Рабочая программа по химии для 11 класса
рабочая программа по химии (11 класс)
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 11 классе МБОУ «ЧСШ № №1 им . Николая Кудри» на базовом уровне и реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 74.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральный уровень:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 28.12.2018 № 345)
1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. №699
1.6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10)» от 29.12.2010 г. № 189(с изменениями)
1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к учтройству, содержанию и организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID -19 » (вместе с «СП 3.1./2.4.3598-20.Санитарно – эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)
2. Региональный уровень:
2.1 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2.2 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 №01-14/1134 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
2.3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».
2.4 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 №2909 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»
2.5 Письмо КИППО «О преподавании химии в 2020/2021 учебном году»
3. Школьный уровень
3.1 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрена на заседании педагогического совета, пр. № 10 от 19.06.2015 г., утверждена приказом по школе № 223 от 26.06.2015 г., внесены изменения в ООП (решение педагогического совета, пр. № 11 от 01.10.2018 г., приказ по школе № 425 от 01.10.2018 г.);
3.2. Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 12 от 27.08.2018г., утверждено приказом по школе № 331 от 31.08.2018 г.)
3.3. Учебный план школы (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 7 от 31.08.2020., утверждено приказом по школе № 200 от 31.08.2020 г.)
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 11 классе МБОУ «ЧСШ № №1 им . Николая Кудри» на базовом уровне и реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю)
Рабочая программа разработана на основании:
- Примерной программы среднего общего образования по химии (базовый уровень). Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.
В учебном плане на изучение курса химии 11 класса – 35 часов, в связи с этим в рабочей программе в разделе «Неорганическая химия» были объединены темы «Классификация неорганических веществ» и «Свойства неорганических веществ» в одну тему, а также «Характеристика неметаллов» и «Окислительно-восстановительные свойства неметаллов»- в одну тему
Рабочая программа ориентирована на учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 11 класс. Москва, Просвещение, 2014.
Практическая часть
Экспериментальные (умение выбрать необходимые для опыта реактивы и оборудование, прогнозировать ход реакции, определять условия прохождения процесса, использование различных методов количественных измерений, составление плана эксперимента, письменное оформление результатов, соблюдение правил техники безопасности);
Коммуникативные (умение работать в группе, обсуждать ход и результаты исследований, научно формулировать и аргументировать выводы к работе);
Интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей)
Оценочные (осуществление самооценивания и взаимооценивания в группах по установленным критериям.)
Перед тем, как приступить к выполнению практической работы совместно с учениками разрабатываем правила техники безопасности, применимые для данного эксперимента.
При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитывая технику безопасного эксперимента. Необходимо чтобы опыты :
-знакомили учащихся с проявлением химических процессов и показывали зависимость физических и химических свойств от состава и строения веществ.
-развивали способность моделирования процессов, идущих на реальных химических реакциях.
-способствовали развитию мышления и формировали у учащихся интерес к предмету.
Контрольные работы оформляются на листах или в отдельных тетрадях и хранятся в кабинете химии до конца учебного года. Если в соответствии с тематическим планом предусматривается более 2-х контрольных работ, то необходимо иметь отдельную тетрадь для контрольных работ.
Тетради для контрольных и практических работ хранятся в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.
При оформлении практических работ: следует придерживаться следующего алгоритма:
- дата работы записывается в соответствии с единым орфографическим режимом;
- ниже записывается «Практическая работа №__»;
- на следующей строке указывают название работы, например: «Очистка загрязненной поваренной соли». Название работы пишется без кавычек;
- цель работы;
- техника безопасности, например: «Т.Б.: Правила работы с кислотами и щелочами. Привила обращения с горелкой» и т.д.;
- ход работы, наблюдения, уравнения реакций и выводы, а также рисунки, ели они необходимы, оформляются произвольно, в соответствии с требованием учителя. Желательно эту часть работы оформлять в виде таблицы, а выводы записывать в конце работы или в последней колонке к каждому опыту.
- рисунки выполняются только простым карандашом, подписи делаются ручкой. Допускается раскрашивание рисунка цветными карандашами.
Лабораторные работы по химии выполняются в рабочих тетрадях и оцениваются выборочно по усмотрению учителя. Оформление лабораторных работ – произвольное.
Записи в тетрадях проводят в соответствии с единым орфографическим режимом.
Цели и задачи курса:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.Планируемые результаты обучения:
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы
В результате изучения темы ученик должен:
знать/понимать:
химическую символику: химические знаки элементов
важнейшие химические понятия: атом, элемент, важнейшие характеристики химического элемента, атомный номер, массовое число, нуклид, радионуклид, изотоп, дефект массы, простое вещество, сложное вещество.
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава вещества
уметь: называть: химические элементы, формулировать закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства составобъяснять: различие между понятиями «химический элемент», «нуклид», «изотоп», отличие атома от молекулы, простого от сложного вещества, вещества молекулярного строения от вещества немолекулярного строения; характеризовать: вещества молекулярного и немолекулярного строения; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, предсказывать свойства веществ исходя из их формул, нахождение изученных соединений в природе; составлять: формулы веществ, уравнения химических реакций; краткие условия задач. вычислять: массу вещества используя закон сохранения массы веществ, массу или объём вещества продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества.применять: закон сохранения массы веществ при составлении уравнений химических реакций использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов
важнейшие химические понятия: уровень, подуровень, орбиталь, электронная конфигурация, графическая электронная формула, s-элементы,
р-элементы, d-элементы, f-элементы, переходные элементы, валентность, степень окисления; лантаноиды, актиноиды, искусственно полученные элементы, радиус атома
основные законы химии: периодический закон
уметь:
называть: химические элементы, формулировать периодический закон
объяснять: чем отличаются уровни, подуровни, атомные орбитали; физический смысл понятия валентность и степень окисления; чем определяются
валентные возможности атомов, причины периодического изменения свойств элементов; особенности свойств водорода на основе строения его атомов,
лантаноидов и актиноидов на основе особенностей строения их атомов
характеризовать: химические элементы по положению в периодической системе и строению их атомов, порядок заполнения электронами
энергетических уровней и подуровней в атомах, периодические изменения основных характеристик атомов по периодам и группам.
определять: состав атомных ядер и самих атомов; положение элемента в периодической системе; порядок заполнения орбиталей атомов электронами;
химический элемент по данным химического анализа, максимально возможное число электронов на энергетическом уровне.
составлять: электронные конфигурации атомов, графические электронные формулы атомов s, p и d элементов; краткие условия задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 3. Строение вещества
В результате изучения темы ученик должен:
знать/понимать:
химическую символику: обозначения, применяемые для указания видов химической связи, катионов и анионов, типов гибридизации, типов кристаллических решёток.
важнейшие химические понятия: электроотрицательность, химическая связь, ионная связь, ковалентная (полярная и неполярная) связь, электронная
формула, металлическая связь, водородная связь, степень окисления, гибридизация атомных орбиталей, кристаллическая решётка; атомные,
молекулярные, ионные, металлические кристаллы; элементарная ячейка; полиморфизм, полиморфные модификации; аллотропия, изомерия,
гомология, изотопия, химический синтез.
основные законы химии: периодический закон
уметь:
называть: виды химической связи, типы кристаллических решёток; типы кристаллов, причины многообразия веществ;
объяснять: чем отличаются различные виды химической связи; механизм образования ионной, ковалентной, металлической и водородной связей и
зависимость свойств веществ от вида химической связи; особенности физических свойств ионных и ковалентных соединений, влияние водородной связи
на свойства веществ; виды гибридизации, пространственное строение молекул органических и неорганических веществ с помощью представлений о
гибридизации орбиталей, типы кристаллических решёток и типы кристаллов; зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки.
характеризовать: различные виды химической связи и типы кристаллических решёток; причины многообразия веществ.
определять: различные виды химической связи и типы кристаллических решёток,
составлять: схемы образования связи, графические, структурные и электронные формулы молекул ковалентных соединений, формулы изомеров и
гомологов.
вычислять: массу (количество вещества, объем) продукта реакции, если известны массы, объёмы или количества исходных веществ, причём
масса, объём или количество одного из исходных веществ дано в избытке.
для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 4. Химические реакции
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: обозначения скорости химической реакции, массы вещества, давления, температуры, концентрации веществ, энергии активации, катализатора
важнейшие химические понятия: реакции соединения, разложения, замещения, обмена; окислительно-восстановительные реакции и реакции без
изменения степеней окисления; тепловой эффект реакции, термохимические уравнения, реакции экзотермические и эндотермические, теплота
образования, теплота сгорания; реакции обратимые и необратимые; скорость химической реакции, кинетическое уравнение, энергия активации,
катализатор, ингибитор, гомогенный и гетерогенный катализ, каталитические реакции; химическое равновесие, принцип ЛеШателье.
основные законы химии: закон Гесса, закон действующих масс.
признаки: по которым классифицируют химические реакции
уметь:
называть: факторы, влияющие на скорость химических реакций; факторы, влияющие на равновесие, основные стадии производства серной кислоты и
аммиака, признаки по которым классифицируют химические реакции.
объяснять: виды классификации химических реакций в неорганической и органической химии, сущность химических реакций, влияние различных
факторов на скорость химической реакции, а также значение применения катализаторов и ингибиторов на практике; влияние концентраций реагентов на
скорость гомогенных и гетерогенных реакций, причины смещения химического равновесия под действием различных факторов, выбор условий
проведения реакций в производстве серной кислоты и аммиака.
характеризовать: химические реакции по различным признакам, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, производство
серной кислоты контактным способом, производство аммиака;
определять: тип химической реакции в неорганической и органической химии, факторы, влияющие на скорость конкретной химической реакции и
факторы, способствующие смещению равновесия; направление смещения равновесия
составлять: уравнения химических реакций относящихся к определённому типу.
вычислять: среднюю скорость химической реакции; производить вычисления, основанные на законе действующих масс.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 5.Растворы
В результате изучения темы ученик должен:
знать/понимать:
химическую символику: обозначения катионов и анионов, видов количественного выражения состава растворов (концентрации веществ), РН растворов,
степени электролитической диссоциации, константы диссоциации
важнейшие химические понятия: дисперсная система, раствор, суспензия, эмульсия, коллоидный раствор, золь, гель, аэрозоль, электролиты,
электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, константа диссоциации, РН растворов, реакции ионного обмена, гидролиз
основные законы химии: эффект Тиндаля
важнейшие вещества и материалы: электролиты и неэлектролиты
правила Т.Б. при выполнении практических работ.
уметь:
называть: типы растворов, основные положения теории электролитической диссоциации, степень электролитической диссоциации, константу
диссоциации, условия протекания реакций ионного обмена до конца
объяснять: понятие дисперсная система, чем отличаются различные виды растворов; эффект Тиндаля; почему растворы веществ с ионной и ковалентной
полярной связью проводят электрический ток, причины электролитической диссоциации веществ; с позиций теории электролитической диссоциации
сущность химических реакций протекающих в водной среде; зависимость среды раствора соли от состава соли
характеризовать: типы и свойства растворов и различных видов дисперсных систем, указывать причины коагуляции коллоидов и значение этого
явления; электролитическую диссоциацию веществ, гидролиз органических и неорганических соединений
определять: типы растворов и дисперсных систем; сильные и слабые электролиты, реакцию среды раствора соли в воде, pН среды растворов солей с
помощью универсального индикатора
составлять: уравнения диссоциации электролитов; уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде (полные и сокращённые ионные
уравнения) характеризующих основные свойства важнейших классов неорганических соединений; уравнения химических реакций гидролиза солей как в
молекулярном так и в ионном виде, уравнения гидролиза как неорганических, так и органических соединений
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
готовить: раствор с заданной молярной концентрацией или массовой долей растворённого вещества
вычислять: массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей
исходного вещества, производить вычисления связанные с понятием массовая доля и молярная концентрация.
экспериментально проводить: реакции ионного обмена в растворах
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 6. Электрохимические реакции
В результате изучения темы ученик должен:
знать/понимать:
химическую символику: обозначения анода и катода,
важнейшие химические понятия: анод, катод, электрод, гальванический элемент, аккумулятор, топливный элемент, электрохимия, ряд стандартных
электродных потенциалов, стандартные условия, стандартный водородный электрод, коррозия металлов, химическая и электрохимическая коррозия,
электролиз.
процессы: протекающие не катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов солей
способы: защиты металлических изделий от коррозии
основные законы химии: законы Фарадея
уметь:
называть: анод, катод, электрод, гальванический элемент, аккумулятор, топливный элемент, электрохимия, ряд стандартных электродных потенциалов,
стандартные условия, процесс разрушения металлов под действием окружающей среды и его классификацию, электролиз.
отличать: химическую коррозию от электрохимической
объяснять: принцип работы гальванического элемента, устройство стандартного водородного электрода, порядок расположения металлов в ряду
стандартных электродных потенциалов, причины коррозии и способы защиты от неё, отличие химической коррозии от электрохимической, процессы
протекающие на катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов солей.
характеризовать: химические источники тока, порядок расположения металлов в ряду стандартных электродных потенциалов, причины коррозии и
способы защиты от неё, процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов солей.
составлять :уравнения реакций протекающие при коррозии металлов и электролизе расплавов и растворов солей; суммарные уравнения реакций
электролиза
вычислять: массу (количество вещества, объем) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей
исходного вещества, массу (количество вещества, объем) продукта реакции, если известны массы, объёмы или количества исходных веществ
использовать: ряд стандартных электродных потенциалов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 7. Металлы
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: химические знаки металлов
важнейшие химические понятия: лёгкие и тяжёлые металлы; легкоплавкие и тугоплавкие металлы; электролиз, коррозия, сплавы металлов, легирующие
добавки, чёрные металлы, цветные металлы, чугун, сталь, легированные стали
важнейшие вещества и материалы: металлы, оксиды и гидроксиды металлов, сплавы, чугун, сталь, легированная сталь
порядок изменения: свойств оксидов и гидроксидов металлов по периодам и А-группам периодической таблицы, а также порядок изменения свойств
оксидов и гидроксидов химического элемента с повышением степени окисления его атома
правила Т.Б. при выполнении практических работ.
уметь:
называть: положение металлов в периодической системе, общие свойства металлов. Общие способы
получения металлов, понятие электролиза и коррозии, виды коррозии, а также сплавов
объяснять: особенности строения атомов химических элементов А и Б групп периодической системы Д.И. Менделеева; зависимость свойств металлов
от положения в периодической системе и строения их атомов, а также нахождения металла в электрохимическом ряду напряжений; зависимость
продуктов электролиза раствора соли от состава соли; причины коррозии и способы защиты от коррозии
характеризовать: строение атомов Ме, общие свойства металлов, а также свойства их оксидов и гидроксидов; химические свойства металлов 1А-2А
групп и алюминия
разъяснять: на основе строения атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётки общие свойства металлов
иллюстрировать примерами: способы получения металлов
определять: продукты электролиза растворов солей Ме, положение Ме в периодической системе
составлять: уравнения реакций взаимодействия Ме, а также их оксидов и гидроксидов с различными веществами; уравнения реакций характеризующие
свойства металлов 1А, 2А групп и алюминия, а также меди, цинка, титана, хрома, железа, никеля, платины и их соединений; электролиза раствора солей
записывать: в молекулярном и ионном виде уравнения химических реакций, подтверждающих кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов
металлов
распознавать: катионы солей с помощью качественных реакций
предсказывать: свойства сплава, зная его состав
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
экспериментально выявлять: свойства Ме, а также кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов металлов
решать: задачи различных типов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 8.Неметаллы
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: химические знаки металлов
особенности: строения атомов неметаллов
порядок: изменения окислительных свойств неметаллов по периодам и по группам
свойства и применение: важнейших НМЕ
основные законы химии: закон объёмных отношений газов в химических реакциях
правила Т.Б. при выполнении практических работ.
уметь:
называть: положение неметаллов в периодической системе, общие свойства неметаллов, а также их соединений, нахождение неметаллов в природе,
важнейшие природные соединения неметаллов
объяснять: зависимость свойств неметаллов от положения в периодической системе и строения их атомов, а также положения неметалла в ряду
электроотрицательности НМе; окислительно-восстановительные свойства НМе и их соединений
характеризовать: строение атомов НМе; общие свойства НМе и разъяснять их на основе представлений о строении атомов: свойства оксидов и
гидроксидов НМе, а также свойства летучих соединений НМе и изменение их свойств по периодам и А-группам периодической системы
определять: положение НМе в периодической системе, продукты взаимодействия НМе и их соединений с различными веществами
составлять: уравнения реакций взаимодействия НМе, а также их оксидов и гидроксидов и летучих водородных соединений с различны ми веществами и
объяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и электролитической диссоциации; уравнения реакций
характеризующих окислительные свойства серной и азотной кислот
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
экспериментально выявлять: свойства НМе и их соединений
распознавать: анионы солей с помощью качественных реакций
вычислять: объём газа по объёму другого газа участвующего или образующегося в химической реакции
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Тема 9.Генетическая связь органических и неорганических соединений
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов
доказывать: взаимосвязь неорганических и органических веществ
правила Т.Б. при выполнении практических работ.
уметь:
называть: неорганические и органические вещества
объяснять: основные закономерности изменения свойств веществ, взаимосвязь неорганических и органических веществ на основе теории
электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных процессах
характеризовать: вещества, строение атомов, свойства и применение веществ
составлять: формулы веществ и уравнения химических реакций отражающих взаимосвязь неорганических и органических веществ
обращаться: с таблицами и другим справочным материалом
экспериментально выявлять: органические и неорганические вещества
экспериментально получать: газы и распознавать их
распознавать: анионы солей с помощью качественных реакций
решать: любые типы задач рассмотренных в курсе химии
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации
2. Содержание тем (разделов) учебного предмета
№ | Название разделов и тем | Кол-вочасов | Основные изучаемые вопросы | Эксперимента льная часть. Расчётные задачи. | Формы и методы контроля |
Раздел 1. Теоретические основы химии ( 21 час). | |||||
1. | Важнейшие химические понятия и законы | 2 | Атом. Химический элемент. Массовое число. Нуклиды. Радионуклиды. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы вещества. Закон сохранения и превращения энергии. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Расчётные задачи: вычисления на основании закона сохранения массы веществ. Расчёты по уравнениям химических реакций. | |
2. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов | 3 | Периодический закон. Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек и электронные конфигурации атомов химических элементов. Положение в периодической система Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Периодическое изменение основных характеристик атомов химических элементов. | Демонстрации: П.С. Д.И. Менделеева. Расчётные задачи: определение химического элемента по данным химического анализа. | |
3. | Строение вещества | 3 | Основные виды химической связи. Ионная, ковалентная связи. Гибридизация и пространственное строение молекул. Металлическая связь. Ионная, атомная и молекулярная и металлическая кристаллические решетки. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Причины многообразия веществ. | Демонстрации: модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Модели молекул изомеров, гомологов. Расчётные задачи: расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из веществ дано в избытке. | |
4. | Химические реакции | 3 | Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химической реакции. Её зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Смещение равновесия под действием различных факторов. Химическое равновесие в производственных процессах на примере производства серной кислоты и аммиака. | Демонстрации: зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца (4). Расчётные задачи: вычисление средней скорости химической реакции, вычисления основанные на законе действующих масс. | |
5. | Растворы | 6 | Раствор. Дисперсные системы. Эмульсии, суспензии, аэрозоли. Коллоидные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные электролиты, электролиты средней силы и слабые электролиты. Понятие о константе диссоциации слабых электролитов. Водородный показатель. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Гидролиз органических и неорганических веществ. | Лабораторный опыт №1 Приготовление растворов заданной молярной концентрации. Лабораторные опыт № 2 Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Демонстрации: эффект Тиндаля. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора. Расчётные задачи: вычисления связанные с понятием массовая доля и молярная концентрация. | К.Р.№1 |
6. | Электрохимические реакции | 4 | Окислительно-восстановительные реакции. Химические источники тока (ознакомительно). Ряд стандартных электродных потенциалов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Электролиз расплавов и растворов солей. | Демонстрации: электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее. | |
Раздел 2. Металлы и неметаллы. | |||||
7. | Металлы | 6 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие способы получения металлов. Обзор металлов А-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий и его соединения. Обзор металлических элементов Б-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Медь, цинк и их соединения. Титан и хром. Железо, никель, платина. Сплавы металлов. Чугун и сталь. Оксиды и гидроксиды металлов. | Практические работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы» Лабораторные опыт № Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). Лабораторные опыт № Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Демонстрации: ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Расчётные задачи: решение задач различных типов. | |
8. | Неметаллы. | 5 | Обзор неметаллов. Свойства неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Применение неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства азотной и серной кислот. Водородные соединения неметаллов | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» Лабораторный опыт № Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Лабораторный опыт № Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов Демонстрации: образцов неметаллов. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. Образцов оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Расчётные задачи: объёмные отношения газов в химических реакциях. | К.Р.№2 |
9. | Генетическая связь органических и неорганических соединений. | 2 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | Практическая работа № Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии. | |
1 | Резервное время |
3.Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю, всего 35 часа)
№ | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе | |||
Уроки | Практ. работы | Лаб. опыты | Контр. работы | |||
1 | Важнейшие химические понятия и законы | 2 | 2 | - | - | - |
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов | 3 | 3 | - | - | - |
3 | Строение вещества | 3 | 3 | - | - | - |
4 | Химические реакции | 3 | 3 | - | - | - |
5 | Растворы | 6 | 6 | - | 2 | 1 |
6 | Электрохимические реакции | 4 | 4 | - | - | - |
7 | Металлы | 6 | 6 | 1 | 3 | - |
8 | Неметаллы | 5 | 5 | 1 | 2 | 1 |
9 | Генетическая связь органических и неорганических соединений | 2 | 2 | 1 | - | - |
Резервное время | 1 | 1 | - | - | - | |
Всего | 35 | 35 | 3 | 7 | 2 |
11 класс
Календарно-тематическое планирование
на 2020/2021 учебный год
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Теоретические основы химии (21 час). | |||
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (2 часа). | |||
1. | 03.09 | Атом. Химический элемент. Массовое число. Нуклиды. Радионуклиды. Изотопы. Простые и сложные вещества. | |
2. | 10.09 | Закон сохранения массы вещества. Закон сохранения и превращения энергии. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Расчётные задачи: вычисления на основании закона сохранения массы веществ. Расчёты по уравнениям химических реакций. | |
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов (3 часа). | |||
3. | 17.09 | Периодический закон. Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек и электронные конфигурации атомов химических элементов. Демонстрации: П.С. Д.И. Менделеева. | |
4. | 24.09 | Положение в периодической система Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Демонстрации: П.С. Д.И. Менделеева. Расчётные задачи: определение химического элемента по данным химического анализа. | |
5. | 01.10 | Периодическое изменение основных характеристик атомов химических элементов. Демонстрации: П.С. Д.И. Менделеева. | |
Тема 3. Строение вещества (3 часа). | |||
6. | 08.10 | Основные виды химической связи. Ионная, ковалентная связи. Гибридизация и пространственное строение молекул. Металлическая связь. | |
7. | 15.10 | Ионная, атомная и молекулярная и металлическая кристаллические решетки. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Демонстрации: модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. | |
8. | 22.10 | Причины многообразия веществ. Демонстрации: модели молекул изомеров, гомологов. Расчётные задачи: расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из веществ дано в избытке. | |
Тема 4. Химические реакции (3 часа) | |||
9. | 06.11 | Классификация химических реакций по различным признакам. | |
10. | 12.11 | Скорость химической реакции. Её зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Катализ и катализаторы. Демонстрации: зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца (4). Расчётные задачи: Вычисление, средней скорости химической реакции, вычисления, основанные на законе действующих масс | |
11. | 19.11 | Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Смещение равновесия под действием различных факторов. Химическое равновесие в производственных процессах на примере производства серной кислоты и аммиака. | |
Тема 5. Растворы (6 часов) | |||
12. | 26.11 | Раствор. Дисперсные системы. Эмульсии, суспензии, аэрозоли. Коллоидные системы. Истинные растворы. Демонстрации: эффект Тиндаля. | |
13. | 03.12 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Лабораторный опыт №1 Приготовление растворов заданной массовой долей и молярной концентрацией. Расчётные задачи: вычисления связанные с понятием массовая доля и молярная концентрация. | |
14. | 10.12 | Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные электролиты, электролиты средней силы и слабые электролиты. Понятие о константе диссоциации слабых электролитов. Водородный показатель. Демонстрации: Определение среды раствора с помощью универсального индикатора. | |
15. | 17.12 | Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Лабораторные опыт № 2 Проведение реакций ионного обмена, для характеристики свойств электролитов. | |
16. | 24.12 | Гидролиз органических и неорганических веществ. Демонстрации: определение среды водных растворов солей с помощью универсального индикатора. | |
17. | Контрольная работа №1 | ||
Тема 6. Электрохимические реакции (4 часа) | |||
18. | Окислительно -восстановительные реакции. | ||
19. | Химические источники тока (ознакомительно). Ряд стандартных электродных потенциалов. | ||
20. | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии Демонстрации: опыты по коррозии металлов и защите от нее. | ||
21. | Электролиз расплавов и растворов солей. Демонстрации: электролиз раствора хлорида меди(II). | ||
Раздел 2. Металлы и неметаллы (11 часов). | |||
Тема 7. Металлы (6 часов) | |||
22. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие способы получения металлов. Обзор металлов А-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Щелочные и щелочноземельные металлы. Демонстрации: ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. | ||
23. | Алюминий и его соединения. Лабораторные опыт № 3 Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). Расчётные задачи: решение задач различных типов. | ||
24. | Обзор металлических элементов Б-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Медь, цинк и их соединения. Титан и хром. Лабораторные опыт № 4 Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей. Демонстрации: ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие меди с кислородом и серой. | ||
25. | Железо, никель, платина. Сплавы металлов. Чугун и сталь. Лабораторные опыт № 5 Взаимодействие железа с растворами кислот и щелочей. Демонстрации: ознакомление с образцами металлов и их соединений. | ||
26. | Оксиды и гидроксиды металлов. | ||
27. | Практические работа № 1 Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы» | ||
Тема 8.Неметаллы (5 часов). | |||
28. | Обзор неметаллов. Свойства неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Применение неметаллов. Лабораторный опыт № 6 Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Демонстрации: образцов неметаллов. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. | ||
29. | Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Лабораторный опыт № 7 Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов. Демонстрации: образцов оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Расчётные задачи: объёмные отношения газов в химических реакциях. | ||
30. | Окислительные свойства азотной и серной кислот. Водородные соединения неметаллов. | ||
31. | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» | ||
32. | Контрольная работа №2 | ||
Тема 9. Генетическая связь органических и неорганических соединений(2 часа) | |||
33. | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | ||
34. | Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии. | ||
35. | Резервное время |
Лист корректировки рабочей программы
Сингур Яны Владимировны
по химии в 11классе
№ | Название раздела, темы | Дата проведенияпо плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...