Олимпиада по химии (2 тура, для 9-10 классов)
олимпиадные задания по химии (10 класс)

Олимпиада по химии посвященная Роберту Бойлю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_roberta_boylya_10-9_kl.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Олимпиада посвященная ко дню рождения Роберта Бойля»

Первый тур.

Задание 1. «Тест разогревочный», стоимость каждого вопроса 1,5 очка.

1. Из ниже перечисленного выберите то, что относится к химическим явлениям:

а) испарения ртути  

б) образование наледи на окне

в) образование ржавчины

г) растворение кристаллического йода в этиловом спирте

2. К простым вещества относится каждое из трёх веществ, формулы которых:

а) KMnO4; Na; Fe2O3

б) NaNO3;  NH3;  KOH

в) Cl2; О3; CaF2

г) Zn; S8; C

3. Степень окисления хлора равна + 3 в веществе, формула которого:

а) Cl2

б) HCl

в) HClO2

г) KClO3

4. Сумма всех коэффициентов уравнения 2C2H2 + 5… →  ... + 2H2O равна:

а) 13

б) 18

в) 9

г) 14

5. Массовая доля водорода в бутановой кислоте  CH3 – CH2 – CH2 – COOH составляет:

а) 20%

б) 9%

в) 81%

г) 1,14%

6. Какая из данных реакций будет идти до конца:

а) N2 + H2 →

б) Na2CO3 + KOH →

в) MgSO4 + HNO3 →

г) AgNO3 + HBr →

7. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите

признаки: a) соприкосновение веществ; б) образование нерастворимого вещества

(осадка); в)облучение светом; г) нагревание; д) выделение газа; е) изменение цвета.

а) б,д,е

б) а,б,д

в) г,д,е

г) а,б,в

8. Выберите вариант с элементами, проявляющими амфотерные, кислотные, основные      

свойства в своих соединениях:

а) Be, Ca, Sr

б) Fr, Ar, C

в) Br, Zn, Al

г) I, Cr, Fe

9. При разложении 124 г. угольной кислоты, образовался оксид углерода объёмом:

а) 22,4 г.

б) 88 л.

в) 44,8 л.

г) 67,2 л.

10. При взаимодействии 16 г. Fe2O3 c Al выделилось 76,0 кДж теплоты. Определите

тепловой эффект реакции.

а) 760 кДж

б) 1678,2 кДж

в) 167,82 Дж

г) 167,82 кДж

Задание 2. «Порой слов бывает очень много». Стоимость 20 очков.

Никкел – ругательное слово на языке горняков. Оно образовалось из искажённого Nicolaus – родового слова, имевшего несколько значений. Но главным образом слово Nicolaus служило для характеристики двуличных людей. Открыт никель был только в 1751 году. Однако задолго до этого саксонские горняки хорошо знали руду, которая внешне походила на медную руду и применялась в стекловарении для окраски стекол в зеленый цвет. Все попытки получить из этой руды медь оказались неудачными, в связи с чем, в конце XVII в. руда получила название купферникель, что приблизительно означает «дьявольская руда». Руду эту (красный никкелевый колчедан NiAs) в 1751 г. исследовал шведский минералог Кронштедт. Ему удалось получить зеленый окисел и путем восстановления последнего - новый металл, названный никелем. Сейчас же, одним из способов получения никеля служит восстановление его углеродом  из оксида, в котором он имеет валентность II. Вам необходимо вычислить количество молей чистого никеля и объем угарного газа, если в реакцию с углеродом вступило 12,5 грамм оксида никеля, имеющего чистоту 89,4%.

Задание 3. «Математически – химическое задание», стоимостью 15 очков.

Сплав меди с цинком, она же латунь, был известен еще до начала нашей эры, но металлического цинка древние люди не знали. О латуни упоминают многие авторы, в том числе Аристотель, который рассказывает о производстве латуни в стране моссинеков, откуда пошло немецкое название латуни - Messing. Сейчас же из меди, которая входит в сплав латуни, делают электрические провода, причем на один метр такого провода уходит 7,168 г. меди, тогда какое количество молей латуни, потребуется для того, чтоб получить 2,5 метра такого медного провода, если меди в сплаве содержится 79%.

 «Олимпиада посвященная ко дню рождения Роберта Бойля»

Второй тур.

Задание 1. «Недостаточно – избыточное задание», стоимость 15 очков.

Впервые лакмус был применён в качестве химического реагента и индикатора других веществ в около 1300 году испанским врачом и алхимиком Арнальдусом-де-Виланова. Раньше, да впрочем, как и сейчас, лакмус получали из лишайников семейства Пармеливые, которые преимущественно произрастают на просторах Шотландии и Испании. Спустя 350 лет, англо-ирландский учёный Роберт Бойль обнаружил и применил в своих исследованиях кислотно-основной индикатор лакмус, который был выделен из лишайников, произрастающих в горах Шотландии. По этому случаю  даже было написано небольшое шестистишие:

Индикатор лакмус – красный

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус – синий,

Щёлочь здесь – не будь разиней,

Когда ж нейтральная среда,

Он фиолетовый всегда.

Задание такое, воспользовавшись индикатором лакмус вам нужно узнать каким будет цвет водного раствора, после того как произойдет реакция, в которой учувствовали 5,6 грамм гидроксида бария и 9,8 грамм серной кислоты.

Задание 2. «Секретное слово». Задание на 15 очков.

Происхождение данного слова неизвестно. Существует предположение, что это слово попало в греческий из какого-то малоазиатского источника. В одной из религий, этим словом окрестили двенадцать божеств второго ранга (шесть братьев и шесть сестёр). В германо-скандинавской мифологии они получили название «Йотуны». Что это за слово, если известно, что при взаимодействии 10,69 г. химического элемента (валентность которого IV) с соляной кислотой, выделилось 4 л водорода, а выход продуктов реакции составлял 80%. Ответ подкрепите доказательствами.

Задание 3. «Логически – химическое задание» с плохим запахом, стоимость 20 очков.

При взаимодействии двух веществ образуется газ А с запахом тухлых яиц, при  его горении в избытке кислорода образуется газ В с раздражающим запахом. В результате взаимодействия газов А и В выпадает вещество желтого цвета, при нагревании которого с железом получается соединение, вступающее в реакцию с соляной кислотой с образованием газа А. Определите состав образующихся газов и напишите уравнения всех протекающих реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по химии. Школьный этап в 8-м классе.

Олимпиада по химиишкольный уровеньв 8-м классе@ ГБОУ СОШ №4 п.Алексеевка г.о.КинельПетина Оксана Викторовна...

Комплект заданий школьного тура олимпиады по химии 8 класс

В работе представлен материал заочного и очного туров школьного олимпиада по химии для 8 класса...

Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах

Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...

задания школьного тура олимпиады по химии

задания школьного тура олимпиады по химии 8 - 11 класс 2013/2014 учебный год...

задания школьного тура олимпиады по химии

Задания школьного тура олимпиады по химии 8 - 11 классы 2012/2013 учебный год...

Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.

Задания Всероссийской олимпиады школьного тура предназначены для повышения уровня и качества знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ....

Задания школьного тура олимпиады по химии

Материалы содержат рекомендуемые задания для проведения школьного тура олимпиады по химии для учащихся 8,9 10( базовый и профильный уровень),11 (базовый и профильный уровень) классов...