Технологическая карта по химии по теме "Окислительно - восстановительные реакции"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Технологическая карта рассчитана на два часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_ovr.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: Окислительно – восстановительные реакции

Урок 2 часа

Предмет

химия

Класс 9

Дата

Тема учебного занятия

«Окислительно – восстановительные реакции»

Цель учебного занятия

Систематизировать знания об окислительно – восстановительных реакциях. Научить уравнивать окислительно – восстановительные реакции методом электронного баланса.  

Основные понятия

Окислительно – восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, степень окисления, метод электронного баланса.

Задачи

Обучающие: рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления; научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса.

Развивающие: Совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах; делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

Воспитывающие: формировать потребность в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу; воспитать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик».

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определения окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя. Уметь уравнивать окислительно-восстановительные реакции, разъяснять процессы окисления и восстановления, приводить примеры окислительно-восстановительных реакций.

Уметь понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Развивать умения самостоятельно работать с книгой, формулировать выводы.

Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока (1 урок)

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Что называют химической реакцией?
  •  Какие типы реакций вы знаете?  
  • Что такое степень окисления?
  • Как определить степень окисления атома?
  • Какие реакции относя к окислительно – восстановительным?

Отвечают на вопросы учителя

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

В 8 классе учащиеся получили первоначальные представления об окислительно-восстановительных реакциях, и учитель должен опираться на эти знания. Учитель вызывает к доске двух учеников и предлагает им провести две реакции: один проводит реакцию между сульфатом меди(II) и гидроксидом натрия, другой — между соляной кислотой и магнием. Обе реакции идут до конца, учащиеся записывают в тетрадях уравнения проведённых реакций. Учитель просит объяснить, к каким типам относятся эти реакции. Реакцию между кислотой и металлом учащиеся относят к реакциям замещения, а реакцию между сульфатом меди(II) и гидроксидом натрия — к реакциям обмена. Далее учитель просит проставить степени окисления. Учащиеся делают вывод, что реакция между металлом и кислотой является окислительно-восстановительной.

Ребята формулируют тему урока «Окислительно – восстановительные реакции»

Отвечают на вопросы учителя, работают у доски

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов всегда равна 0. В молекулах простых веществ степень окисления (СО) элементов равны 0: H20; CL20; O20; F20; AL0; S0; Na0; Fe0; C0; P0.

Некоторые элементы во всех сложных веществах имеют постоянную СО:

  1. Щелочные металлы ( Li. Na. K. Rb. Cs. Fr)- +1
  2. Элементы второй группы, кроме Hg+1., - +2
  3. Алюминий -  +3
  4. Фтор -   -1
  5. Водород -  +1
  6. Кислород -  -2

Как рассчитать степень окисления?  СхН4+1   х+4*(+1)=0; х= -4

                                                              С2хН6+1   2х+6*(+1)=0;  х= -3

Рассмотрим химические реакции каждого типа с точки зрения окисления (отдача электронов) и восстановления (присоединение эл-в)

  1. CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 реакция обмена

В реакциях обмена СО элементов не меняются

  1. 2Cu0 + O20 = 2CuO; реакция соединения

Атомы Cu0 окисляются до ионов Cu+2

Атомы О20 восстанавливаются до ионов О-2

Атомы О20 являются окислителем

Cu0 явл. Восстановителем

  1. 2Hg+2O-2 = 2Hg0 + O20 ; реакция разложения.

Ионы Hg+2 восстан-ся до нейтральных атомов Hg0 - окислитель

Ионы О-2 окисляются до атомов О20 – восстановитель

  1. 2AL0 + 6 H+CL- = 2Al+3CL3- + 3H20

Атом AL0 окисляется до ионов AL+3 – восстановитель

Атом Н+ восстанавливается до атомов Н20 – окислитель

Определение : реакции, которые протекают с изменением степеней окисления называют реакциями ОВР.

В ОВР реакциях число электронов отданных восстановителем равно числу электронов присоединенных окислителем.

 Данный принцип положен в основу  метода составления уравнений ОВР реакций. Этот метод называют методом электронного баланса. 

Работают в тетради, с учебником, устно.

V. Закрепление изученного материала

1. Проставьте степени окисления в следующих соединениях: CaO, Cl2, P2O5, NaOH, HCl, H2SO4, NaNO3, K2Cr2O7.

2.  Установите соответствие между формулой вещества и значением степени окисления одного из химических элементов в этом соединении.

1) P2O5                    А. +3

2) SO3                      Б. +4

3) Cl2O7                   В. +5

4) MnO2                   Г. +6

                                  Д. +7

                                  Е. 0

3. Установите соответствие между схемой химической реакции и схемой передачи электронов атомами или ионами веществ, которые участвуют в этих превращениях.

1) H2S + O2  SO2 + H2O        а) S+4→ S+6

2) H2 + S → H2S                         б) S-2→ S0

3) SO2 + O2 → SO3                    в) S0→ S+4 

4) S + O2 → SO2                         г) S+6→ S+4

                                                        д) S0 → S-2

                                                      е) S-2 → S+4

Некоторые ученики работают по карточкам.

Работают на местах и у доски

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

Какие элементы имеют постоянную СО?

Что такое реакции ОВР?

Что такое восстановитель и окислитель?

Какие типы реакций являются реакциями ОВР?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 1, с. 4-5; с. 7, упр. 1-4

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с физикой установлена. Личностные -  сформированы.


Организационная структура урока (2 урок)

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Какие элементы имеют постоянную СО?
  • Что такое реакции ОВР?
  • Что такое восстановитель и окислитель?
  • Какие типы реакций являются реакциями ОВР?

Отвечают на вопросы учителя

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

После беседы учитель объясняет, как составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций. Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса дан в учебнике (с. 6).

Отвечают на вопросы учителя

IV. Изучение нового материала

Разберем составление уравнения окислительно – восстановительной реакции методом электронного баланса.

  1. HCL + KMnO4  KCL + MnCL2 + CL2 + H2O
  2. Указываем СО над каждым элементом

H+CL- + K+Mn+7O4-2 K+CL- + Mn+2CL- + CL20 + H20O-2

  1. Выписываем элементы, которые изменили свою СО. Находим, сколько электронов отдают или присоединяют соответствующие атомы

2CL-  -2e  CL20

Mn+7  +5e  Mn+2

  1. Теперь составляем электронный баланс, т. е. находим НОК электронов

2CL-  -2e  CL20      10   5        10CL-  -10e  5CL20         

Mn+7  +5e  Mn+2             2       2Mn+7  +10e  2Mn+2             

  1. Найденные коэффициенты ставим в правой части, а затем уравниваем число атомов

16HCL + 2KMnO4  2KCL + 2MnCL2 + 5CL2 + 8H2O

Определения: процесс отдачи электронов наз. Окислением. В результате окисления СО элемента повышается.

Процесс присоединения электронов наз. Восстановлением. В результате восстановления СО элемента понижается.

Частицы (атомы, молекулы, ионы), которые отдают электроны наз. Восстановителями.

Частицы, которые присоединяют электроны наз. Окислителями.

И так HCL явл. Восстановителем

          KMnO4 явл. Окислителем.

Работают в тетради, с учебником, устно.

V. Закрепление изученного материала

Расставить коэффициенты методом электронного баланса в следующих схемах химических реакций:

HCl + MnO2  Cl2 + MnCl2 + H2O

H2S + O2 H2O + SO2

KBr + Cl2  KCl + Br2

H2O H2 + O2

Некоторые ученики работают по карточкам.

Работают на местах и у доски

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Что такое процесс окисления?
  • Что такое процесс восстановления?
  • План составления уравнения методом электронного баланса.

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 1, с. 6; с. 7, упр. 5,6; с. 8 Тестовые Задания.

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с физикой установлена. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов  и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....

Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и...

Технологическая карта по химии по теме "Обратимые реакции. Химическое равновесие."

Технологическая карта по химии по теме "Обратимые реакции. Химическое равновесие." рассчитан на 9 класс...