 мин) | Вводная беседа, постановка проблемы. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Итак, ребята, давайте вспомним какие классы неорганических соединений вы знаете? - Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов, а по какому именно, вы узнаете, правильно выполнив задание: Вам необходимо решить кроссворд и определить ключевое слово. Для этого я Вам раздам листочки с заданиями, которые Вы будете выполнять в ходе урока. Так же за каждое правильно выполненное задание ставиться определённый балл, и в конце урока мы все вместе посчитаем Ваши баллы и по этим результатам оценим. (Приложение 1) https://learningapps.org/watch?v=p0ha6xj6521 (на экране высвечивается онлайн версия, ученики по одному выходят и пишут ответы). Вопросы: 1) Реакция, с помощью которого распознают определенные вещества, называют… 2) Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, называются какими соединениями? 3)Он разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы, поэтому гидроксид натрия называют едкий… 4) Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды раствора? 5) Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов ОН- 6) Водорастворимое сильное основание? 7) Сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород со степенью окисления 2- - Название какого класса веществ вы получили из букв: О,С,Т,Ы,Л,К,И – кислоты. Итак, сегодняшний урок мы посвятим изучению кислот. | Ученики на листочках отвечают на вопросы учителя (примерные ответы учащихся: бинарные индикатор качественная натр оксид основание щелочь) и определяют тему урока «Кислоты» | Коммуникативные: общение с учениками Регулятивные: Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: знакомство с новой темой | Вопросы учителя, устные ответы | ||||
III.Актуализация опорных знаний (6 мин) | Фронтальная беседа, фронтальный контроль | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль: -Правильно, тема нашего урока: «Кислоты». - Часто ли вам в жизни встречаются кислоты? - Где встречаются эти кислоты? - Какие кислоты вы знаете? - Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты. - Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты. - В каких областях применяется серная кислота? | Учащиеся слушают и записывают в тетрадях тему урока. Учащиеся отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: -уксусная, аскорбиновая, щавелевая, молочная; -на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д. -в промышленности используется для осушения газов, из неё готовят электролит в аккумуляторы, используется в химической промышленности и металлургии, в производстве удобрений | Личностные: мотивационные основы учебной деятельности, смыслообразование Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей, соответствие с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Волевая саморегуляция Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, классификация, построение логической цепи ,рассуждение | Вопросы учителя | ||||
IV.Усвоение новых знаний и способов действий (24 мин) | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по презентации | Объясняет новый материал, используя презентацию и учебник. Формулирует задание: - Дайте определение кислот. Записываем общую формулу кислот: H n A n - число атомов водорода А- кислотный остаток -Записываем формулы кислот и даем их название: Н3PO4, HCl, H2SiO3 , HNO3, H2CO3, H2SO4 Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов. Посмотрим видеофрагмент https://resh.edu.ru/subject/lesson/2055/main/ Далее запишем основные моменты Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое. Классификация кислот: 1.По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие (по наличию кислорода):бескислородные (HCl, H2S), кислородсодержащие 2.По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот: 3.Растворимость в воде: растворимые (H2S, H2SO4, HNO3), нерастворимые (H2SiO3) 4. по стабильности: стабильные (HCl, H2SO4, H3PO4) ,нестабильные(H2SO3, H2CO3, H2SiO3) Физические свойства кислот: По агрегатному состоянию: Газообразные ( HCl , H2S ) Жидкие ( HNO3 , H2SO4 ) Твердые ( H3PO4 , H2SiO3 ) Цвет кислот – в основном кислоты бесцветные, в концентрированном состоянии имеют желтоватый цвет Запах – в основном не имеют, но сероводород имеет запах «тухлых яиц», также органические кислоты имеют запах. - Какой вкус у кислот? По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Для бинарных кислот это сделать просто. Так как у водорода степень окисления +1, то в соединении у хлора степень окисления -1, а в соединении у серы степень окисления -2. Несложно будет рассчитать и степени окисления атомов элементов-неметаллов, образующих кислотные остатки кислородсодержащих кислот. Нужно только помнить, что суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степени окисления водорода +1 и кислорода -2. Тогда, например, по формуле серной кислоты можно составить уравнение: (+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0, где х — степень окисления серы, откуда х = +6. Отсюда формула серной кислоты с проставленными степенями окисления принимает вид . Зная степень окисления элемента-неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует. Например, серной кислоте , в которой у серы степень окисления равна +6, соответствует оксид серы (VI) ; азотной кислоте , в которой у азота степень окисления равна +5, соответствует оксид азота (V) . В природе встречается много кислот: лимонная кислота в лимонах, яблочная кислота в яблоках, щавелевая кислота в листьях щавеля, муравьиная кислота в пчелином яде и жгучих волосках крапивы (рис. 62). Муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая едкие капельки, содержащие муравьиную кислоту. При скисании виноградного сока получается уксусная кислота, а при скисании молока — молочная кислота . Она же образуется при квашении капусты и при силосовании кормов для скота. В быту часто применяют лимонную и уксусную кислоты. Употребляемый в пищу уксус — это раствор уксусной кислоты. Многие кислоты, например серная и соляная, нужны в народном хозяйстве в огромных количествах. Серная кислота H2SO4 — бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запаха, почти вдвое тяжелее воды. Серная кислота поглощает влагу из воздуха и других газов. Это свойство серной кислоты используют для осушения некоторых газов. При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струей в воду и перемешивать Химические свойства: Вам даны две пробирки, в одной находится щелочь в другой - кислота. Как вы определите в какой из них находится кислота. - Да, правильно, с помощью индикатора. - Дайте определение, какие вещества называют индикаторами. - Какой цвет у лакмуса в кислой среде? А сейчас мы приступим к выполнению лабораторной работы Для этого Вам необходимо поделиться по группам. Для этого я раздам каждому карточки, где написаны химические элементы, Ваша задача распределиться по командам в соответствии с тем, в какой группе находиться данный элемент. То есть у нас получиться 5 команд: 1 группа: 2 группа: 3 группа: 4 группа: 5 группа: Приложение 2 | Ученики слушают, отвечают и записывают определение в своих тетрадях. Примерные ответы учеников: Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. – фосфорная, соляная, кремниевая, азотная, угольная, серная. Ученики слушают и записывают в своих тетрадях. - Кислый - С помощью индикатора - вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами. -Красный Записывают в тетради схемы химических реакций. По одному выходят к доске, остальные записывают в тетради. | Коммуникативные: организация работы в парах, взаимодействие учителя и учащихся Регулятивные: проверка знаний, умение работать с информацией, анализировать ходы реакций, структурировать полученные знания Познавательные: развитие и умение извлекать информацию, описывать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения Личностные: самообучение | Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя | ||||
V.Закрепление изученного материала (7 мин) | Фронтальная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по презентации | Организует работу с заданиями по теме. -А сейчас выполним задания. Для этого Вам необходимо будет взять ваши смартфоны и зайти по следующей ссылке https://quizizz.com/admin/quiz/60acb264e83705001ce82391 Все зашли? Тогда начинаем. Свой рейтинг видите на доске Задание 1 («Третий лишний»): В каждой строчке найти лишнюю формулу: 1)НСI, Н2SО4,НNО3 2)Н2СО3,Н3РО4,Н2SО4 3)H2SO4,H2S,H2SiO3 4) HCl,H2S, H3PO4 Задлание 2 1. Укажите формулу кислородсодержащей кислоты. 1). HClO 3). HCN 2).H2S 4). HBr 2. Укажите формулу бескислородной кислоты. 1).HClO 3)HCN 2).H2SO3 4).H3PO4 3. Ряд формул, в котором все вещества – кислоты:
Приложение 2 | Слушают, отвечают на вопросы, онлайн | Коммуникативные: диалог между учителем и учениками Регулятивные: структурирование и систематизирование полученной информации Познавательные: обработка и систематизация знаний, умение на основе полученных знаний ставить цели, выполнять задания Личностные: самообучение | Наблюдение | ||||
VI.Домашнее задание (2 мин) | Домашнее задание | - Запишите домашнее задание: Запишите домашнее задание: §21 изучить, https://edu.skysmart.ru/student/tovipexeno зайти на этот сайт и выполнить все упражнения | Записывают задание | Коммуникативные: диалог между учащимися и учителем Регулятивные: планирование находить способы решения задач, которые будут выполняться дома | Наблюдение | ||||
VII.Рефлексия учебной деятельности(3 мин) | Фронтальная работа | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: Вам необходимо написать какие новые знания вы получили на уроке, и ваше настроение после урока. Приложение 2 | Осуществляют самоанализ деятельности. Отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: умение вступать в диалог, беседа с учителем Регулятивные: осознание уровня усвоенной информации Познавательные: анализ выводов, подведение итогов | Устные ответы |
Приложение 1
1 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Дата:
ФИО ученика ______________________________________________________________________________________
1 задание:
1 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема урока_______________________________________________________________________________________________
2 задание: записываем формулы кислот и даем их названия
H3PO4 | HCl | H2SiO3
| HNO3 | H2CO3 | H2SO4 |
3 задание:
Лабораторная работа №10
Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды
Задание:
- Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помочью пипетки или стеклянной палочки по капле растворов кислот, щелочей и воды
- Сравните изменения цвета со шкалой, определите среду растворов и значение pH
- Напишите вывод
Ответ ученика:
Сравнение изменений цвета со шкалой, определение сред растворов и значение pH
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 задание:
Лабораторная работа №10
Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов
Задание:
- Приложите полоски универсальной индикаторной бумаги к свежему срезу лимона и яблока и укажите значения pH для сока лимона и яблока
- Напишите вывод
Ответ ученика:
Значения pH для сока лимона и яблока
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 задание выполнить тест
https://quizizz.com/admin/quiz/60acb264e83705001ce82391
Задание 1 («Третий лишний»):
В каждой строчке найти лишнюю формулу:
1)НСI, Н2SО4,НNО3
2)Н2СО3,Н3РО4,Н2SО4
3)H2SO4,H2S,H2SiO3
4) HCl,H2S, H3PO4
Задание 2
1. Укажите формулу кислородсодержащей кислоты.
1). HClO 3). HCN 2).H2S 4). HBr
2. Укажите формулу бескислородной кислоты.
1).HClO 3)HCN
2).H2SO3 4).H3PO4
3. Ряд формул, в котором все вещества – кислоты:
1) HCl, CaCl2, H2SO4 | 3) HNO3, H2SO3 , H3PO4 |
2) NaOH, H2CO3, H2S | 4) CaO, Na2CO3, H2S |
6 задание: Вам необходимо заполнить стакана с кислотой знаниями, которые Вы получили на уроке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Соли. Состав. Номенклатура»
Данный урок проводится для учащихся 8 класса с годовой нагрузкой 34 часа....
план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг"
план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг".Урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока решения задач по теме изменение агрегатных состояний вещества, 8 класс
В данном конспекте рассмотрены задачи, связанные с нагреванием и охлаждением тел, а так же с изменением агрегатного состояния вещества (переход от твердого состояния в жидкое и наоборот)....
План-конспект урока по ОБЖ 10 класс "Оказание первой помощи при различных повреждениях"
Цель урока: систематизация знаний умений и навыков оказания первой помощи.Задачи урока:1.Применить теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация кон...
Конспект урока по теме Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»
Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс...
Конспект урока русского языка в 9м классе: "Сложные предложения с различными видами связи".
quot;Сложные предложения с различными видами связи"....
Конспект урока на тему "Бросок в кольцо с места с различных точек. Игра учебная" УМК Физическая культура под ред. В.И. Лях (7кл)
Конспект урока по физической культуре...