План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.
Цели урока: формирование метапредметных компетенций (способность наблюдать явления окружающего мира и интерпретировать увиденное), предметных компетенций (понимание логики изучения химической науки на основе взаимосвязи строения, свойств и применения веществ).
Задачи:
образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с положением металлов в ПСХЭ, особенностями строения их атомов, строением металлов простых веществ и вытекающими отсюда физическими свойствами и применением металлов, изучения новых понятий «металлическая связь», «металлическая кристаллическая решетка», тем самым расширив и углубив знания обучающихся о видах химической связи и типах кристаллических решеток; продолжить формирование навыков проведения химического эксперимента, умений ставить цели, планировать пути их достижения, воспринимать, анализировать и обрабатывать услышанное и увиденное на уроке;
развивающие: развитие умений самоорганизации, самоконтроля и коррекции своих знаний;
воспитательные: продолжить формирование навыков поведения обучающихся в коллективном (парном) и индивидуальном учебном труде, воспитание осознанной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, за соблюдение правил безопасности при работе в кабинете химии.
Методы: словесные, исследовательский
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: образцы металлов Fe, Cu, Al (в том числе фольга), Zn, Sn, Sb, Pb, модели кристаллических решеток кубическая объёмоцентрированная, кубическая гранецентрированная, гексагональная, спиртовка, спички, тигельные щипцы, 2 пластилиновых шарика, пластинки из алюминия, меди, железа, презентация «Твоих садов ажурные ограды и многое другое», видео фрагмент «Действие ртути на нервные клетки», проектор, компьютер;
на ученические столы: спиртовка, спички, тигельные щипцы, 2 пластилиновых шарика, пластинки из алюминия, меди, железа
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Начинаем урок с демонстрации подборки фотографий изделий из металлов, оформленных в виде небольшой презентации «Твоих оград узор ажурный… и многое, многое другое»
? Назовите, пожалуйста, достопримечательности и объекты, изображенные на фотографиях.
? Как вы думаете, чем объединены все эти произведения искусства, предметы промышленного и бытового назначения? (Все они сделаны из металлов)
? Почему я выбрала именно эти объекты как иллюстрация к уроку? (Очевидно, будем изучать металлы)
? У вас уже есть определенные знания о металлах. Что каждому из Вас было бы интересно узнать о металлах? (Какими свойствами обладают, где применяются в жизни человека, в каком виде находятся в природе, зачем нужны знания о металлах, могут ли быть опасны для человека)
Учитель: мы приступаем к изучению новой темы, которая называется «Общие свойства металлов». Давайте определим цели и структуру нашего цикла уроков о металлах:
цель: систематизировать имеющиеся у вас знания о металлах, дополнить новыми знаниями, понять логику изучения химической науки – науки о веществах, а самое главное научиться применять знания и умения, полученные на уроках химии в повседневной жизни.
Давайте представим структуру нашей темы в виде схемы – кластера.
Учитель: вспомните, пожалуйста, что является предметом изучения химии? (вещества, их свойства, превращения веществ). Зачем нужно изучать вещества? (Чтобы правильно их применять)
Я хочу напомнить Вам логику изучения химической науки: строение вещества определяет его свойства, а свойства определяют применение.
Цель нашего сегодняшнего урока: выяснить положение элементов металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, изучить особенность строения атомов металлов, строение металлов – простых веществ, исследовать физические свойства металлов на основе строения и применение металлов на основе изученных свойств, и определить, что такое металлы.
Тема урока. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.
III. Первичное усвоение новых знаний.
1. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. В данном разделе мы будем говорить о металлах как химических элементах.
Учитель: внимательно посмотрим на ПСХЭ, в ней есть граница, разделяющая Ме и НеМе, это диагональ В – At. Нижний левый угол занимают Ме, они начинают каждый период, полностью образуют I, II, III группы, кроме водорода и бора, содержатся в остальных группах А, кроме VIIA, а также все побочные подгруппы остальных групп. Таким образом, Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть НеМе. Металлов гораздо больше, чем НеМе: из 109 известных элементов больше 80 – Ме. Рисуем схематически ПСХЭ, показываем диагональ, рассматриванием усиление металлических свойств.
1. В Ме побочных подгрупп
Fr At
усиление Ме свойств
Рассмотрим строение атомов металлов.
(Ученики на доске составляют электронные схемы атомов элементов
2-й период: Li, Be (2 человека)
3-й период: Na, Mg, Al (3 человека)
? Что происходит с зарядами ядер атомов Ме в каждом периоде? Числом внешних электронов? Силами притяжения внешних электронов и радиусами атомов?
? Как все это сказывается на изменении металлических свойств в периоде? (Ослабевают к концу периода и усиливаются к началу)
Давайте сделаем такое же сравнение по каждой группе (ученики делают вывод об усилении металлических свойств вниз по группе)
Учитель: рассмотрим особенности строения атомов металлов. Ме находятся в начале каждого периода, значит радиусы у них большие, внешних электрона в основном 1-3, т.е. меньше половины, и они слабо удерживаются ядром. Отсюда следует, что внешние электроны металлов легко отрываются, т.е. у них малая энергия ионизации, поэтому металлы являются сильными восстановителями. Металлические свойства, это восстановительные свойства.
Запись в ученических тетрадях: большой ra, 1-3 внешних е-е-, => легкость их отрыва, => восстановительные свойства
Особенность строения атомов металлов определяет особенность строения простых веществ – металлов.
2. Металлы – простые вещества
1) строение – вид связи: металлическая,
тип кристаллической решетки: металлическая
Демонстрация фрагмента урока «Виды химической связи» CD «К и М. Химия 8кл»
! Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва валентного электрона.
Даем определение металлической связи и металлической кристаллической решетке, обращаем внимание на определение в учебнике с. 104
Атомы металлов могут образовывать кристаллические решетки разных геометрических форм.
Демонстрация геометрических видов металлических решеток Ме: кубическая объёмоцентрированная (ά-Fe, Li), кубическая гранецентрированная (Al, Cu), гексагональная (Mg).
Некоторые металлы кристаллизуются в двух или более кристаллических формах. Это свойство веществ — существовать в нескольких кристаллических модификациях — называют полиморфизмом. Полиморфизм для простых веществ вам известен под названием аллотропия.
Причём, незнание того, что полиморфные формы могут переходить друг в друга, приводило к комическим и трагическим случаям.
Много лет назад в Сибирь отправилась хорошо снаряженная экспедиция. Вся посуда была оловянной. Как только экспедиция очутилась в Сибири, положение стало комическим: еда есть, но посуда рассыпалась в серый порошок. Выручили сопровождавшие экспедицию местные жители: они вырезали ложки и миски из дерева.
В 1912 г. известный полярный исследователь Скотт снарядил экспедицию к Южному полюсу. Сосуды и жестянки с жидким топливом были запаяны оловом. На морозе они разрушились, горючее вытекло. Экспедиция Скотта погибла.
Дело в том, что при температуре ниже -13°С белая кристаллическая модификация олова начинает переходить в серую порошкообразную и при -33°С она достигает максимума.
Вот почему погибла экспедиция Скотта, а в Сибири при суровой зиме из посуды получилась груда серого порошка. "Болезнь" олова, связанная с переходом кристаллической модификации олова в порошкообразную, получила название "оловянной чумы".
3. Общие физические свойства металлов.
Движемся дальше по нашему плану: строение атомов и простых веществ мы рассмотрели, выявили их особенности, ещё раз вспомним, какие? (легкость отдачи электронов, в простых веществах присутствуют относительно свободные электроны). Как мы уже не раз говорили: строение вещества определяет его свойства. Вспомните о том, как наличие небольшого числа относительно свободных электронов у графита влияло на его свойства, и сделайте предположение о возможных общих физических свойствах металлов.
Ученики предполагают, что у всех металлов должен быть металлический блеск, тепло- и электропроводность, пластичность. Металлы непрозрачны. Физическое состояние твёрдое, кроме ртути.
Подтвердим наше предположение на практике, гипотезу всегда проверяют опытным путём.
Лабораторный опыт 8. Рассмотрение образцов металлов, знакомство с их физическими способами.
Цель: определить общие физические свойства металлов на примере образцов алюминия, меди, железа и установить зависимость общих физических свойств от особенностей строения металлической кристаллической решетки.
Итогом работы будет заполненная таблица.
Таблица 1
Зависимость физических свойств металлов от особенностей строения металлической кристаллической решетки
Физические свойства металлов | Особенность строения метал-лической кристаллической решетки, обусловливающая это свойство (обсуждение) | Примеры металлов, у которых это свойство наиболее выражено (из текста учебника §36 с.106 и дополнительной информации учителя) |
Металлический блеск, непрозрачность (рассматривают) | Свободные электроны отражают солнечный свет, радиоволны. | Ag, Al, Pd |
Ковкость и пластичность (гнут пластинки) | Свободные электроны легко перемещаются за сдвигающимися слоями кристаллической решетки (моделирование на стеклянных пластинках, смоченных водой) | Щелочные Ме, Au, Cu, Ag |
Тепло – и электропроводность (опыт по теплопроводности – сравнение Cu и Fe) | Свободные электроны легко передают энергию друг другу, легко перемещаются в электрическом поле | Ag, Cu, Au, Al |
Опыт по теплопроводности металлов
На один конец медной и железной (стальной) пластин прикрепите пластилиновый шарик, зажгите спиртовку, возьмите тигельными щипцами каждую пластину за середину и противоположным от пластилиновых шариков концом одновременно внесите в пламя спиртовки. Какой шарик стал плавиться быстрее?
Учитель: Заметили ли вы общую закономерность? Чем обусловлены все общие физические свойства металлов? (Наличием свободных электронов.)
Учитель. Верно! Общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлов, наличием у них металлической кристаллической решётки
Вывод: общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлической кристаллической решетки, наличием относительно свободных электронов.
Учитель: что же такое металлы? М.В. Ломоносов в своё время дал такое определение: «Металлы суть ковкие блестящие тела». Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. А для настоящего времени? Какую бы вы дали формулировку металлам?
Металлы – простые вещества, обладающие высокими значениями электро- и теплопроводности, отрицательным температурным коэффициентом электропроводности, способностью хорошо отражать световые волны (что обусловливает их цвет и непрозрачность), пластичностью. (Хим. энциклоп. словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1983, с 327 )
Учитель: однако, число и распределение свободных электронов по орбиталям у разных металлов различно, поэтому у металлов есть свойства, по которым они сильно отличаются и на основе этих различий их классифицируют. Попробуйте назвать эти свойства (цвет, плотность, твердость, температура плавления, способность к намагничиванию). Изучите текст §36 с.107, заполните таблицу 2.
Таблица 2
Классификации металлов на основе свойств, по которым они отличаются друг от друга
Свойство | Классификация | Примеры металлов, у которых это свойство наиболее ярко выражено |
Цвет | Черные | Fe и его сплавы |
Цветные | остальные | |
Плотность | Легкие (<5г/см3) | Литий |
Тяжёлые (>5г/см3) | Осмий | |
Твёрдость | Мягкие | Cs (0,2), Al (2.9), Cu (3), Fe (4.5) |
Твёрдые | Хром (9) | |
Температура плавления | Легкоплавкие | Cs (28.50C) |
Тугоплавкие | W (34200С) | |
Отношение к магнитным полям | Способны намагничиваться | железо — альфа-форма, кобальт, никель, гадолиний |
Не способны намагничиваться | остальные |
Подводим итог: металлы имеют общие свойства, обусловленные общностью строения и свойства, по которым они отличаются.
IV. Применение сформированных компетенций (первичная проверка понимания и закрепления знаний)
Какова цель изучения химии? (Учащиеся говорят о необходимости осознанного применения веществ в быту и на производстве.)
Учитель. Цель изучения химии — научиться применять вещества на благо человека и природы. Но применять вещества, не зная их свойств, нельзя.
Например, раньше ртуть применяли в качестве лечебного средства, не зная о её ядовитости и губительном действии на живые организмы. Все вы знаете, какой характер был, особенно, к старости у царя Ивана Грозного. Ученые в 20-м веке в его костях обнаружили большое содержание ртути и предположили, что такое влияние на него оказала именно ртуть. Посмотрим видеофрагмент о действии ртути на нервные клетки. Обратите внимание на ошибку, допущенную авторами, умейте критически оценивать информацию.
Демонстрация видеофрагмента «Действие ртути на нервные клетки» (ошибка в том, что алюминий отнесён к тяжёлым металлам)
Зная свойства веществ, мы можем работать с этими веществами, соблюдая правила безопасности.
Однако изучить свойства можно только на основе знания строения веществ. Поэтому логика изучения химической науки отражается в следующей последовательности: строение веществ определяет свойства, свойства определяют области применения веществ человеком.
? Проследили мы эту закономерность? (Да)
? Как же применяют металлы на основе их свойств? Давайте рассмотрим на примере алюминия.
(Учащиеся поясняют применение алюминия, объясняя термины, написанные на слайде № 6, к соответствующим изображениям на фотографиях из презентации «Твоих садов ажурные ограды и многое другое»)
Например, алюминий применяют:
- в самолётостроении благодаря его лёгкости и пластичности;
- в электротехнике благодаря его электропроводности, лёгкости, пластичности;
- при изготовлении посуды, фольги для бытовых нужд, потому что алюминий теплопроводен, пластичен, лёгок;
- при изготовлении хохломской росписи (в виде порошка). Его наносят на те места рисунка, которые должны быть «золотыми», потом покрывают олифой и подвергают изделие термической обработке. Металлический блеск алюминия виден сквозь тонкий жёлтый слой затвердевшей олифы и создаёт иллюзию золотого блеска.
V. Итоговый контроль
1. Только символы металлов приведены в группе
а) Ca, H, Zn; б) Na, In, Sr; в) Au, Mg, Si; г) O, Hg, Cu
2. Элементы-металлы находятся в периодической системе
а) в левом нижнем углу и побочных подгруппах, б) в правом верхнем углу,
в) по диагонали В – At и рядом с ней
3. Для строения атомов металлов характерны
а) большой радиус и большое число электронов на внешнем энергетическом уровне,
б) большой радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне,
в) малый радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне
4. Не относятся к общим физическим свойствам металлов
а) металлический блеск и электропроводность,
б) теплопроводность,
в) большая плотность,
г) ковкость и пластичность
5. Допишите слова, необходимые для окончания фразы.
а) В узлах металлической кристаллической решетки находятся _____________
б) Металлический блеск объясняется _________________
в) Серебро применяют в электротехнике, т.к. оно обладает таким физическим свойством, как _______
Ответы: б, а, а, в, свободные электроны, отражением света свободными электронами, электропроводность.
VI. Задание на дом: §34, 36, № 1-4, 8, 9 с. 112
VII. Рефлексия.
- Достигли ли цели урока?
- Что запомнили? ( Где в ПСХЭ находятся металлы, как в ПСХЭ изменяются металлические свойства, особенности строения атомов металлов, простых веществ, физические свойства металлов)
- Что поняли? (Строение атомов определяет строение вещества => физические свойства => применение)
- Чему научились? (Рассуждать, находить логические связи, определять теплопроводность, применять знания на практике)
Если вы найдёте в других источниках информации интересные сведения о каких-либо металлах, расскажите нам на следующем уроке. Мир металлов, мир химии увлекателен и безграничен. Желаю вам радости новых открытий!
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-370521-1423912842.jpg)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
Урок обобщения и систематизации знаний в форме игры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-488398-1412004406.jpg)
презентация " Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"
презентация к уроку в 9 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-615954-1585139304.jpg)
Компьютерный тест по химии 8 класса на тему: "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома"
Тест состоит из 20 вопросов, предложены 4 варианта ответа, из которых выбирает 1 правильный ответ. Результат выводится моментально, автоматически. Рекомендую выводить результат в конце выполнения всех...
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.Строение атома»
Обобщающий урок по теме:«Периодический закон и периодическая система химических элементовД. И. Менделеева.Строение атома»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107748-1548419690.jpg)
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671895-1442930075.jpg)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
На примере открытия Периодического закона на уроке будут рассмотрены основные этапы становления научной теории вообще; предпосылки, формулирование обобщения, ее дальнейшее развитие. Повторим осн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-555746-1421323313.jpg)
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома...