Программа внеурочной деятельности по химии "Удивительные свойства веществ"
рабочая программа по химии (8 класс)

Программа внеурочной деятельности для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_po_himi.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                               Структура рабочей программы.

1.Планируемые предметные результаты освоения предмета ………………………… стр 2

2.Содержание  курса «Удивительный мир веществ»…………………………………..стр 6

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение

каждой темы…………………………………………………………………………….стр 9

4.Календарно-тематическое  планирование внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 8 класс. ……………………………………………………………………стр 10

5. Календарно-тематическое  планирование  внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 9 класс…………………………………………………………………… стр 12  

 

       1.Планируемые предметные результаты освоения предмета .        

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Удивительная мир веществ» носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии  на жизнедеятельность  человека.

Рабочая программа, а также тематическое планирование согласно учебному плану  реализуется в течение двух лет в 8-9 классах (1 час в неделю).   

     Актуальность данного курса обусловлена:

  - необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;

  - возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого;

  - развитием самообразовательных умений и навыков;

  - востребованностью полученных знаний в практической деятельности;

   - реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: 

1) формирование и развитие учебной компетентности обучающихся средствами курса: понимание химического языка, умение производить математические расчеты, отражать химические явления посредством использования химических символов;

2) овладение приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Метапредметные результаты:

Развитие умения

  1. самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  2. самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;
  3. использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

4)  продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

5) проводить самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

6)  использовать средства ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

7) самостоятельно регулировать собственную познавательную деятельность с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8)  логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Личностные результаты 

1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

2) воспитание активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4)готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

8) готовность и способность к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

В результате освоения данного курса

Обучающиеся научатся:

– искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью ИКТ;

– смысловому чтению, извлечению необходимой информации из прослушанных текстов, определению основной и второстепенной информации;

– самостоятельному формулированию познавательной цели;

– построению речевого высказывания в устной и письменной формах;

– постановке и формулированию цели, проблемы;

– выбору рациональных способов решения задач;

– структурированию знаний;

– рефлексии и самооценке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

А) Логичесикм действиям -

– анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, обобщать полученные данные;

– структурировать знания;

– установливать причинно-следственные связи;

– составлять логические цепочки последовательных действий при решении задач;

– самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Б) Знаково-символическим действиям -

– моделированию химических объектов;

– преобразованию модели с целью выявления общих закономерностей;

– использованию символов и знаков для моделирования математической и химической составляющей (опорные схемы, символьные записи);

– работе с химическим текстом.

В) Поисково-исследовательским действиям -

– высказыванию предположений, обсуждение проблемных вопросов, постановка цели;

– составлению плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений, растворов;

– выбору решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование;

– выявлению (при решении разнохарактерных задач) известного и неизвестного;

– преобразованию модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

                 2. Содержание курса «Удивительный мир веществ».

8 класс.

Введение (2ч). История развития химии. Химическая азбука: символика, химическая формула, химическое уравнение.

  1. Математика в химии (4 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.

Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?

  1. Химия в природе (7ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе.  Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др.  вода. Химические реакции вокруг нас. Горение и тление.

Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).

  1. Бытовая химия (8ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты. Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия. Строительная химия.

Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств.

Практическая работа 4:  Выведение пятен.

Практическая работа 5:  Приготовление растворов для  бытовых нужд.

Путешествие по домашней аптечке – игра.

  1. Химия и продукты питания (7ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные продукты. Качество продуктов и здоровье

Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам).

Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания

Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

Практическая работа 9. Исследование йогурта.

  1. Химическая экология(7 ч.). Химическая промышленность Курской области. Профессии, связанные  с наукой химией. Химия в биотехнологии. Экологический компонент химических производств. Экологическая безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды.

            Игра «Последний герой».

9 класс.

Предусматривает изучение и повторение материала по химии в ходе выполнения расчетных и экспериментальных задач, проведения лабораторных опытов и практических работ, создания исследовательских мини-проектов. При этом максимально полно должна прослеживаться самостоятельная познавательная деятельность учащихся.      Позиция учителя состоит в том, что он корректирует, инструктирует учащихся и создает условия для самостоятельной отработки значимых навыков.

Введение (1 час) : Химия и глобальные проблемы человечества.

Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Роль химии как науки в решении проблем.

1. Вещество и опыты с ним (8 часов)

Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия «молекулярная формула».

Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.

2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ).

2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (11 часов)

Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей.

Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.

2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.

3. Особенности ОВР в растворах.

3.Смеси в природе и технике. (8 часов)

Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.

Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений).

Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке.

4. Законы химии. (3 часа)

Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей-Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике  (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций).

5.  Химия и промышленность ( 3 часа).

Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).

Практические занятия: 1.  Получение природных красителей и кислотно-основных индикаторов.

Форма аттестации учащихся

  • Тестирование посредством тренировочных тестов ГИА и ЕГЭ;
  • Участие в олимпиадном марафоне.

Курс рассчитан на 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (1 академический час в неделю).

       3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

№ п/п

Класс, количество часов

8 класс (35 ч)

9 класс (34 ч)

1.

Введение (2ч)

Введение (1 час)

2.

Математика в химии (4ч)

Вещество и опыты с ним (8 часов)

3.

Химия в природе (7ч)

Очевидное и невероятное в химических реакциях (12ч)

4.

Бытовая химия (8ч)

Смеси в природе и технике. (7 часов)

5.

Химия и продукты питания (7ч)

Законы химии. (3 часа)

6.

Химическая экология (7ч)

Химия и промышленность (3ч)

Календарно-тематическое  планирование

внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 8 класс.  

урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата план

Дата

факт

Раздел Введение (2 ч)

1

История развития химии.

1

2

Химическая азбука.

1

2. Математика в химии (4 ч)

3

Масса атома и молекулы

1

4

Массовая доля элемента и расчеты по ней.

1

5

Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.

1

6

Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?

1

3.Химия в природе (7ч)

7

Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе.  

1

8

Химия и биология. Биогенные элементы.

1

9

Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды.

1

10

Кристаллическая и др.  вода.

1

11

Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).

1

12

Химические реакции вокруг нас.

1

13

Горение и тление.

1

4.Химия в доме (8ч)

14

Химические вещества в нашем доме

1

15

Химия чистоты.  Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств

1

16

Химчистка дома Практическая работа 4:  Выведение пятен

1

17

Путешествие по домашней аптечке - игра

1

18

Практическая работа 5:  Приготовление растворов для  бытовых нужд.

1

19

Соли в природе, соли в клетке.

1

20

Косметика и химия

1

21

Строительная химия.

4.Химия и продукты питания (7ч)

22

Продукты питания и энергия.

1

23

Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам).

1

24

Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания

1

25

Пищевые добавки. Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

1

26

Молоко и молочные продукты. Практическая работа 9. Исследование йогурта.

1

27

Качество продуктов и здоровье

28

Составление «правильного» рациона

1

Химическая экология (7 ч)

29

Химическая промышленность Курской области

1

30

Профессии, связанные  с наукой химией

1

31

Химия в биотехнологии.

1

32

Экологический компонент химических производств.

1

33

Экологическая безопасность атмосферы.

1

34

Экологическая безопасность воды

1

35

Итоговое занятие (игра «Последний герой»)

1

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 9 класс

урока

Содержание (разделы, темы урока)

Количество часов

Дата план

Дата факт

Введение (1 час) :

1.

Химия и глобальные проблемы человечества.

1

1. Вещество и опыты с ним (8 часов)

2.

Методы исследования состава веществ

1

3.

Практическое занятие: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.

1

4.

Моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле

1

5.

Многообразие химических веществ в природе. Практическое занятие 2. Вещества в технике и быту

1

6.

Направления использования веществ в технике.

1

7-8

Закон постоянства состава вещества. Использование понятия «Химическая формула в химических задачах»

2

9.

Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов.

1

2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (12 часов)

10.

Химические превращения в теории и на практике.

1

11.

Типы и условия химических превращений.

1

12.

Символьная запись химической реакции.

1

13-14.

Стехиометрические законы химии.

2

15.

Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ

1

16

Задачи с использованием цепочек.

1

17.

Практическое занятие 3. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.

1

18.

Окислительно-восстановительная реакция.

1

19.

Практическое занятие 4.Особенности ОВР в растворах.

20.

Практическое занятие 5. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.

1

21.

Гидролиз солей.

1

3.Смеси в природе и технике. (7 часов)

22.

Классификация смесей.

1

23.

Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.

1

24.

Практическое занятие: 6. Приёмы разделения смесей.

1

25.

Задачи с использованием смесей

1

26-27

Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей

2

28.

Практическое занятие 7. Определение количественного содержания жира в молоке.

1

4. Законы химии. (3 часа)

29.

Закон сохранения массы и энергии.

1

30.

Основные газовые законы в химической реакции

1

31.

Применение законов в химической и производственной практике  

1

5.  Химия и промышленность ( 3 часа)

32.

Отрасли химической промышленности.

1

33.

Практическое занятие: 8.  Получение природных красителей и кислотно-основных индикаторов.

1

34.

Бытовые химические вещества

1

Итого

                     

34 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Программа внеурочной деятельности "Вещества вокруг нас"

Программа внеурочной деятельности по химии  для 8 класса   разработана для активизации знаний и повышения интереса к предмету....

Программа внеурочной деятельности "Мир удивительных веществ" для учащихся 8 класса

. С целью Для формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Мир удивительных веществ»....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...