Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ"
статья по химии (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.odt | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ, ОГЭ ПО ХИМИИ
Существует известная шутка: «Скоро начнѐтся всероссийская лотерея для школьников. – Странно, не слышал про такую. Что нужно делать? – Пустяки: просто выбираешь один из вариантов ответов, и от этого зависит твоѐ будущее. «ЕГЭ» называется».
Из вышесказанного, понятно, к экзамену в форме ЕГЭ нужно готовиться
заранее: происходящие в последние годы значительные изменения в
российской системе образования связаны не только с демократизацией
общества и переходом страны к рыночным отношениям, но и с созданием
условий для развития разнообразных типов и видов образовательных
учреждений, внедрением в практику вариативных образовательных программ,
учебников, методик и технологий обучения.
В рамках реализации основных направлений Концепции модернизации
российского образования произошло внедрение новых форм аттестаций
выпускников 9 и 11 классов.
На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.
Серьезное испытание в жизни каждого выпускника школы – Единый
государственный экзамен [1].
Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ и ОГЭ ни за два месяца (как это приходится делать учителям для определенного процента
учеников, выбравших экзамен в феврале-марте месяце), ни за год (для тех, кто определился только в сентябре-октябре этого учебного года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к ЕГЭ по химии начинается с 8 класса и ведется до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по различным предметам, чтобы эту закономерность проследить.
Самым оптимальным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает, что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.
Наша основная цель – подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
с хорошим качеством. А для этого необходимо:
1. учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь
решать все задачи ЕГЭ);
2. совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе
подготовки к ЕГЭ;
3. систематизировать повторение программного материала;
4. отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-
измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.
Можно выделить шесть видов направления деятельности учителя по
подготовке учащихся к ЕГЭ:
1) психологическая подготовка учащихся;
«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
2) методическая подготовка учителя к ЕГЭ;
3) организация вводного, текущего и итогового повторения;
4) создание банка тестовых заданий;
5) организация самостоятельной работы учащихся;
6) диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ЕГЭ.
Поэтому каждый учитель, действительно любящий своих учеников,
просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для
выполнения тестов ЕГЭ [2].
Подготовка к экзамену начинается с создания ситуации успеха на каждом
уроке. Начинать урок надо не с простого объявления темы урока, а с
предложения детям сделать предположения, о чем пойдет речь на уроке. Пусть
они, а не учитель, обозначат цель урока. И тогда это будет цель ученика, а та
информация, которую он услышит, будет направлена на еѐ реализацию. В
начале урока можно написать на доске ряд понятий и попросить ребят найти
лишнее, выпадающее из ряда. Чтобы научить ребят работать с текстом,
минимальную часть нового материала должен объяснить учитель, всѐ остальное – находить вместе: анализировать, сравнивать, учимся составлять схемы. Получив возможность планировать свою работу при помощи рабочих программ, стараться уже с 8 класса проводить лабораторные и практические работы по химии, использовать химические источники. Это способствует развитию навыков самостоятельной работы с неизвестным текстом и заданиями к тексту.
Работая в школе много лет, убедилась, что нельзя задавать домашнее задание по шаблону, оно должно содержать в себе проблему. Например, в 8 классе, изучая химические элементы, не задавайте ребятам «прочитайте §», а
попросите их найти черты сходства и различия (задание части С), Тогда ученики будут знать, что они слушают и читают параграф не только для того, чтобы уметь его пересказать, а для того, чтобы применять эту информацию в разных ситуациях.
На пороге 11 класса достаточно будет показать демонстрационный вариант, чтобы убедиться, что ни одно из предложенных заданий не вызовет у них испуга, другое дело, если где-то не будет хватать знаний. Но подучить в 11-м классе теоретический материал гораздо проще, чем научить работать с
КИМами.
Все используемые в работе методы – это методы проблемно-
развивающего обучения. Их нельзя назвать новыми, их применение на любом
уроке будет возможно только тогда, когда учитель готов будет отойти от
методических пособий и начнѐт сам творить свои уроки [3].
Экзамены – это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников.
И напоследок советы родителям: ведь не секрет, что успешность сдачи
экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы
помочь детям как можно лучше подготовится к экзаменам, попробуйте
выполнить несколько советов:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на
экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль,
«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
что количество баллов не является совершенным измерением его
возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может
отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передаѐтся
волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей
может эмоционально «сорваться».
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи,
тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка: никто, кроме Вас, не сможет
вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с
переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок,
объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из
домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного
умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и
сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог,
орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
-Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет
смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть
ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать
краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал
по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
«Наука и образование: новое время» No 6, 2017 www.articulus-info.ru
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету
(сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта
форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
-Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет
навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что
придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не
носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Ученик должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на
следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в
нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать
вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время
тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение
отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою
интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
-И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность
ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.http://easyen.ru/load/math/mp/doklad_aktivnye_metody_po_podgotovke_obuchajushhikhsja_9_i_11_klassov_k_egeh_i_ogeh/338-1-0-48626
2. https://infourok.ru/doklad-po-teme-sistema-podgotovki-uchaschihsya-k-ege-po-matematike-572721.html
3. https://infourok.ru/vibor-optimalnih-sovremennih-podhodov-v-obuchenii-sposobstvuyuschih-uspeshnoy-sdachi-ege-po-istorii-2309157.html
4. https://multiurok.ru/files/doklad-na-rmo-matiematikov-sistiema-podghotovki-k-iege-i-gia-iz-opyta-raboty.html
5. https://infourok.ru/roditelskoe_sobranie.rekomendacii_roditelyam_vypusknikov_9_klassov.-401595.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.
В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....
Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)
Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...
Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике
ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...
Статья по теме "Эффективные формы и методы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ"
Из опыта работы...
Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии
Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...
Дифференциация в педагогических подходах подготовки к успешной сдаче ГИА
Цели:- раскрыть условия для успешной сдачи ГИА;- практические советы для организации процесса повторения;- психологические советы.Актуальность темыобосновывается задачами модернизации образования и да...
Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов
Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...