Технологическая карта урока по теме: "Алюминий и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Создание условий для погружения в процесс открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_alyuminiy_i_ego_svoystva_.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Алюминий и его свойства
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для погружения обучающихся в процесс открытия новых знаний через изучение темы : «Алюминий и его свойства»
Задачи личностного характера:
- выстраивать позитивное у обучающихся отношение к процессу обучения, к содержанию
урока;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
Метапредметные задачи:
Формирование УУД метапредметного характера:
- Регулятивные УУД : - развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД : продолжить развитие навыков анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов.
-Коммуникативные УУД : продолжить развитие умений слушать, грамотно строить свою речь, формулировать выводы, аргументировать свою позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога.
Предметные задачи:
- раскрыть взаимосвязь строения атома алюминия и свойств как простого вещества;
- познакомить с историей открытия алюминия;
- раскрыть амфотерные свойства алюминия;
- продолжить отработку умений составлять химические уравнения реакций
- продолжить развитие умений проведения химического эксперимента.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
(2-4 мин) | - приветствие обучающихся; -определение готовности к учебному занятию | -приветствие учителя; -организуют рабочее место; -включаются в ритм урока. | Личностные: самоопределение; смыслообразование; мотивация на учебную деятельность |
(5-7 мин) | Создаёт условия для формулирования темы урока. На демонстрационном столе коллекция «Алюминий и его соединения» Вопрос к учащимся: «О каком металле мы сегодня будем говорить?» Что вы знаете об алюминии? В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции - почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным? -что ещё нужно узнать об алюминии? Спрашивает о целях урока, о том какие знания хотели бы получить учащиеся | Ответы учащиеся записываются на дополнительной доске. | Личностные: самоопределение; смыслообразование; мотивация на учебную деятельность. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений и их обоснование. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение выстраивать свои мысли, проявлять толерантность в процессе диалога |
| Исходя из сказанного вами, цель нашего урока? Работать будем в группах по заданиям с последующим отчётом. На подготовку ответов выделяется 10 минут. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. Затем слушаем отчёты групп. | Учащиеся формулирую тему и цели урока: - дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу, изучить его физические, химические свойства, применение и получение. | Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные:планирование учебных действий Коммуникативные:умение слушать, грамотно излагать свои мысли, аргументировать свои выводы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
( 9 мин) | Задания для групп. (Приложение 1) Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах. 1 группа: Положение в ПСХЭ. Строение атома 2 группа: Алюминий – типичный металл. 3 группа: Химические свойства алюминия (проведение л/о с кислотой и солью по инструктивной карточке – Приложение 3) 4.группа Распространение алюминия в природе и его получение. 5 группа. Применение алюминия на основе его свойств. Во время работы групп учитель наблюдает, оказывает помощь, консультирует. | - работают с учебными текстами; - выполняют эксперимент связанный с изучением химических свойств алюминия; - оформляют полученные результаты; - презентуют полученные результаты; - слушают и анализируют выступления других групп и делают записи в карте; | Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные:планирование учебных действий Познавательные:сравнение, установление причинно-следственных связей; работа с текстом, выделение текстовых смыслов. Коммуникативные:умение слушать, грамотно излагать свои мысли, аргументировать свои выводы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
| Организует первичное закрепление новых знаний по вопросам: - по праву называют алюминий металлом 21 века? - какие свойства отличают алюминий от других металлов? -какую степень окисления проявляет алюминий и почему? -назовите области применения алюминия - чем обусловлены области применения алюминия? | - отвечают на вопросы; - корректируют неточные ответы одноклассников | Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценивание и коррекция результатов Познавательные: обобщение, установление причинно- следственных связей Коммуникативные:умение слушать, грамотно строить речь, аргументировать свою позицию в решении учебной задачи, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога |
(6-7 мин) | -организует самостоятельную работу(приложение №2) - организует взаимопроверку (сравнение с правильными ответами на экране) с последующей коррекцией | Оценивают работу в паре | Личностные: позитивное отношение к учебе, познавательный интерес Регулятивные: самооценивание,самоконтроль,самокоррекция |
| Включает обучающихся в процесс рефлексии по форме «закончи предложение» -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать об алюминии … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. | - включаются в процесс рефлексии; - знакомятся с домашним заданием -прощаются с учителем | Личностные: позитивное отношение к знанию и процессу обучения. Регулятивные:оценивание и контроль результатов, рефлексия |
Приложение 1.
Группа 1. Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его
атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?
Оборудование: план характеристики химического элемента по периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
а) порядковый номер;
б) период;
в) группа;
г) подгруппа;
д)схема строения атома
е) Ar (Al) =
а) Электронно-графическая формула
б) p … n = … e = …
в) возможные степени окисления
г) окислительно-восстановительные возможности в химических реакциях, примеры соединений
Группа 2. Рассмотрите алюминий как простое вещество и охарактеризуйте его как представителя металлов по плану:
а) вид кристаллической решетки;
б) вид химической связи;
в) физический свойства: цвет, запах, металлический блеск, твердость, теплопроводность, электропроводность, температура плавления, плотность.
Какие физические свойства обусловили такое широкое применение в нашей жизни? Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, спиртовка, держатель.
(§16 стр. 68 и стр. 72 учебника).
Группа 3. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов? Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы?
Оборудование: инструкция к выполнению лабораторного опыта,
гранулы алюминия, растворы соляной кислоты и хлорида меди (II), штатив с пробирками. ( 16 стр.69-70 учебника).
Группа 4. Распространение алюминия в природе и его получение и объясните, почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого? (§16 стр. 70-71 учебника).
Группа 5. Применение алюминия на основе его свойств. Почему из алюминия изготовляют посуду? ( 16 стр.668,69,72 учебника).
Приложение 2. Тест
1. Алюминий в природе по распространённости в земной коре занимает среди металлов:
а) первое место б) второе мест в) пятое место г) третье место |
2. Степень окисления алюминия в соединениях: а) + 2 б) +3 в) - 3 г) -2
3. В ряду Na – Мg – Аl – Si
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах
б) усиливаются металлические свойства элементов
в) уменьшается высшая степень окисления элементов
г) ослабевают металлические свойства элементов
4.Укажите название вещества, из которого состоит защитная пленка на поверхности алюминия
а) оксид алюминия б) гидроксид алюминия в) хлорид алюминия г) сульфид алюминия
5.Амфoтерные соединения образует: а) Са б) Na в) Аl г) Li
6. Алюминий не реагирует: а) с кислородом б) с азотом в) с оксидом магния г) с раствором серной кислоты
7. Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов?
а) взаимодействие алюминия с хлором б) взаимодействие алюминия с водой
в) взаимодействие алюминия с кислородом г) взаимодействие алюминия с серой
8.Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью: а) корунд б) магнетит в) кремнезем г) боксит .
9.Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия: а) электролиз б) алюминотермия в) пирометаллургия г) гидрометаллургия..
10.Чем является алюминий в химических реакциях? а) восстановитель б) окислитель в) окислитель и восстановитель.
Ответы:
- А
- Б
- Г
- А
- В
- В
- В
- А
- Б
- А
Оценка работ:
«5» - 9-10 баллов «4» - 7-8 баллов «3» - 5-6 баллов «2» - 1-4 балла
Приложение 3.
Лабораторный опыт «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и солей»
Инструкция по выполнению лабораторного опыта
Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и солям .
Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой проточной водой! Сообщи учителю! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку. Отверстие пробирки направляй в сторону от себя и товарищей.
Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора хлорида меди(2) . Пробирку слегка прогрейте.
Вывод: … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Как называть бинарные соединения"
Методическое сопровождение урока в 8 классе "Названия веществ"...
Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"
Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...
Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...
Технологическая карта урока по теме "Алюминий"
Материал предназначен для учащихся 9 класса, работающих по учебнику Химия-9, авт. О.С.Габриелян....
Технологическая карта урока по теме "Алюминий, его строение, свойства, применение"
Приводится пример технологической катры урока для 9 класса с основными его этапами...
Технологическая карта урока по химии « Основные классы неорганических соединений» 11 класс.
Технологическая карта урока....
Химия. 9 класс. Технологическая карта урока по теме "Алюминий".
Изучение темы «Алюминий» кажется очень важным, так как его значение как металла в жизни человека неоспоримо. В процессе урока учащиеся осознают практическую и личностную значимость этого м...