Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах."
план-конспект урока по химии (8 класс)

Конспект урока по теме "Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах". В этой разработке урока представлены возможные использование ИКТ для формирования цифровой компетенции обучающихся на уркоах химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_kisloty.docx87.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии

ФИО учителя:

Гатауллина Миляуша Музиповна

Тема урока:

Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Автор УМК и класс:

О.С. Габриелян, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов, 8 класс

Дата проведения урока:

Тип урока:  

Изучение нового материала

Формы обучения:  

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

Словесные (беседа, диалог), наглядные (работа со схемами), практические (составление схем, поиск информации)

Цель урока:

Сформировать интерес к изучению новой темы: кислоты и  их классификация, физических и химических свойств кислот, значения отдельных кислот в природе и жизни человека, продолжить формирование понятий  о сложных ионах и индикаторах.

Задачи урока:

Образовательные: изучить состав, признаки классификации кислот, рассмотреть названия основных представителей, продолжить знакомство учащихся со сложными ионами на примере кислотных остатков кислородных кислот, продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов, об индикаторах;

Развивающая: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу

Планируемые результаты обучения: 

Предметные: обеспечить формирование представления о  кислотах; обеспечить знания обучающихся о составе кислот; обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам; обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы)

Личностные: ответственное отношение к труду, умение управлять своей познавательной деятельностью, объективно оценивать результаты своего труда, умение управлять собой, своим поведением.

Оборудования и реактивы

Лимон,  яблоко, раствор серной кислоты, раствор щелочи, дистиллированная вода, пробирка, штатив с пробиркой, универсальная индикаторная бумага, поднос.

Средства обучения и литература для учащихся:

1.Габриелян О.С, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов– ХИМИЯ. 8 класс. Углубленный уровень: учебник

2.Мультимедийный проектор, ноутбук;

3. Презентация по теме «Кислоты. Номенклатура. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах» 4.Раздаточный материал(периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот, оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов)

Литература и средства обучения для учителя:

1.Габриелян О.С, С.А Сладков, В.И. Сивоглазов– ХИМИЯ. 8 класс. Углубленный уровень: учебник

2. Химия 8 класс тема: "Кислоты" https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2017/02/07/himiya-8-klass-tema-kisloty 

3. Урок "Кислоты" 8 класс https://infourok.ru/urok-kisloti-klassrazrabotka-uroka-fgos-403839.html 

4. Кислоты. Классификация кислот. Химические свойства. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb183.htm 

ХОД УРОКА

Этап урока

(Время)

Методический прием

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Текущий контроль

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент(1 мин)

Фронтальная беседа

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Приветствие учителя

Коммуникативные:

диалог между учителем и учащимися

Регулятивные:

планирование и осмысление учениками этапов урока

Наблюдение

II.Мотивация к изучению нового материала( 2 мин)

Вводная беседа, постановка проблемы.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Итак, ребята, давайте вспомним какие классы неорганических соединений вы  знаете?

- Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов, а по какому именно, вы узнаете, правильно выполнив задание: Вам необходимо решить кроссворд и определить ключевое слово. Для этого я Вам раздам листочки с заданиями, которые Вы будете выполнять в ходе урока. Так же за каждое правильно выполненное  задание ставиться определённый балл, и в конце урока мы все вместе посчитаем Ваши баллы и по этим результатам оценим. (Приложение 1)

https://learningapps.org/watch?v=p0ha6xj6521 (на экране высвечивается онлайн версия, ученики по одному выходят и пишут ответы). Вопросы:

1) Реакция, с помощью которого распознают определенные вещества, называют…

2) Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, называются какими соединениями?

3)Он разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы, поэтому гидроксид натрия называют едкий…

4) Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от среды раствора?

5) Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов ОН-

6) Водорастворимое сильное основание?

7) Сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород со степенью окисления 2-

- Название какого класса веществ вы получили из букв: О,С,Т,Ы,Л,К,И – кислоты. Итак, сегодняшний урок мы посвятим изучению кислот.

Ученики на листочках отвечают на вопросы учителя (примерные ответы учащихся: бинарные

индикатор

качественная

натр

оксид

основание

щелочь) и  определяют тему урока «Кислоты»

Коммуникативные:

общение с учениками

Регулятивные:

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

знакомство с новой темой

Вопросы учителя, устные ответы

III.Актуализация опорных знаний

(6 мин)

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

-Правильно, тема нашего урока: «Кислоты».   - Часто ли вам в жизни встречаются кислоты? - Где встречаются эти кислоты?

- Какие кислоты вы знаете?

- Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

- Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты.

- В каких областях применяется серная кислота?

Учащиеся слушают и записывают в тетрадях тему урока.

Учащиеся отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся:  

-уксусная, аскорбиновая, щавелевая, молочная;

-на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д.

-в промышленности используется для осушения газов, из неё готовят электролит в аккумуляторы, используется в химической промышленности и металлургии, в производстве удобрений 

Личностные: мотивационные основы учебной деятельности, смыслообразование

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей, соответствие с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, классификация, построение логической цепи ,рассуждение

Вопросы учителя

IV.Усвоение новых знаний и способов действий (24 мин)

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по презентации

Объясняет новый материал, используя презентацию и учебник. Формулирует задание:

- Дайте определение кислот. Записываем общую формулу кислот: H n A n - число атомов водорода А- кислотный остаток

-Записываем формулы кислот и даем их название: Н3PO4, HCl, H2SiO3 , HNO3, H2CO3, H2SO4

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

Посмотрим видеофрагмент https://resh.edu.ru/subject/lesson/2055/main/ 

Далее запишем основные моменты

Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.

Классификация кислот:

1.По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие (по наличию кислорода):бескислородные (HCl, H2S), кислородсодержащие
(HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)

2.По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот:
одноосновные (HCl, HNO
3), двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3), трехосновные(H3PO4)

3.Растворимость в воде: растворимые (H2S, H2SO4, HNO3), нерастворимые (H2SiO3)

4. по стабильности: стабильные (HCl, H2SO4, H3PO4) ,нестабильные(H2SO3, H2CO3, H2SiO3)                                                                                                                              

Физические свойства кислот: По агрегатному состоянию: Газообразные ( HCl , H2S )                                                                                                                                     Жидкие ( HNO3 , H2SO4 )                                                                                                                               Твердые ( H3PO4 , H2SiO3 )                                                                                                                                         Цвет кислот – в основном кислоты бесцветные, в концентрированном состоянии имеют желтоватый цвет                                                                                                                                                                       Запах – в основном не имеют, но сероводород имеет запах «тухлых яиц», также органические кислоты имеют запах.                                                                                                                                                                                 - Какой вкус у кислот?

По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

Для бинарных кислот это сделать просто. Так как у водорода степень окисления +1, то в соединении 00121 у хлора степень окисления -1, а в соединении 00121 у серы степень окисления -2.

Несложно будет рассчитать и степени окисления атомов элементов-неметаллов, образующих кислотные остатки кислородсодержащих кислот. Нужно только помнить, что суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степени окисления водорода +1 и кислорода -2. Тогда, например, по формуле серной кислоты 00121 можно составить уравнение:

(+1) • 2 + х + (-2) • 4 = 0,

где х — степень окисления серы, откуда х = +6. Отсюда формула серной кислоты с проставленными степенями окисления принимает вид 00121.

Зная степень окисления элемента-неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.

Например, серной кислоте 00121, в которой у серы степень окисления равна +6, соответствует оксид серы (VI) 00122; азотной кислоте 00122, в которой у азота степень окисления равна +5, соответствует оксид азота (V) 00122.

В природе встречается много кислот: лимонная кислота в лимонах, яблочная кислота в яблоках, щавелевая кислота в листьях щавеля, муравьиная кислота в пчелином яде и жгучих волосках крапивы (рис. 62). Муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая едкие капельки, содержащие муравьиную кислоту.

При скисании виноградного сока получается уксусная кислота, а при скисании молока — молочная кислота .  Она же образуется при квашении капусты и при силосовании кормов для скота. В быту часто применяют лимонную и уксусную кислоты. Употребляемый в пищу уксус — это раствор уксусной кислоты.

Многие кислоты, например серная и соляная, нужны в народном хозяйстве в огромных количествах.

Серная кислота H2SO4 — бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запаха, почти вдвое тяжелее воды. Серная кислота поглощает влагу из воздуха и других газов. Это свойство серной кислоты используют для осушения некоторых газов.

При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать её тонкой струей в воду и перемешивать 

Химические свойства: Вам даны две пробирки, в одной находится щелочь в другой - кислота. Как вы определите в какой из них находится кислота.                                  - Да, правильно, с помощью индикатора.          

- Дайте определение, какие вещества называют индикаторами.                                   - Какой цвет у лакмуса в кислой среде? 

А сейчас мы приступим к выполнению лабораторной работы

Для этого Вам необходимо поделиться по группам. Для этого я раздам каждому карточки, где написаны химические элементы, Ваша задача распределиться по командам в соответствии с тем, в какой группе находиться данный элемент. То есть у нас получиться 5 команд:

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

5 группа:

Приложение 2

Ученики слушают, отвечают и записывают определение в своих тетрадях. Примерные ответы учеников:       Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.                         – фосфорная, соляная, кремниевая, азотная, угольная, серная.

Ученики слушают и записывают в своих тетрадях.

- Кислый

- С помощью индикатора             

 - вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.    

-Красный

Записывают в тетради схемы химических реакций.

По одному выходят к доске, остальные записывают в тетради.

Коммуникативные:

организация работы в парах, взаимодействие учителя и учащихся

Регулятивные:

проверка знаний,

умение работать с информацией, анализировать ходы реакций, структурировать полученные знания

Познавательные:

развитие и умение извлекать информацию, описывать, сравнивать устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Личностные: самообучение

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя

V.Закрепление изученного материала (7 мин)

Фронтальная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по презентации

Организует работу с заданиями по теме.

-А сейчас выполним задания. Для этого Вам необходимо будет взять ваши смартфоны и зайти по следующей ссылке https://quizizz.com/admin/quiz/60acb264e83705001ce82391

Все  зашли? Тогда начинаем.

Свой рейтинг видите на доске

Задание 1 («Третий лишний»):

В каждой строчке найти лишнюю формулу:                                                                                                       1)НСI, Н24,НNО3

2)Н2СО33РО424                                                                                                                                         3)H2SO4,H2S,H2SiO3                                                                                                                                                           4) HCl,H2S, H3PO4

Задлание 2

1. Укажите формулу кислородсодержащей кислоты.

1). HClO 3). HCN 2).H2S 4). HBr

2. Укажите формулу бескислородной кислоты.

1).HClO 3)HCN

2).H2SO4).H3PO4

3. Ряд формул, в котором все вещества – кислоты:

1) HCl, CaCl2, H2SO4

3) HNO3, H2SO, H3PO4

2) NaOH, H2CO3, H2S

4) CaO, Na2CO3, H2S

Приложение 2

Слушают, отвечают на вопросы, онлайн

Коммуникативные:

диалог между учителем и учениками

Регулятивные:

структурирование и систематизирование полученной информации

Познавательные:

обработка и систематизация знаний, умение на основе полученных знаний ставить цели, выполнять задания

Личностные: самообучение

Наблюдение

VI.Домашнее задание (2 мин)

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание: Запишите домашнее задание: §21 изучить, https://edu.skysmart.ru/student/tovipexeno зайти на этот сайт и выполнить все упражнения

Записывают задание

Коммуникативные:

диалог между учащимися и учителем

Регулятивные:

планирование находить способы решения задач, которые будут выполняться дома

Наблюдение

VII.Рефлексия учебной деятельности(3 мин)

Фронтальная работа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

Вам необходимо написать какие новые знания вы получили на уроке, и ваше настроение после урока.

Приложение 2

Осуществляют самоанализ деятельности.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, беседа с учителем

Регулятивные:

осознание уровня усвоенной  информации

Познавательные:

анализ выводов, подведение итогов

Устные ответы

Приложение 1

1

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.                                                                                                                                                              Дата:

ФИО ученика ______________________________________________________________________________________

1 задание:

1

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 Тема урока_______________________________________________________________________________________________

2 задание: записываем формулы кислот и даем их названия

      H3PO4

HCl

H2SiO3

 

HNO3

H2CO3

H2SO4

3 задание:

Лабораторная работа  №10
Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды

Задание:

  • Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помочью пипетки или стеклянной палочки по капле растворов кислот, щелочей и воды
  • Сравните изменения цвета со шкалой, определите среду растворов и значение pH
  • Напишите вывод

Ответ ученика:

Сравнение изменений цвета со шкалой, определение сред растворов и значение pH

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4 задание:

Лабораторная работа  №10
Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов

Задание:

- Приложите полоски универсальной индикаторной бумаги к свежему срезу лимона и яблока и укажите значения pH для сока лимона и яблока

- Напишите вывод

Ответ ученика:

Значения pH для сока лимона и яблока

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 задание выполнить тест

https://quizizz.com/admin/quiz/60acb264e83705001ce82391 

Задание 1 («Третий лишний»):

В каждой строчке найти лишнюю формулу:                                                                                                      

1)НСI, Н24,НNО3

2)Н2СО33РО424                                                                                                                                      

 3)H2SO4,H2S,H2SiO3                                                                                                                                                          

4) HCl,H2S, H3PO4

Задание 2

1. Укажите формулу кислородсодержащей кислоты.

1). HClO 3). HCN 2).H2S 4). HBr

2. Укажите формулу бескислородной кислоты.

1).HClO 3)HCN

2).H2SO4).H3PO4

3. Ряд формул, в котором все вещества – кислоты:

1) HCl, CaCl2, H2SO4

3) HNO3, H2SO, H3PO4

2) NaOH, H2CO3, H2S

4) CaO, Na2CO3, H2S

6 задание:  Вам необходимо заполнить стакана с кислотой знаниями, которые Вы получили на уроке:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Соли. Состав. Номенклатура»

Данный урок проводится для учащихся 8 класса с годовой нагрузкой 34 часа....

план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг"

план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг".Урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока решения задач по теме изменение агрегатных состояний вещества, 8 класс

В данном конспекте рассмотрены задачи, связанные с нагреванием и охлаждением тел, а так же с изменением агрегатного состояния вещества (переход от твердого состояния в жидкое и наоборот)....

План-конспект урока по ОБЖ 10 класс "Оказание первой помощи при различных повреждениях"

Цель урока: систематизация знаний умений и навыков оказания первой помощи.Задачи урока:1.Применить теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация кон...

Конспект урока по теме Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества»

Обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс...