УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ " УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА"
план-конспект урока по химии (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ "УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА" К УЧЕБНИКУ О.С,ГАБРИЕЛЯНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_9_klass_uglerod.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 9 класс
Тема» Физические и химические свойства углерода».
Цель: создать на уроке условия для усвоения учащимися нового материала.
Задачи: сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением.
развить самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности.
воспитание коммуникативной культуры, воспитание желания активно, с интересом учиться.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач;
умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
Предметные:
умения характеризовать строение атомов углерода, его аллотропию, адсорбционные свойства древесного и активированного угля, химические свойства углерода;
описывать круговорот углерода в природе;
составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода;
проводить, наблюдать и описывать реакции с участием углерода.
Метапредметные
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;
производить поиск информации, анализировать и оценивать её , понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия; преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)
Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели;
владение основами самоконтроля и самооценки;
умение слушать в соответствии с целевой установкой
Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;
вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
Ход урока
1.Орг.т момент.
2.Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
1) Преобразуйте схему в уравнения реакций:
Р → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4
2) Предложите способ распознавания хлорида, иодида, фосфата и нитрата калия с помощью одного реагента. Составьте уравнения соответствующих реакции
Введение в тему урока.
1.На столе бумажный фильтр, растение, чаша с древесным углем:что общего между этими предметами?
2. О чем идет речь:
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
Формулировка темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
Работа учащихся по карточкам.
Углерод
1. Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение атома.
А) Порядковый номер в Периодической системе.....
Б) Находится в .... группе ....... подгруппе.
В) Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов.....
Г) На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.
Д) Электронная конфигурация: +6С 1s2.............
Е) Степени окисления углерода в соединениях: .... , ...., ….. .
2. Укажите степени окисления углерода в соединениях:Сn. CO , CH4 , MgCO3 , CaC2 , CO2 ,Ca(HCO3)2 .
3. Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов?
Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов?
2. Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода.
Демонстрация: кристаллические решетки алмаза и графита.
Признаки сравнения | Алмаз | Графит |
Тип, строение кристаллической решетки | ||
Цвет | ||
Твердость | ||
Электропроводность | ||
Применение |
Получение искусственных алмазов( сообщение учащегося)
Искусственные алмазы.
Правильнее называть их алмазы , выращенные в лаборатории.
Вопрос, как сделать алмаз своими руками, минуя многовековые природные процессы, приходил в голову тысячам людей.
Первым ответ нашел советский физик, положивший начало процессу.
Выращивание алмазов осуществляется с 1953 г. Первой производство синтетических кристаллов наладила Швеция. В
СССР разработки велись с 1938 г. ученым Лейпунским, внесшим основной вклад в определение нужных условий, чтобы сделать из графита дорогой самоцвет.
Первый советский лабораторный камень был получен в 1961-м.
Можно ли из графита получить алмаз
300 лет назад уголь, графит и алмаз относились к совершенно разным веществам. В 17-м веке появились первые исследования, подтверждающие родство непохожих друг на друга предметов
- Темно-серый, блестящий, ближе к пастообразному, чем к твердому, состоящий из скользящих друг по другу чешуек – таков графит.
- Уголь черный, на изломе может блестеть. Абсолютно непрозрачен.
- Алмазы – это эталон твердости среди камней, 10 из 10. Они прозрачны, применяются для резки стекла. Не проводят ток.
1955 году эксперимент увенчался успехом – путем воздействия температуры и давления слоистая кристаллическая решетка графита перестроилась до тетраэдрической алмазной.
- Условия превращения графита в алмаз: температура 1800 °С; давление в 120 тысяч атмосфер.
Сажа и древесный уголь- разновидности углерода как простого ( работа по учебнику)вещества.
Выполнение учащимися лабораторного опыта , доказывающего способность древесного угля к адсорбции ( учебник, стр.
Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)
1. Взаимодействие с металлами:
Al + C → ……
2. Взаимодействие с кислородом:
C + О2 → ……
3. Взаимодействие с оксидами металлов:
С + СuO → ……
Проверка результатов работы .
Первичное закрепление материала: выводы по уроку.
Закрепление материала урока.
ТЕСТ
1. Где углерод находится в Периодической системе?
1)2 период 2 группа главная подгруппа, 2) 2 период 4 группа главная подгруппа,
3) 3 период 3 группа главная подгруппа, 4) 2 период 5 группа главная подгруппа.
2. Углерод имеет строение атома:
1) 2е-4е- , 2) 2е-5е-, 3) 2е-6е-, 4) 2е-3е-.
3. Алмаз и графит являются:
1) одним и тем же веществом, 2) веществами с одинаковыми свойствами,
3) вещества содинаковым строением кристаллической решетки,
4) аллотропными модификациями углерода.
4. Различные физические свойства алмаза и графита обусловлены:
1) различным строением кристаллической решетки,
2) одинаковым строением кристаллической решетки.
5. Углерод в реакциях проявляет себя:
1) как окислитель, 2) как восстановитель,
3) как восстановитель и окислитель, 4) как не окислитель и не восстановитель.
3. Углерод в природе, применение.
4. Круговорот углерода в природе.
Подведение итогов урока.
Оценивание результатов работы учащихся.
Д/з: п. 29, упр.4,5,6
Рефлексия .На уроке мне было ………………..
Я запомноил……………………….
Я повторил…………………………
У меня вызвало затруднение……………
Искусственные алмазы.
Правильнее называть их алмазы , выращенные в лаборатории.
Вопрос, как сделать алмаз своими руками, минуя многовековые природные процессы, приходил в голову тысячам людей.
Первым ответ нашел советский физик, положивший начало процессу.
Выращивание алмазов осуществляется с 1953 г. Первой производство синтетических кристаллов наладила Швеция. В
СССР разработки велись с 1938 г. ученым Лейпунским, внесшим основной вклад в определение нужных условий, чтобы сделать из графита дорогой самоцвет.
Первый советский лабораторный камень был получен в 1961-м.
Можно ли из графита получить алмаз
300 лет назад уголь, графит и алмаз относились к совершенно разным веществам. В 17-м веке появились первые исследования, подтверждающие родство непохожих друг на друга предметов
- Темно-серый, блестящий, ближе к пастообразному, чем к твердому, состоящий из скользящих друг по другу чешуек – таков графит.
- Уголь черный, на изломе может блестеть. Абсолютно непрозрачен.
- Алмазы – это эталон твердости среди камней, 10 из 10. Они прозрачны, применяются для резки стекла. Не проводят ток.
1955 году эксперимент увенчался успехом – путем воздействия температуры и давления слоистая кристаллическая решетка графита перестроилась до тетраэдрической алмазной.
- Условия превращения графита в алмаз: температура 1800 °С; давление в 120 тысяч атмосфер.
Рабочий лист по теме «Углерод».
Углерод
1. Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение атома.
А) Порядковый номер в Периодической системе.....
Б) Находится в .... группе ....... подгруппе.
В) Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов.....
Г) На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.
Д) Электронная конфигурация: +6С 1s2.............
Е) Степени окисления углерода в соединениях: .... , ...., ….. .
Ж) Укажите степени окисления углерода в соединениях: CO , CH4 , MgCO3 , CaC2 , CO2 ,Ca(HCO3)2 .
З) Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов?
И) Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов?
2. Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода.
Демонстрация: кристаллические решетки алмаза и графита.
Признаки сравнения | Алмаз | Графит |
Тип, строение кристаллической решетки | ||
Цвет | ||
Твердость | ||
Электропроводность | ||
Применение |
3. Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)
1. Взаимодействие с металлами:
Al + C → ……
2. Взаимодействие с кислородом:
C + О2 → ……
3. Взаимодействие с оксидами металлов:
С + СuO → ……
ТЕСТ
1. Где углерод находится в Периодической системе?
1)2 период 2 группа главная подгруппа, 2) 2 период 4 группа главная подгруппа,
3) 3 период 3 группа главная подгруппа, 4) 2 период 5 группа главная подгруппа.
2. Углерод имеет строение атома:
1) 2е-4е- , 2) 2е-5е-, 3) 2е-6е-, 4) 2е-3е-.
3. Алмаз и графит являются:
1) одним и тем же веществом, 2) веществами с одинаковыми свойствами,
3) вещества с одинаковым строением кристаллической решетки,
4) аллотропными модификациями углерода.
4. Различные физические свойства алмаза и графита обусловлены:
1) различным строением кристаллической решетки,
2) одинаковым строением кристаллической решетки.
5. Углерод в реакциях проявляет себя:
1) как окислитель, 2) как восстановитель,
3) как восстановитель и окислитель, 4) как не окислитель и не восстановитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс
Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств железа с использованием электронных образовательных ресу...
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...
методическая разработка урока "Углерод. Физические и химические свойства"
Презентация урока по теме: "Углерод, Физические и химические свойства"....
Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"
Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...
Занятие экологического объединения по теме"Изучение физических и химических свойств почвы"
Занятие первичного закрепления знаний...