Методическая разработка урока по теме "Оксиды"
методическая разработка по химии (8 класс)

Методическая разработка урока по теме "Оксиды" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_oksidy.docx487.84 КБ
Файл prezentatsiya_oksidy.pptx658.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа № 127

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по химии в 8 классе

"Оксиды"

Выполнила:
Шелкова Наталья Александровна,

учитель химии


г. Санкт-Петербург

2019


Аннотация

Предложенная методическая разработка урока "Оксиды" будет интересна, учителям, работающим по программе О.С.Габриеляна. Вместе с тем, что-то полезное здесь смогут найти и учителя, работающие по другим УМК.

Урок сочетает в себе групповую и индивидуальную работу учеников. Кроме того, при разработке урока учитывались требования предъявляемые к урокам ФГОС. К уроку прилагается презентация.

В работе предлагаются различные виды заданий, направленные на повышение активности учеников на уроке, на развитие их интеллектуальных способностей и интереса к предмету.

Урок носит игровой характер, т.к. целью урока является сложить пазл, угадать вещество по картинке и составить краткий рассказ о нем. Кроме этого, команда первой правильно отвечавшая на дополнительные вопросы и заработавшая больше баллов может быть оценена отдельно.


Содержание

1.Введение                                                                                            - стр.4

2.Основная часть                                                                                - стр.4

3. Заключение                                                                                   - стр.12

4. Литература                                                                                    - стр.12

5. Приложения                                                                                  - стр.13


1. Введение.

"Важнейшая движущая сила обучения – интерес"

                                                                             Платон

"Оксиды" - это первый из четырех классов сложных веществ, которые предстоит изучить ученикам в 8 классе. Огромное количество окружающих нас веществ, относится  классу оксидов. Именно эта мысль, заложена в учебнике О.С.Габриеляна, именно эту мысль я старалась отразить в своем уроке.

Требования, предъявляемые к современному уроку это организовать работу так, что бы ученики были максимально активны. Поэтому я постаралась предложить ребятам разнообразные задания, выполняя которые, они смогут изучить необходимый материал, но в необычной форме.

Предложенные задания соответствуют уровню развития и химических знаний учеников. Поэтому с ними справляются практически все, даже, те у кого нет большой склонности к химии. Кроме того задания направлены на формирование межпредметных УУД и соответствуют требованиям ГИА.

Групповая форма работы была выбрана не случайно, т.к. элемент соревнования между командами повышает активность учеников на уроке, а так же способствует развитию коммуникативных УУД.

2. Основная часть

8 класс по учебнику О.С.Габриеляна

Тема программы: "Соединения химических элементов"

Тема урока: "Оксиды".

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: смешанный

Цели урока:

  1. сформировать понятия об оксидах;
  2. закрепить на оксидах значение химической номенклатуры для бинарных соединений;
  3. показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать понятие об оксидах, их классификации
  • проверить умения определять степени окисления
  • записывать формулы бинарных соединений по степени окисления элементов на примере представителей класса оксидов 
  • закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений
  • показать значение оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

  • Развивать речевые навыки
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • Развивать умение работать коллективно
  • Развивать интерес к химической науке

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества,
  • Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей, самостоятельность, общительность 
  • Прививать чувство ответственности за выполненную работу
  • Создать условия для формирования экологического воспитания

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, дидактический материал, учебник; на столах учащихся образцы веществ: CuO, SiO2, H2O, CaO, S, CO2.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель объясняет ход урока. Ученики класса разбиты на 4 команды, примерно равные по силам. Принцип деления может быть различным. Каждая команда случайным образом вытягивает себе листочек с номером, соответствующим одному из оксидов: CO2, Н2O, Al2O3, SiO2.

Угадываемое вещество зашифровано в виде рисунка - пазла. (Прил. 8)

По ходу урока учитель предлагает задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает кусочек пазла, из которого надо будет составить картинку, угадать вещество и подготовить небольшой рассказ о нем. Кроме этого команда, которая отвечает первой на дополнительные вопросы, получает дополнительные баллы. В командах по 6 человек, задание засчитывается, если его правильно выполнили 4 человека.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель раздает листочки с заданием (Прил.1) каждому ученику.

Задание 1.  Каждый член команды получает листочек с формулами веществ, в которых надо проставить степени окисления и назвать вещество.

MgCl2, Al2S3, K3P, Ca3N2, SO2.

Время выполнение задания ограничено.

Затем ученик передает свой листочек соседу слева и он по подсказке на слайде 1 проверяет работу, подписав, что он проверил данную работу. Если команда получила 3 "2", то подсказки-пазла она не получает.

Критерии оценки:

1, 2 небольшие ошибки "4"

3,4 ошибки "3"

5 и больше ошибок "2"

Учитель собирает работы, объявляет результаты и выдает кусочки подсказки-пазла каждой справившейся команде.

3. Актуализация знаний.

Учитель объясняет следующее задание.

Задание 2. На столах стоят бюксы с веществами: CuO, SiO2, H2O, CaO, S, CO2. Надо найти среди них лишнее, объяснить свой ответ. За правильный ответ команда получает дополнительный балл.

Учитель подводит итог:

"Какое вещество сера?" - Простое.

"А остальные?" - Сложные.

Учитель раздает каждой команде листочки со следующим заданием (Прил.2), объясняет его.

Задание 3.  Команда получает листок, на котором написаны все формулы сложных веществ, стоящих на столе. Члены команды совместно должны расставить степени окисления, назвать все вещества, записать все названия на листочек. Если команда справилась с заданием, то получила кусочек подсказки-пазла.

Критерии оценки:

1 ошибки "4"

2,3 ошибки "3"

4 и больше ошибок "2"

Первая команда получает дополнительный балл.

Учитель проверяет правильность задания. После этого один из членов первой справившейся команды громко зачитывает названия веществ.

Учитель задает вопрос: "Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?"

Ученики догадываются:  "Оксиды".

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель демонстрирует  слайд 2 и предлагает ученикам записать все формулы оксидов и их названия в тетрадь. Записывать надо не очень широко, чтобы справа осталось еще немного места.

Учитель объясняет, что оксиды это первый из четырех классов сложных веществ, которые будут изучены в 8 классе.

После этого учитель, задавая наводящие вопросы вместе с учениками предлагает план, по которому будет происходить изучение материала. В процессе обсуждения, открывает слайд 3.

1. Определение

2. Классификация (виды)

3. Представители данного класса веществ

4. Изучение нового материала.

Учитель задает вопрос: "А что же такое оксиды? Какое определение мы можем дать?" и предлагает новое задание.

Задание 4. На столах у команд лежат конвертики в них набор слов (Прил.3), некоторые слова лишние, необходимо составить из этих слов определение оксидов. Если команда справилась с заданием, то получила кусочек подсказки-пазла. Первая команда получает дополнительный балл.

Учитель проверяет правильность выполнения и объявляет результаты.

После этого ученики проверяют ответ на слайде 4 и записывают определение себе в тетрадь.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород в степени окисления -2.

Учитель предлагает посмотреть еще раз на оксиды, которые стоят на столах и рядом с названиями в тетради, там где оставляли немного места справа, написать цвет оксида и его агрегатное состояние.

Учитель задает вопрос: "Какие оксиды бывают по агрегатному состоянию?"

Ученики отвечают: "Твердые, жидкие, газы".

Учитель демонстрирует слайд 5. Ученики записывают.

Оксиды

твердые

жидкие

газы

оксид натрия

оксид фосфора (V)

Н2О

оксид серы (VI)

оксид азота (I)

оксид серы (IV)

Учитель объясняет следующее задание.

Задание 5.

Составить формулы оксидов по их названиям, в тетрадь записать формулы. После этого к доске выходит один член команды, записывает одну из формул. Если команда справилась с заданием, то получила кусочек подсказки-пазла.

Учитель задает вопрос: "Скажите, а на какие две группы можно разделить наши оксиды?"

Ученики отвечают: "Оксиды металлов, оксиды неметаллов".

Учитель открывает слайд 6.

Ученики записывают в тетрадь

Оксиды

металлов                                            неметаллов

СаО

Fe2O3

Al2O3

SiO2

CO2

CO

Учитель предлагает следующее задание.

Задание 6. Решить кроссворд (Прил.4). Если команда справилась с заданием, то получила кусочек подсказки-пазла. Первая команда  получает дополнительный балл.

В

О

Д

А

П

Е

С

О

К

С

А

П

Ф

И

Р

Г

Л

И

Н

А

Л

Е

Д

К

Р

А

С

Н

Ы

Й

1. Твердая - лед, газообразная - пар, жидкая - ?

2. На нем приятно полежать летом на берегу реки

3. Драгоценный камень синего цвета

4. Из нее делают "Дымковские игрушки"

5. Твердый углекислый газ, используемый для охлаждения, хранения и перевозки пищевых продуктов, называют "сухой ..."

6. Наличие в грунте этого вида железняка придает  ... цвет поверхности планеты Марс.

Учитель: "Вы отгадали 6 слов, а что их объединяет?"

 Ученики: "Все вещества являются оксидами".

Учитель объясняет, что те названия, которые сейчас угадывали, называются тривиальные, т.е.обиходные название, не по научной номенклатуре.

Учитель предлагает открыть учебник стр.107, 111 и раздает листочки, где написаны формулы веществ и их тривиальные названия (Прил.5)

 Задание 7. Соотнесите правильно формулу вещества и его тривиальное название. Задание выполняется при помощи материала учебника. Если команда справилась с заданием, то получила кусочек подсказки-пазла. Первая команда  получает дополнительный балл.

Формула вещества

Тривиальное название

Fe2O3

угарный газ

Al2O3

красный железняк

CaO

песок

CO2

глина

CO

углекислый газ

SiO2

негашеная известь

Учитель открывает слайд 6 до конца. Ученики проверяют и записывают в тетрадь тривиальные название веществ под соответствующей формулой.

Ученики собрали все кусочки пазла, складывают его, приклеивают на листочек.

Учитель, если возникли проблемы по определению вещества помогает командам.

Ученики готовят рассказ о своем веществе, используя текст учебника §19.

5. Первичное закрепление знаний.

План рассказа (Прил.6).

1. Название вещества, формула вещества

2. Название оксида, класс оксида (оксид металла или неметалла)

3. Агрегатное состояние, цвет при нормальных условиях

4. В каком виде, где встречается в природе ваш оксид (какие еще разновидности бывают) (материал учебника)

5. Где применяется? (материал учебника)

6. Интересные факты (раздает учитель).

Интересные факты.

"Сухой лед"

Сухой лед привлекает комаров. Если насыпать немного сухого льда в стороне от места, где вы находитесь, они сконцентрируются вокруг него.

"Рубин"

Рубин по твердости занимает второе место, уступающее в этом лишь алмазу!

Крупные рубины встречаются в природе гораздо реже аналогичных по величине алмазов, поэтому стоимость качественного рубина, как правило, вдвое выше стоимости алмаза той же величины

"Горный хрусталь" (кварц)

В мифах и легендах греческие олимпийские боги пили амброзию только из хрустальных кубков.

Римский император Нерон имел несколько кубков из цельных кристаллов горного хрусталя. Выбор материала был неслучаен. Имеющий высокую теплопроводность кварц, сохранял напитки прохладными даже в жару.

"Вода"

В стакане воды – около 8 септиллионов молекул. Это 8 000 000 000 000 000 000 000 000 молекул.

Опыты показывают, что горячая вода превращается в лед быстрее чем холодная.

Каждый член команды должен ответить свой пункт.

Каждый ученик получит оценку за первое задание, команда, набравшая больше баллов и активнее всего работавшая, получит "5".

6. Домашнее задание. Слайд 8.

§19, упр.1; найти тривиальное название N2O («веселящий газ»), рассказать, где этот оксид применяется  

7. Рефлексия. Слайд 9.

Нарисуйте на оборотной стороне вашего пазла смайлик улыбается, если урок понравился и смайлик грустный, если не понравился.

3. Заключение.

Любой урок для учителя должен быть хорошо подготовлен и продуман, а для ученика должен быть интересным и запоминающимся.

Я постаралась сделать именно это через разнообразные задания, связанные в том числе и с практическим, жизненным опытом детей.

Однако каждый учитель знает, что часть успеха урока всегда в эмоциональной атмосфере, поэтому не забывайте хвалить и подбадривать своих учеников, даже, если у них не все получается.

«Учитель помни! Твоя улыбка стоит 1000 слов»

К.Д.Ушинский

4. Литература для учеников

1. Химия, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2013

Литература для учителя

1. Химия, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2013

2. Настольная книга учителя. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.

3. Химия.8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику  Габриеляна О.С. «Химия - 8» / О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2005. – 160с.

4. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов./ Р.А.Лидин, В.А.Молочко, Л.Л.Андреева; Под ред. Р.А.Лидина - М.: Химия, 2000

5. http://verbnaya.ru/fact.html

6. https://www.livemaster.ru/topic/1631463-gornyj-hrustal-interesnye-fakty-i-obrazy-s-ukrasheniyami

7. http://www.catalogmineralov.ru/article/41.html#

8. http://class-fizika.spb.ru/home/751-sl

5. Приложения

Приложение 1.

Работу выполнил:

Расставьте степени окисления, назовите вещества

MgCl2

Al2S3

K3P

Ca3N2

SO2

Работу проверил:

Приложение 2.

Расставьте степени окисления, назовите вещества

Формула

вещества

Название вещества

CaO

SiO2

CuO

H2O

CO2

Приложение 3.

Разрезать по строчкам и вертикальным палочкам.

Оксиды - это      |     состоящие     |    простые     | сложные      |      химических элементов     |  вещества   |      из двух     |      из трех    |   один из которых   |    кислород     |   водород  |   в степени окисления  -2    

|    в степени окисления  -1   |

Приложение 4.

Решите кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Твердая - лед, газообразная - пар, жидкая - ?

2. На нем приятно полежать летом на берегу реки

3. Драгоценный камень синего цвета

4. Из нее делают "Дымковские игрушки"

5. Твердый углекислый газ, используемый для охлаждения, хранения и перевозки пищевых продуктов, называют "сухой ..."

6. Наличие в грунте этого вида железняка придает  ... цвет поверхности планеты Марс.

Приложение 5.

Формула вещества

Тривиальное название

  1. Fe2O3
  1. угарный газ
  1. Al2O3
  1. красный железняк
  1. CaO
  1. песок
  1. CO2
  1. глина
  1. CO
  1. углекислый газ
  1. SiO2
  1. негашеная известь

Ответ:     1.      2.      3.      4.      5.      6.

Приложение 6.

План рассказа.

1. Название вещества, формула вещества

2. Название оксида, класс оксида (оксид металла или неметалла)

3. Агрегатное состояние, цвет при нормальных условиях

4. В каком виде, где встречается в природе ваш оксид (какие еще разновидности бывают)

5. Где применяется ваш оксид?

6. Интересные факты.

Приложение 7.

Картинки разрезать на кусочки (по количеству заданий), что бы получился пазл.

http://optomamarf.ru/files/db1/db1a649867e33eb1e2f831d5dae6487a.jpg 

Вода.

http://cs627529.vk.me/v627529827/12066/pU6ggdgd1m4.jpg

"Сухой лед"

http://www.shepherdpress.com/wp/wp-content/uploads/2015/03/rubies.gif

Рубин.

http://mtdata.ru/u25/photoE214/20475867135-0/original.jpg

"Горный хрусталь" (кварц)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Mg +2 Cl -1 2 Al +3 2 S -2 3 K +1 3 P -3 Ca +2 3 N -3 2 S +4 O -2 2 хлорид магния сульфид алюминия фосфид калия нитрид кальция оксид серы ( IV)

Слайд 2

H 2 O CO 2 CuO SiO 2 CaO оксид кальция оксид кремния ( IV ) оксид меди ( II ) оксид водорода оксид углерода ( IV )

Слайд 3

Оксиды 1 . Определение 2 . Классификация 3 . Важнейшие представители

Слайд 4

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород в степени окисления -2 .

Слайд 5

Оксиды твердые жидкие газы оксид натрия оксид серы ( VI ) оксид серы ( IV ) Na 2 O SO 3 SO 2 H 2 O N 2 O оксид фосфора ( V ) оксид азота ( I ) P 2 O 5

Слайд 6

СаО Оксиды металлов неметаллов CO 2 SiO 2 (песок) (красный железняк) (глина) (углекислый газ) (угарный газ) (негашеная известь) Al 2 O 3 Fe 2 O 3 CO

Слайд 8

Домашнее задание §19, упр.1 Найти тривиальное название N 2 O рассказать, где этот оксид применяется

Слайд 9

Рефлексия На оборотной стороне вашего пазла с рисунком оксида нарисуйте Если урок понравился Если урок не понравился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...