Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений
план-конспект по химии

Обобщить знания о неорганических веществах, их свойствах; оценить умения сравнивать состав и свойства известных веществ, анализировать результаты проведенных экспериментов, классифицировать вещества и реакции, объяснять причины разнообразия веществ, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимостью между составом, свойствами и применением веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель:       Обобщить знания о неорганических веществах, их свойствах; оценить умения сравнивать состав и свойства известных веществ, анализировать результаты проведенных экспериментов, классифицировать вещества и реакции, объяснять причины разнообразия веществ, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимостью между составом, свойствами и применением веществ.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов; растворы хлорида алюминия, соляной кислоты, гидроксида  натрия; лакмус, хлорид натрия, гидроксид натрия, карбонат натрия.

Тип урока: Урок обобщения знаний.

                          Структура урока

 I. Организационный этап…………………………………..3-5 мин.

II.  Турнир…………………………………………………....35-40 мин.

  1. Терминологический бой.
  2. Кто больше?
  3. Дальше, дальше, дальше.
  4. Конкурсы «Кто быстрее?» и «Найдите правильный ответ».
  5. Конкурс химиков-практиков.
  6. Викторина для болельщиков «Вспомним химию».
  7. Расшифруйте рассказы.
  8. Подведение итогов турнира.

III. Домашнее задание…………………………………..1-2 мин.

IV.  Подведение итогов турнира……………………….1-3 мин.

                Рекомендации относительно проведения урока.

Урок  рекомендуется провести в игровой форме в виде турнира.

                                           ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

       Ученики делятся на две команды. Можно создать команды игроков и болельщиков.

  1. ТУРНИР
  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ БОЙ.

Команды дают определение терминов.

Первая команда: оксид, основание, реакция.

Вторая команда: кислота, соль, формула.

  1. КТО БОЛЬШЕ?

Выкидывают четыре кубика, на гранях написаны химические символы. Команды составляют химические формулы из химических символов, что выпали. Кто больше? Кубики кидают 2-3 раза.

  1. ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…

Команды должны ответить на максимальное количество вопросов. Время на обдумывание ответов не даётся.

  1. Кто открыл закон сохранения массы веществ?
  2. Назовите формулу кухонной соли.
  3. Что общего в формулах всех кислот?
  4. Какая кислота содержится в желудочном соке?
  5. Какая кислота содержится в кислотных дождях?
  6. Назовите формулу основного компонента песка.
  7. Как называется реакция между кислотой и основанием?
  8. Как называют растворимые в воде основания?
  9. Назовите формулу мела.
  10.  В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах?
  11.  Назовите аномальные свойства воды.
  12.  В какой цвет окрашивается фенолфталеин в щелочах?
  13.  Назовите формулу медного купороса, основного компонента известковой воды, озона.
  14.  Какой кислотный оксид принимает участие в фотосинтезе?

  1. КОНКУРСЫ «КТО БЫСТРЕЕ» И «НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ».

Конкурсы  а) и б) проводятся одновременно.

а) Кто быстрее?

Возле доски работают по 2 представителя от каждой команды;

они записывают уравнение реакции, которые отвечают схемам:

Pb----PbO----PbCl2----Pb(OH)2----PbO;

P----P2O5----H3PO4----Ca3(PO4)2----CaSO4;

б) Найдите правильный ответ.

Каждой команде выдается задание, которое выполняется в письменной форме.

  1. Подчерните формулу оксида марганца (VII):

а) MnO2;

б) Mn2O7;

в) Mn2O3;

г) MnO3 .

      2) Если железный гвоздь поместить в раствор хлорида меди (II), то он покроется красным налетом меди. Происходит реакция:

а) обмена;

б) замещения;

в) разложения;

г) соединения.

     3) В три пробирки с разведенной серной кислотой поместили по одному грамму: в №1- магния, №2- алюминия, №3- серебра.

В какой пробирке реакция не происходит:

а) №1;

б) №2;

в) №3?

    4) В трех пробирках находятся: в №1- вода, №2- гидроксид натрия, №3- соляная кислота.

В каждую из пробирок поместили лакмус. В какой пробирке раствор не поменяет своей окраски?

а) №1;

б) №2;

в) №3?

   5) К какому типу реакции относится взаимодействие CuO и H2SO4:

а) обмена;

б) замещения;

в) разложения;

г) соединения.

   6) Укажите реакцию нейтрализации:

а) KOH+HCl…

б) Mn+ HCl…

в) CaO+ HCl…

г) Na+H2O

  7) Силикаты- соли:

а) серной кислоты;

б) соляной кислоты;

в) кремниевой кислоты;

г) азотной кислоты.

   8) Какое основание не растворяется в воде:

а) KOH;

б) Ca(OH)2;

в)Fe(OH)3;

г) NaOH ?

  9) Какой из перечисленных веществ является солью?

а) HNO3;

б) H2SO4;

в) NH4NO3?

  10) Общим свойством для растворимых и нерастворимых в воде оснований является взаимодействие с :

а) водой;

б) кислотами;

в) солями;

г) основными оксидами.

  1. КОНКУРС ХИМИКОВ-ПРАКТИКОВ.

Задания.

В пробирках без этикеток находятся вещества.

а) NaCl, HCl, NaOH, фенофталеин;

б) Na2CO3, HCl, NaCl.

Как, не используя других веществ, идентифицировать эти реактивы?

  1. ВИКТОРИНА ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «ВСПОМНИМ ХИМИЮ».
  1. В каких пищевых продуктах содержится много железа?
  2. Назовите металл, который при погружении в воду, придает ей бактерицидные свойства?
  3. Каким химическим элементом богата морская капуста- ламинария?
  4. Какая кислота растворяет стекло?
  5. Как очистить яйцо, не разбив скорлупы?

  1. РАСШИФРУЙТЕ СКАЗКУ.

Запишите содержание сказки при помощи формул и уравнения химической реакции, назовите тип реакции.

«Дружили Соляная Кислота и Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости друга. Гидроксид одел свою фенолфталеиновую одежду и стал весь малиновый. День был солнечный. Кислота решила показать другу свой красивый сад. Вошли они в сад, но что это? Все цветы, кусты и деревья засохли, хотят пить и просят помощи.

- Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. – Но как?

- Я знаю, как им помочь!- выкрикнул Гидроксид. – Объединим мою Гидроксогруппу и твой Гидроген.

- С удовольствием, - согласилась Кислота.

Гидроксид обнял подругу. Исчезли Кислота и Гидроксид. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТУРНИРА.

Жюри подводит итоги турнира.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Придумать химические сказки, ребусы, загадки.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений"

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе...

Обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Цель урока: обобщение  и закрепление  знаний учащихся об основных классах неорганических соединений (оксидах, кислотах, основаниях, солях):  об их составе, свойствах и практическом прим...

Урок о теме "Основные классы неорганических соединений:состав, номенклатура и классификация"

Предлагая урок развивающего контроля, с использованием деяельностного метода. Позволит проверить знания учащихся по  составу, номенклатуре и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей. Урок...

План-конспект урока по теме «Основные классы неорганических соединений»

Тип урока: закрепление.Цель урока: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «ОКНС»....

Обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе

Познавательные цели: повторение и обобщение изученного материала по теме: оксиды, кислоты, основания, соли; их классификацию; химические свойства, умение их подтверждать уравнениями реакции, умение пр...