Разработка урока 8 класс " Реакция обмена"
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Урок разработан по новым нормативам ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kursy.pptx | 754.67 КБ |
reakii_obmena_ucheba.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотрите схему реакции: Чем она отличается от других реакций ? Попробуйте сформулировать определение этого типа реакции!
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых, два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Запишите следующие реакции обмена: 2 NaOH + Cu = Cu ↓ + щёлочь + соль = основание + соль 2. 2 NaI + Pb = 2 Na + Pb ↓ соль1 + соль2 = соль3 + соль4 3. 2NaOH + = + 2 O (реакция нейтрализации) щёлочь + кислота = соль + вода 4. + 2HCl = 2KCl + соль + кислота = соль + кислота НО!!! т .к. = O + C ↑ = > + 2HCl = 2KCl + O + C ↑ « Реакции обмена идут до конца, если в результате их образуется осадок, газ или вода» (правило Бертолле)
Закончите уравнения химических реакций: NaOH + HCl → Al + → Ca + HCl → Ca + HCl → KOH + → Ba + Pb → NaCl + O + 6 O 3 2 Ca + 2 O 2 Ca + ↑ + O 2 + 2 O 2 Ba + Pb Молодцы!!!
Можете ли вы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Д.З. §33, Упр. 3, 4, 5 (1 уровень), 6 (2 уровень) Урок окончен. Всем спасибо! Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых, два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
Предварительный просмотр:
Реакции обмена.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основная цель урока: развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакциях обмена.
Задачи урока:
Познавательная:
- Ученики учатся обобщать и систематизировать знания о химических реакциях
- Отличать реакцию обмена от других химических реакций
- Изучают условия протекания течения химических реакций между растворами до конца ( правило Бертолле)
- Продолжить отрабатывать навыки и умения в составлении формул веществ, схем химических реакций.
Регулятивная:
- Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами
- Выявлять сущность реакции обмена
- Развивать умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена
Коммуникативные:
- Развивать химический язык, культуру речи
- Способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы в процессе беседы
- Развивать умения работать с таблицей растворимости
- Работать в парах, группах
- Развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, посредством составления уравнений.
Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, спиртовка, спички, предметное стекло, фильтровальная бумага, воронка,; реактивы- NaOH, HCl, CuSO4 ,NaI, Pb( NO3 )2 ,
H2SO4 ,Cu(OH)2 , К2СО3 .
- Организационный момент.
- Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Закрепление и контроль знаний.
- Рефлексия и подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Приветствие учителя. Проверка отсутствующих учащихся.
- А)Проверка домашнего задания. Учащиеся сдают на листочках домашнее задание.
Б)На доске написаны схемы реакций. Задание – найти ошибку учителя и исправить её. Уравнять схему, определить сумму коэффициентов реакции, определить тип реакции.
- Zn +HCl => ZnCl + H
- SO3 + H 2 O => H SO
- CaCO3 => CaO + CO
- NaOH + HCl => NaCl + H O
Вопрос? Почему последняя реакция не подходит ни под один тип изученных реакций? Ответ учащегося. Это новый тип реакции.
Мотивация и целеполагание:
О чём говорит эта схема?
Рассмотрим схему реакции. Чем отличается эта схема от других реакций? Давайте сформулируем определение понятия « реакции обмена».
3.Изучение нового материала:
Реакции обмена –это такие реакции, в результате которых, два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
Запишем реакцию взаимодействия двух сложных веществ: гидроксида натрия и сульфата меди (.Они должны обменяться своими составными частями, т.е. у натрия вместо гидроксид-иона будет сульфат-ион, а у меди вместо сульфат-иона будет гидроксид-ион. Осталось правильно составитьформулы продуктов реакции согласно зарядам. Т.е. образуется сульфат натрия – Na2 SO4 и гидроксид меди (2) – Cu(OH)2.
2 NaOH+CuSO4 = Сu(OH)2↓+ Na2SO4
Запишем правило : щёлочь + соль + основание + соль
Признаком этой реакции является образования осадка голубого цвета. Этот осадок – гидроксид меди(2), поэтому мы ставим после него стрелку, направленную вниз. Ещё образуется соль – сульфат натрия ( см. рис. 108 на стр.189). В этом легко убедиться, если отфильтровать осадок, а на предметное стекло поместить несколько капель раствора и выпарить. После чего на стекле появятся белые кристаллы соли. Проведем лабораторный опыт. Для этого в пробирку нальём щёлочь и добавим гидроксид меди(2). У нас получиться осадок голубого цвета,который после фильтрования и выпаривания оставляет на предметном стекле белые кристаллы.
Аналогично обмениваются ионами йодид натрия с нитратом свинца (2). В результате реакции выпадает осадок йодид свинца (2). ( см. рис. 109 на стр.189).
2NaI + Pb(NO3)2 = 2NaNO3 + PbI↓
Запишем правило : соль1+ соль2= соль3+ соль4
Проведём лабораторный опыт . Для этого в пробирку нальём йодид натрия и добавим нитрат свинца(2). У нас получится осадок ярко-желтого цвета. Это йодид свинца(2).
Проведём ещё один эксперимент. Для этого в пробирку с раствором щёлочи добавим несколько капель фенолфталеина. Раствор окрасится в малиновый цвет. Если к содержимому пробирки добавить кислоту, то малиновая окраска исчезает. Выпарим содержимое раствора. На предметном стекле появляются кристаллы соли. В реакцию у нас вступает щёлочь - гидроксид натрия и серная кислота. У гидроксид натрия – гидроксид-ионы, а у серной кислоты – сульфат-ионы. Обменяем их ионами, у натрия теперь будут сульфат-ионы, а у водорода – гидроксид-ионы. В результате образуется соль – сульфат натрия и вода.
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O.
Запишем правило: щёлочь + кислота = соль + вода.
В каждом из этих растворов была своя среда : у щёлочи – щелочная, у кислоты – кислая, а стала –нейтральная. Поэтому эту реакцию обмена между щёлочью и кислотой называют реакцией нейтрализации.
Реакции обмена наблюдается и при взаимодействии известковой воды и углекислого газа. При этом наблюдается помутнение известковой воды вследствие образования осадка – карбоната кальция.
Проведем эксперимент. Если в пробирку с карбонатом калия прилить соляной кислоты. то начинается «вскипание» раствора, вследствие образования углекислого газа. Откуда же углекислый газ, ведь по правилам должна образоваться угольная кислота? Но так как это соединение непрочное, то она разлагается на углекислый газ и воду.
K2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3
H2CO3 = H2O + CO2↑
Na2CO3 + 2HCl = 2 NaCl + H2O + CO2↑
Правило : соль + кислота = новая соль + новая кислота.
Ответим правило ( правило Бертолле), согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ, т. е. реакции обмена идут до конца, если в результате их образуется осадок, газ или вода.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы №1,2 §33 на стр. 191.
5.Закрепление и контроль знаний.
Закончить уравнения химических реакций: а,б,в-1 вариант; г,д,ж- 2 вариант.
А) NaOH + HCl →
Б)Al(OH)3 + H2SO4 →
В) Ca(OH)2+ HCl→
Г) CaCO3+ HCl→
Д) KOH + H2SO4→
Ж) BaCl2+ Pb(NO3)2→
Проверяем друг у друга. Затем проверяем ответы , которые написаны на доске.
Ответы: а) NaOH + HCl = NaCl+ H2O
б) 2Al(OH)3+ 3 H2SO4 = Al2(SO4)3 +6 H2O
в)Ca(OH)2+ 2HCl = CaCl2+ 2 H2O
г)CaCO3+ 2 HCl = CaCL2 + CO2↑+ H2O
д)2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2 H2O
ж) BaCL2+ Pb(NO3)2 = Ba(NO3)2+ PbCL2
6.Рефлексия и подведение итогов:
Можете ли вы ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока?
Оценки за урок
- Домашнее задание. §33, №3,4,5 -1 уровень; тоже самое + №6 - 2 уровень.
Урок окончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Класс Насекомые"
Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...
Методическая разработка урока: "Химические реакции"
Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212 Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....
Разработка урока "Класс Насекомые"
Разработка и презентация урока...
Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"
Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....
Методическая разработка урока "Класс насекомые"
Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....
Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"
middot; Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...