Железо, его химические и физические свойства
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Железо, его физические и химические свойства. (9класс)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока: урок-исследование.
Цели
образовательные: Составить полное представление о строении атома железа, дать его общую характеристику, сформировать представление о физических и химических свойствах элемента железа, сформировать представление о важнейших соединениях железа. воспитательные: побуждение к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире. развивающие: развитие речи и мышления, умения анализировать.
Задачи: Образовательные: изучить физические свойства железа, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов; предсказать и исследовать характерные химические свойства железа; Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; способствовать развитию исследовательских навыков; развивать у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира; продолжить формирование умений работать быстро, экономя время урока. Воспитательные: формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну; воспитывать культуру учебного труда, аккуратность, внимание при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда.
Формы работы: фронтальная беседа, самостоятельная работа, групповая работа,практическая работа.
Средства обучения: учебник, инструкция, химическое оборудование, таблица.
Оборудование и материалы: - таблица «Периодическая система химических элементов»
- на столах у учеников химическое оборудование: 2 пробирки, раствор сульфата меди, соляная кислота, штатив для пробирок, спиртовка, спички, держатель для пробирок, асбестовая сетка, кусочки железа для опытов
- образцы железа(на одном столе)
- карточка с планом описания физических свойств железа(на одном столе)
-дополнительный материал (на одном столе)
- картинки для рефлексии.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку (тетради, ручки, учебники).
2. Мотивация. Актуализация знаний
Учитель: для начала скажите пожалуйста, что мы изучали на прошлых уроках? Учащиеся отвечают: предполагаемые ответы: металлы
Учитель: У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой “дом”. Как он называется? Какие “адреса” имеют химические элементы?
Учащиеся отвечают: Предполагаемые ответы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Адреса – в какой группе, главной или побочной подгруппе, в каком ряду находится химический элемент, порядковый номер элемента.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одним из “жильцов” этого “дома”. Внимательно послушайте загадку и угадайте о каком химическом элементе идёт речь.
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).
Учащиеся отвечают: железо
Учитель: Правильно! Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным химическим элементом –железо. Попробуйте сформулировать тему урока.
Учащиеся отвечают: предполагают тему урока, высказывают как звучит тема.
Учитель: тема урока «Железо, его физические и химические свойства».
Применяю прием «Знаю- Хочу узнать – Узнал».
Учитель Для начала давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о железе.
Учащиеся отвечают: дети говорят, что уже знают (предполагаемые ответы детей:
людям давно известно железо, оно быстро ржавеет, называют местоположение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, на основе железа делают сплавы, применение сплавов и железа. Может кто-то вспомнит, что в чистом виде железо не встречается, но в тоже время чистое железо не ржавеет)
Учитель: А сейчас давайте подумаем, что бы вы хотели узнать о железе, сформулируем цель на сегодняшний урок.
Учащиеся отвечают: учащиеся говорят, что бы они хотели узнать о железе, формулируют цели.
Учитель: Итак, наша цель познакомиться с железом, как с химическим элементом и простым веществом, узнать его физические и химические свойства, нахождение в природе, где используется человеком.
3 Изучение нового материала.
Учитель. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока. Характеристику любого элемента мы начинаем всегда с его положения в Периодической таблице и строения атома. Кто пойдет к доске, определит положение железа в Периодической таблице и запишет графическую и электронную формулу атома железа, сделает вывод, чем будет являться железо (восстановитель или окислитель)? А все остальные делают записи в тетрадях самостоятельно. Вам на это 5 минут.
Действия учащихся: Один учащийся с обратной стороны доски выполняет задание.
На доске и в тетрадях должны быть записи: железо находится в побочной подгруппе VIII группы. В 4 периоде, имеет порядковый номер 26, записаны графическая и электронная формула атома железа. Сделан вывод, чем является железо(восстановитель).
Учитель: Итак, время вышло, меняемся тетрадями по парам и проверяем. Оцениваем работу.
Учитель вместе с учащимися проверяют, как выполнена работа у ученика на доске. Ученики проверяют записи в тетрадях у одноклассников.
Учитель: У кого всё правильно ставите «5», у кого допущена одна ошибка «4», у кого две ошибки «3», у кого три ошибки и больше ставите «2». Возвращаем тетрадь хозяину.
Учитель: Если вы посмотрите внимательно на графическую формулу железа, то увидите, что у атома железа на внешнем энергетическом уровне 2 электрона и предпоследний уровень не завершён до конца, поэтому железо может проявлять степень окисления +2 (т.к. на внешнем энергетическом уровне 2 электрона) и +3(т. к. один электрон будет отдавать с предпоследнего уровня.) в химических соединениях.
Работа в группах по 3 человека (по рядам).
Учитель: Сейчас давайте поработаем по рядам. Первый ряд ищет информацию о содержании железа в земной коре. Второй ряд изучают физические свойства железа. Третий ряд ищет информацию о важнейших природных соединениях железа. Для этого вы можете воспользоваться учебником стр.172-173 и дополнительным материалом (который есть у вас на партах), также можно воспользоваться интернетом (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Вам на работу 5-7 минут.
Действия учащихся: Первый ряд ищут информацию в учебнике, в интернете.
Второй ряд: на партах есть образцы железа и план описания физических свойств, рассматривают образцы железа, пользуются учебником стр. 173
Третий ряд: листы с дополнительным материалом, текст в учебнике на стр. 172
Учитель: время вышло, поделитесь с нами своими результатами.
Действия учащихся: один человек из группы представляет результаты работы, остальные учащиеся делают записи в тетради.
Учитель: Давайте обобщим, что мы с вами уже знаем о железе
Действия учащихся: ученики говорят, что уже рассмотрели на уроке. Предполагаемые ответы: положение в Периодической таблице, строение атома железа, физические свойства, нахождение в природе.
Учитель: Что мы с вами не знаем о железе, о каких его свойствах сегодня не говорили? Действия учащихся: предполагаемые ответы: о химических свойствах.
Учитель. Правильно, мы не рассмотрели химические свойства железа. Для того чтобы изучить некоторые химические свойства железа, мы проведем опыты, а часть химических свойств изучим теоретически. Но для начала скажите, что вы можете предположить о химических свойствах железа, основываясь на полученных знаниях, к чему можно обратиться за подсказкой?
Действия учащихся: Предполагают с чем может взаимодействовать железо, о его активности. С чем взаимодействует железо: с неметаллом, с водой, с кислотами, с солями. Обращаются к электрохимическому ряду напряжения металлов.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 173 и проверьте свои предположения о взаимодействии железа с неметаллами и водой. Перепишите в тетрадь уравнения реакций. На работу 3 минуты.
Действия учащихся: записывают уравнения реакции железа с неметаллами, с водой.
Учитель: ну а теперь переходим к практической части, но для начала вспомним технику безопасности при работе с кислотами, со спиртовкой, спичками, реактивами.
Действия учащихся: проговаривают ТБ.
Учитель: У вас на столах стоят реактивы, лежат инструктивные карты(ПРИЛОЖЕНИЕ№2). Прочитайте их внимательно и приступайте к выполнению опытов, не забываем записывать уравнения и делать вывод о химических свойствах железа. Думаю,10 минут вам хватит.
Действия учащихся: проводят опыты, соблюдая ТБ, записывают уравнения реакции, делают выводы.
Fe + CuSO4 = Cu +FeSO4.
Fe + 2НCl = FeCl2 + Н2,
Учитель: Итак, кто пойдет к доске и запишет уравнения реакции взаимодействие железа с кислотой и вторую реакцию взаимодействие железа с солью?
Действия учащихся: два человека выходят к доске записывают уравнения реакции, делают вывод, что образуется в результате реакций.
Учитель: Хорошо, давайте проверим всё ли правильно записано.
Учитель и ученики проверяют записи на доске.
4. Подведение итогов и закрепление
Возвращаемся к приёму «ЗХУ»
Учитель: давайте подведём итог: о чём сегодня говорили, что узнали, достигли ли поставленных целей? Каждый из вас, по порядку будет говорить, что он сегодня узнал на уроке.
Действия учащихся: каждый по порядку говорит, что он сегодня узнал о железе на уроке.
5.Рефлексия
Учитель: На доске вы видите картинки с животными(Приложение № 3), выберите кем сегодня были ВЫ. И почему вы сделали именно такой выбор.
6.Домашнее задание
Учитель: записываем д.з №4 (а) и кто сможет №7 (сильные ученики должны решить),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Алюминий, его химические и физические свойства"
Технологическая карта урока позволяет использовать разнообразные технологии для организации образовательного пространства. Используя карту можно четко формулировать цель и задачи каждого этапа ...
«Химические волокна, их свойства. Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями».
Урок из раздела материаловедение. На занятии систематизируем знания о текстильных волокнах и их свойствах, знакомимся с технологией получения химических волокон и их свойствами. В качестве практическо...
презентация " Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"
презентация к уроку в 9 классе...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Водород в природе. Водород как химический элемент. Физические свойства водорода
Конспект урока, Аналих урока....
Тема: Фосфор,его химические и физические свойства.
I. Организационный момент II.1)Почти весь материал по фосфору вам известен,поэтому данный урок будет строиться в плане повторения и систематизации уже известных вам сведений. Характеристика P по пол...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....