план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
план-конспект урока истории в 9 классе "Изменения политической системы СССР 1953-1964 гг".Урок изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока изучения нового материала с применением технологии проблемного обучения | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 9 классе
Тема урока: "Изменения политической системы СССР 1953-1964гг"
Цели урока:
Сформировать представления об альтернативах политического развития СССР, имевшихся после смерти И.В. Сталина, показать их через персоналии лидеров партии и страны; выявить противоречивость сталинского политического наследия;
развитие познавательного интереса к истории своей страны;
научить обобщать, систематизировать и анализировать исторические явления, выбирать главное, давать личностную характеристику и оценку лидерам страны и партии, делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок с применением технологии проблемного обучения
УМК А.А.Данилов,Л.Г.Косулина История России XX- н.XXI века.
Ход урока.
1.Организационный момент
Актуализация знаний.
В мемуарах Н.С. Хрущёв пишет : «Наступило наше дежурство с Булганиным... Я с Булганиным тогда был больше откровенен, чем с другими, доверял ему самые сокровенные мысли и сказал: «Николай Александрович, видимо, сейчас мы находимся в таком положении, что Сталин вскоре умрет... Ты знаешь, какой пост наметил себе Берия?» «Какой?» «Он возьмет пост министра госбезопасности (в ту пору Министерства государственной безопасности и внутренних дел были разделены). Нам никак нельзя допустить это. Если Берия получит Госбезопасность – это будет начало нашего конца. Он возьмет этот пост, чтобы уничтожить всех нас. И он это сделает!» Булганин сказал, что согласен со мной. И мы стали обсуждать, как будем действовать. Я ему: «Поговорю с Маленковым... надо что-то сделать, иначе для партии будет катастрофа». Этот вопрос касался не только нас, а всей страны, хотя и нам, конечно, не хотелось попасть под нож Берии»
Объясните, почему И.В. Сталин не решил вопрос о своём приемнике (аргументация ответа).
Стадия урока «Вызов»
В марте 1953 года И.В. Сталин умер.
Л. Чуковская вспоминает разговор с А. Ахматовой: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха»
Согласны ли вы с тем, что после смерти И.В. Сталина могла начаться новая эпоха в жизни советского общества? О каких процессах в политической жизни 1950 –х гг говорится в воспоминании?
О каких проблемах мы будем говорить, на ваш взгляд ,на сегодняшнем нашем уроке? Что будет целью нашего урока? (фиксирование ответов учащихся на доске. Выдвижение учащимися гипотез )
Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает ,что на сегодня нам предстоит выяснить кто был основными претендентами на власть ,каковы были альтернативы развития нашего государства .
Проблема урока:
Какие альтернативы политического развития были у СССР после смерти И.В. Сталина?
Учащиеся высказывают гипотезы по данной проблеме.(фиксация на доске)
Стадия - « Осмысление»
1) Сталин не оставил прямых указаний «о наследнике». На октябрьском (1952 год) Пленуме ЦК Сталин дал понять, что не хотел бы видеть в числе претендентов Молотова и Микояна. Другие «старейшие соратники «вождя» - Каганович и Ворошилов - давно уже отошли на второй план. После войны заметно окрепли позиции Маленкова, Берии и Хрущёва. Маленков наследовал после Сталина пост Председателя Совета Министров СССР, Берия возглавил объединенное министерство внутренних дел и государственной безопасности. Хрущёв взял на себя руководство Секретариатом ЦК КПСС
2) работа в группах :
Мы назвали основных претендентов на власть после смерти И.В. Сталина. На чём основывались претензии на власть каждого из них?
1 группа- Маленков
2 группа- Берия
3 группа- Хрущёв
Общее задание для трех групп
Как изменился бы образ СССР в 1950 гг в случае прихода к власти «вашего» претендента?
3) Какие приемы в борьбе за власть использовал Н.С. Хрущёв? Можно ли говорить о сталинской школе политической борьбы? Сделайте вывод о причинах победы Н.С. Хрущёва
4). Задание: на основании источника определите,почему свою политическую деятельность Н.С. Хрущёв начал с критики «культа личности»? Что, с вашей точки зрения, положительного в работе XX съезда КПСС? Что, с вашей точки зрения, относится к отрицательным моментам работы XX съезда КПСС? К каким последствиям привели решения XX съезда КПСС?
«Меня мучила мысль: «Вот кончится съезд... А что дальше? На нашей совести останутся сотни тысяч безвинно расстрелянных людей... Мало кто уцелел, почти весь партийный актив был расстрелян или репрессирован. Редко кому повезло так, что он остался живым». Наконец, я собрался с силами и во время одного из пере-рывов поставил вопрос: «Как быть с прошлыми расстрелами и арестами? ...Ведь мы уже знаем, что люди, подвергшиеся репрессиям, были невиновны и не являлись «врагами народа». Они будут возвращаться из ссылки. Мы же держать их теперь там не станем. Надо подумать, как их возвратить с честью... Люди будут выходить из тюрем, приезжать к родным, расскажут родственникам, знакомым, друзьям, то-варищам, как все было, и станет достоянием всей страны и всей партии, что те, кто остался в живых, были репрессированы невинно... Умолчать невозможно... Потом прошу подумать вот о чем: мы проводим первый съезд после смерти Сталина. Счи-таю, что именно на таком съезде мы должны чистосердечно рассказать всю правду о жизни и деятельности нашей партии и Центрального Комитета за отчетный пери-од... Мы же были в руководстве страны вместе со Сталиным. Когда от бывших за-ключенных партия узнает правду, нам скажут: позвольте, как же это? Состоялся XX съезд, а нам ни о чем не рассказали. И мы ничего не сумеем ответить... Пре-ступления-то были? Нам самим, не дожидаясь других, следует сказать, что они бы-ли. Когда нас будут спрашивать, то уже станут осуждать».
5) Работа учащихся в парах с текстом учебника стр. 144-145
С чем связана попытка снять Н. С. Хрущева с занимаемой должности в 1957 году? Какой предлог при этом был использован? Почему эта попытка провалилась? Почему попытка отстранить Н.С. Хрущёва в октябре 1964 года оказалась успешной?
6) Какой теперь ответ на проблему урока мы можем дать?( «Какие альтернативы политического развития были у СССР после смерти Сталина?»)
Ученики делают вывод по проблеме урока
Стадия - «Рефлексия»
Домашнее задание: п. 40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».
В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...
Урок в 9 классе "Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ в. Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в."
Педагогические цели:· образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической системы и духо...