Разработка нестандартного урока в 9 классе по теме "Азот, свойства и применение"
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок химии в 9 классе по теме «Азот, свойства, получение и применение».разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе рабочей программы по химии в 9 классе. Урок рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Неметаллы». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся об азоте и использовании дополнительной литературы.. Урок раскрывает проблему причинно - следственных связей в природе, значение и роль азота в природе и в жизни человека. Урок направлен на развитие интереса к предмету, на применение полученных знаний в практической жизни, так как большое внимание на уроке уделяется развитию навыков практической деятельности. Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического, личностно- ориентированного и здоровьесберегающего обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 49.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме «Азот, свойства, получение и применение».
Учитель химии Ухаткина Валентина Петровна МБУ Школа №75 (бывшая Школа 85)
Аннотация.
Урок химии в 9 классе по теме «Азот, свойства, получение и применение».разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе рабочей программы по химии в 9 классе. Урок рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Неметаллы». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся об азоте и использовании дополнительной литературы.. Урок раскрывает проблему причинно - следственных связей в природе, значение и роль азота в природе и в жизни человека. Урок направлен на развитие интереса к предмету, на применение полученных знаний в практической жизни, так как большое внимание на уроке уделяется развитию навыков практической деятельности. Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического, личностно- ориентированного и здоровьесберегающего обучения. Открытый урок проведен в рамках конкурса «Лучший учитель химии г.о Тольятти по версии ПАО «ТОАЗ» и Департамента образования администрации городского округа Тольятти.
Тема урока: «Суд над азотом».
«Нет жизни без азота, ибо он
является непременной составной
частью белков».
Д. Н. Прянишников
Тип урока: закрепление материала.
Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации.
Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся по теме «Азот», развивать у них интерес к химии; умения и навыки работы с дополнительной литературой.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить физические и химические свойства азота.
- Раскрыть сущность названия элемента.
- Рассмотреть роль азота для жизни растений и в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать химический язык.
- Развивать умение сравнивать и сопоставлять факты и делать выводы.
- Развивать воображение
Воспитывающие:
- В ходе урока вести экологическое воспитание.
- Раскрыть значение работ учёных-химиков для дальнейшего развития науки и производства.
- Повысить культуру поведения, отношений, речи.
Методы и методические приемы:
- Постановка учебного спектакля.
- Выполнение презентаций.
- Составление конспекта (заранее заготовленный план).
Подготовка к уроку:
Заранее дать детям задание найти материал по теме. Вместе с детьми отобрать материал, который будет использован на уроке.
Организация места проведения урока
- Повесить перед уроком на дверь вывеску «Зал судебных заседаний. Тихо!! Идет судебный процесс над гражданином Азотом.
- Организовать в кабинете места для: судьи, подсудимого, ответственного секретаря, прокурора, защитников. Выполнить таблички.
- Организовать место для выступающих.
Оборудование:
Бихромат аммония; спиртовка; спички; пробирки; штатив; химические ложечки.
Методы и методические приёмы:
- постановка учебного спектакля;
- демонстрация опытов;
- конспектирование материала учениками;
- подготовка учениками творческих работ и выступление с ними.
План урока.
- Вступительное слово учителя о целях урока и его содержании.
- Создание игровой ситуации: представление судьи, секретаря, прокурора, адвоката, свидетелей и присяжных.
- Выступление свидетелей защиты и обвинения.
- Выступление адвоката и прокурора.
- Совещание присяжных, вынесение приговора с обоснованием.
Ход урока.
(Звенит звонок. Вводят полицейские подсудимого .)
(Стражники вводят азот. Идя по залу, он причитает: « Не виноват я! Не виноват я!» На груди азота, так же у каждого участника карточка, на которой написаны химический знак, название элемента, порядковый номер и относительная атомная масса).
Секретарь:
Подсудимого и полицейского прошу занять свои места. Прошу всех встать, суд идёт! (Заходит судья)
Судья:
Здравствуйте! Уважаемые дамы и господа! Вы будете свидетелями необычного химического судебного процесса, на котором нам предстоит решить, вреден или полезен для общества подсудимый «азот». Бытует мнение, что азот – БЕЗЖИЗНЕННЫЙ, БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ И БЕСПОЛЕЗНЫЙ. Нам с вами предстоит развеять это сомнение или с ним согласиться
Судья:
Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело № 304 о преступлениях азота против человека.
Обвиняемый – Азот.
Дата рождения – 1772.
Место рождения – Эдинбург. Шотландия.
Происхождение – известен древним цивилизациям.
Ближайшие родственники – Окиси азота, Азотная кислота Аммиак..
Характер – бесцветный, невидимый, невкусный, без запаха.
Род занятий – жизненно важный элемент.
Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья человека, возникновении многих заболеваний.
Присяжным для вынесения объективного приговора необходимо выслушать показания свидетелей защиты и обвинения.
Адвокат, ваш подзащитный признаёт себя виновным?
Адвокат:
Нет, мой подзащитный себя виновным не признаёт.
Судья:
Азот, встаньте, пожалуйста. Вы признаёте свою вину?
Азот:
Нет, не признаю.
Судья:
Расскажите о себе.
Азот:
- Порядковый № 7.
- Относительная атомная масса – 14
- Строение атома: (+7) 1S2 2S2 2P3
- Происхождение: существует две точки зрения: а) от санскритского «азот» –«безжизненный»,(а-нет, зоэ -жизнь;
б) другие кладут в основу от греческого названия – «нитрогениум», означавший «рождающий селитру».
Пять знаменитых химиков XVIII в. дали мне неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоящего из двухатомных молекул, пять разных имен.
В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал меня «ядовитым воздухом».
В 1772 году английский химик Джозеф Пристли - «дефлогестированным воздухом».
В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле - «испорченным воздухом».
В 1774 году английский химик Генри Кавендиш - «удушливым воздухом».
В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье - «безжизненным воздухом».
Обращаясь к адвокату:
Каково содержание азота в атмосфере? (78%)
Почему же азот называют «безжизненным»?
(Непригодный для дыхания. Азот не ядовит, а просто инертен. В его атмосфере можно погибнуть не от отравления, а вследствие отсутствия кислорода).
Судья:
Спасибо, займите своё место. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Уважаемый суд! Уважаемые свидетели! Поводом к нашей сегодняшней встрече послужило безобразное поведение азота в окружающей среде. Примеров тому предостаточно и в прошлом, и в настоящем.
Знакомство человека с этим элементом состоялось несколько тысячелетий назад. Упоминания о сочащейся из горных пород коричневой либо чёрно-бурой маслянистой жидкости со специфическим запахом встречаются в трудах древних историков и географов – Геродота, Пиутарха, Страбона, Плиния старшего. Наибольшее широкое применение в древности нашли тяжёлые нефти – твёрдые либо вязкие вещества, которые сейчас называют асфальтами (битумами) и нефтью. Византийцы обстреливали вражеские корабли смесью нефти и серы как зажигательными снарядами. Это грязное оружие вошло в историю под названием «греческий огонь» или «каменное масло». В состав «греческого огня» входили: битум или нефть, а также неметалл – «Азот». Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов. Посмотрите, какие у азота отрицательные свойства. Именно при его участии пострадало большое количество народа.
Судья:
Прошу суд в качестве свидетеля пригласить – историка.
( Каждый свидетель, подходя к столу, кладёт правую руку на учебник химии и произносит клятву: «Клянусь великим Менделеевым говорить правду, и только правду, и нечего кроме правды. И пусть меня покарает химический закон, если я солгу).
Историк
История его рождения дошла до нас с XVIII века. Впервые о нем заговорил как «о постоянном, или удушливом воздухе» английский химик Даниэль Резерфорд в 1772 году. В это же время молодой шведский аптекарь Карл Вильгельм Шееле назвал этот элемент, извлеченный из воздуха, - «дурным воздухом, обратите внимание: не каким-нибудь, а «дурным»!!! И, наконец, знаменитый французский химик Антуан Лоран Лавуазье назвал этот газ «безжизненным». И не без основания, уважаемые господа присяжные заседатели! Данный газ испытывали на лабораторных мышах. Через некоторое время в выделенном газе гибли, представьте себе, умирали мучительной смертью несчастные лабораторные мышки! Так что не случайно имя этого газа Азот, что в переводе с греческого означает «безжизненный»! Это доказано экспериментально, документально и дошло до наших дней в виде исторических документов.
В России в XVIII-XIX вв. ни один элемент не имел столь многочисленных названий, как азот: нечистый газ, удушливый газ, септон, мофитический воздух, огорюченный воздух, селитрород, гнилотвор, смертельный газ, нитроген, испорченный воздух.
Судья:
Спасибо, присядьте! Слово предоставляется Химику.
В свободном состоянии азот существует в виде двухатомной молекулы N2. Как мы уже слышали сегодня неоднократно.
Азот – бесцветный газ не имеющий запаха и весьма мало растворимый в воде. Он немного легче воздуха.. Относительная молекулярная масса воздуха 29, а азота 28. Кипит жидкий азот при –195,8°С, а затвердевает в снегообразную массу при –210°С. Наиболее характерные степени окисления: -3, -2, -1, +2, +3, +4, +5, 0
Химические свойства
при обычной температуре азот реагирует только с литием: 6Li + N2= 2Li3N (нитрид лития)
с остальными металлами реагирует при высоких температурах: 3Mg + N2= MgЗN2; (нитрид магния)
2Аl + N2 = 2АlN. (нитрид алюминия0
Реагирует c водородом (500 °C, kat, p):
N2+ 3H2 = 2NHЗ, здесь азот также окислитель.
При высокой температура (электрическая дуга, 3000–4000 °C) взаимодействует с кислородом воздуха: N2+ O2 = 2NO (в природе – во время грозы). Затем окисляясь дальше образуется NO2 –это и есть след молнии.
Судья: значит смерть людей от молний –это рук нашего азота?
А ,как, же получается азот? Что нам расскажет и покажет технолог? .
Секретарь: Приглашается в зал суда технолог
Технолог
В промышленности азот получают путем сжижения воздуха с последующим испарением и отделением азота от других газовых фракций воздуха. Полученный азот содержит примеси благородных газов (аргона).
2. В лаборатории получают чистый азот термическим разложением нитрата аммония:
(NH4)2 Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O
Техника безопасности.
Остерегаться попадания на кожу дихроматов – эти вещества вызывают аллергию и являются канцерогенными.
Азот применяется для синтеза аммиака,
- получения удобрений, взрывчатых веществ,
- для создания инертной среды в электротехнике,
- наполнения электрических ламп накаливания
- и свободного пространства в ртутных термометрах
- в медицине, а также для заполнения теннисных мячей.
- Создание инертной атмосферы
- Жидкий азот применяется также в охладительных системах.
Что можно сказать о химической активности азота? (для азота характерна инертность или малая химическая активность – это обусловлено строением его молекулы. Чтобы разрушить молекулу азота, необходимо затратить очень большую энергию – 954,6 кДж/моль. Без разрушения молекулы азота в химическую связь не вступит).
Какие свойства азота лежат в основе применения?
(Имея низкую температуру кипения и являясь инертным веществом, жидкий азот широко применяется в холодильных установках в качестве хладагента. Инертность, нетоксичность и невзрывоопасность жидкого азота позволяет использовать данное вещество в пищевой промышленности и во многих других сферах деятельности. Так, жидкий азот широко применяется в криотерапии и косметологии, позволяя достигать высоких результатов в лечении многих заболеваний.
Секретарь :Просим пригласить в качестве свидетеля – врача.
Судья:
Спасибо. Заслушаем следующего свидетеля врача.
Азот – один из элементов-органогенов (т.е. из которых в основном состоят все органы и ткани), массовая доля которого в организме человека составляет до 2,5%. Азот является составной частью таких веществ, как аминокислоты
(а, следовательно, пептидов и белков), нуклеотиды, гемоглобин, некоторых гормонов и медиаторов.
Азот необходим для процессов обмена веществ. Все важнейшие части клеток (цитоплазма, ядро, оболочка и др.) построены из белковых молекул.
Белки – необходимая составная часть питания человека и животных.
Из организма азот выводится вместе с мочой, калом, выдыхаемым воздухом, а также с потом, слюной и волосами.
Отсутствие или недостаток соединений азота в пище вызывает серьезные заболевания. Избыток их токсичен для живого организма.
Последствия дефицита азота
- Многочисленные расстройства, отражающие нарушения обмена белков, аминокислот, азотсодержащих соединений и связанных с азотом биоэлементов (дистрофия, отеки, различные иммунодефициты, апатия, гиподинамия, задержка умственного и физического развития и пр.).
Секретарь: Просим пригласить в качестве свидетеля – агронома.
Судья:
Спасибо. Заслушаем следующего свидетеля –агронома.
Агроном
Растения поглощают азот из почвы в виде растворимых нитратов и солей аммония (NH4+). Соли транспортируются в стебли и листья, где в процессе биосинтеза очень быстро превращаются в аминокислоты и белки – неотъемлемую часть любого живого организма.
Азот составляет 0,3–4,5% от массы растения. Он усиливает рост стеблей и листьев. При недостатке азота замедляется рост растения, образование хлорофилла, листья приобретают бледно-зеленую окраску и преждевременно желтеют, стебли становятся тонкими и слабо ветвятся, вновь образующиеся листья мельчают, цветки, не раскрываясь, засыхают и опадают. При длительном азотном голодании бледно-зеленые листья приобретают желтый, оранжевый или красный оттенки.
Нормальное азотное питание повышает продуктивность растений
Это определяет возраст растения и его органов, уровень снабжения углеводами, перемещения продуктов синтеза, обеспечения фосфором, серой, калием, кальцием и микроэлементами. При усиленном азотном питании улучшается качество урожая кормовых культур и увеличивается содержание белка в зерне
Секретарь: Просим пригласить в качестве свидетеля – микробиолога.
Судья:
Спасибо. Заслушаем свидетеля – микробиолога.
Микробиолог
Во время разряда молний некоторое количество азота и кислорода в атмосфере соединяются с образованием оксидов азота. Они растворяются в воде, образуя разбавленную азотную кислоту, которая образует нитраты в почве.
Атмосферный азот под действием особых бактерий превращается в нитраты. Некоторые из таких бактерий присутствуют в почве, другие в узелках корневой системы клубеньковых растений (бобовые).
Нитраты также вносятся в почву в форме удобрений. Растения усваивают нитраты из почвы через корневую систему. После смерти растений и животных их белки разлагаются, образуя соединения аммония. Эти соединения превращаются гнилостными бактериями в нитраты, которые остаются в почве и азот, который возвращается в атмосферу.
Все эти процессы являются составными частями круговорота азота в природе
Могут ли быть опасными соединения азота в организме?
Наиболее опасно, когда азот поступает в значительных количествах в организм человека в составе токсичных веществ, например, нитратов и нитритов. Особенно опасны нитриты, которые образуются при избыточном внесении селитры в почву. Они разлагаясь, образуют нитриты –канцерогенные вещества.
Судья:
Спасибо. А чем следствию могут помочь соседи азота.
Бор:
Японские специалисты металловеды разработали и получили нержавеющую сталь, которая умеет сама себя «лечить». Если поверхность детали из такой стали подверглась износу, достаточно нагреть её в вакууме и она снова готова к работе. В чём же секрет? В эту сталь введены добавки бора и азота. Они образуют на поверхности очень прочную плёнку нитрида бора.
Сера
Химик синтезировал оранжево-жёлтые кристаллы нитрида неметалла Э4N4 и решил изучить его свойства. Поручив лаборанту растереть кристаллы в порошок, он ушёл по делам. А лаборант решил, что лучше всего растирать вещество ударами пестика. Недолго думая, он так и сделал. Раздался взрыв, а самого умельца обсыпало с ног до головы жёлтым порошком. Собрав этот порошок, лаборант скрыл от химика случай взрыва. Удивлённый химик обнаружил, что свойства нитрида ничем не отличаются от свойств исходного вещества «Э».
Какие вещества в данном случае скрываются за символом «Э»?
Ответ: «Э» – азот и сера. При ударе нитрид серы S4N4 распадается на серу и азот.
Судья:
Слово предоставляется свидетелям защиты.
Свидетель защиты: У азота очень много положительных качеств.
Азот применяется для синтеза аммиака,
- получения удобрений, взрывчатых веществ,
- для создания инертной среды в электротехнике,
- наполнения электрических ламп накаливания
- и свободного пространства в ртутных термометрах)
- в медицине, а также для заполнения теннисных мячей.
- Создание инертной атмосферы
- Жидкий азот применяется также в охладительных системах.
Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, азот широко применяется:
- в криохирургии; ( во время чемпионата по футболу в этом году применялся неоднократно)
- в охладительных системах (Т= -1920С);
- но у водолазов –при работе на больших глубинах может возникать «азотный наркоз» («кессонова болезнь») (-).
Криотерапия — лечение холодом. В последние годы криотерапия активно применяется и в спорте. Инертность азота активно используется и в пищевой промышленности. В хранилищах и упаковках с атмосферой из чистого азота продукты могут храниться очень долго
Иногда азот используется при разливе пива вместо традиционной углекислоты. Однако специалисты говорят, что его пузырьки меньше, и такое газирование подходит не всем сортам пива. . В камеры самолётных шасси в целях пожарной безопасности закачивают азот. Азот — эффективнейшее средство пожаротушения. Обычные пожары им тушат очень редко — газ сложно оперативно доставить к месту пожара в городе, и он быстро испаряется на открытой местности. А вот в шахтах метод тушения пожара вытеснением кислорода азотом из горящей выработки используется часто. Оксид азота I, более известный как закись азота, используется и как средство для наркоза, и как вещество, улучшающее работу двигателя автомобиля. Он не горит сам, но хорошо поддерживает горение.
Оксид азота II — это очень ядовитое вещество. Тем не менее, в небольших количествах он присутствует во всех живых организмах. В теле человека окись азота (так чаще называют это вещество) вырабатывается для нормализации работы сердца и предотвращения гипертонии и инфарктов. В ходе этих болезней для стимуляции выработки окиси азота используют диеты, включающие в себя свёклу, шпинат, рукколу и другую зелень. Нитроглицерин (сложное соединение азотной кислоты с глицерином), таблетки которого сердечники кладут под язык, и сильнейшая взрывчатка с таким же названием, это действительно одно и то же вещество. Вообще подавляющее большинство современных взрывчатых веществ изготавливается с использованием азота. . Азот также критически важен для производства удобрений. Азотные удобрения, в свою очередь, имеют огромное значение для урожайности растениеводства. В трубочке ртутного термометра находятся серебристая ртуть и бесцветный азот. Азот обнаружен не только не Земле. Атмосфера Титана — самого большого спутника Сатурна — почти полностью состоит из азота. Водород, кислород, гелий и азот — вот четвёрка самых распространённых во Вселенной химических элементов.
Судья: А что нам может дополнить работник ТоАза
Основное применение азота идет на получение аммиака. Без азота здесь никак не обойтись. Аммиак при обычных условиях – газ с резким и неприятным запахом. Аммиак ядовит! При 200C в воде растворяется 700л аммиака. Полученный раствор называют аммиачной водой. Из-за такой растворимости аммиак нельзя собирать и хранить над водой.
Аммиак – активный восстановитель. Такое свойство у него за счёт атомов азота, имеющих степень окисления «-3». Восстановительные свойства азота наблюдаются при горении аммиака на воздухе. Так как для азота наиболее устойчивая степень окисления – 0, то в результате этой реакции выделяется свободный азот.
Если в реакции горения использовать катализаторы (платину Pt и оксид хрома Cr2O3), то получают оксид азота.
4NH3 + 5 O2 -> 4NO + 6H2O
Аммиак может восстанавливать металлы из их оксидов. Так реакцию с оксидом меди используют для получения азота.
2NH3 + 3CuO -> 3Cu + N2 + H2O
Аммиак обладает свойствами оснований и щелочей. При растворении его в воде образуется ион аммония и гидроксид-ион. При этом соединения NH4OH – не существует! Поэтому формулу аммиачной воды лучше записать, как формулу аммиака!
Основные свойства аммиака проявляются также и в реакциях с кислотами.
NH3 + HCl -> NH4Cl (нашатырь)
Получение аммиака в лабораторных условиях производят из смеси твёрдого хлорида аммонии (NH4Cl) и гашенной извести. При нагревании интенсивно выделяется аммиак.
2NH4Cl + Ca(OH)2 -> CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
В промышленности на ТОАЗе получение аммиака связано с прямым его синтезом из простых веществ. Как уже отмечалось, источником азота служит воздух, а водород получают из воды или природного газа (метана).
3H2 + N2 -> 2NH3 + Q
Применение аммиака
Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн. тонн. В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя.
В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)
В медицине 10% раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — невралгии, миозиты, укусы насекомых, обработка рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).
Какие свойства проявляет аммиак при нагревании? ( При нагревании аммиак проявляет восстановительные свойства. Так, он горит в атмосфере кислорода, образуя воду и азот).
Может ли аммиак отрицательно влиять на организм человека? ( Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы)
Судья: Уважаемые ! Кто еще может выступить в защиту азота?
Прокурор: Прошу пригласить важного свидетеля Аминокислоту.
Аминокислота Вы правы, Азот является одним из главных элементов, образующих целый класс органических соединений, которые носят его имя, - это азотсодержащие.
Значение этих соединений настолько велико, что у меня просто нет слов, а мысленно передо мной мелькают сплошные формулы различных веществ, без которых наш мир был бы тусклым и мрачным. Это и искусственные анилиновые красители, и пищевые добавки, и гербициды, и различные химические и биологические полимеры.
И, наконец, уважаемые господа, Аминокислоты с участием аминогруппы образуют самое уникальное, самое главное вещество на планете Земля – это белковые молекулы «А жизнь есть способ существования белковых тел!» - так писал еще в XIX веке Ф. Энгельс. Отсюда естественно следует, что Азот на самом деле самый жизненный элемент!
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Азот – один из «исторических» неметаллов, он известен человеку с древних времён. И в наши дни азот не теряет, а всё больше увеличивает своё значение в жизни человека. Азот является исходным сырьём для получения аммиака, азотной кислоты, и азотных удобрений. Жидкий азот применяют в холодильных системах, а также используют для создания инертной среды (наполнения электрических ламп накаливания и свободного пространства в ртутных термометрах).
В промышленности азот получают из жидкого воздуха, при испарении которого сначала выделяется азот (темп. кип. –196оС), а затем кислород (темп. кип. –183оС). Д. Хевейн говорил:
« – Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Сегодня мы попытались создать «портрет азота» из тех фактов, которые были известны, и из новых сведений об этом химическом элементе и простом веществе будет еще много сказано.
Прокурор: Господин судья, господа присяжные заседатели! К сожалению. Наше недостаточно полное судебное заседание не может в полной мере раскрыть пагубную сущность самого обвиняемого Азота, и особенно его связей с другими элементами.
На слушание не попали целый ряд свидетелей, которые глубже раскрыли его вину. Мало того, что чистый молекулярный азот не пригоден для дыхания, его соединения с кислородом по запаху неприятны и токсичны. Аммиак и азотная кислота служат сырьем для получения опасных взрывчатых веществ. А соли, их представляла Селитра, являются в настоящее время страшным злом практически для всех овощей и фруктов, так как они содержат нитраты, вредные для здоровья человека. Считаю, что Азот виновен. Он Опасен для окружающих. И я требую для него сурового наказания: изолировать его от близких элементов, вступающих с ним в опасные химические связи, сроком на 10 лет, пока люди не научатся ограждать себя от их пагубного воздействия!
Судья
Судья: (обращаясь к азоту).
Подсудимый, Азот! Что вы можете сказать в своё оправдание предоставляем последнее слово Азоту.
Азот:
Не виноват я! Не виноват! Я – химический элемент, образую много соединений – и органических, и не органических, каждое из которых обладает специальными свойствами. Человек, живущий на Земле, изучает их, он уже много узнал и научился использовать знания в своих целях. Я только тогда приношу несчастья, когда попадаю в руки безграмотных и бездушных людей.
Судья:
Выслушав речь главного обвиняемого и показания свидетелей, мы выяснили, что с одной стороны, по вине азота происходят недоразумения, беды и даже катастрофы, приносящие огромный ущерб человечеству. Но с другой стороны – приводимые доводы адвоката и свидетелей защиты говорят о положительной роли азота. Дальнейшая судьба азота зависит от решения суда. Суд удаляется для принятия правильного решения.
Секретарь: На заседание нашего химического суда прибыли журналисты разных средств массовой информации. Прошу их приступить к работе.
( Представители разных журналов общаются и берут интервью у участников).
Секретарь: Встать! Суд идёт!
Судья:
Рассмотрев дело подсудимого азота, суд убедился в его как положительной, так и отрицательной роли в жизни общества. За преступления азот следовало бы казнить, но, учитывая многочисленные заслуги азота перед человеком, суд постановил: вынести подсудимому азоту оправдательный приговор, указав ему на необходимость всемерно развивать полезные качества, расширять область применения на благо человека.
Закончить сегодняшнее заседание хочу с высказывания ученого Д.Н. Прянишникова « Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы»
Суд благодарит всех за внимание и объявляет слушанье дела закрытым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Химические свойства и применение этилена»
10 класс (БУП 1час в неделю)Цели урока: 1. ОбразовательнаяСоздать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме....
Урок по теме: «Химические свойства алкинов. Применение»
Урок изучения нового материала. на основе предыдущих знаний, содержащих похожую структуру....
План-конспект урока АЛЮМИНИЙ, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ
урок разработан для 9 класса по теме "Металлы"...
Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"
В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...
Открытый урок 9 класс " Решение задач с применением свойств прямоугольного треугольника"
Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку....
Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.
Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....
Урок химии в 8 классе "Химические свойства воды. Применение"
Конспект урока и презентация могут быть использованы для проведения урока № 31 по химии в 8 классе. УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ХИМИЯ 8 класс...