задания школьного тура олимпиады по химии
олимпиадные задания по химии (8 класс) по теме

Маслак Марина Николаевна

Задания школьного тура олимпиады по химии 8 - 11 классы 2012/2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_shkolnogo_tura.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников 2012 /2013.

Школьный этап. Химия.

11 класс.

1 вариант.

1. Атом химического элемента Х находится в VII-В группе периодической системы химических элементов. Его электронная оболочка состоит из четырех энергетических уровней. Определите элемент Х. Какова его электронная конфигурация. Установите валентные возможности этого атома. Составьте формулы высшего оксида и гидроксида, укажите их характер. Ответ подтвердите уравнениями реакций / по одному уравнению для оксида и гидроксида/.

2. Найдите объем ацетилена /н.у./, необходимого для получения 98,47 г анилина, если общий выход процесса составляет 85% от теоретически возможного.

3. При сгорании 9 г предельного вторичного амина выделилось 2,24 л азота и 8,96 л углекислого газа /н.у./. Определите молекулярную формулу этого амина.

4. К 5%-ному раствору хлорида бария массой 208 г добавили 213 г 10%-ного раствора сульфата натрия. Вычислите массовые доли солей в растворе после реакции.

2 вариант

1. Атом химического элемента Х находится в V-В группе периодической системы химических элементов. Его электронная оболочка состоит из пяти энергетических уровней. Определите элемент Х. Какова его электронная конфигурация. Установите валентные возможности этого атома. Составьте формулы высшего оксида и гидроксида, укажите их характер. Ответ подтвердите уравнениями реакций / по одному уравнению для оксида и гидроксида/.

2. Найдите объем ацетилена /н.у./, который потребуется для получения 315 г уксусной кислоты, если общий выход процесса составляет 75% от теоретически возможного.

3. При сгорании 0,9 г некоторого предельного первичного амина выделилось 0, 224 л азота /н.у./. Определите молекулярную формулу этого амина

4. К 15%-ному раствору хлорида кальция массой 222 г добавили 138 г 20%-ного раствора карбоната калия. Вычислите массовые солей в растворе после реакции.

Всероссийская олимпиада школьников 2012/2013.

Школьный этап. Химия.

10 класс.

1 вариант.

1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения веществ:

Уголь -----> Карбид алюминия-----> метан ----->Метилхлорид -----> Этан ---

---->Оксид углерода(IV) --->Карбонат кальция---->Гидрокарбонат кальция

Укажите условия осуществления реакций

2. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции взаимодействия меди с раствором азотной кислоты.  Укажите окислитель и воссановитель.

3. Смесь этана и этилена объемом 0,8 л /н.у./ обесцветила 200 г бромной воды с массовой долей брома 1,6 %. Определите объемную долю каждого газа в смеси.

4. При сгорании 10,5 г органического вещества образовался углекислый газ объемом 16,8 л /н.у./ и вода массой 13,5 г. Плотность паров органического вещества по воздуху составляет 1,45. Найдите молекулярную формулу этого вещества, составьте структурные формулы двух его изомеров и дайте им названия.

2 вариант

1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения веществ:

Ацетат натрия ----> Метан ----> Метилбромид ---->Этан ----> Этен---->Угле-

кислый газ----> Гидрокарбонат магния ----> Карбонат магния

Укажите условия осуществления реакций.

2.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции взаимодействия цинка с раствором азотной кислоты.  Укажите окислитель и воссановитель.

3. Смесь пропана и пропена объемом 2 л /н.у./ обесцветила 250 г бромной воды с массовой долей брома 3,2%. Рассчитайте объемную долю каждого газа в смеси.

4. При сгорании 25,2 г органического вещества образовалось 40,32 л/н.у./ углекислого газа и 32,4 г воды. Плотность паров этого вещества по кислороду составляет 2,63. Найдите его молекулярную формулу, составьте структурные формулы двух его изомеров и дайте им названия.

Всероссийская олимпиада школьников 2012/2013.

Школьный этап. Химия.

9 класс.

1 вариант

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Кислород ----> оксид меди(II)----> сульфат меди(II) ---- >медь ---- >хлорид

меди(II) ----> гидроксид меди(II) ----> оксид меди(II) ----> медь.

2. При взаимодействии 30,93 г руды, содержащей карбонат железа(II), с избытком соляной кислоты выделилось / н.у./ 4,48 л газа. Определите массовую долю примесей  в руде.

3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: сульфат лития, карбонат рубидия, гидроксид бария, сульфид натрия,  нитрат калия,  оксид фосфора (V), нитрат серебра,  оксид магния,  гидроксид железа(III), цинк,  медь.  Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, ученик определил наличие следующих ионов: Н+, К+, Fe3+, NO3-,СО32-. Какие ошибки он допустил? Ответ поясните.

2 вариант

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Алюминий ----> оксид алюминия   ----> хлорид алюминия ----> гидроксид алюминия --->оксид алюминия --- >алюминий ---->сульфат алюминия-------------->хлорид алюминия

2. При растворении 10 г технического цинка в избытке разбавленной соляной кислоты выделилось 3,1 л /н.у./ газа. Определите массовую долю примесей в этом образце цинка.

3. Какие из перечисленных веществ будут реагировать с раствором гидроксида бария:  сульфат натрия, карбонат калия, азотная кислота, нитрат лития, оксид меди(II), хлорид железа(III), оксид серы(IV), гидроксид цинка, медь, оксид хрома(VI), оксид железа(II).  Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, ученик определил наличие следующих ионов: Н+, Na+, Сu2+, NO3-,СО32-. Какие ошибки он допустил? Ответ поясните.

Всероссийская олимпиада школьников 2012/2013.

Школьный этап. Химия.

8 класс

1. Юный химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:

а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;

б) растворение сахара в воде; 

в) прокисание молока;

г) брожение сока;

д) плавание сливочного масла на горячей сковородке;

е) заваривание чая;

ж) засахаривание варенья.

 Однако он включил в список физические явления. Укажите их.      

 

2. Вам выдана смесь следующих веществ: железо, сажа, поваренная соль, медь.

Предложите план разделения этих веществ.

Какое лабораторное оборудование потребуется для разделения этой смеси?

3. В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe3O4 ,  гематит Fe2O3,  лимонит  2Fe2O3*3H2O. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

 

4. Массовая доля кислорода в оксиде элемента, проявляющего степень окисления +5,  равна 56,3%.  Определите этот элемент и составьте формулу оксида.

 

5.  Укажите вид химической связи в веществах: кислород, углекислый  газ,  хлорид натри, алюминий, сероводород. Составьте молекулярные формулы и схемы образования предложенных веществ.

Критерии оценки.

1.  Призёрами являются учащиеся, набравшие больше половины максимального балла.

2. Победителем считается учащийся, набравший максимальный балл среди призёров.

При подведении итогов олимпиады рекомендуется придерживаться следующей системы оценивания (количество баллов должно быть целым числом).

8 класс

Максимальное  количество баллов – 26

Задание № 1. (3 баллов)

б), д), е).                 1 балл

Задание № 2. (6 баллов)

1. Железо отделяем магнитом.            1 балл

2.  Оставшуюся смесь поместим в воду – поваренная соль растворится, сажа будет на поверхности, а медь осядет                                                                                                                              1 балл

 3. Раствор профильтруем. Сажа останется на фильтре.            1 балл

 4.Фильтрат выпарим, это будет NaCl.            1 балл

5. Для разделения потребовалось следующее оборудование: магнит, прибор для фильтрования (штатив с кольцом, воронка, фильтр, стеклянная палочка, сборник фильтрата (стаканчик)), фарфоровая чашка для выпаривания, электроплитка, химический стакан для растворения.               2 балла

Задание № 3. (6 балов)за каждый верный расчет по формуле по 2 балла

Задание № 4. (4 балла)

1. Составлена формула в общем виде 1 балл

2. Определена массовая доля элемента в оксиде 1 балл

3. Определена относительная атомная масса 1 балл

4. Определен элемент и указана формула оксида  1 балл

Задание № 5. (7 баллов)

  1. Составить формулы 1 балл
  2. Указать вид связи    1 балл
  3. Написать схемы образования химической связи 5 баллов

9 класс

1 задание

0,5 балла за каждое уравнение реакции

Всего 3,5 балла

2 задание

1 балл составлено уравнение реакции

1 балл определена масса реагирующего компонента смеси.

1 балл определена массовая доля примесей.

Всего 3 балла

3 задание

1 балл за каждое уравнение реакции в молекулярной и ионной форме

Всего 7 баллов

4 задание

2 балла за правильный ответ с пояснением.

Максимальное количество баллов: 15,5

10 класс.

1 задание.

0,5 балла за каждое уравнение реакции с указанием условий осуществления реакции.

Всего 3,5 балла.

2 задание.

1 балл составлено уравнение реакции

1 балл составлен электронный баланс

1 балл указан окислитель и восстановитель

Всего 3 балла.

3 задание.

1 балл составлено уравнение реакции.

1 балл установлен объем алкена.

1 балл определены объемные доли газов.

Всего 3 балла

4 задание.

1 балл рассчитано количество вещества углерода и водорода в составе искомого органического вещества.

1 балл определена молекулярная масса искомого вещества.

1 балл установлена молекулярная формула вещества

1 балл составлены формулы двух изомеров.

Всего 4 балла.

Максимальное количество баллов: 13,5

11 класс.

1 задание.

1 балл. Определен химический элемент и составлена электронная конфигурация его атома.

1 балл. Определены валентные возможности атома.

1 балл. Составлены формулы высшего оксида и гидроксида.

1 балл Преведены уравнения реакций, подтверждающих характер оксида и гидроксида.

Всего 4 балла.

2 задание.

1 балл. Составлены уравнения реакций /цепочка превращений/.

1 балл. Определена теоретическая масса продукта реакции.

1 балл. Рассчитан объем ацетилена.

Итого 3 балла

3 задание.

1 балл. Определено количество вещества амина.

1 балл. Установлена молекулярная масса амина.

1 балл. Установлена формула амина.

Итого 3 балла.

4 задание.

1 балл. Определено количество вещества реагирующих веществ.

1 балл. Установлено, какое вещество находится в избытке.

2 балла. Определены массы солей, находящихся в растворе по окончании реакции.

1 балл. Определена масса раствора по окончании реакции.

1 балл Определены массовые доли солей в растворе по окончании реакции.

Итого 6 баллов.

Максимальное количество баллов: 16.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по физической культуре

Школьный тур олимпиады учащихся  представляет собой конкурсное испытание учащихся средней (полной) школы - юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из двух заданий: практическо...

Пример заданий школьного тура олимпиады по экономике

Тренировочное задание олимпиады по экономике...

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

Комплект заданий школьного тура олимпиады по химии 8 класс

В работе представлен материал заочного и очного туров школьного олимпиада по химии для 8 класса...

задания школьного тура олимпиады по химии

задания школьного тура олимпиады по химии 8 - 11 класс 2013/2014 учебный год...

Задания школьного тура олимпиады по химии

Материалы содержат рекомендуемые задания для проведения школьного тура олимпиады по химии для учащихся 8,9 10( базовый и профильный уровень),11 (базовый и профильный уровень) классов...

Задания школьного тура олимпиады по химии

Материалы содержат задания для школьного тура олимпиад по химии для 8,9,10,11 классов...