Технологическая карта занятия «Многоатомные спирты»
методическая разработка по химии (10 класс)

Гладких Любовь Григорьевна

Методическая разработка  к занятию по многоатомным спиртам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области

"Центр развития дополнительного образования детей".

Технологическая карта занятия

«Многоатомные спирты»

Выполнила: Гладких Л. Г.,

педагог ГАУ ДО ИО «Центр развития

дополнительного образования детей»

Братск 2020

Технологическая карта

Фамилия, имя, отчество Гладких Л.Г.

 Образовательное учреждение МБОУ «Лицей №3»

Предмет химия

УМК  Н.Е. Кузнецова

Тема урока Многоатомные спирты

 Класс10, профиль

Тип урока Изучение нового материала

Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения  свойств и применения многоатомных спиртов через организацию проблемно-исследовательской деятельности на уроке

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления изученного материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. 

Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент, частично-поисковое исследование.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, химические стаканы, раствор спирта, глицерин , вода, растворы медного купороса, гидроксида натрия.                                                                                                                                                                                                                                                                       Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, инструкционные карты.

Образовательная задача: способствовать развитию представления учащихся о многоатомных спиртах, о свойствах и их применении.

Развивающая задача: способствовать  формированию навыков наблюдательности и экспериментального исследования при изучении свойств многоатомных спиртов.

Воспитательная задача: создать условия для воспитания у школьников навыков сотрудничества, коммуникабельности при работе в группах, формирования положительного отношения к процессу изучения химии.

Здоровьесберегающая задача: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения, безопасность при проведении химического эксперимента.

Используемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Планируемые результаты:

Предметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                       формирование знаний о составе, свойствах и применении представителей класса многоатомные спирты;                                                                                                             развитие умений обучающихся составлять формулы представителей данного класса ;                                                                                                                                                    отработка навыков работы с химическим оборудованием и правилами проведения эксперимента.

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                                               способствовать  мотивации учебной деятельности обучающихся;                                                                                                                                                                                  содействовать формированию умений управлять своей учебной деятельностью;                                                                                                                                                                                                            развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками при работе в группе;                                                                                                                              установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию в работе на результат.

Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                         определять цель и виды деятельности на уроке при поддержке учителя, организовывать работу с ЦОРами;                                                                                               продолжить формирование навыков работы в группах, коллективе;                                                                                                                                                              продолжить формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;                                                                                                                          развивать умения правильно наблюдать и делать выводы из наблюдений.

Ход урока.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент

Мотивационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

Предлагает учащимся интересную мотивацию в виде видеофрагмента «Завещание…»

Обращает внимание учащихся на элемент Нобелий в периодической таблице. Задает проблемные вопросы, подводит к формулировке темы

Приветствие учителя.

Высказывают свое мнение о смысле видеофрагмента. Отвечают на вопросы учителя (создание логической цепочки «Нобель – динамит – глицерин – многоатомные спирты»).

Записывают в тетрадь тему урока.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на положительное отношение к труду.

Познавательные: понимать заданный вопрос, анализировать и обобщать информацию.

2 этап. Актуализация знаний.

Организует выполнение тестового задания (приложение 1)

Осуществляют контроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка выполнения работы партнера;

3 этап. Изучение нового материала.

Формулировка цели урока (содействовать формированию представления о многоатомных спиртах, особенностях их свойств, истории их получения и областях применения).

Проблемная ситуация: Великий русский ученый А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества определяет его свойства. Как вы думаете: отразится ли увеличение количества гидроксогрупп–ОН на свойствах многоатомных спиртов?

«Представителями многоатомных спиртов( гликолей), являются спирт глицерин (от латинского «глицерос» - сладкий)  и этиленгликоль.  Глицерин нам известен как пищевая добавка Е422 – эмульгатор для смешивания различных несмешиваемых смесей. Он горит без образования запаха и дыма, поэтому его используют для изготовления прозрачных свечей. Глицерин обладает сладким вкусом, смягчающим действием на кожу, вяжущим действием».

1.Провести исследование физических свойств спиртов, результаты занести в таблицу.

Организация работы по инструкционной карте:

1)Осуществить эксперимент (в соответствии с выданным оборудованием).

2) Заполнить таблицу, при этом подробно описать наблюдение при проведении реакции.

Просмотр видиофрагмента с последующим обсуждением

2. Будут ли многоатомные спирты обладать: а) сходными свойствами с одноатомными спиртами?

б)обладать кислотными свойствами?

В каком случае реакция с натрием будет протекать с блольшей скорость- у этанола или этиленгликоля?(аргументировать)

Многоатомные спирты могут вступать не только с Ме, но и основаниями,  в том числе – нерастворимыми

Чем объяснить способность многоатомных спиртов к взаимодействию с нерастворимыми основаниями?

Коллективная работа по выполнению эксперимента Инструкция: лаб. опыт стр. 157)

3.Реакция, которая нас подвела к теме урока- нитрование

Составляют формулы спиртов: этандиол-1.2,  пропантриол-1,2,3

Проводят эксперимент по исследованию физических свойств(приложение 2)

Заполняют таблицу, дают ответы на вопросы.

Формула

Агрегатное состояние

Запах

Растворимость

Физиологическое действие

Этанол

Глицерин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa71cf74-85ec-498c- a220-bddc65e3adc7/index.htm 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b8d6c66-9b4c-a780-3aa2-add60a3bac17/index.htm 

Высказывают предположение о сходстве химических свойств. Составляют соответствующие уравнения химических реакций:

Этиленгликоль + натрий = этиленгликолят натрия + водород

Обчающиеся высказывают предположение об усилении кислотных свойств у многоатомных спиртов и самостоятельно выполняют лабораторный опыт «Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)» 

Делают соответствующие выводы

Сам. работа с учебным материалом(стр.158)

Глицерин + азотная кислота = тринитроглицерин + вода (р. этерификации)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Регулятивные

Умение определять собственные возможности решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение распределять функции и роли в

 совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.

Познавательные: умение проводить опыты, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для решения учебных и познавательных задач.

4 этап. Закрепление материала.

Фронтальная беседа с классом:

с каким классом органических веществ сегодня познакомились?

назовите представителей данного класса соединений,

укажите области применения изученных на уроке веществ.

Интерактивная проверка знаний https://learningapps.org/2908081

 

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы по уроку.

соотнесите свойства глицерина с направлениями его использования

Свойства глицерина

Применение глицерина

1)сладкий вкус

2)вяжущее действие

3)горение без запаха и газа (дыма).

4)смягчающее действие.

 стоит ли опасаться в пище добавки Е422?

Регулятивные

Осуществлять само- и взаимоконтроль

Коммуникативные продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

5 этап. Рефлексия урока.

Задание на дом.

Подведение итогов урока: выявление наиболее активных учащихся, оценка деятельности обучающихся на уроке.

Работа с текстом учебника стр.156-162(задания по тексту), творческие задания-стр.163

С помощью двух смайликов (веселого и грустного) показывают свое отношение к уроку.

Личностные:

адекватно понимать границы собственного знания и «незнания».

Регулятивные

умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Спирты"

Технологическая карта содержит материал по темам " Номенклатура предельных одноатомных спиртов" , "Изомерия предельных одноатомных спиртов"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога

Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...