Дифференциация в педагогических подходах подготовки к успешной сдаче ГИА
статья по истории (11 класс) на тему

Плотникова Татьяна Николаевна

Цели:
- раскрыть условия для успешной сдачи ГИА;
- практические советы для организации процесса повторения;
- психологические советы.

Актуальность темы
обосновывается задачами модернизации образования и дальнейшим становлением системы подготовки школьников к ГИА, направленной на повышение эффективности качества  образования.

ЕГЭ и ОГЭ при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация в педагогических подходах подготовки к успешной сдаче ГИА

(из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Пролетарской СОШ» Плотниковой Т.Н.)

Цели:
- раскрыть условия для успешной сдачи ГИА;
- практические советы для организации процесса повторения;
- психологические советы.

Актуальность темы 
обосновывается задачами модернизации образования и дальнейшим становлением системы подготовки школьников к ГИА, направленной на повышение эффективности качества  образования.

ЕГЭ и ОГЭ при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

В своей работе  учитель-предметник должен применять следующие принципы подготовки к ГИА:

Первый принцип – тематический.
Эффективнее выстраивать подготовку, соблюдая принцип
от простых типовых заданий к  наиболее сложным.


Второй принцип – логический.
На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал
в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный.
На консультациях  обучающимся предлагать  тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный.
На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной.
Все тренировочные тесты следует проводить
с ограничением времени, чтобы ребята  могли контролировать себя - за какое время и  сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий.

Максимальная  нагрузка по содержанию и по времени для всех  обучающихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, у  учеников формируются  навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Принцип дифференциации:
необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (слабых и сильных) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех обучающихся в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.
Дифференциация на ГИА предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ГИА следует осуществлять дифференциацию таким же образом.

В основе уровневой дифференциации лежат   два основных принципа.
Первый – это достижение всеми обучающимися уровня обязательной подготовки,
второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к истории или обществознанию и  желание  освоить больше.
(На данном основании создаю две группы обучающихся  «по интересам»)

Разработан пакет материалов в электронном виде,   в том числе:

  • комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
  • раздаточный материал по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету, тематические тесты по подготовке к ГИА и повторения курса 5-9 классов);
  • уроки с применением информационных технологий;
  • после каждой работы проводится мониторинг результатов: тематических тестирований;          
  • полезные ссылки на сайты с экзаменационными заданиями и др. 

Практические советы для организации      
процесса повторения в группах

1) Не следует повторять всё ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых  группируется учебный материал.
2) Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3) Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4) Не следует повторять всё в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей. Поэтому проводятся беседы с родителями, консультации, открытые смотры знаний. Для правильной организации работы необходимо создать систему взаимодействий.

Психологические советы
учителям-предметникам:


! Постарайтесь спокойно относиться к требованиям администрации по поводу подготовки к проведению процедуры экзаменов. Помните, ваш опыт – залог вашей успешной работы.
! Всегда проявляйте интерес к волнующим вопросам детей. Старайтесь отвечать на них.
! Всегда отмечайте успешно сделанное задание ребятами.
! Учитывая индивидуальные особенности детей, учите распределять время  в процессе подготовки к экзаменам.
Обеспечивайте эмоциональный комфорт, используя юмор, так как он снижает тревожность.
! Советуйте родителям и детям, дополнительные источники подготовки к экзаменам.

Психологические советы
родителям:
! Не тревожиться о количестве баллов. Внушить своему ребёнку мысль, что количество баллов является совершенным измерением его возможностей.
! Не повышать тревожность ребенка накануне экзамена.
! Обеспечить дома удобное место для занятий, чтобы ему никто не мешал.
! Подбадривать детей, повышать их уверенность в себе.
! Контролировать режим подготовки к экзаменам, не допускать перегрузок, но и расхолаживаться тоже не стоит!
! Обратить внимание на правильное питание, которое стимулирует работу головного мозга.
! Не критиковать ребенка после экзаменов.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

План подготовки к успешной сдаче ЕГЭ

В файле заключён общешкольный план работы по подготовке выпускников 11 класса к сдаче ЕГЭ...

Система подготовки к успешной сдаче ГИА по математике

Повторение провожу как на уроках, так и после уроков через системные консультации. На уроке, создав микроклимат в классе, отрабатываю алгоритмизацию действий; удерживая интерес учащихся к предмету, фо...

Опорные конспекты по географии для подготовки к успешной сдаче ОГЭ

Опорные конспекты по географии для подготовки к успешной сдаче ОГЭ...

Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. В практику работы вошло понятие «уч...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...