Методическая разработка урока «Металлы- солдаты войны»
методическая разработка по химии (9 класс)

Русакович Ольга Владимировна

Данный урок входит в систему уроков по теме: «Металлы» в 9 классе и является обобщающим. Он связан с другими уроками системой знаний и умений, т.к. для его проведения необходимы знать строение, положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физические и химические свойствах металлов. Учитывая, специфику учебного заведения, направления воспитательной и профессиональной деятельности, а также в преддверии празднования 75- летия Победы в Великой Отечественной войне, была выбрана тема: «Металлы- солдаты войны».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное

 учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Дистанционный конкурс методических разработок уроков

и внеурочных мероприятий, посвящённых 75- летию Победы

 в Великой Отечественной войне

Номинация:

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

«Металлы- солдаты войны»

                                       Разработала:

Русакович Ольга Владимировна

                                                                             преподаватель   ОД (физика,  

                                                            химия и биология)

Санкт-Петербург

2020 год

Методическое обоснование

Данный урок входит в систему уроков по теме: «Металлы» в 9 классе и является обобщающим. Он связан с другими уроками системой знаний и умений, т.к. для его проведения необходимы знать строение, положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физические и химические свойствах металлов. Учитывая, специфику учебного заведения, направления воспитательной и профессиональной деятельности, а также в преддверии празднования 75- летия Победы в Великой Отечественной войне, была выбрана тема: «Металлы- солдаты войны».

        Методическая цель урока – апробировать   инновационную технологию на примере педагогической мастерской построения знаний для систематизации знаний и умений на уроке химии по теме: «Металлы- солдаты войны».

Реализация   данной технологии осуществляется   согласно следующим этапам:

I этап – индукция - первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность суворовцев: «Мозговой штурм» - выделение общих признаков, которые направлены на понятие - «металлы», формулирование темы урока, постановка целей урока.

II этап- само- и социоконструкция – решение теста «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева», сравнение с эталоном ответов, работа в парах,  работа с картой урока, актуализация  имеющихся знаний о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

III этап – использование технологии проблемного обучения на основе анализа видеоопыта, высказываний, загадок, личного опыта суворовцев по теме урока.  Систематизация   имеющихся знаний о свойствах металлов, установление причинно – следственных связей между свойствами и применением  металлов  во время Великой Отечественной войны, определение способов решения проблемной ситуации.  

IV этап- афиширование: представление суворовцами продуктов самостоятельной деятельности (сообщения о металлах, демонстрация видеоматериала, с погружением в проблемные ситуации), формулирование вывода на поставленный проблемный вопрос: «Можно ли назвать металлы – солдатами войны? », представление результатов выполнения заданий, блиц - опрос, корректировка деятельности.

V этап - рефлексия: осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения, проговаривание суворовцами   результатов своих деятельности.

Предлагаемая работа может быть рекомендована преподавателям основного общего образования (9 класс) при изучении различных металлов (например, алюминия, железа и других). Подобная форма организации занятия позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС. Мастерская, как инновационная технология, предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности суворовцев, ориентирована на развитие личности суворовца, его познавательных начал и созидательных способностей.

Технологическая карта урока

Предмет

Химия

Класс:

9

Тема урока

Металлы- солдаты войны (систематизация знаний   по теме «Металлы»)

Тип урока

Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока

Систематизация знаний о металлах, химических свойствах и использования их   во время Великой Отечественной войны

Задачи  урока

- организовать фронтальную работу с учебной группой, актуализировать   знания о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; обобщить физические и химические свойства металлов, установить взаимосвязь: строение – свойства- применение металлов в годы Великой Отечественной войны;

- актуализировать знания суворовцев по теме: «Металлы» и привести их в систему;

- актуализировать   познавательные умения суворовцев посредством формирования УУД при выполнении логических и тестовых заданий, выполнения заданий в рабочей карте урока;

- подтвердить гипотезу об активности алюминия, используя видеоматериал, осмысление его особенных химических свойствах, позволяющих его называть «Солдатом войны»;

- провести демонстрационный эксперимент, с использованием видеоматериала, подтверждающим свойства магния как «Солдата войны»

- через выполнения задания практической направленности (анализ условий взаимодействия магния с водой), решить проблемную ситуацию;

- через осмысление высказываний и загадок осуществить обобщение знаний об использовании свинца, меди, железа в военном деле;

-  создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в парах, инициативном сотрудничестве в поиске информации, участии в диалоге;

-дать возможность суворовцам предоставить результаты своей деятельности в процессе самостоятельного выполнения заданий по подготовке сообщений о металлах и создании видеоматериала;

- воспитывать организованность, инициативность, настойчивость, самостоятельность при подготовке сообщений к уроку

Методы обучения:

Метод проблемного изложения, частично – поисковый, практический

Основные понятия темы

 IA и  IIA группы ПСХЭ Д.И. Менделеева, кристаллическая решётка, сплавы железа и углерода, латунь, бронза

Применяемые современные технологий

Технология проблемного обучения, педагогическая мастерская- мастерская построения знаний

Межпредметные связи

История

Ресурсы

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

Лабораторное оборудование и реактивы: спиртовка, щипцы, стружка магния;

Дидактическое обеспечение урока: Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян; ПСХЭ  Д.И. Менделеева, «Сообщение о железе», «Сообщение об алюминии», «Сообщение о свинце», подготовленные в качестве  задания по самоподготовке, Презентация к уроку, рабочая карта урока, видеоматериал об алюминии, видеоматериал «Сообщение о магнии»

Источники получения информации:

- «Сферы применения меди»:  http://www.protown.ru/information/hide/5581.html

- «Свойства магния»:  https://chem.ru/magnij.html

- Н.Я. Турова «Неорганическая химия в таблицах»:http://chembaby.com/wp-content/uploads/2012/Turova.pdf 

Формы организации учебной деятельности

индивидуальная,  групповая работа, коллективное обсуждение

              Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- знать химические знаки металлов, место положения металлов в ПСХЭ

Д.И.Менделеева;

- уметь записывать формулы металлов, их соединений;

- понимать, что в основе строения металлов лежит кристаллическая решётка;

- знать химические свойства металлов, на основании которых они могут относится к «Солдатам войны»

- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов;

-  уметь применять уравнения химических реакций при выполнении заданий практической направленности, объяснять полученные результаты, используя полученные знания по теме.

- понимать, почему железо, маний, алюминий, свинец, медь имеют определённые свойства, благодаря которым они используются в военном деле.

Познавательные: уметь анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать свойства металлов, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи между строением, свойствами и применением металлов в военном деле во время Великой Отечественной войны;

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; прогнозировать и предполагать полученный результат, наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: уметь слушать, выступать перед ученическим коллективом, участвовать в обсуждениях, наблюдать за действиями своих товарищей, оценивать, вносить коррективы, научиться работать в паре, группе, представлять результаты своей деятельности.

Формировать познавательный интерес к предмету; самостоятельность в приобретении знаний о железе, алюминии, магнии, свинце, меди, подготовки сообщений, видеоролика, демонстрационного опыта по горению магния, осмысление и восприятие учебного материала о использовании металлов не только в мирное время, но и во время Великой Отечественной войны

Ход урока

Этапы организации  учебной деятельности

Цель этапа и формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовца

1

Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих;

Организация внимания суворовцев

Взаимное приветствие, проверка готовности

суворовцев к уроку

Самооценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

2

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия суворовцами цели учебно- познавательной деятельности.

ПУДД (общеучебные): формулирование познавательной цели

1. Организует первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность суворовцев (индуктор): метод «Мозговой штурм»- выделение общих признаков, которые направлены на понятие - «металлы». Презентация к уроку слайд 3,4

 О каких элементах идёт речь? Свойства каких веществ представлены вниманию?

2. Задаёт вопросы, подготавливает суворовцев к постановке цели урока:

- Какие наиболее важные сведения о металлах Вам известны?

- Достаточно ли имеющихся данных о свойствах металлов, что охарактеризовать применение металлов, особенно во время Великой Отечественной войны?

3. Объясняет структуру урока.  рабочая карта урока

Актуализируют личный опыт и знания о металлах.

Погружаются в игровой момент. Осуществляют самоанализ и самоконтроль.

Обсуждают, выдвигают свои идеи.

Предполагают тему урока. Формулируют тему урока.

Осмысляют заданные вопросы, проговаривают и добавляют ещё известные им свойства о металлах.

Осознание недостаточности имеющихся знаний. Формулируют цель урока, что нужно привести в систему знания о металлах, чтобы рассмотреть возможности способов использования металлов во время Великой Отечественной войны.

Записывают тему урока в рабочую карту.

3

Актуализация знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и   актуализации имеющихся знаний у суворовцев    о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, их химической активности

ПУДД (обще учебные): осознанное построение речевого высказывания

РУДД самоконтроль

 ПУДД (логические) анализ с целью выделения признаков

1. Актуализирует имеющиеся знания о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Фронтальный опрос:

- Какое место в ПСХЭ занимают металлы?

2. Организует работу в парах. Проводит тестирование по теме:  «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Презентация к уроку слайд 5

(Правильные ответы выведены на слайд презентации путём нажатия левой кнопки мышки в виде подчёркиваний)

3. Предлагает выполнить задание 1 в рабочей карте урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы, анализируют положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Работают в парах. Осуществляют самоконтроль, работая в парах.

Анализируют и выполняют задание 1.

рабочая карта урока

Представляют результат выполнения и сравнивают с предложенными эталонами, вносят коррективы.

4

Систематизация знаний

Подготовка суворовцев к обобщенной деятельности.

Воспроизведение имеющих знаний о металлах на новом уровне.

ПУДД (действия постановки и решения проблем) создание способов решения проблем поискового характера

ПУДД (общеучебные)

осознанное построение речевого высказывания.

РУДД контроль

КУДД умение с достаточной точностью выражать свои мысли

ПУДД (действия постановки и решения проблем) создание способов решения проблем поискового характера

КУДД умение с достаточной точностью выражать свои мысли

РУДД контроль

1. Предлагает установить взаимосвязь ранее изученного материала о металлах с использованием их во время Великой Отечественной войны.

2. Формулирует проблемную ситуацию: Во многих источниках металлы называют «солдатами войны» - так ли это?

Какие металлы могли бы быть использованы в военном деле?

 3. Оценивает подготовленное сообщение о железе. Дополняет сообщение, задаёт вопросы, предлагает,  для решения проблемного вопроса повторить свойства железа, в качестве контроля  выполнить задание 3  рабочая карта урока

4. Погружение в ситуативную задачу- демонстрирует  об алюминии, предлагает рассмотреть свойства алюминия с точки зрения химической активности , слушает сообщения  об алюминии, предлагает выполнить задание 4 рабочая карта урока.

5.  Погружение в ситуативную задачу- демонстрирует видеоматериал «Сообщение о магнии». Предлагает изучить материал, выполнить задание 5. рабочая карта урока

6. Предлагает отгадать загадку Презентация к уроку слайд 9, определив о каком металле пойдёт речь. Оценивает подготовленное «Сообщение о свинце»

Помогает решить проблемный вопрос с помощью анализа химических свойств свинца. Акцентирует внимание на выполнении 6 задания рабочая карта урока

7. Предлагает проанализировать фразу: «Из одного металла льют медаль – за бой, медаль- за труд.» Презентация к уроку слайд 10. Демонстрирует медную проволоку и просит рассказать о меди. Доводит до сведения суворовцев, что медали делают из латуни. Погружение в ситуативную задачу: «Какое отношение к латуни имеет медь?» Предлагает выполнить  задание 7 рабочая карта урока

8.  Организует  деятельность суворовцев таким образом, что из созданной ими  системы знаний о металлах, проведённой аналитической деятельности,  формулируется ответ на вопрос проблемной ситуации: «Являются ли металлы – солдатами войны?»

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Погружаются в проблемную ситуацию.

На основании самостоятельно изученного материала, делают сообщения о свойствах железа  с постановкой проблемного вопроса («Сообщение о железе») Презентация к уроку слайд 6

Анализируют полученную информацию, выполняют задание 3, делают вывод, что железо можно назвать – Солдатом войны.

 Смотрят видеоматериал

 об алюминии, погружаются в ситуацию.

Слушают «Сообщение об алюминии», Презентация к уроку слайд 7

Выбирают информацию, необходимую для решения проблемного вопроса.

Анализируют свойства алюминия, делают вывод о химической активности алюминия. Выполняют задание 4 в рабочих картах.

Делают вывод, что алюминий так же можно назвать Солдатом войны.

Смотрят видеоматериал «Сообщение о магнии», Презентация к уроку слайд 8, погружаются в ситуацию. Анализируют, обсуждают. Выполняют задание 5 в рабочих картах. Делают вывод- что алюминий тоже является солдатом войны.

Отгадывают загадку,  осмысляют «Сообщение о свинце». Отвечают на поставленный вопрос, устанавливают причинно- следственные связи между свойствами свинца и его применением в качестве Солдата войны, выполняют задание 6 в рабочей карте.

Обобщают ранее изученные  физические и химические свойства меди, слушают сообщение о меди, погружаются в ситуацию, анализируют предложенную фразу, высказывают идеи о металле из которого изготавливают медали.

Анализируют, обсуждают,  высказывают своё мнение и делают вывод, что представленные металлы, действительно, являются Солдатами войны

5

Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

РУДД контроль

Организует блиц- опрос по теме. Презентация к уроку слайд 11. Правильные ответы  определяются  на этом же слайде  путём наведения курсора на блок вопроса.

Предлагает в честь всех металлов – Солдатов войны, организовать салют  Презентация к уроку слайд 12

Анализируют представленный блиц – опрос.  Представляют результат выполнения и сравнивают с предложенными эталонами, вносят коррективы.

6

Подведение итогов. Рефлексия

Выявление качества уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

РУДД (оценка) выделение и осознание качество и уровня усвоения

Инициирует и активизирует рефлексию суворовцев по поводу индивидуальной и совместной

Деятельности.

Предлагает ответить на вопрос6

- Почему металлы являются солдатами войны?

Оценивает активно участвующих в работе суворовцев. Сообщает о получении оценки за заполнение рабочей карты.

Анализируют собственную деятельность, достижение или не достижении поставленной цели урока. Высказывают своё мнение, дают оценку происходящему.

7

Задания для самостоятельной подготовки

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

Проводится инструктаж по выполнению заданий для самостоятельной подготовки

Задают вопросы на уточнение, фиксируют  информацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"

Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....

Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"

В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...

методическая разработка праздника "Бравые солдаты"

Спортивный праздник посвящён 23 февраля...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

разработка урока "Металлы – химические элементы и простые вещества"

Цель урока:- рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов;- повторить и обобщить сведения о металлической химической связи;- изучить общие физические и химические свойства про...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Методическая разработка урока "Металлы в природе. Понятие о металлургии"

Ознакомить обучающихся с природными соединениями металлов ....