Занятие экологического объединения по теме"Изучение физических и химических свойств почвы"
план-конспект по экологии
Занятие первичного закрепления знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие Изучение физических и химических свойств почвы
Экологическое объединение «Живой мир»
Автор: Макарова Анна Михайловна
Педагог дополнительного образования МБУ ДОЦ «Созвездие»
Цель: Познакомить обучающихся с различными видами почв, их химическим и физическим составом
Задачи:
- Изучить химический, физический состав почвы;
- Научиться ставить цели опыта, определять порядок его проведения;
- Обобщать и делать выводы на основе результатов, полученных опытным путем
- Охарактеризовать почву как среду обитания живых организмов и их приспособленность к жизни в почве
Оборудование: компьютер, презентация, дидактические материалы,справочники, комочки почвы, стакан с водой, стекляная палочка, лист фильтрованной бумаги, стекла для опытов, микроскоп, спиртовка, спички.
Методы: лекция с элементами беседы, исследовательская работа, индивидуальная и работа в группах.
Ход занятия
- Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Звуки природы.
2. Постановка проблемы (разгадывание загадки) актуализация личностного смысла школьников к изучению темы занятия.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ногами,
Каждый хочет растоптать,
а я с подарками опять.
(Земля)
3. Поиск решения проблемной ситуации по исследованию проблемной ситуации.
Что Вы знаете о почве?Давайте сформулируем определение слова почва (отвечают на вопросы, дают определению понятию почва).
Мозговой штурм
- Почва-это верхний плодородный слой земли. - - Рассмотрите образцы почвы.
- Какого она цвета? ( темная)
- Что вы в ней видите? ( остатки сухих листьев, палочки, траву)
- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы. - Рассказ учителя ( лекция с элементами беседы)
Сообщения учащихся. Презентации
Исследовательская работа. Инструктаж.
Выполнение опытов
Опыт 1.
Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? ( из почвы идут пузырьки). Какой вывод можно сделать? Правильно , в почве есть воздух . Он помогает корням растений дышать. Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
- Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.
Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? ( влажное пятно). Откуда взялась вода? Какой вывод можно сделать? Правильно, в почве есть вода.
Вода – вещество, необходимое для жизни растений.
Опыт 3.
- А сейчас давайте посмотрим , что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? ( мутная). На поверхности- мусор. Останки листьев, насекомых. Что вы видите на дне стакана? ( на самом дне видны песчинки. А сверху глина) . Какой вывод можно сделать? ( в состав почвы входит песок и глина).
Песок- хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду.
Опыт 4.
- Следующий опыт вам продемонстрирую я.
Нагреем немного почвы над огнем. Что вы видите и чувствуете? ( над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
Это сгорает перегной- органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
- Итак, что еще содержится в почве ( перегной).
Опыт 5.
- Возьмем несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва и поместим эту воду на стекло. Подержим над огнем стекло. Вода испарилась. Что вы видите на стекле? ( белый налет).
- Кто догадался, что это? Правильно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.
Итак, в почве содержатся соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов. Вот проделав опыты, мы узнали много нового о почве своего родного края.
4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Работа с терминами
1) Одна из составных частей почвы. (Песок)
2) Верхний пласт земли, на котором растут растения. (Почва)
3) Почва медленно пропускает воду, если в ней есть…(глина).
4) Что вы выявите в почве, когда бросите ее комочек в стакан с водой? (Воздух)
5) растительные и животные останки, которые перегнили. (Перегной)
6) жидкость, которая входит в состав почвы (Вода)
7)Главный признак почвы (Плодородие)
5. Рефлексия деятельности. Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. мне захотелось…
Вы ребята молодцы, все хорошо потрудились, мы сегодня были с вами настоящими исследователями мира.
Дополнительные задания:
1.Загадка: Он носит поясок,
Хотя без рук, без ног.
В земле живет
Когда ползет
Рыхлит ее и удобряет,
Так плодородье повышает.
(дождевой червяк).
Красивый темный жук -
Помощник он и друг.
(жужелица).
- Ответь на вопрос… Что делают?
Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.
Жужелица — рыхлит почву.
Бактерии — это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются — показать.
А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.
Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель — растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.
На огороде сажаем овощи в черноземную почву — так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.
В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.
Черноземная почва — самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)
Нужно беречь и ценить чистоту земли — матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.
4.Вспомним народные изречения. Закончи фразу…
Земля — заботу любит.
Без хозяина земля — сирота.
Возвращая земле долг — будет толк.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Накорми землю — она покормит тебя.
В поле свез навоз — с поля хлеба воз.
- Кроссворд (работа в группах)
- Сенкан
Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий контроль и охранять ее.
Я зачитываю высказывания. Девочки выбирают мероприятия проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и делают шаг вперед. Мальчики выбирают мероприятия, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения и тоже делают шаг вперед.
- Внесение в почву органических удобрений.
- Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота.
- Внесение в почву минеральных удобрений.
- Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля.
- Создание полезащитных лесных полос.
- Распашка больших площадей в степных районах Южного Урала, Поволжья.
- Орошение почв.
- В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание.
- Выращивание много лет подряд одних и тех же культур.
- Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека.
Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование(формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и использовать информацию; закрепление пройденного материала).
Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения [1].
– Что должен был означать этот памятник (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?
- Величие императорской власти.
- Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
- Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.
Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс
Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств железа с использованием электронных образовательных ресу...
Экологический проект по теме: «Изучение состава и свойств почвы приусадебного участка с целью создания экологически чистой территории»
Экологический проект создан ученицей 9 класса. Для изучения были взяты территории приусадебных участков. Цель: изучить почвы, познакомиться с методиками изучения и составить рекомендации....
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...
УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ " УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА"
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ "УГЛЕРОД: ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА" К УЧЕБНИКУ О.С,ГАБРИЕЛЯНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....