Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Обобщение по разделу «Неметаллы»
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: | Обобщение по разделу «Неметаллы» | ||
Предмет: | Химия | ||
Подход | Деятельностный | ||
Класс: | 9 | ||
Тип урока: | Систематизация и обобщение знаний | ||
Вид урока | Комбинированный | ||
Цель урока: | Обобщить и закрепить полученные знания и навыки по разделу «Неметаллы» | ||
Задачи урока: | Образовательная: осуществить контроль и оценку усвоенных учащимися компетенций
Воспитательная: сформировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать дисциплинированность, четкость и организованность в работе | ||
Планируемые результаты обучения: | |||
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, закрепление умения критично оценивать свою работу, закрепление умения слушать одноклассников и оценивать их работу, делать выводы | |||
Предметные: систематизация и закрепление знаний по изученным темам, закрепление умения решать задачи | |||
Метапредметные: закрепление умения определять план действий и при необходимости корректировать его, строить работу на основе плана, закрепление умения грамотно формулировать свои мысли | |||
УМК | «Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г. | ||
Литература для учителя | «Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г., ЭОР издательства «Дрофа», «Настольная книга учителя. Химия. 9 класс» О.С Габриелян, И.Г. Остроумов | ||
Литература для учащихся | «Химия. 9 класс» О.С. Габриелян, 2018 г., «Химия в схемах и таблицах» Н.Э. Варавва, «Химия в формулах. 8-11 классы. Справочные материалы» В.Г. Иванов, О.Н. Гева | ||
Образовательная среда урока |
| ||
Формы работы | Индивидуальная на местах и у доски |
Этап урока, время | Форма организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Методы и приемы обучения, формы контроля | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
I. Организационный момент (1 мин.) | Фронтальная работа | Приветствует класс, оценивает состояние кабинета, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку, называют отсутствующих. | Личностные: умение настраиваться на работу Коммуникативные: умение вести диалог с учителем Регулятивные: умение оценить свою готовность к уроку | Устный опрос |
II. Домашнее задание (1 мин.) | Фронтальная работа | Сообщает и разъясняет домашнее задание. | Уточняют задание, задают вопросы. | Познавательные: понимание задания Коммуникативные: внимательно слушать учителя. | Беседа |
III. Мотивация (2 мин.) | Фронтальная работа | Задает целевую установку на урок, настраивает класс на интенсивную работу, раздает учащимся таблицу (приложение 1), с помощью которой они по ходу урока оценивают объем своих знаний, записывают темы, требующие доработки. | Настраиваются на работу, изучают таблицу, задают уточняющие вопросы. | Личностные: умение внимательно слушать и делать выводы Коммуникативные: умение вести диалог с учителем Регулятивные: определение плана работы на урок Познавательные: умение делать предположения и обосновывать их | Беседа |
IV. Обобщение и систематизация знаний (35 мин.) | Самостоятельная работа на местах и у доски | Раздает задания (приложение 2) всему классу и разъясняет его. Вызывает учеников к доске для выполнения заданий, проверяет тетради учеников, которые справляются с заданиями раньше. Корректирует деятельность решающего у доски, задает уточняющие вопросы. | Изучают задания на урок, задают уточняющие вопросы, выполняют задания самостоятельно на местах и у доски, оценивают свою работу и работу одноклассников, самостоятельно отмечают достоинства и недостатки своей работы. | Личностные: умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: умение вести диалог с одноклассниками и учителем, умение слушать и понимать других. Регулятивные: умение составлять план и следовать ему, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, выделяя положительные стороны и недочёты Познавательные: умение выделять хорошо изученные темы и темы, требующие дополнительного повторения | Индивидуальный опрос |
V. Самоконтроль и самооценка (5 мин.) | Индивидуальная и фронтальная работа | Дает возможность учащимся завершить заполнение таблицы, опрашивает, какое задание учащимся кажется самым трудным, разъясняет алгоритм решения данного задания. | Заполняют таблицу, высказывают свое мнение о заданиях, совместно с учителем разрабатывают алгоритм решения заданий. | Личностные: умение оценивать свою работу Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, умение чётко выражать свои мысли Регулятивные: в Познавательные: умение определять свои сильные и слабые стороны в плане обучения, видеть и признавать свои недостатки в учёбе | Фронтальный опрос, беседа |
VI. Рефлексия (1 мин.) | Фронтальная работа | Подводит итог урока, отвечает на вопросы учеников, сообщает названия дополнительной литературы для подготовки к контрольной работе. | Задают учителю вопросы, оставшиеся после решения заданий, записывают названия дополнительной литературы для подготовки к контрольной работе. | Личностные: умение оценивать свою работу Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников Регулятивные: умение определять пути решения возникших трудностей Познавательные: умение систематизировать полученные знания и умение делать выводы на основе проделанной работы | Фронтальный опрос |
Приложение 1
Таблица самоконтроля
Что я знаю/умею (темы по разделу «Неметаллы», свойства элементов и их соединений, способы получения, решать задачи, составлять уравнения реакций, и т.д.) | Что мне нужно выучить/повторить (темы по разделу «Неметаллы», свойства элементов и их соединений, способы получения, решать задачи, составлять уравнения реакций, и т.д.) |
Приложение 2
Задания на урок
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
SiO2 → Si → Ca2Si → SiH4 → SiO2 → Si
↓
Na2SiO3
↓
H2SiO3
Рассмотрите реакции окисления-восстановления
2. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- 🡪 BaSO4 соответствует
взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты
2) растворами сульфата натрия и нитрата бария
3) растворами гидроксида бария и серной кислоты
4) карбонатом бария и раствором серной кислоты
3. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения осуществимых реакций между веществами:
1) H2SO4 + KOH =
2) Ba3(PO4)2 + CaCO3 =
3) AgNO3 + KCl =
4) NH4Cl + NaOH =
4. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:
1) медь 🡪 сульфат меди (II) 3) карбонат натрия 🡪 оксид углерода (IV)
2) углерод 🡪оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра 🡪 хлороводород
5. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:
Mg+H2SO4(конц.) →
Cu + HNO3(разб.) →
6. Реакция, уравнение которой 3N2 + H2 <=> 2NH3 + Q, относят к реакциям:
1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим
2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим
7. Дайте полную характеристику реакциям
2NO + O2 ↔ 2NO2 + Q
MnO2
2H2O2 → 2H2O + O2 - Q
8. Какой объем газа (н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?
9. Вычислите объем хлороводорода, который образуется при взаимодействии 150 л хлора с 200 л водорода. Какой газ взят в избытке? Вычислите объем, который займёт избыток этого газа.
10. Рассчитайте массу 68%-й азотной кислоты, которую можно получить из 276 кг (н.у.) оксида азота (IV).
11. Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения всего иода из 300 г 15%-го раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.
12. Напишите качественные реакции на сульфат-анионы, сульфит-анионы и сульфид-анионы, PO43- - анион, карбонат-анионы.
Решение:
1. 1) Si+4O2 + Mg0 = Mg+2O + Si0
Si+4 + 4e → Si0 │1 │ок-ль, вос-ние
Mg0 – 2e → Mg+2 │2 │во-ль, ок-ние
SiO2 + 2Mg = 2MgO + Si
2) Si0 + Ca0 = Ca2+2Si-4
Si0 + 4e → Si-4 │1 │ок-ль, вос-ние
Ca0 – 2e → Ca+2 │2 │воc-ль, ок-ние
Si + 2Ca = Ca2Si
3) Ca2Si + 2H2SO4 = 2CaSO4 + SiH4↑
4) Si-4H4 + O20 = Si+4O2 + H2O-2
Si-4 - 4e → Si+4 │1 │вос-ль, ок-ние
O20 + 4e → 2O-2 │1 │ок-ль, вос-ние
SiH4 + O2 = SiO2 + 2H2O
5) Si+4O2 + C0 = C+2O + Si0
Si+4 + 4e → Si0 │1 │ок-ль, вос-ние
C0 - 2e → C+2 │2 │вос-ль, ок-ние
SiO2 + 2C = 2CO + Si
6) SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O
7) Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3↓ + 2NaCl
2. 2 Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4↓ + 2NaNO3
3. 1) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + H2O
2H+ + SO42- + 2K+ + OH- = 2K+ + SO42- + H2O
2H+ + OH- = H2O
2) реакция не идет, 2 осадка не взаимодействуют друг с другом
3) AgNO3 + KCl = AgCl↓ + KNO3
Ag+ + NO-3 + K+ + Cl- = AgCl↓ + K+ + NO-3
Ag+ + Cl- = AgCl↓
4) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O
NH4- + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + NH3↑ + H2O
NH4- + OH- = NH3↑ + H2O
4. 1 Cu + 2H2SO4(конц) = CuSO4 + SO2 + H2O
5. 1) Mg0 + H2S+6O4(конц) = Mg+2SO4 + H2S-2 + H2O
S+6 + 8e → S-2 │1 │ок-ль, вос-ние
Mg0 – 2e → Mg+2 │4 │вос-ль, ок-ние
4Mg + 5H2SO4(конц) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O
2) Cu0 + HN+5O3(разб) = Cu+2(NO3)2 + N+2O + H2O
Cu0 - 2e → Cu+2 │3 │вос-ль, ок-ние
N+5 + 3e → N+2 │2 │ок-ль, вос-ние
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
6. 1
7. 1) 2N+2O + O02 ↔ 2N+4O-22 + Q
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции: реакция образования
По изменению степени окисления: с изменением СО, ОВР
По тепловому эффекту: экзотермическая
По направлению протекания реакции: обратимая
По наличию катализатора: некаталитическая
По агрегатному состоянию веществ: гомогенная
2) MnO2
2H2O-12 → 2H2O + O20 - Q
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
По изменению степени окисления: без изменения СО, не ОВР
По тепловому эффекту: эндотермическая
По направлению протекания реакции: необратимая
По наличию катализатора: каталитическая
По агрегатному состоянию веществ: гетерогенная
8. Дано: Решение:
m(C) = 600 г 2С + O2 = 2CO
V(газа) - ? n(C) = = = 50 моль
n(CO) = n(C) = 50 моль
V(CO) = Vm n = 22,4 л/моль 50 моль = 1120 л
Ответ: V(CO) = 1120 л.
9. Дано: Решение:
V(Cl2) = 150 л Cl2 + H2 = 2HCl
V(H2) = 200 л n(Cl2) = = = 6,7 моль
V(HCl) - ? n(H2) = = = 8,9 моль
V(изб. газа) - ? В избытке – водород, расчет ведем по недостатку, т.е. по хлору
n(HCl) = 2n(Cl2) = 13,4 моль
V(HCl) = Vm n = 22,4 л/моль 13,4 моль = 300,16 л
Ответ: V(HCl) = 300,16 л
10. Дано: Решение:
ω(HNO3) = 68% 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
m(NO2) = 276 кг n(NO2) = ; M(NO2) = 46 кг/кмоль
m(HNO3) - ? n(NO2) = = 6 кмоль
n(HNO3) = n(NO2) = 6 кмоль
m(HNO3) = n M; M(HNO3) = 63 кг/кмоль
m(HNO3) = 6 кмоль 53 кг/кмоль = 378 кг
ω = 100%
m(р-ра HNO3) = 100% = 100% = 555,9 кг
Ответ: m(р-ра HNO3) = 555,9 кг
11. Дано: Решение:
m(р-ра KI) = 300 г 2KI + Cl2 = 2KCl + I2
ω(р-ра KI) = 15% ω = 100%
V(Cl2) - ? m(в-ва KI) = m(р-ра) ω = 300 г 0,15 = 45 г
n(KCl) - ? n(KI) = ; М(KI) = 166 г/моль
n(KI) = = 0,27 моль
n(Cl2) = ½ n(KI) = 0,135 моль
V(Cl2) = Vm n = 22,4 моль/л 0,135 моль = 3,024 л
n(KCl) = n(KI) = 0,27 моль
Ответ: V(Cl2) = 3,024 л; n(KCl) = 0,27 моль
12. На сульфат-анионы – взаимодействие с растворимыми солями бария, сульфат бария выпадает в осадок белого цвета:
Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4↓ + 2NaNO3
На сульфит-анионы – взаимодействие сульфит-аниона с сильной кислотой, в результате реакции выделяется сернистый газ с характерным запахом жженых спичек:
BaSO3+ 2HNO3 = Ba(NO3)2 +SO2↑ +H2O
На сульфид-анион – 1) взаимодействие сульфид-аниона с сильной кислотой, в результате реакции выделяется сероводород с характерным запахом тухлых яиц:
Na2S + HCl = H2S↑ + NaCl;
2) взаимодействие с растворимыми солями цинка, свинца, марганца и т.д., образуются осадки определенного цвета (ZnS – белый осадок, PbS – черный, MnS – розовый):
Pb(NO3)2 + Na2S = PbS↓ + 2NaNO3
На фосфат-анион – взаимодействие с растворимыми солями серебра, в результате реакции выпадает желтый осадок фосфата серебра:
Na3PO4 + 3AgNO3= Ag3PO4↓ +3 NaNO3
На карбонат-анион – взаимодействие карбоната кальция с сильной кислотой, в результате происходит выделение пузырьков газа:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Принцип Ле Шателье....
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...
Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...