УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ " УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА"
план-конспект урока по химии (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ "УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА" К УЧЕБНИКУ  О.С,ГАБРИЕЛЯНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9_klass_uglerod.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Химия 9 класс

Тема» Физические и химические свойства углерода».

Цель: создать на уроке условия для усвоения учащимися нового материала.

Задачи: сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением.

 развить самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности.

 воспитание коммуникативной культуры, воспитание желания активно, с интересом учиться.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач;

умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Предметные:

умения характеризовать строение атомов углерода, его аллотропию, адсорбционные свойства древесного и активированного угля, химические свойства углерода;

описывать круговорот углерода в природе;

составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода;

проводить, наблюдать и описывать реакции с участием углерода.

Метапредметные

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;

производить поиск информации, анализировать и оценивать её , понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия; преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;

вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Ход урока

1.Орг.т момент.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1) Преобразуйте схему в уравнения реакций:

Р → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4

2) Предложите способ распознавания хлорида, иодида, фосфата и нитрата калия с помощью одного реагента. Составьте уравнения соответствующих реакции

Введение в тему урока.

1.На столе бумажный фильтр, растение, чаша с древесным углем:что общего между этими предметами?

2. О чем идет речь:

Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас.

Формулировка темы и цели урока.

4. Изучение нового материала.

Работа учащихся по карточкам.

Углерод

1. Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение атома.

А) Порядковый номер в Периодической системе..... 

Б) Находится в .... группе ....... подгруппе. 

В) Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов..... 

Г) На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.

Д) Электронная конфигурация: +6С 1s2.............

Е) Степени окисления углерода в соединениях: .... , ...., ….. .

2. Укажите степени окисления углерода в соединениях:Сn. CO , CH4 , MgCO, CaC, CO,Ca(HCO3)2 .

3. Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов?

Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов?

2. Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода.

Демонстрация: кристаллические решетки алмаза и графита.

Признаки сравнения

Алмаз

Графит

Тип, строение кристаллической решетки

Цвет

Твердость

Электропроводность

Применение

Получение искусственных алмазов( сообщение учащегося)

Искусственные алмазы.

Правильнее называть их алмазы , выращенные в лаборатории.

Вопрос, как сделать алмаз своими руками, минуя многовековые природные процессы, приходил в голову тысячам людей.

Первым ответ нашел советский физик, положивший начало процессу.

Выращивание алмазов осуществляется с 1953 г. Первой производство синтетических кристаллов наладила Швеция. В

 СССР разработки велись с 1938 г. ученым Лейпунским, внесшим основной вклад в определение нужных условий, чтобы сделать из графита дорогой самоцвет.

Первый советский лабораторный камень был получен в 1961-м.

Можно ли из графита получить алмаз

300 лет назад уголь, графит и алмаз относились к совершенно разным веществам. В 17-м веке появились первые исследования, подтверждающие родство непохожих друг на друга предметов

  1. Темно-серый, блестящий, ближе к пастообразному, чем к твердому, состоящий из скользящих друг по другу чешуек – таков графит.
  2. Уголь черный, на изломе может блестеть. Абсолютно непрозрачен.
  3. Алмазы – это эталон твердости среди камней, 10 из 10. Они прозрачны, применяются для резки стекла. Не проводят ток.

 1955 году эксперимент увенчался успехом – путем воздействия температуры и давления слоистая кристаллическая решетка графита перестроилась до тетраэдрической алмазной.

  • Условия превращения графита в алмаз:   температура 1800 °С; давление в 120 тысяч атмосфер.

Сажа и древесный уголь- разновидности углерода как простого ( работа по учебнику)вещества.

Выполнение учащимися лабораторного опыта , доказывающего способность древесного угля к адсорбции ( учебник, стр.

 Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)

1. Взаимодействие с металлами:

Al + C → ……

2. Взаимодействие с кислородом:

C + О→ ……

3. Взаимодействие с оксидами металлов:

С + СuO → ……

Проверка результатов работы .

Первичное закрепление материала: выводы по уроку.

Закрепление материала урока.

ТЕСТ

1. Где углерод находится в Периодической системе?

1)2 период 2 группа главная подгруппа,   2) 2 период 4 группа главная подгруппа,

3) 3 период 3 группа главная подгруппа,   4) 2 период 5 группа главная подгруппа.

2. Углерод имеет строение атома:

1) 2е-4е- , 2)  2е-5е-,   3) 2е-6е-,   4) 2е-3е-.

3. Алмаз и графит являются:

1)  одним и тем же веществом,   2)  веществами с одинаковыми свойствами,

3)  вещества содинаковым строением кристаллической решетки,

4)  аллотропными модификациями углерода.

4. Различные физические свойства алмаза и графита обусловлены:

1)  различным строением кристаллической решетки,

2) одинаковым строением кристаллической решетки.

5. Углерод в реакциях проявляет себя:

1) как окислитель,                                    2)  как восстановитель,

3) как восстановитель и окислитель,       4) как не окислитель и не восстановитель.

3. Углерод в природе, применение.

4. Круговорот углерода в природе.

Подведение итогов урока.

Оценивание результатов работы учащихся.

Д/з: п. 29, упр.4,5,6

Рефлексия .На уроке мне было ………………..

                     Я запомноил……………………….

                     Я повторил…………………………

                     У меня вызвало затруднение……………

Искусственные алмазы.

Правильнее называть их алмазы , выращенные в лаборатории.

Вопрос, как сделать алмаз своими руками, минуя многовековые природные процессы, приходил в голову тысячам людей.

Первым ответ нашел советский физик, положивший начало процессу.

Выращивание алмазов осуществляется с 1953 г. Первой производство синтетических кристаллов наладила Швеция. В

 СССР разработки велись с 1938 г. ученым Лейпунским, внесшим основной вклад в определение нужных условий, чтобы сделать из графита дорогой самоцвет.

Первый советский лабораторный камень был получен в 1961-м.

Можно ли из графита получить алмаз

300 лет назад уголь, графит и алмаз относились к совершенно разным веществам. В 17-м веке появились первые исследования, подтверждающие родство непохожих друг на друга предметов

  1. Темно-серый, блестящий, ближе к пастообразному, чем к твердому, состоящий из скользящих друг по другу чешуек – таков графит.
  2. Уголь черный, на изломе может блестеть. Абсолютно непрозрачен.
  3. Алмазы – это эталон твердости среди камней, 10 из 10. Они прозрачны, применяются для резки стекла. Не проводят ток.

 1955 году эксперимент увенчался успехом – путем воздействия температуры и давления слоистая кристаллическая решетка графита перестроилась до тетраэдрической алмазной.

  • Условия превращения графита в алмаз:   температура 1800 °С; давление в 120 тысяч атмосфер.

Рабочий лист по теме «Углерод».

Углерод

1. Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение атома.

А) Порядковый номер в Периодической системе..... 

Б) Находится в .... группе ....... подгруппе. 

В) Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов..... 

Г) На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.

Д) Электронная конфигурация: +6С 1s2.............

Е) Степени окисления углерода в соединениях: .... , ...., ….. .

Ж) Укажите степени окисления углерода в соединениях: CO , CH4 , MgCO, CaC, CO,Ca(HCO3)2 .

З) Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов?

И) Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов?

2. Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода.

Демонстрация: кристаллические решетки алмаза и графита.

Признаки сравнения

Алмаз

Графит

Тип, строение кристаллической решетки

Цвет

Твердость

Электропроводность

Применение

3. Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)

1. Взаимодействие с металлами:

Al + C → ……

2. Взаимодействие с кислородом:

C + О→ ……

3. Взаимодействие с оксидами металлов:

С + СuO → ……

ТЕСТ

1. Где углерод находится в Периодической системе?

1)2 период 2 группа главная подгруппа,   2) 2 период 4 группа главная подгруппа,

3) 3 период 3 группа главная подгруппа,   4) 2 период 5 группа главная подгруппа.

2. Углерод имеет строение атома:

1) 2е-4е- , 2)  2е-5е-,   3) 2е-6е-,   4) 2е-3е-.

3. Алмаз и графит являются:

1)  одним и тем же веществом,   2)  веществами с одинаковыми свойствами,

3)  вещества с одинаковым строением кристаллической решетки,

4)  аллотропными модификациями углерода.

4. Различные физические свойства алмаза и графита обусловлены:

1)  различным строением кристаллической решетки,

2) одинаковым строением кристаллической решетки.

5. Углерод в реакциях проявляет себя:

1) как окислитель,                                    2)  как восстановитель,

3) как восстановитель и окислитель,       4) как не окислитель и не восстановитель.





















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс

Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств  железа  с использованием  электронных образовательных ресу...

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...

методическая разработка урока "Углерод. Физические и химические свойства"

Презентация урока по теме: "Углерод, Физические и химические свойства"....

Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...