конспект урока химии 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Сердюкова Екатерина Викторовна

Тема «Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Молярная масса.»

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kol-vo_veshchestva.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии,  химии : Сердюкова Е.В.

План урока по химии для 8 классa

Тема «Количество вещества. Моль. Число Авогадро. Молярная масса.»

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.

б) Дать представление о постоянной Авогадро.

в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

г) Научить решать задачи по химии.

д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.

2. Воспитательные:

а) Формирование познавательной потребности.

б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.

в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.

3. Развивающие:

а) Развивать умения применять знания на практике.

б) Развивать логическое мышление учащихся.

в) Развивать умение анализировать условия.

г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы: практикум, лекция, беседа

Этапы урока:

  1. Организация начала 1 мин
  2. Проверка домашнего задания 5 мин
  3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин
  4. Усвоение новых знаний 17 мин
  5. Закрепление знаний 7мин
  6. Первичная проверка понимания 5 мин
  7. Подведение итогов урока 5 мин
  8. Информация о домашнем задании 2мин

Ход урока

1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

Учитель:

- Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:

- Что такое химия?

- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

4. Усвоение новых знаний 

Учитель: Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?

Учитель: Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.

Допустим, что в 1 мешке – 6,02 *1023 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:

N = 20 мешков * 6,02*1023 картофелин = 120 * 1023 картофелин

Учитель: Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6,02 *1023 частиц этого вещества.

МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6,02 * 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)

Записываем это определение в тетрадь.

Учитель:  6,02 *1023 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.

Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо:

N = NA* n,

где N - число молекул

NA - постоянная Авогадро, молек./моль

n - количество вещества, моль

Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)

Учитель: Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.

Учитель: Как вы думаете я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала.

МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)

Записываем это определение в тетрадь.

Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .

  • 1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
  • 1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
  • 1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
  • 1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4.)

Учитель:  Если я возьму 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:

n = m / M и, следовательно, m = n* M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)

5. Закрепление знаний 

Учитель:  Теперь решим простые задачи:

Задача 1. (Презентация, слайд 6.)

Найти массу 24 * 1023 молекул озона.

Дано

Формулы

Решение

О3

m = M * n

n = 24 *1023/6 *1023 = 4 моль

N = 24 * 1023 молекул

n = N/NA

M(O3) = 48 г/моль

m = ?

m = 48 *4 = 192 г

Задача 2. (Презентация, слайд 6.)

Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?

Дано

Формула

Решение

Ca(OH)2

N = NA * n

M(Ca(OH)2) = 74 г/моль

m = 111г

n = m/M

n = 111/74 = 1,5 моль

N = ?

N = 6 *1023 *1,5 = 9 *1023молекул

Учитель:  Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)

Приложение 1.

Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

Г

Кг

мг

Количество вещества, n

Моль

Кмоль

ммоль

Молярная масса, М

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

Постоянная Авогадро, NA

6 *1023 в 1 моль

6 *1026 в 1 кмоль

6 *1020 в 1 ммоль

(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.)

Учитель: Решим задачки устно: (Презентация, слайд 8.)

1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?

2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?

3. Сколько весят 3*1020 молекул воды?

6. Первичная проверка понимания 

Учитель: Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:

1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

7. Подведение итогов урока 

Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Информация о домашнем задании

§ 18 стр. 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

конспект урока химии в 8 классе "Основные классы химических соединений"

конспект обобщающего урока по химии в 8 кл по теме "Основне классы химических соединений"...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...