Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ"
статья по химии (11 класс)

 Волохович Алефтина Геннадьевна
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ. На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.odt20.51 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ

        Существует известная шутка: «Скоро начнѐтся всероссийская лотерея для школьников.  Странно, не слышал про такую. Что нужно делать?  Пустяки: просто выбираешь один из вариантов ответов, и от этого зависит твоѐ будущее. «ЕГЭ» называется». 
        Из вышесказанного, понятно, к экзамену в форме ЕГЭ нужно готовиться
заранее: происходящие в последние годы значительные изменения в
российской системе образования связаны не только с демократизацией
общества и переходом страны к рыночным отношениям, но и с созданием
условий для развития разнообразных типов и видов образовательных
учреждений, внедрением в практику вариативных образовательных программ,
учебников, методик и технологий обучения.

        В рамках реализации основных направлений Концепции модернизации
российского образования произошло внедрение новых форм аттестаций
выпускников 9 и 11 классов.

        На сегодняшний день Единый Государственный
Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ. 
        Серьезное испытание в жизни каждого выпускника школы – Единый
государственный экзамен [1].

        Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ
 и ОГЭ ни за два месяца (как это приходится делать учителям для определенного процента

учеников, выбравших экзамен в феврале-марте месяце), ни за год (для тех, кто определился только в сентябре-октябре этого учебного года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к ЕГЭ по химии начинается с 8 класса и ведется до окончания 11 класса.         Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по различным предметам, чтобы эту закономерность проследить. 
        Самым оптимальным
вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает, что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога. 
Наша основная цель – подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
с хорошим качеством. А для этого необходимо:

1. учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь
решать все задачи ЕГЭ);

2. совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе
подготовки к ЕГЭ;

3. систематизировать повторение программного материала;

4. отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-
измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.

Можно выделить шесть видов направления деятельности учителя по
подготовке учащихся к ЕГЭ:

1) психологическая подготовка учащихся;

«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
2) методическая подготовка учителя к ЕГЭ;

3) организация вводного, текущего и итогового повторения;
4) создание банка тестовых заданий;

5) организация самостоятельной работы учащихся;

6) диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ЕГЭ.

        Поэтому каждый учитель, действительно любящий своих учеников,
просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для
выполнения тестов ЕГЭ [2].

        Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом
уроке. Начинать урок надо не с простого объявления темы урока, а с
предложения детям сделать предположения, о чем пойдет речь на уроке. Пусть
они, а не учитель, обозначат цель урока. И тогда это будет цель ученика, а та
информация, которую он услышит, будет направлена на еѐ реализацию. В
начале урока можно написать на доске ряд понятий и попросить ребят найти
лишнее, выпадающее из ряда. Чтобы научить ребят работать с текстом,
минимальную часть нового материала должен объяснить учитель, всѐ остальное
 находить вместе: анализировать, сравнивать, учимся составлять схемы.         Получив возможность планировать свою работу при помощи рабочих программ, стараться уже с 8 класса проводить лабораторные и практические работы по химии, использовать химические источники. Это способствует развитию навыков самостоятельной работы с неизвестным текстом и заданиями к тексту.

        Работая в школе много лет,  убедилась, что нельзя задавать домашнее задание по шаблону, оно должно содержать в себе проблему. Например, в 8 классе, изучая химические элементы, не задавайте ребятам «прочитайте §», а
попросите их найти черты сходства и различия (задание части С), Тогда ученики будут знать, что они слушают и читают параграф не только для того, чтобы уметь его пересказать, а для того, чтобы применять эту информацию в разных ситуациях.
        На пороге 11 класса достаточно будет показать демонстрационный вариант, чтобы убедиться, что ни одно из предложенных заданий не вызовет у них испуга, другое дело, если где
-то не будет хватать знаний. Но подучить в 11-м классе теоретический материал гораздо проще, чем научить работать с
КИМами.

        Все используемые в работе методы
 это методы проблемно-
развивающего обучения. Их нельзя назвать новыми, их применение на любом
уроке будет возможно только тогда, когда учитель готов будет отойти от
методических пособий и начнѐт сам творить свои уроки [3].
 
        Экзамены
 это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. 
        Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».
 И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. 
        И напоследок советы родителям: ведь не секрет, что успешность сдачи
экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы
помочь детям как можно лучше подготовится к экзаменам, попробуйте
выполнить несколько советов:
 
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на
экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль,

«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
что количество баллов не является совершенным измерением его
возможностей.
 
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов
 это может
отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передаѐтся
волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей
может эмоционально «сорваться».
 
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи,
тем более вероятности допущения ошибок.
 
- Наблюдайте за самочувствием ребенка: никто, кроме Вас, не сможет
вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с
переутомлением.
 
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,
объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из
домашних не мешал.
 
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного
умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и
сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог,
орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

-Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет
смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть
ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать
краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал
по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету
(сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта
форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

-Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет
навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что
придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не
носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

- Ученик должен отдохнуть и как следует выспаться.

- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на
следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в
нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать
вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время
тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение
отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою
интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

-И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность
ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий [5].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 1.http://easyen.ru/load/math/mp/doklad_aktivnye_metody_po_podgotovke_obuchajushhikhsja_9_i_11_klassov_k_egeh_i_ogeh/338-1-0-48626 

2. https://infourok.ru/doklad-po-teme-sistema-podgotovki-uchaschihsya-k-ege-po-matematike-572721.html 

3. https://infourok.ru/vibor-optimalnih-sovremennih-podhodov-v-obuchenii-sposobstvuyuschih-uspeshnoy-sdachi-ege-po-istorii-2309157.html 

4. https://multiurok.ru/files/doklad-na-rmo-matiematikov-sistiema-podghotovki-k-iege-i-gia-iz-opyta-raboty.html 

5. https://infourok.ru/roditelskoe_sobranie.rekomendacii_roditelyam_vypusknikov_9_klassov.-401595.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...

Дифференциация в педагогических подходах подготовки к успешной сдаче ГИА

Цели:- раскрыть условия для успешной сдачи ГИА;- практические советы для организации процесса повторения;- психологические советы.Актуальность темыобосновывается задачами модернизации образования и да...

Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов

Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...