Технологическая карта урока химии " Неметаллы и их соединения"
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»
Урок рефлексии
Содержательная: Создать условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы"
Деятельностная:: Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_lapina_e.v.docx | 50.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии
Предмет, класс, дата | Химия, 9 класс | |
Тема урока, № урока | Урок №39 Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» | |
Тип урока | Урок рефлексии | |
Цель урока | Содержательная: Создать условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по теме "Неметаллы" Деятельностная:: Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений) | |
Задачи урока | Обучающие | Систематизировать знания учащихся о строение неметаллов, типах химических реакций, характерных для неметаллов, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие | Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. | |
Воспитательные | предлагая учащимся самостоятельно решать проблемы учить самоорганизации, самооценке, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды развитие познавательных способностей; формирование отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; | |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | организация своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка, коррекция) смыслообразование (формирование ценных ориентиров, позитивных итересов, мотивов достижения границ знаний и незнаний) |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками | |
Предметные | Знать: свойства неметаллов и их соединений Уметь: характеризовать особенности строение атомов неметаллов, характерные степени окисления по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева; Уметь разбирать реакции, отражающие свойства неметаллов и их соединений; Уметь применять полученные знания при выполнении заданий разного уровня сложности | |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. | |
Образовательные технологии |
| |
Методы обучения |
| |
Оборудование, средства обучения |
| |
Основные виды деятельности | самостоятельная работа, контроль по ключу, работа в группах | |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. 1. Учитель организует повторение основных вопросов по теме через индивидуальную тестовую работу. (Слайд 1) и игру «Черный ящик», где нужно по описанию определить вещество Неметаллы преимущественно имеют на внешнем электронном слое ______ Атомную решётку имеет____ Более сильным окислителем является________ Самый распространённый элемент во вселенной_____ Самый распространённый элемент на Земле ______
Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? | Проверка рабочих мест, готовятся к уроку. Отвечают на вопросы теста в рабочей тетради Рефлексия работы - Самопроверка (по слайду презентации), Ответ: 4-8 электронов Ответ: углерод Ответ: Фтор Ответ: Водород Ответ: Кислород Учащиеся комментируют свои ответы Учащиеся определяют по описанию вещество «Черного ящика» Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. В случае ошибки другие учащиеся вносят коррективы и комментируют правильный ответ. Путем общего обсуждения делается вывод. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: регулятивные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии. | Учитель организует работу по карточкам: Задание по карточкам - Общий уровень Задание по карточкам - Продвинутый уровень ( Приложение 2)
| Выполняют задание в рабочей тетради После завершения данной работы ребята проводят проверку по эталону. . | Регулятивные: умение исправлять ошибки. Познавательные: умение структурировать знания, логические – синтез (достраивание информации). Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение. |
III.Локализация индивидуальных затруднений | Учитель, предоставляя возможность каждому действовать самостоятельно, всегда готов помочь в решении той или иной проблемы. Причем эта помощь заключается не в выполнении за ученика поставленной задачи, а в организации ее решения. Вначале учитель предлагает ученикам найти место ошибки самостоятельно. В случае невыполнения этой задачи организует ее выявление по эталону для самопроверки. | Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий (алгоритмы ) требуют уточнения. В это время учащиеся, которые получили верные ответы, также выполняют пошаговую проверку своих решений по эталону для самопроверки для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – выполняют задания следующего уровня сложности.. В результате этого этапа ученик может зафиксировать выявленные способы действий, правила, алгоритмы и т.д., в которых он допустил ошибку. | Регулятивные: умение исправлять ошибки. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; логические – синтез (достраивание информации). Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение. |
IV. Построение проекта выхода из затруднений | Помогает учащимся составить последовательность шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися,) | Учащиеся формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (понятия и способы действий которые нужно уточнить и научиться правильно применять); выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть устанавливают, какие шаги им необходимо для этого сделать (в соответствии с алгоритмом исправления ошибок) и какими средствами они будут пользоваться (используя эталоны, учебник и др.). (Приложение 3 - алгоритмы составление формул веществ по степеням окисления; составления уравнений реакций) | Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности. Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. |
Физминутка | |||
V. Этап реализации построенного проекта. | Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на группы. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что нужно выполнить. Задание № 1 – Приложение 4 | Работают с карточками и алгоритмами , анализируют информацию, составляют окислительно-восстановительные реакции. | Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование; логические – анализ. Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. |
VI.Обобщение затруднений во внешней речи | Учитель организует обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, правил и т.д., которые вызвали затруднения. Особое внимание учитель уделяет тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные формулировки правил, способов действий и т.д. | Учащиеся проговаривают вслух формулировки способов действий, алгоритмов и т.д., которые вызвали затруднения. | Регулятивные: планирование последовательности действий. Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. |
VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону. | Организуют самостоятельную работу Напишите уравнения реакций по схеме. Две реакции разберите с позиций ОВР 1 вариант CH4→ CO → CO2 → Na2CO3 → NaHCO3 → CO2 → CaCO3 2 вариант H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu(NO3)2 | Учащиеся работают на отдельных листах. | Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить. |
VIII. Этап включения в систему системы знаний и повторения. | Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания: 1 уровень: параграф 10 ; стр.61упр.6; стр.108 . 2 уровень: параграф10 , составить тест по изученной теме; 3 уровень: параграф 10, мини-проект “Биологическая роль неметаллов ”( 2-3 примера) | Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности | Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу и настроение.
| Самооценивание Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Составляют с | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Приложение 1. « Черный ящик»
1.Впервые это вещество заметил Парацельс в 16 веке. Изучал вещество Кавендиш, а в 1783 году его получил Лавуазье.
2.В жидком виде это вещество в 14 раз легче воды. Оно улетучивается через стенки почти всех сосудов. Его не могут удержать даже силы земного тяготения, поэтому в атмосфере его по объему 0,00005%.
3.В Англии в 19 веке при тушении пожара на металлургическом заводе произошел взрыв. Причиной взрыва было данное вещество.
4.В человеке содержится 10% этого элемента, что составляет в среднем примерно 7 кг.
5.Самый распространенный элемент во Вселенной. Из каждых 10 разных элементов, каждые 9 - этот элемент.
Ответ : водород.
1.Эта история произошла на территории Ирака. В одном из походов от этого вещества погиб конь повелителя. Разгневавшись, он приказал казнить вещество, что и было исполнено.
2.Академик А.П.Карпинский называл вещество «наиболее драгоценным ископаемым».
3. Летом в 1 м3 воздуха находится 17грамм вещества.
4.В атмосфере земли над каждым квадратным метром – «висит» столб из 20 тысяч тонн вещества.
5.Чтобы вырастить 1кг. растительной пищи: зерна, овощей; требуется в среднем 2 тонны, а для выращивания 1 кг. мяса – 20 тонн вещества.
Ответ : вода.
1.Гамбургский алхимик Х.Брандт случайно открыл этот элемент, хотя искал «философский камень».
2.Но по данным французского историка Ф.Гефора, еще арабские алхимики за 5 тысяч лет до Брандта знали это вещество. Кстати, именно с Брандта идет «отсчет» элементов, т.е. официально знают ученых, открывших эти элементы.
3.Это вещество используется для производства спичек.
4. «Белым – воздуха боится, покраснел, чтоб сохранится».
5.Раньше в церкви использовали химическое «чудо» – самовозгорание свечей.
Ответ: фосфор.
Приложение 2
Задание по карточкам - Общий уровень
Вариант 1 Fe + Cl2 → S + H2 → O2 + N2 → C + Al → C + Al → P + O2(избыт.) → | Вариант 2 Fe + O2 → Cl + H2 → Na + S → Si + F2 → N2 + H2 → P + Cl2(избыт) → |
Задание по карточкам - Продвинутый уровень
Рассмотреть реакции № 1-3 с позиций ОВР
Приложение 3
Алгоритм составление химических формул по степени окисления
1. Записать химические знаки элементов | Аl S |
2. Определить степень окисления | Аl+3 S-2 |
3. Найти наименьшее общее кратное и определить индексы | Аl+3 S-2 НКО =6 |
4.Формула | Аl2+3 S3-2 |
Алгоритм составления уравнений реакций
Последовательность действий | Пример |
1. В левой части уравнения приведем формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов) | Р+ O2→ |
2. В правой части после стрелки пишем формулы веществ, образующихся в результате реакции(продуктов) | Р + O2→Р2O5 |
3 С помощью коэффициентов начинаем уравнивать число тех атомов ,которых в реакцию вступает больше (через НОК) | нок 10 Р+ 5O2→2Р2O5 |
4. С помощью коэффициентов уравниваем число других атомов | 4Р+ 5O2→2Р2O3 |
Приложение 4
Повторите алгоритм составления ОВР методом электронного баланса:
- Расставьте степени окисления над элементами (Помните: у кислорода -2, у водорода -1, у простых веществ -0)
- Определите у каких элементов в ходе реакции изменились степени окисления
- Подчеркните эти элементы, укажите окислитель и восстановитель (у окислителя степень окисления понижается, а у восстановителя – повышается)
- Запишите процессы окисления и восстановления (окисление – отдача электронов восстановителем, восстановление – принятие электронов окислителем)
- Составьте электронный баланс. Расставьте коэффициенты.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
CuO + NH3 → N2 + CuO + …
HNO3(разб..) + Hg → Hg(NO3)2 + … + H2O
H2SO4(конц.) + Cu → CuSO4 + … + ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Как называть бинарные соединения"
Методическое сопровождение урока в 8 классе "Названия веществ"...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"
Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе современных требован...
Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"
Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...
Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
Технологическая карта урока "Кремний и его соединения"
Технологическая карта урока по химии для 9 класса на тему "Кремний и его соединения"...
Технологическая карта урока по профильному труду. «Соединение деталей настенной полочки.».
Тема: "Соединение деталей настенной полочки"...