Технологическая карта занятия «Многоатомные спирты»
методическая разработка по химии (10 класс)
Методическая разработка к занятию по многоатомным спиртам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
"Центр развития дополнительного образования детей".
Технологическая карта занятия
«Многоатомные спирты»
Выполнила: Гладких Л. Г.,
педагог ГАУ ДО ИО «Центр развития
дополнительного образования детей»
Братск 2020
Технологическая карта
Фамилия, имя, отчество Гладких Л.Г.
Образовательное учреждение МБОУ «Лицей №3»
Предмет химия
УМК Н.Е. Кузнецова
Тема урока Многоатомные спирты
Класс10, профиль
Тип урока Изучение нового материала
Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения свойств и применения многоатомных спиртов через организацию проблемно-исследовательской деятельности на уроке
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления изученного материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент, частично-поисковое исследование.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, химические стаканы, раствор спирта, глицерин , вода, растворы медного купороса, гидроксида натрия. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, инструкционные карты.
Образовательная задача: способствовать развитию представления учащихся о многоатомных спиртах, о свойствах и их применении.
Развивающая задача: способствовать формированию навыков наблюдательности и экспериментального исследования при изучении свойств многоатомных спиртов.
Воспитательная задача: создать условия для воспитания у школьников навыков сотрудничества, коммуникабельности при работе в группах, формирования положительного отношения к процессу изучения химии.
Здоровьесберегающая задача: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения, безопасность при проведении химического эксперимента.
Используемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование знаний о составе, свойствах и применении представителей класса многоатомные спирты; развитие умений обучающихся составлять формулы представителей данного класса ; отработка навыков работы с химическим оборудованием и правилами проведения эксперимента.
Личностные: способствовать мотивации учебной деятельности обучающихся; содействовать формированию умений управлять своей учебной деятельностью; развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в группе; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию в работе на результат.
Метапредметные: определять цель и виды деятельности на уроке при поддержке учителя, организовывать работу с ЦОРами; продолжить формирование навыков работы в группах, коллективе; продолжить формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; развивать умения правильно наблюдать и делать выводы из наблюдений.
Ход урока.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |||||||||||||||
1 этап. Организационный момент Мотивационный момент. | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Предлагает учащимся интересную мотивацию в виде видеофрагмента «Завещание…» Обращает внимание учащихся на элемент Нобелий в периодической таблице. Задает проблемные вопросы, подводит к формулировке темы | Приветствие учителя. Высказывают свое мнение о смысле видеофрагмента. Отвечают на вопросы учителя (создание логической цепочки «Нобель – динамит – глицерин – многоатомные спирты»). Записывают в тетрадь тему урока. | Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на положительное отношение к труду. Познавательные: понимать заданный вопрос, анализировать и обобщать информацию. | |||||||||||||||
2 этап. Актуализация знаний. | Организует выполнение тестового задания (приложение 1) | Осуществляют контроль и взаимоконтроль | Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка выполнения работы партнера; | |||||||||||||||
3 этап. Изучение нового материала. | Формулировка цели урока (содействовать формированию представления о многоатомных спиртах, особенностях их свойств, истории их получения и областях применения). Проблемная ситуация: Великий русский ученый А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества определяет его свойства. Как вы думаете: отразится ли увеличение количества гидроксогрупп–ОН на свойствах многоатомных спиртов? «Представителями многоатомных спиртов( гликолей), являются спирт глицерин (от латинского «глицерос» - сладкий) и этиленгликоль. Глицерин нам известен как пищевая добавка Е422 – эмульгатор для смешивания различных несмешиваемых смесей. Он горит без образования запаха и дыма, поэтому его используют для изготовления прозрачных свечей. Глицерин обладает сладким вкусом, смягчающим действием на кожу, вяжущим действием». 1.Провести исследование физических свойств спиртов, результаты занести в таблицу. Организация работы по инструкционной карте: 1)Осуществить эксперимент (в соответствии с выданным оборудованием). 2) Заполнить таблицу, при этом подробно описать наблюдение при проведении реакции. Просмотр видиофрагмента с последующим обсуждением 2. Будут ли многоатомные спирты обладать: а) сходными свойствами с одноатомными спиртами? б)обладать кислотными свойствами? В каком случае реакция с натрием будет протекать с блольшей скорость- у этанола или этиленгликоля?(аргументировать) Многоатомные спирты могут вступать не только с Ме, но и основаниями, в том числе – нерастворимыми Чем объяснить способность многоатомных спиртов к взаимодействию с нерастворимыми основаниями? Коллективная работа по выполнению эксперимента Инструкция: лаб. опыт стр. 157) 3.Реакция, которая нас подвела к теме урока- нитрование | Составляют формулы спиртов: этандиол-1.2, пропантриол-1,2,3 Проводят эксперимент по исследованию физических свойств(приложение 2) Заполняют таблицу, дают ответы на вопросы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa71cf74-85ec-498c- a220-bddc65e3adc7/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b8d6c66-9b4c-a780-3aa2-add60a3bac17/index.htm Высказывают предположение о сходстве химических свойств. Составляют соответствующие уравнения химических реакций: Этиленгликоль + натрий = этиленгликолят натрия + водород Обчающиеся высказывают предположение об усилении кислотных свойств у многоатомных спиртов и самостоятельно выполняют лабораторный опыт «Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)» Делают соответствующие выводы Сам. работа с учебным материалом(стр.158) Глицерин + азотная кислота = тринитроглицерин + вода (р. этерификации) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Регулятивные Умение определять собственные возможности решения учебной задачи. Коммуникативные: умение распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе. Познавательные: умение проводить опыты, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. | |||||||||||||||
4 этап. Закрепление материала. | Фронтальная беседа с классом: с каким классом органических веществ сегодня познакомились? назовите представителей данного класса соединений, укажите области применения изученных на уроке веществ. Интерактивная проверка знаний https://learningapps.org/2908081
| Отвечают на вопросы учителя, делают выводы по уроку. соотнесите свойства глицерина с направлениями его использования
стоит ли опасаться в пище добавки Е422? | Регулятивные Осуществлять само- и взаимоконтроль Коммуникативные продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. | |||||||||||||||
5 этап. Рефлексия урока. Задание на дом. | Подведение итогов урока: выявление наиболее активных учащихся, оценка деятельности обучающихся на уроке. Работа с текстом учебника стр.156-162(задания по тексту), творческие задания-стр.163 | С помощью двух смайликов (веселого и грустного) показывают свое отношение к уроку. | Личностные: адекватно понимать границы собственного знания и «незнания». Регулятивные умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по теме "Спирты"
Технологическая карта содержит материал по темам " Номенклатура предельных одноатомных спиртов" , "Изомерия предельных одноатомных спиртов"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)
Технологическая карта занития по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые ведут занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я пыталась систематичировать и обо...
Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")
В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...
Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога
Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...