Технологическая карта урока химии " Неметаллы и их соединения"
методическая разработка по химии (9 класс)

Лапина Евгения Вячеславовна

Урок  Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

Урок рефлексии 

Содержательная:  Создать  условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"

Деятельностная:: Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lapina_e.v.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии

Предмет, класс, дата

Химия, 9 класс

Тема урока, № урока

Урок №39  Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

Тип урока

Урок рефлексии

Цель урока

Содержательная:  Создать  условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"

Деятельностная:: Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

Задачи урока

Обучающие

Систематизировать знания учащихся о строение неметаллов, типах химических реакций, характерных для неметаллов, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающие

Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные

предлагая учащимся самостоятельно решать проблемы учить самоорганизации, самооценке, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды развитие познавательных способностей;

формирование отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;        

Требования ФГОС ООО

(предполагаемые   результаты

обучения)

Личностные

организация своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка, коррекция)

смыслообразование (формирование ценных ориентиров, позитивных итересов, мотивов достижения границ знаний и незнаний)

Метапредметные

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; умеют выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: свойства неметаллов и их соединений

Уметь:  характеризовать особенности строение атомов неметаллов, характерные степени окисления по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева;

Уметь разбирать реакции, отражающие свойства неметаллов и их соединений;

Уметь применять полученные знания при выполнении заданий разного уровня сложности

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология оценивания учебных успехов;
  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • метод проблемного изложения;
  • репродуктивный
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  •  частично поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

Оборудование, средства обучения

  • учебник,  рабочая тетрадь,
  • персональный компьютер, медиапроектор, презентация;
  • карточки для выполнения теста и самостоятельной работы;
  • опорные схемы:  составление формул  веществ по степеням окисления, составление уравнений химических реакций;
  • периодическая система Д.И.Менделеева.

Основные виды деятельности

 самостоятельная работа, контроль по ключу, работа в группах

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Актуализация знаний.

1. Учитель организует повторение основных вопросов по теме через индивидуальную тестовую работу. (Слайд 1) и  игру «Черный ящик», где нужно по описанию определить вещество

Неметаллы преимущественно  имеют на внешнем электронном слое ______

Атомную решётку  имеет____

Более сильным окислителем является________

Самый распространённый элемент во вселенной_____

Самый распространённый элемент   на Земле ______

  1. Определите вещество. Игра « Черный ящик»  (Приложение 1)

Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?

Что мы будем изучать?

Проверка рабочих мест, готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы теста   в рабочей тетради

Рефлексия работы -

 Самопроверка (по слайду презентации),

Ответ: 4-8 электронов

Ответ: углерод

Ответ: Фтор

Ответ: Водород

Ответ: Кислород

 Учащиеся комментируют свои ответы

Учащиеся определяют по описанию вещество     «Черного ящика»

 Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей.

В случае ошибки другие учащиеся вносят коррективы и комментируют правильный ответ. Путем общего обсуждения делается вывод.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

регулятивные

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

коммуникативные:    

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

Учитель организует работу по карточкам:

Задание по карточкам -  Общий уровень

Задание по карточкам -  Продвинутый уровень

 ( Приложение 2)

 

Выполняют  задание в рабочей тетради   После завершения данной работы ребята  проводят проверку по эталону.

.

Регулятивные: умение исправлять ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания,

логические – синтез (достраивание информации).

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение.

III.Локализация  индивидуальных затруднений 

Учитель, предоставляя возможность каждому действовать самостоятельно, всегда готов помочь в решении той или иной проблемы. Причем эта помощь заключается не в выполнении за ученика поставленной задачи, а в организации ее решения.

Вначале учитель предлагает ученикам найти место ошибки самостоятельно. В случае невыполнения этой задачи организует ее выявление по эталону для самопроверки.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий (алгоритмы ) требуют уточнения.

 В это время учащиеся, которые получили верные ответы, также выполняют пошаговую проверку своих решений по эталону для самопроверки для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – выполняют задания следующего уровня сложности..

В результате этого этапа ученик может зафиксировать  выявленные способы действий, правила, алгоритмы и т.д., в которых он допустил ошибку.

Регулятивные: умение исправлять ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание;

логические – синтез (достраивание информации).

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение.

IV. Построение проекта выхода из затруднений

 Помогает учащимся составить последовательность  шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися,)

 Учащиеся формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (понятия и способы действий которые нужно уточнить и научиться правильно применять);

выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть устанавливают, какие шаги им необходимо для этого сделать (в соответствии с алгоритмом исправления ошибок) и какими средствами они будут пользоваться (используя эталоны, учебник и др.).

(Приложение 3  - алгоритмы составление формул веществ по степеням окисления; составления уравнений реакций)

Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности.

Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

Физминутка

V. Этап реализации построенного проекта.

Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на  группы. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что  нужно выполнить.

Задание № 1 – Приложение 4

Работают с  карточками и алгоритмами , анализируют информацию,  составляют  окислительно-восстановительные реакции.

Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование;

логические – анализ.

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

VI.Обобщение затруднений во внешней речи

 Учитель организует обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, правил и т.д., которые вызвали затруднения.  Особое внимание учитель уделяет тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные формулировки правил, способов действий и т.д.

Учащиеся проговаривают вслух  формулировки способов действий, алгоритмов и т.д., которые вызвали затруднения.

Регулятивные: планирование последовательности действий.

Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону.

Организуют самостоятельную работу

Напишите уравнения реакций по схеме. Две реакции разберите  с позиций ОВР

1 вариант

    CH4→ CO → CO2 → Na2CO3 → NaHCO3 → CO2 → CaCO3  

2 вариант

    H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu(NO3)2

Учащиеся работают на отдельных листах.

Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить.

VIII. Этап включения в систему системы знаний и повторения.

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: параграф 10 ; стр.61упр.6; стр.108 .

2 уровень: параграф10 , составить тест по изученной теме;

3 уровень: параграф  10, мини-проект “Биологическая роль неметаллов ”( 2-3 примера)

Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу и настроение.

  1. Сегодня на уроке Я узнал(а)…
  2. Для меня самым сложным на уроке было…
  3. Я сам(сама) могу сделать….
  4. Урок мне понравился/нет, так как…

Самооценивание

Учащиеся отмечают  новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность,               достижение поставленной цели. Составляют с

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

Приложение 1.  « Черный ящик»

1.Впервые это вещество заметил Парацельс в 16 веке. Изучал вещество Кавендиш, а в 1783 году его получил Лавуазье.

2.В жидком виде это вещество в 14 раз легче воды. Оно улетучивается через   стенки почти всех сосудов. Его не могут удержать даже силы земного тяготения, поэтому в атмосфере его по объему 0,00005%.

3.В Англии в 19 веке при тушении пожара на металлургическом заводе   произошел взрыв. Причиной взрыва было данное вещество.

4.В человеке содержится 10% этого элемента, что составляет в среднем примерно 7 кг.

5.Самый распространенный элемент во Вселенной. Из каждых 10 разных элементов, каждые  9 - этот  элемент.

                                                                              Ответ : водород.

1.Эта история произошла на территории Ирака. В одном из походов от этого  вещества погиб конь повелителя. Разгневавшись, он приказал казнить вещество, что и было исполнено.

2.Академик А.П.Карпинский называл вещество «наиболее драгоценным ископаемым».

3. Летом в 1 м3 воздуха находится 17грамм вещества.

4.В атмосфере земли над каждым квадратным метром  –  «висит» столб из 20 тысяч тонн вещества.

5.Чтобы вырастить 1кг. растительной пищи: зерна, овощей; требуется в среднем 2 тонны, а для выращивания 1 кг. мяса – 20 тонн вещества.

Ответ : вода.

1.Гамбургский алхимик Х.Брандт случайно открыл этот элемент, хотя искал   «философский камень».

2.Но по данным французского историка Ф.Гефора, еще арабские алхимики за 5 тысяч лет до Брандта знали это вещество. Кстати, именно с Брандта идет «отсчет» элементов, т.е. официально знают ученых, открывших эти элементы.

3.Это вещество используется для производства спичек.

4. «Белым – воздуха боится, покраснел, чтоб сохранится».

5.Раньше в церкви использовали химическое «чудо» – самовозгорание свечей.

                                                                                       Ответ: фосфор.

Приложение 2

Задание по карточкам -  Общий уровень

Вариант 1

Fe  +  Cl2  →

S  +  H2  →

O2 +  N2 →

C  + Al  →

C  + Al  →

P   +  O2(избыт.)  →

Вариант 2

Fe  + O2  →

Cl  +  H2 →

                                  Na  +  S  →

Si  +  F2 →

N2  +  H2 →

        P  +  Cl2(избыт)  →

Задание по карточкам -  Продвинутый уровень  

Рассмотреть реакции  № 1-3 с  позиций ОВР  

Приложение  3

Алгоритм составление химических формул по степени окисления

1. Записать химические знаки элементов

Аl S

2. Определить степень окисления

Аl+3 S-2

3. Найти наименьшее общее кратное и определить индексы

Аl+3 S-2

НКО =6

4.Формула

Аl2+3 S3-2

Алгоритм составления уравнений реакций

Последовательность действий

Пример

1. В левой части уравнения приведем формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов)

Р+ O2

2. В правой части после стрелки пишем формулы веществ, образующихся в результате реакции(продуктов)

Р + O2→Р2O5

3 С помощью коэффициентов начинаем уравнивать число тех атомов ,которых в реакцию вступает больше (через НОК)

нок 10

Р+ 5O2→2Р2O5

4. С помощью коэффициентов уравниваем число других атомов

4Р+ 5O2→2Р2O3

Приложение  4

Повторите алгоритм  составления ОВР методом электронного баланса:

  1. Расставьте степени окисления над элементами (Помните: у кислорода -2, у водорода -1, у простых веществ -0)
  2. Определите у каких элементов в ходе реакции изменились степени окисления
  3. Подчеркните эти элементы, укажите окислитель и восстановитель (у окислителя степень окисления понижается, а у восстановителя – повышается)
  4. Запишите процессы окисления и восстановления (окисление – отдача электронов восстановителем, восстановление – принятие электронов окислителем)
  5. Составьте электронный баланс. Расставьте коэффициенты.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:

CuO  +  NH3   →  N2  +  CuO  +  …

HNO3(разб..)  +  Hg → Hg(NO3)2   + … + H2O

H2SO4(конц.)  +  Cu  →  CuSO4 + …  + ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Как называть бинарные соединения"

Методическое сопровождение урока в 8 классе "Названия веществ"...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"

Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян  для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе  современных требован...

Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"

Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока   "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...

Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

Технологическая карта урока "Кремний и его соединения"

Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Кремний и его соединения"...