Урок химии в 8 классе "Химические свойства воды. Применение"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Зубенко Вера Алексеевна

Конспект урока и презентация могут быть использованы для проведения урока № 31 по химии в 8 классе. УМК . ХИМИЯ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_31_8.docx113.22 КБ
Файл urok_no_31_8.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе

Тема «Химические свойства воды. Применение воды»

Учитель химии

ФГКОУ КК СК РФ

г. Севастополя,

 Зубенко В.А.

Тема: Химические свойства воды. Применение.

Цель урока: повторить физические свойства воды и изучить химические свойства, значение воды для живых организмов, а так  же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о зависимости свойств воды, от состава и строения закрепить знания о типах химических реакций, начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: основаниях.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;

информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Оборудование: Компьютер.

Метапредметные связи: химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Диктант

  1. В организме человека воды содержится …   (65%)
  2. Химическая формула воды…   2О)
  3. Максимальная плотность воды при t = 40C…   (1 г/см3)
  4. Метод определения состава вещества … (анализ)
  5. Получение сложных веществ из более простых …(синтез)
  6. Температура кипения воды … (1000С)
  1. Температура замерзания воды …(00С)
  2. Можно ли назвать природную воду чистым веществом …(нет)
  3. Процесс очищения воды от растворенных в ней веществ … (дистилляция)
  4. Насыщение воды кислородом… (аэрация)

Взаимопроверка и обсуждение

  1. – за 10 вопросов       4 – за 6-9 вопросов            3 – за 1 – 5 вопросов

3.Изучение новой темы: «Химические свойства воды. Применение». 

( видеоролики)

Подготовка и организация восприятия нового материала. До 18 века предполагалось, что вода является элементарным веществом. Лавуазье отнёс воду к соединениям. Эта мысль развилась, когда Лавуазье наблюдал за работой кузнеца: после охлаждения раскаленного железа в воде поверхность железа окислилась и образовалась железная окалина.

О чем сегодня пойдет речь на уроке?   (обсуждение)

Послушайте как красиво о воде пишут поэты:

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Высокие волны вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, и губит, играя,

Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега...

А время придет — все растает,

И будет простая вода.

   А. Фет

Химические свойства воды определяются особенностями ее строения.

  1. Вода довольно устойчивое вещество, она начинает разлагаться на водород и кислород при нагревании по крайней мере до 2000°С ( происходит термическая диссоциация) или под действием ультрафиолетового излучения (фотохимическая диссоциация).

2H2O = 2H2 + О2                                                                                              Видео "Электролиз воды"

  1. Взаимодействие с самыми активными металлами, находящимися в периодической системе в I(А) и I I(А) группах (щелочные и щелочноземельные металлы) и алюминий. В результате образуются основание и газ водород.

Щелочные металлы – это I(А) группа – Li, Na, K, Rb, Cs, Fr

Щелочноземельные металлы – это II(А) – Ca, Sr, Ba, Ra (Be, Mg не относятся)

Me + H2O = Me(OH)n + H2 (р. замещения)

Образующееся сложное вещество гидроксид (основание), а выделяющийся газ это водород . Растворимые в воде основания называются щелочами. Объяснение алгоритма составления формул оснований согласно валентности и правила названий оснований.

Внимание! Алюминий и магний ведут себя также.

Алюминий: 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3+3H2

Магний (в горячей воде): Mg + 2H2O =t°C= Mg(OH)2+H2

  1.  Взаимодействие с менее активными металлами, которые расположены в ряду активности от алюминия до водорода.

Металлы средней активности, стоящие в ряду активности до (Н2) – Be, Fe, Pb, Cr, Ni, Mn, Zn – реагируют с образованием оксида металла и водорода

Me + Н2О = МехОу + Н2 (р. замещения)

Например, бериллий с водой образует амфотерный оксид: Be + H2O = BeO + H2

  1.  Металлы, стоящие в ряду активности после водорода, не реагируют с водой.

Cu + H2O ≠ нет реакции

(Валентность металла можно легко определить по ряду активности металлов, над их символом стоит значение, например, +2, это означает, что валентность этого металла равна 2).

  1. Взаимодействие воды c неметаллами

Cl2 + H2O = HCl + HClO

C + H2O =t°С = CO + H2

Si + 2H2O =t°С = SiO2 + 2H2

6. Взаимодействие с оксидами

а)  Взаимодействие с основными оксидами

С водой взаимодействуют только основные оксиды активных металлов, которые расположены в I(А) и II(А) группах, кроме Ве и Mg.

Реакция соединения протекает при обычных условиях, при этом образуется растворимое основание – щёлочь.

H2O + ОКСИД МЕТАЛЛА = Ме(ОН)n (р. соединения)

Na2O + H2O = 2NaOH

BaO + H2O = Ba(OH)2

Al2O3 + H2O ≠ нет реакции

BeO + H2O ≠ нет реакции

MgO + H2O ≠ нет реакции                           Видео "Взаимодействие оксидов металлов с водой"

б) Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

Кислотные оксиды реагируют с водой все. Исключение составляет только SiO2.

При этом образуются кислородсодержащие кислоты (см. таблицу кислот). Во всех кислотах на первом месте расположен водород, поэтому уравнение реакции записывают так:

H2O + ОКСИД НЕМЕТАЛЛА = Hn A (р. соединения)

Внимание! SiO2 + H2O ≠ нет реакции

                                                          Видео "Взаимодействие кислотных оксидов с водой"

https://lh6.googleusercontent.com/xhD7UBkNy_Hu_hSh5Sb6_-5EtD9L-xyuruTGLhtfmyUqhMz6tHZ8IvGhjPDHsOjuF9CFCwEG2oZgYhiYtks9g1x-O5-TTQKuhKHxugjWqPvzsbYClspzlwhJIASeV-ghcA=w1280

Кислоты

АНГИДРИД, химическое соединение, полученное из другого соединения путем удаления воды. Таким образом, триоксид серы (SО3) является ангидридом серной кислоты (H2SO4).
4. Задание для закрепления:

Закончить уравнения практически осуществимых реакций, назвать продукты реакции

CaO + H2O =

SO+ H2O =

Li + H2O =

Cu + H2O =

ZnO + H2O =

Al + H2O =

Ba + H2O =

K2O + H2O =

Mg + H2O =

N2O5 + H2O =

5. Рефлексия

- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…

Итог урока: Выставление оценок за работу.

Дома: параграф 31 учить, тестовые задания стр. 109



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические свойства воды. Применение. Учитель химии ФГКОУ КК СК РФ г . Севастополя, Зубенко В.А.

Слайд 2

В организме человека воды содержится … Химическая формула воды… Максимальная плотность воды при t = 4 0 C … Метод определения состава вещества … Получение сложных веществ из более простых … Температура кипения воды … Температура замерзания воды … Можно ли назвать природную воду чистым веществом … Процесс очищения воды от растворенных в ней веществ… Насыщение воды кислородом… (65%) (Н 2 О) (1 г/см 3 ) (анализ) (синтез) (100 0 С) (0 0 С) (нет) (дистилляция) (аэрация)

Слайд 3

Вода довольно устойчивое вещество, она начинает разлагаться на водород и кислород при нагревании по крайней мере до 2000°С ( происходит термическая диссоциация) или под действием ультрафиолетового излучения (фотохимическая диссоциация). 2 H 2 O = 2 H 2 + О 2 Электролиз воды . wmv

Слайд 4

Взаимодействие с самыми активными металлами , находящимися в периодической системе в I(А) и I I(А) группах (щелочные и щелочноземельные металлы) и алюминий . В результате образуются основание и газ водород . Щелочные металлы – это I(А) группа – Li , Na , K, Rb , Cs , Fr Щелочноземельные металлы – это II(А) – Ca , Sr , Ba , Ra ( Be , Mg не относятся) Me + H 2 O = Me(OH) n + H 2 ( р . замещения ) Внимание! Алюминий и магний ведут себя также. Алюминий: 2Al + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 +3H 2 Магний (в горячей воде): Mg + 2H 2 O = t°C = Mg (OH) 2 +H 2 Щелочные металлы с водой .mp4

Слайд 5

Взаимодействие с менее активными металлами , которые расположены в ряду активности от алюминия до водорода. Металлы средней активности, стоящие в ряду активности до (Н 2 ) – Be , Fe , Pb , Cr , Ni , Mn , Zn – реагируют с образованием оксида металла и водорода Me + Н 2 О = Ме х О у + Н 2 (р. замещения) (Валентность металла можно легко определить по ряду активности металлов, над их символом стоит значение, например, +2, это означает, что валентность этого металла равна 2) .

Слайд 6

Взаимодействие воды c неметаллами Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO C + H 2 O = t° С = CO + H 2 Si + 2H 2 O = t° С = SiO 2 + 2H 2

Слайд 7

Взаимодействие с оксидами а) Взаимодействие с основными оксидами С водой взаимодействуют только основные оксиды активных металлов, которые расположены в I(А) и II(А) группах, кроме Ве и Mg . H 2 O + ОКСИД МЕТАЛЛА = Ме (ОН) n (р. соединения) Основные оксиды с водой.wmv б) Взаимодействие кислотных оксидов с водой. H 2 O + ОКСИД НЕМЕТАЛЛА = H n A (р. соединения) Кислотные оксиды с водой.wmv Внимание! SiO 2 + H 2 O ≠ нет реакции

Слайд 9

Название кислоты Формула кислоты Соответствующий оксид Азотистая HNO 2 N 2 O 3 Азотная HNO 3 N 2 O 5 Сернистая H 2 SO 3 SO 2 Серная H 2 SO 4 SO 3 Угольная H 2 CO 3 CO 2 Кремниевая H 2 SiO 3 SiO 2 Фосфорная H 3 PO 4 P 2 O 5 АНГИДРИД , химическое соединение, полученное из другого соединения путем удаления воды. Таким образом, триоксид серы (SО 3 ) является ангидридом серной кислоты (H 2 SO 4 ).

Слайд 10

Закончить уравнения практически осуществимых реакций, назвать продукты реакции CaO + H 2 O = SO 2 + H 2 O = Li + H 2 O = Ba + H 2 O = ZnO + H 2 O = Al + H 2 O = Cu + H 2 O = K 2 O + H 2 O = Mg + H 2 O = N 2 O 5 + H 2 O =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".   Тип урока– урок изучения и первичного закрепления нового материала.  Формы и приемы раб...

Урок по теме: «Химические свойства и применение этилена»

10 класс (БУП 1час в неделю)Цели урока: 1. ОбразовательнаяСоздать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме....

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

Урок природоведения 5 класс "Свойства воды"

На уроке, благодаря проведению лабораторной работы,  созданы условия для формирования у детей с ОВЗ знаний о свойствах воды....

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...

Конспект урока по естествознанию "Уникальные свойства воды" (5 класс)

Знакомство учащихся 5 класса с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создание условий для формирования ответственного отношения человека к природным во...