Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тип урока: усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
Межпредметные связи: биология, математика, русский язык, география
Средства обучения: тетрадь (комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами), мультимедиапроектор, презентация урока, экспонаты музея
Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_ug.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме:
«Окислительно-восстановительные реакции»
Цели урока:
- обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
- развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
- воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Задачи урока:
1) Деятельностные – расширить и закрепить:
- знания обучающихся о свойствах металлов и неметаллов, типах химических реакций;
- умения показывать электронные переходы в ОВР, определять значение степени окисления химических элементов;
- навыки составления электронного баланса и расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакциях.
2) Личностные – воспитывать чувство патриотизма.
3) Метапредметные – расширение кругозора обучающихся, развитие умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
Межпредметные связи: биология, математика, русский язык, география
Средства обучения: тетрадь (комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами), мультимедиапроектор, презентация урока, экспонаты музея
Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.
Структура урока:
№ | Этап урока | ~время | |
I. | Организационный этап | 1 мин | |
II. | Мотивация учебной деятельности | 3 мин | |
III. | Актуализация знаний обучающихся | 5 мин | |
IV. | Первичное усвоение новых знаний | 20 мин | |
V. | Первичное закрепление знаний | 4 мин | |
VI. | Первичная проверка понимания изученного | 7 мин | |
VII. | Информация о домашнем задании | 2 мин | |
VIII. | Рефлексия | 3 мин |
Ход урока
Проблемная тема урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”
I. Организационный момент. Знакомство. Эмоциональный настрой на урок.
II. Введение в тему
Имя нашего урока: “О……. В………… Р ”
//. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Миром химии. Миром ……
Она идет,
она прошла!
Никто не скажет,
что пришла!
Давайте вспомним! А вообще какие реакции знаете? Какие типы реакций?
Демонстрация опытов.
Общение: С какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?
- добро и зло
- белое и черное
- плюс и минус, четное нечетное
- притяжение и отталкивание
- наследственность и изменчивость
А есть ли противоположности в химии? Конечно же!
- Горение магния
- Разложение бихромата
- Реакция обмена между роданидом калия и хлоридом железа (3)
- Реакция замещения магния с соляной кислотой
Приложение 1. Определив типы реакции, вы должны правильно собрать слово. Ответ показать в виде правильного предмета, представленного на столе.
Уравнения реакций | Типы химических реакций | |||
соединения | разложения | замещения | обмена | |
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 | Б | В | П | З |
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O | Г | И | К | Д |
2Ca + O2 → 2CaO | С | Ж | С | Ф |
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 | Н | У | Т | Ь |
2HgO → 2Hg + O2 | А | М | Р | П |
Br2 + 2KI → 2KBr + I2 | Ш | Л | О | И |
/// Актуализация знаний учащихся.
Приложение 2.
Помните!
- Степень окисления простых веществ равна 0;
- Степень окисления металлов в соединениях равна
номеру группы этих металлов (для I-III группы).
- Степень окисления атома кислорода в
соединениях обычно равна - 2, кроме H2O2 -1 и О+2 F2.
- Степень окисления атома водорода в
соединениях обычно равна +1, кроме МеH-1 (гидриды).
- Алгебраическая сумма степеней окисления элементов в соединениях равна 0.
Вспомнив данные правила, расставьте степени окисления.
Сложите все степени окисления, вспомнив правила из математики по теме «Сложение отрицательных и положительных чисел». Ответ запишите в углу треугольника.
Группа 1
а) H3PO4 б) P2O5 в) PH3
г) P д) Na2SO4
Продолжите: +1+5-2+5-2-3+1+0+1+6-2=10 |
Группа 2
а) N2 б) N2O5 в) NH3
г) CaS д) H3PO4
Продолжите:0+5-2-3+1+1+5-2+1+4-2=8 |
Группа 3
а) H2 S O4 б) Al2O5 в) C
г) HNO3 д) K4С
Продолжите:+1+6-2+3-2+0+1-2+1+5-2=9 |
Тема нашего урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”.
ОВР? (Очень важная реакция????)
Без знаний какого предмета в химии мы бессильны?
Перед вами текст по теме нашего урока (опорный конспект).
Прочитав, вы должны сказать тему урока и цели.
Записываем:
IV. | Первичное усвоение новых знаний | (20 мин) |
Тема урока: ОВР
Цели урока
- Познакомиться с окислительно-восстановительными реакциями и выяснить, в чём отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных реакций.
- Научиться определять в реакциях окислитель и восстановитель.
ОВР – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, ионов или молекул к другим. Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается. Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, являются восстановителями. Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями. Окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением. ОВР – это единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления Окислительно-восстановительные реакции-это реакции, идущие с изменением степеней окисления.
Метод электронного баланса — один из методов уравнивания окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Заключается в том, чтобы на основании степеней окисления расставить коэффициенты в ОВР |
Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю провести небольшую лабораторную работу, используя инструкцию.
Правила безопасности на уроках химии:
- Строго соблюдать пропорции химических веществ при проведении опытов.
- Не пользоваться незнакомыми веществами, если вы не уверенны в их реакции.
- Чтобы точно определить нужное вещество на пробирках должны быть наклеены этикетки.
- Ни в коем случае не трогать вещества руками.
- Не держать химические вещества возле пищевых продуктов.
- Запрещается приближать вещества к лицу и глазам.
- Не нюхать вещества.
- После урока химии обязательно помыть руки.
Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
Опыт 2. Поместите в раствор нитрата серебра медную монету.
Сосчитайте до 20 и определите признак реакции.
Записать уравнение 1 и 2 реакции, расставить коэффициенты.
СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag
Сосчитайте сумму всех коэффициентов в уравнениях.
Ответ внесите в угол треугольника. (11)
Определим давайте тут реакцию замещения и расставим степени окисления. (Желающий) Далее - объяснение учителя «Электронный баланс».
2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag
Что мы видим…Атомы изменили себе…Почему? Кто виноват?
На доске:
Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет;
Там - все, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
V. | Первичное закрепление знаний | (4 мин) |
Считаете ли вы что реакции горения метана (природного газа), фотосинтез относятся к реакциям ОВР. Если да, то определите окислитель и восстановитель.
С-4Н4+1+ О20 => C+4О2-2 + H2+1O-2
С+4О2-2+ H2+1O-2=> С60Н12+1О6-2+ О20
VI. | Первичная проверка понимания изученного | (7 мин) |
Допишите существительное, глагол:
Fe+2 – 1e– ---- Fe+3, где Fe+2 –…..…, ……….. реакция ……………………..
Fe+3 + 2e– ---- Fe0, где Fe+2 –…………………реакция ………………………..
S+4 – 2e– ---- S+6, где S+4 –………………………реакция ………………………
Домашнее задание и оценка деятельности.
Какая реакция происходила в течение более 73 лет. Как она называется?
Напишите уравнение данной реакции. Составьте электронный баланс.
VIII. | Рефлексия | (3 мин) |
Итак, весь окружающий мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные. Согласны или нет. Прежде чем дать ответ, необходимо решить кроссворд в группе. Повернитесь на 90о. Совещаясь, впишите слова в клетки в собственную тетрадь.
Продолжительность 3 мин.
Сосчитайте количество ваших букв и вставьте в угол треугольника.
Согласны? Выскажите свою точку зрения.
Г | Н | И | Е | Н | И | Е | |||||||||
Ф | О | Т | О | С | И | Н | Т | Е | З | ||||||
Б | Р | О | Ж | Е | Н | И | Е | ||||||||
П | И | Т | А | Н | И | Е | |||||||||
Д | Ы | Х | А | Н | И | Е | |||||||||
К | О | Р | Р | О | З | И | Я | ||||||||
Д | Е | З | Н | И | Ф | Е | К | Ц | И | Я |
1. Благодаря ГНИЕНИЮ не накапливаются отмершие остатки организмов, а почва обогащается перегноем.
2.ФОТОСИНТЕЗ, химический процесс, возникающий в зеленых растениях, водорослях и многих бактериях, прикотором вода и углекислый газ превращаются в кислород и продукты питания растений при помощиэнергии,
поглощаемой из солнечного света.
3.БРОЖЕНИЕ - процесс распадения органических веществ, вызываемый микроорганизмами. (например, дрожжи)
4.ПИТАНИЕ (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности
5.ДЫХАНИЕ — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие)
6.КОРРОЗИЯ, ржавление - это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой.
7.ДЕЗИНФЕКЦИЯ — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды для предотвращения попадания их на кожу, слизистые и раневую поверхность
VIII. Оценивание
Треугольники подписать. Если сумма цифр в треугольнике больше 73 (77.78.79) вы заслужили «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в 11 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции".
Конспект занятия на курсах по подготовке к ЕГЗ по теме "Окислительно-восстановительные реакции". Можно воспользоваться данной разработкой и для проведения урока в 11 классе....
Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
·Урок, на котором закрепляются понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”....
Проверочная работа для 8 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Работа составлена в тестовой форме по материалам ГИА...
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»
Урок построен на основе разбора заданий ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции», подобранных из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2014 года и предыдущих лет, открытого банка з...
план конспект урока по химии, тема: "Окислительно-восстановительные реакции"
урок по химии 8 класс...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Контрольная работа предназначена для оценки степени усвоения обучающимися девятых классов темы "Окислительно-восстановительные реакции". Рассчитана на самостоятельную работу учащихся и содер...