Рабочая программа пропедевтического курса по химии. 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Рабочая программа по химии. 7 класс. Учебник Рудзитис Г.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_programmy.docx502.24 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские (модифицированные) программы.

Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Описание: C:\Users\user\Desktop\Аттестация 2015\отзывы\от балсанова.jpgОписание: C:\Users\user\Desktop\Аттестация 2015\отзывы\химия в быту.jpg

Пояснительная записка.

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.

Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими веществами в быту. Программа курса включает сведения о химическом составе и применении веществ и материалов, используемых в быту, мерах предосторожности при работе с вредными и огнеопасными веществами.

Данный курс знакомит учащихся с веществами, окружающими их в быту: водой, поваренной солью, уксусной кислотой, материалами из которых сделаны стол, посуда, игрушки и т.д. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Подобные знания существенно расширяют кругозор и любознательность учащихся.

Программа включает лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, умения применять эти вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Предусматривает следующие формы подачи материала: эвристическая беседа, лабораторная работа, творческие задания, лекции, демонстрационные опыты, практическая работа, проектная деятельность. Завершает курс защитой проектов, рефератов или деловая игра.

Актуальность: В настоящие время век химии ознакомление с телами, состоящих из химических веществ, которые применяются в повседневной жизни, требует соблюдения основных правил техники безопасности. В связи с этим появилась потребность в разработке образовательной программы по данной теме.

Новизна данной программы заключается в том, что преподается данный курс учащимся  7 класса и направленно на популяризацию предмета химия.

Цель: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни и соблюдение основных правил техники безопасности при применении, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего образования.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с первоначальными химическими  понятиями.
  2. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности.
  3. Сформировать умения применять полученные знания в целях безопасного использования химических веществ и материалов в быту.
  4. Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.

Содержание программы

Тема 1. Предмет химии (3 ч)

Предмет химии. Вещества, их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Демонстрации. 1. Некоторые химические реакции. 2. Образцы различных веществ.

Практические работы. 1. Правила безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием. 2. Очистка загрязнённой поваренной соли.

Тема 2. Химия – наука о превращениях веществ (3 ч)

Физические и химические явления. Признаки и условия течения химических реакций. Химические реакции вокруг нас.

Демонстрация. Химические реакции, протекающие с выделением газа, осадка, изменением цвета и т.д.

Тема 3. Язык химии (2 ч)

Химические элементы. Символы химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса.

Тема 4. Кислород – самый распространённый элемент на Земле (2 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Свойства кислорода. Получение кислорода.

Демонстрация. Горение различных веществ в кислороде.

Практическая работа. 3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Тема 5. Вода – самое удивительное вещество (2 ч)

Вода в природе и жизни человека. Получение чистой воды. Вода как растворитель. Массовая доля растворённого вещества в растворе.

Практическая работа. 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

Тема 6. Водород (2 ч)

Водород: получение, свойства, применение. Понятие о кислотах.

Практическая работа. 5. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 7. Элементы химии в быту (11 ч)

Кислоты, щёлочи и соли в нашем доме. Их состав и области применения в быту. Индикаторы в природе и быту. Правила безопасного хранения и использования препаратов бытовой химии, растворов и растворителей. Их состав и практическое использование. Меры предосторожности при работе с огнеопасными веществами.

Минералы у нас дома. Мел, гипс, известняк, их состав, свойства. Полезные советы по их практическому использованию.

Полимеры и волокнистые материалы. Полиэтилен, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Строительные материалы: красный глиняный и силикатный кирпич, гипсокартон. Древесина – уникальный строительный материал. Спички. От пергаментных и шёлковых книг до бумажных. Целлюлоза. Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Состав и виды акварельных красок. Стекло. История стеклоделия. Состав и виды стекла. Получение оконного стекла. Виды и химический состав глин. Керамика. Разновидности керамических материалов.

Лабораторные опыты. 1. Действие кислот на индикаторы. 2. Получение гашёной извести. 3. Химические реакции с участием соды, уксусной кислоты. 4. Ознакомление со свойствами карбонатов. 5. Ознакомление со свойствами пластмасс и волокон. 6. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Тема 8. Химические средства гигиены и косметики (4 ч)

Химия и здоровье зубов. Средства ухода за зубами. Косметические свойства. Мыла и синтетические моющие средства. Влияние СМС на кожу человека. Химчистка на дому: удаление жирных пятен, пятен от ягод и фруктов, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Лабораторный опыт. Стирка в жёсткой и мягкой воде с помощью мыла и СМС.

Практические работы. 6. Наложение макияжа. 7. Химчистка на дому.

Тема 9. Химия и организм человека (3 ч)

Отравления бытовыми химикатами (Растворы аммиака, уксусной кислоты, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Домашняя аптечка. Правила хранения и применения химических препаратов.

Влияние наркотических и токсичных веществ на организм человека.

Демонстрация. 1. Способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах. 2. Ознакомление с правилами хранения и применения химических препаратов в домашней аптечке.

Тема 10. Химия в сельском хозяйстве (3 ч)

Минеральные и органические удобрения. Химические средства защиты растений. Санитарно – гигиенические требования к ним. Правила использования химических препаратов в сельском хозяйстве.

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами минеральных удобрений.

Учебно-тематический план.

Назва-ние темы

Кол-во часов

Методы обучения

Формы организации учебной работы с учащимися

Иннова-ционные подходы

Образова-

тельный продукт

Всего

Практи-ческие

Лабора-торные

1

Предмет химии.

3

2

6

Лекции, семинары, лаборатор-ные опыты, практичес-кие работы, конферен-ции, эвристические беседы

Фронталь-ные, коллектив-ные, групповые, парные, индивидуальные

Системный, диагностичес-кий, дифференци-рованный, технологи-ческий

Проекты учащихся, сообщения, рефераты, изготовление моделей, составление тезисов

2

Химия-наука о вещест-вах.

3

1

3

Язык химии.

2

4

Кисло-род- самый распро-стра-нённый элемент на Земле.

2

1

1

5

Вода-самое удиви-тельное вещест-во.

2

1

6

6

Водо-род.

2

1

1

7

Эле-менты химии в быту.

11

8

Хими-ческие сред-ства гигие-ны и косме-тики.

4

2

1

9

Химия и орга-низация чело-века.

3

6

10

Химия в саду и огороде.

3

1

Итого:     35ч              7ч               8ч

Предполагаемые результаты усвоения материала.

В результате изучения курса  учащихся должны знать: основные формы существования химического элемента, признаки химических реакций, химическую символику и терминологию, свойства некоторых веществ (кислород, водород, вода и  др.), правила безопасной  работы с  веществами и оборудованием; уметь: описывать свойства веществ, находить их существенные признаки, сравнивать вещества, перечислять признаки и условия протекания химических реакций, составлять химические формулы и разъяснять их смысл, указывать области нахождения изученных веществ в природе и их практического применения, определять по химическим формулам вещества, проводить измельчение, растворение веществ, нагревание , выпаривание, взвешивание. Таким образом, учащиеся в период обучения:

-усвоят правила техники безопасности

-работать с простейшим химическим оборудованием

-правильно применять свои знания на практике

Примерные темы для исследовательских работ.

  1. Домашняя аптека.
  2. Получение индикаторов из растений.
  3. Техника выведения различных пятен.
  4. Средства ухода за мебелью.
  5. Исследование растворимости различных веществ.
  6. Применение уксусной кислоты в быту.
  7. Получение углекислого газа различными способами.
  8. Чтобы стёкла блестели.
  9. Чистящие и моющие средства.
  10.  Химия в моём доме.
  11.  Искусственная пища: за и против.
  12.  Химия и косметика.
  13.  Получение красителей из овощей и фруктов.

Литература для учащихся

  1. Девяткин В.В.  Химия для любознательных. Ярославль, 2000г.
  2. Кукушкин Ю.Н.  Химия вокруг нас. Москва, 2014г.
  3. Прокофьев М.А.  Энциклопедический словарь юного химика. Москва, Педагогика 2013г.
  4. Смирнов Ю.Н.  Мир химии МиМ – Экспресс, 2012г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 17 – М. Аванта +, 2010г.
  6. Юдин А.М.  Химия в нашем доме. Москва, 2000г.

Учебно-методическая литература

  1. Габриелян.О.С. настольная книга учителя-М. Дрофа 2015.
  2. Изучаем химию.М. «БЛИК и К» 2012.
  3. Хомченко.И.Г.-М. ООО « Издательство Новая Волна» 2013.
  4. www.edios.ru.- Эйдос – цент дистанционного образования.
  5. www.km.ru/education-учебные материалы и словари на сайте « Кирилл и Мефодий»
  6. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека.

Описание: C:\Users\user\Desktop\Аттестация 2015\отзывы\раб прог 8 класса.jpg            Описание: C:\Users\user\Desktop\Аттестация 2015\отзывы\рец на раб прог балсанова.jpg

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2013. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (всего – 70 часов в год).

Цель: освоение важнейших задач об основных понятиях и законах химии, химической символике и овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.

Задачи:

  1. образовательная: формирование понятий о веществе, химическом элементе, химической реакции и химическом производстве.
  2. развивающая: развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента в соответствии с возникающими жизненными потребностями
  3. воспитывающая: воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры
  4. валеологическая: применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в жизни для предупреждения явлений, носящих вред здоровью.

Химия как учебный предмет выявляет прогнозирующую роль науки, которая используется для благо людей, создания материально-технической базы общества. Химия представляет богатый материал, которая при правильном его использовании показывает, как объективность отражения мира человеческим сознанием в понятиях и теориях создает условия для его преобразования.

Содержание образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть предоставлено четырьмя видами, чтобы обеспечить выполнение социального заказа общества.

  1. системой научных знаний;
  2. системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных);
  3. опытом творческой деятельности, накоплений человечеством в химии;
  4. опытом отношения к окружающей действительности, правильной ценностной ориентации.

Ведущие принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип наглядности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, валеологический принцип.

Все эти принципы взаимосвязаны. Дидактика учит, что первым важнейшим требованием к содержанию является его научность. Это первый принцип дидактики.

Глубина научной интерпретации процессов, фактов, явлений ограничивается другим дидактическим принципом – доступностью. Принцип доступности связан и базируется на третьем важном принципе – систематичности. При реализации принципа систематичности нужно учитывать закономерности процесса познания, движения от известного к неизвестному, от простого к сложному. Все эти основные принципы дидактики носят общий характер. Поэтому нужны конкретные критерии отбора содержания.


Сценарий открытых уроков.

Тема урока «Общие свойства кислот»

Класс: 8

Девиз урока: «Знание и только знание делает человека великим и свободным»

(Д.И. Писарев)

Цель:

  1. обучающая: познакомить учащихся с определением кислот, их составом, с классификацией, общими свойствами;
  2. развивающая: продолжить работу по развитию навыков самостоятельной работы учащихся, умения обобщать и анализировать изученный ранее и приобретенный на уроке материал;
  3. воспитательные задачи: продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием, формирование умения экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, обратить внимание учащихся на правила по технике безопасности.

Оборудование: На столе у учителя: H2SO4; HCl- концентрированный; пробирки, сахарная пудра, лучинка, индикаторы, стеклянная палочка, аскорбиновая кислота, ацетилсалициловая кислота, щелочи.

На столе у учащихся: H2SO4- 1:5, HCl- 1:3, пробирки, лакмус, метилоранж, табличка индикаторная, органические кислоты (лимонная, молочная).

Вид урока: Изучение нового материала

Тип урока: Комбинированный с элементами поисково – исследовательской работы.

Ход урока:

Ребята! Когда вы чувствуете себя свободным и великим на уроке?

Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова великого писателя Дмитрия Ивановича Писарева: «Знание и только знание делает человека великим и свободным» 

Вы согласны?

Для изучения новой темы нам нужны опорные знания?

  1. На какие группы делятся вещества? (простые и сложные)
  2. Какие группы веществ входят в состав простых веществ? (металлы и неметаллы)
  3. Какие вещества называются простыми?
  4. Какие вещества называются сложными? (оксиды, кислоты, основания, соли).

Итак, на прошлом уроке мы изучили Оксиды. Кто знает, что называется оксидами?

На какие группы делятся? (основные, кислотные)

Ребята! Откройте тетради и запишите число и заголовок «Химический диктант»

основные

кислотные

Na2O+H2O  

BaO+H2O    

CaO+H2O    

CuO+H2O        

P2O5+H2O  

CO2+H2O  

SO2+H2O  

N2O5+H2O  

 

Быстро проверим по образцу и каждый поставит себе оценку на полях. (вывешивается критерии оценок).

Теперь мы ясно представляем кислотные и основные оксиды.

Я, забегая вперед, вам скажу, что при взаимодействии с водой: основные оксиды+H2O   =основание, кислотные оксиды+H2O   = кислота.

Тема нашего сегодняшнего урока «Кислоты».(говорят дети).

Сегодня мы познакомимся:

  1. С определением кислот
  2. С их составом
  3. С классификацией
  4. С общими свойствами

Ребята записываем определение кислот (выучить наизусть).

Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов Н и кислотного остатка.

Сейчас, откройте учебники на странице 71 и посмотрим список кислот, которые должны знать.

Я буду читать название, а вы все вместе записывайте формулы.

Азотная кислота (HNO3)

Давайте обратим внимание на состав кислот: все кислоты содержат Н, который в формуле записывается на первом месте, а вся остальная часть называется кислотным остатком.

HNO3 – к/о; H2SO4 – к/о

Кислотный остаток имеет заряд.

Заряд кислотного остатка зависит от количества атомов Н и всегда отрицательный.

H3(PO4);  H2(SO4)

Понятно ребята?

Классификация кислот:

По составу кислоты делятся:

  1. Бескислородные – HCl; H2S, …
  2. Кислородосодержащие - H2SO4, H3PO4, …

По количеству атомов Н.

  1. Одноосновные – HCl; НNO3.
  2. Двухосновные - H2SO4, H2SiO3/
  3. Трехосновные - H3PO4.

Кислоты

                                                      растворимые       нерастворимые  

                                (см. таблицу растворимости)

кислоты

неорганические (минеральные)

органические

это кислоты, получаемые искусственно на химических заводах и  очень нужные для народного хозяйства в огромных количествах.

это кислоты, которые встречаются в природе, они содержатся в организмах.

Вот на такие группы классифицируются кислоты.

Далее рассмотрим свойства кислот.

Чтобы выявить общие свойства мы вернемся к названию темы «Кислоты». Корень слова кисл, значит кислые. Отсюда делаем вывод, что растворы всех кислот кислые. На практике, мы сталкиваемся или нет с этим? (Да). Где?

Все вы хорошо знаете, что кислоты широко распространены в природе. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус придает им содержащиеся в них кислоты.

- в  яблоках – яблочная кислота

- в лимоне – лимонная кислота

- муравьи защищаются от врагов, выбрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты. Она же содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.

- уксусная кислота образуется при скисании виноградного сока (в быту именуется уксус).

- молочная кислота при прокисании молока, она же образуется при квашении капусты.

- аскорбиновая кислота находится в ягодах клюквы и брусники.

Итак, мы поняли, что кислоты кислые на вкус.  

А как распознать растворы HCl, H2SO4 и других неорганических кисло, что они кислые?

На вкус распознать не решится ни один химик – это опасно!!!

Оказывается, химики знают, есть безопасные и эффективные способы обнаружения кислот.

Их распознают с помощью индикаторов (в переводе – указатель).

- Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

- фиолетовый лакмус

- оранжевый метилоранж

Бесцветный фенолорталеин

Посмотрите у вас в лотках стоят в маленьких бутылочках.

Сейчас исследуем действие кислот на индикаторы.

Возьмем для исследования HCl и H2SO4 (они у вас имеются в лотках).

При работе с кислотами надо соблюдать правила по технике безопасности. Это очень опасные кислоты. (Один ученик читает заметку «Знаете ли вы, что?»)

Опыт №1. (Очень осторожно будем наливать для этого, оденьте перчатки)

Налейте в одну пробирку  раствор HCl, в другую H2SO4 и добавим одну – две капли раствора фиолетового лакмуса и что мы наблюдаем?

Метилоранж под действием кислоты меняет оранжевый цвет на красно – розовый.

Вывод: Этим способом можно распознать только растворимые кислоты, а нерастворимые кислоты на индикаторы не действуют.

А сейчас давайте подтвердим опыт, что органические кислоты тоже кислые на вкус. У вас на столах лимонная и молочная кислоты и фиолетовый лакмус.

Да действительно, кислоты известные нам и часто применяемые в быту, употребляемые в пищу тоже можно обнаружить при помощи индикаторов наличие кислотности?

Ребята! Как вы думаете, что дает кислотам свойство кислотности? (Ион водорода Н). Молодцы!

Несмотря ,на общие свойства кислоты отличаются друг от друга.

Например, H2SO4 – очень опасная. Поэтому работая с ней надо строго соблюдать технику безопасности.

1)Правила растворения H2SO4 . Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда! (показываю картинку).

Поэтому поводу сейчас мы послушаем сказку «Приключения H2SO4»

В это время я показываю опыт.

  1. Обугливание лучины
  2. Обугливание сахара

- HCl концентрированный – это водный раствор газа хлороводорода имеет резкий запах, дымит на воздухе, т.к. молекулы HCl притягивая, водяные пары образует туман из мельчайших капелек соляной кислоты. (Этим отличается HCl от других).

- Поэтому это очень страшно опасные кислоты, работать с ними очень аккуратно, соблюдая технику безопасности.

(аккумулятор H2SO4 электролит).

А  теперь, заканчивая, урок я хотела бы задать несколько вопросов:

  1. В пробирки, закрытые пробками налиты концентрированные  HCl и H2SO4. Как их различить?
  2. Как распознать, в каком стакане вода, а в каком кислота?
  3. Почему кислоты обладают общими свойствами?

Молодцы! Ребята, что вы сегодня узнали?

Мне остается добавить только одно, чтобы чувствовать себя свободным и великим нужно всегда заниматься!

Да, действительно, знание и только знание делает человека свободным и великим!

Спасибо за урок!  Оценки!

Домашнее задание §20. Выучить формулы кислот. №4, №5 (№1, №5)

Дополнительно: №1 стр. 74 (объяснить).

Участие в работе методического объединения

Описание: CCI18112015           Описание: CCI18112015_0004         Описание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI18112015_0013.jpg              Описание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI24112015_0004.jpg

Описание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI18112015_0005.jpg   Описание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI18112015_0011.jpg     Описание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI18112015_0012.jpgОписание: C:\Users\user\Pictures\сканирование 2015\метод работа\CCI18112015_0009.jpg

  

Технологическая карта урока учителя  химии

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Муруевой Р.Д.

Предмет: химия

Класс: 8

Автор УМК: О.С. Габриелян

Тема: Соли

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

- образовательная:

1)формировать представление о солях как производных кислот;

2)познакомить с составом и номенклатурой солей;

      3)продолжить формирование умений составлять формулы химических соединений;

- воспитательная:

     1)воспитывать самостоятельность, трудолюбие, добросовестность;

- развивающая:

     1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

         выводы, находить  существенные признаки предметов и соединений, адекватность  

         самооценки.

Оборудование:

Реактивы: CaO, MgO, NaOH, KOH, HCI, H2SO4,  NaCI, Na2CO3; СаСО3, Н2О  компьютер;  дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; штатив с пробирками.

Технологическая карта урока

Этапы урока  

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Организа-ционный этап

приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

коммуникативное

сотрудничество с учителем

2

Стадия вызова

1)собственно вызов

создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:    

- распределить предложенные вещества на группы;

-предлагает следующую информацию:

 « Без этого вещества нет жизни. 

Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи…

Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20 – 30г.

Полагают,  например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. 

В России в 17 веке произошёл бунт, вызванный непомерно высокими ценами на это вещество.

В Китае 13 века из этого вещества изготавливались монеты»

-создает условия для формулирования

темы и целей урока:

- предлагает изучить текст показ слайдов 

- на основе прослушанной информации предлагает сделать вывод о каком веществе идет речь 

-для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание:   

- определить состав 4 группы веществ;

Мы нашли название этой группы веществ 4 класса неорганических соединений.

Соль имеет большое значение в жизни человека и животных.

А что вы знаете об этом веществе?

Мы так мало знаем об этом важном веществе.

Как вы думаете - это поправимо?

Мы можем восполнить пробелы в знаниях об этом веществе на сегодняшнем уроке.

выделяют  3 группы веществ по признакам классов:

-оксиды;

-основания;

-кислоты;

-вещества четвёртой группы неизвестны

предполагаемый ответ: соль

определяют:

состав вещества

-Ме (КО);

-формулируют определение данного класса

ответы:

-белая;

-солёная;

 -в воде хорошо растворяется.

проблема:

 мы так недопустимо мало знаем об этих важных веществах

называют тему урока: соли

цели урока: выяснить 

номенклатуру солей.

записывают тему урока в тетрадь.

выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем записать алгоритмы составления их формул и названий 

познавательные: систематизируют информацию для изучения нового материала, дают определение понятиям;

выделяют необходимую информации из прослушанного текста; находят основную и второстепенную информацию;

становят проблемы.

коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;

регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

3

Стадия осмысления содержания

организует работу по отработке умений выделять соли по формулам соединений

H2O

CaCl2

NaNO3

NaCl

HNO3

MgCO3

KOH

HNO2

Li2SO4

H2S

CH4

K2SO4

HCl

Na2SO3

H2O

CaCO3

N2O

MgCl2

H24

Na2O

K2SO4

HCl

MgSO3

H2SiO3

CaCO3

KNO3

H2S

участвуют в игровом моменте «крестики-нолики», выбирают выигрышный путь - формулы только солей

познавательные:

умение структурировать знания;

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

коммуникативные: 

умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий ;

регулятивные:  

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия

организует работу 

с параграфом 21  с целью изучения алгоритма  составления формул солей 

изучают материал параграфа,

знакомятся с составлением формул солей

организует работу 

с параграфом 21  с целью ознакомления с алгоритмом составления названий солей 

изучают материал параграфа, знакомятся с алгоритмом

составления названия солей;

 организует лабораторную работу по изучению классификации солей 

выполняют лабораторную работу:

исследуют предложенные вещества на растворимость в воде;

делают вывод по лабораторной работе

предлагает работу в парах: подготовить презентацию в форме кластеров по вопросам: составление формул солей и номенклатура солей 

(показ слайдов)

готовят презентацию – кластер по составу, названиям

солей

4

Стадия рефлексии

1)самостоятельная работа

контролирует проведение презентации

для систематизации и обобщения новых знаний  предлагает выполнить работу по учебнику с.113 №1 с дальнейшим итоговым самоконтролем и самооценкой;

учитель подводит итог данного этапа урока;

проводит диагностику уровня усвоения обучающимися новых знаний:

предлагает выполнить компьютерный тест; 

проверяет результаты выполнения, выставляет отметки;

выступают с презентациями 

работают самостоятельно

выполняют компьютерный тест

познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные

умение выражать свои мысли.

регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование

Стадия рефлексии

2)собственно рефлексия

        

предлагает заполнить таблицу:

Знания/умения

Да

(+)

Нет

(-)

1)я знаю

а) что такое соли

б)состав солей

2)я умею:

а)выбирать из перечня веществ соли

б)выводить формулы солей

в)составлять названия солей

г)классифици-ровать соли по растворимости

заполняют таблицу

предлагает домашнее задание на следующий урок:

  1. § 21 упр. 2. 
  2. Выучить формулы

записывают задание в дневник

просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке:рефлексия

-что  узнали нового интересного на уроке?

- что  произвело  большее впечатление?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Рабочая программа пропедевтического курса по химии в 7 классе.

Данная рабочая программа направлена на изучение химии в качестве пропедевтического курса в 7 классе. Рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часов за год обучения....

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс

Учебно-тематическое  планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...

Рабочая программа пропедевтического курса «Путешествие в химию» для 6 классов.

Возбудить у детей интерес учащихся к химии, вызвать у них желание изучать предмет в дальнейшем, показать перспективы науки для дальнейшего образования и приобретения профессии....

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г.

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика+Химия" для 5-6 кл. по программе А.Е.Гуревича, Д.С. Исаева, А.С. Понтака. – Дрофа. - 2010 г. Программа рассчитана на 68 ч (по 34 ч в год, 1 ч в неделю)...

Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в химию»

Целью изучения и освоения программы учебного курса в основной школе является формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественно научной картины мира...