Программа внеурочной деятельности по химии "Удивительные свойства веществ"
рабочая программа по химии (8 класс)
Программа внеурочной деятельности для 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_po_himi.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы.
1.Планируемые предметные результаты освоения предмета ………………………… стр 2
2.Содержание курса «Удивительный мир веществ»…………………………………..стр 6
3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение
каждой темы…………………………………………………………………………….стр 9
4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 8 класс. ……………………………………………………………………стр 10
5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 9 класс…………………………………………………………………… стр 12
1.Планируемые предметные результаты освоения предмета .
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Удивительная мир веществ» носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека.
Рабочая программа, а также тематическое планирование согласно учебному плану реализуется в течение двух лет в 8-9 классах (1 час в неделю).
Актуальность данного курса обусловлена:
- необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;
- возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого;
- развитием самообразовательных умений и навыков;
- востребованностью полученных знаний в практической деятельности;
- реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1) формирование и развитие учебной компетентности обучающихся средствами курса: понимание химического языка, умение производить математические расчеты, отражать химические явления посредством использования химических символов;
2) овладение приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Метапредметные результаты:
Развитие умения
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;
- использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
4) продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
5) проводить самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
6) использовать средства ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7) самостоятельно регулировать собственную познавательную деятельность с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Личностные результаты
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2) воспитание активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4)готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) готовность и способность к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
В результате освоения данного курса
Обучающиеся научатся:
– искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью ИКТ;
– смысловому чтению, извлечению необходимой информации из прослушанных текстов, определению основной и второстепенной информации;
– самостоятельному формулированию познавательной цели;
– построению речевого высказывания в устной и письменной формах;
– постановке и формулированию цели, проблемы;
– выбору рациональных способов решения задач;
– структурированию знаний;
– рефлексии и самооценке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
А) Логичесикм действиям -
– анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, обобщать полученные данные;
– структурировать знания;
– установливать причинно-следственные связи;
– составлять логические цепочки последовательных действий при решении задач;
– самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Б) Знаково-символическим действиям -
– моделированию химических объектов;
– преобразованию модели с целью выявления общих закономерностей;
– использованию символов и знаков для моделирования математической и химической составляющей (опорные схемы, символьные записи);
– работе с химическим текстом.
В) Поисково-исследовательским действиям -
– высказыванию предположений, обсуждение проблемных вопросов, постановка цели;
– составлению плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений, растворов;
– выбору решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование;
– выявлению (при решении разнохарактерных задач) известного и неизвестного;
– преобразованию модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
2. Содержание курса «Удивительный мир веществ».
8 класс.
Введение (2ч). История развития химии. Химическая азбука: символика, химическая формула, химическое уравнение.
- Математика в химии (4 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.
Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?
- Химия в природе (7ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе. Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др. вода. Химические реакции вокруг нас. Горение и тление.
Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).
- Бытовая химия (8ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты. Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия. Строительная химия.
Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств.
Практическая работа 4: Выведение пятен.
Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд.
Путешествие по домашней аптечке – игра.
- Химия и продукты питания (7ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные продукты. Качество продуктов и здоровье
Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам).
Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания
Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
Практическая работа 9. Исследование йогурта.
- Химическая экология(7 ч.). Химическая промышленность Курской области. Профессии, связанные с наукой химией. Химия в биотехнологии. Экологический компонент химических производств. Экологическая безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды.
Игра «Последний герой».
9 класс.
Предусматривает изучение и повторение материала по химии в ходе выполнения расчетных и экспериментальных задач, проведения лабораторных опытов и практических работ, создания исследовательских мини-проектов. При этом максимально полно должна прослеживаться самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Позиция учителя состоит в том, что он корректирует, инструктирует учащихся и создает условия для самостоятельной отработки значимых навыков.
Введение (1 час) : Химия и глобальные проблемы человечества.
Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Роль химии как науки в решении проблем.
1. Вещество и опыты с ним (8 часов)
Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия «молекулярная формула».
Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.
2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ).
2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (11 часов)
Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей.
Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.
2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.
3. Особенности ОВР в растворах.
3.Смеси в природе и технике. (8 часов)
Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.
Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений).
Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке.
4. Законы химии. (3 часа)
Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей-Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций).
5. Химия и промышленность ( 3 часа).
Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).
Практические занятия: 1. Получение природных красителей и кислотно-основных индикаторов.
Форма аттестации учащихся
- Тестирование посредством тренировочных тестов ГИА и ЕГЭ;
- Участие в олимпиадном марафоне.
Курс рассчитан на 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (1 академический час в неделю).
3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Класс, количество часов | |
8 класс (35 ч) | 9 класс (34 ч) | |
1. | Введение (2ч) | Введение (1 час) |
2. | Математика в химии (4ч) | Вещество и опыты с ним (8 часов) |
3. | Химия в природе (7ч) | Очевидное и невероятное в химических реакциях (12ч) |
4. | Бытовая химия (8ч) | Смеси в природе и технике. (7 часов) |
5. | Химия и продукты питания (7ч) | Законы химии. (3 часа) |
6. | Химическая экология (7ч) | Химия и промышленность (3ч) |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 8 класс.
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел Введение (2 ч) | ||||
1 | История развития химии. | 1 | ||
2 | Химическая азбука. | 1 | ||
2. Математика в химии (4 ч) | ||||
3 | Масса атома и молекулы | 1 | ||
4 | Массовая доля элемента и расчеты по ней. | 1 | ||
5 | Воздух и объемная доля газа в газовых смесях. | 1 | ||
6 | Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего? | 1 | ||
3.Химия в природе (7ч) | ||||
7 | Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе. | 1 | ||
8 | Химия и биология. Биогенные элементы. | 1 | ||
9 | Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. | 1 | ||
10 | Кристаллическая и др. вода. | 1 | ||
11 | Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность). | 1 | ||
12 | Химические реакции вокруг нас. | 1 | ||
13 | Горение и тление. | 1 | ||
4.Химия в доме (8ч) | ||||
14 | Химические вещества в нашем доме | 1 | ||
15 | Химия чистоты. Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств | 1 | ||
16 | Химчистка дома Практическая работа 4: Выведение пятен | 1 | ||
17 | Путешествие по домашней аптечке - игра | 1 | ||
18 | Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд. | 1 | ||
19 | Соли в природе, соли в клетке. | 1 | ||
20 | Косметика и химия | 1 | ||
21 | Строительная химия. | |||
4.Химия и продукты питания (7ч) | ||||
22 | Продукты питания и энергия. | 1 | ||
23 | Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам). | 1 | ||
24 | Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания | 1 | ||
25 | Пищевые добавки. Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека. | 1 | ||
26 | Молоко и молочные продукты. Практическая работа 9. Исследование йогурта. | 1 | ||
27 | Качество продуктов и здоровье | |||
28 | Составление «правильного» рациона | 1 | ||
Химическая экология (7 ч) | ||||
29 | Химическая промышленность Курской области | 1 | ||
30 | Профессии, связанные с наукой химией | 1 | ||
31 | Химия в биотехнологии. | 1 | ||
32 | Экологический компонент химических производств. | 1 | ||
33 | Экологическая безопасность атмосферы. | 1 | ||
34 | Экологическая безопасность воды | 1 | ||
35 | Итоговое занятие (игра «Последний герой») | 1 |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ». 9 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Программа внеурочной деятельности "Вещества вокруг нас"
Программа внеурочной деятельности по химии для 8 класса разработана для активизации знаний и повышения интереса к предмету....
Программа внеурочной деятельности "Мир удивительных веществ" для учащихся 8 класса
. С целью Для формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Мир удивительных веществ»....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...