Методическая разработка урока «Металлы- солдаты войны»
методическая разработка по химии (9 класс)
Данный урок входит в систему уроков по теме: «Металлы» в 9 классе и является обобщающим. Он связан с другими уроками системой знаний и умений, т.к. для его проведения необходимы знать строение, положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физические и химические свойствах металлов. Учитывая, специфику учебного заведения, направления воспитательной и профессиональной деятельности, а также в преддверии празднования 75- летия Победы в Великой Отечественной войне, была выбрана тема: «Металлы- солдаты войны».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Дистанционный конкурс методических разработок уроков
и внеурочных мероприятий, посвящённых 75- летию Победы
в Великой Отечественной войне
Номинация:
Методическая разработка урока
Методическая разработка урока
«Металлы- солдаты войны»
Разработала:
Русакович Ольга Владимировна
преподаватель ОД (физика,
химия и биология)
Санкт-Петербург
2020 год
Методическое обоснование
Данный урок входит в систему уроков по теме: «Металлы» в 9 классе и является обобщающим. Он связан с другими уроками системой знаний и умений, т.к. для его проведения необходимы знать строение, положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физические и химические свойствах металлов. Учитывая, специфику учебного заведения, направления воспитательной и профессиональной деятельности, а также в преддверии празднования 75- летия Победы в Великой Отечественной войне, была выбрана тема: «Металлы- солдаты войны».
Методическая цель урока – апробировать инновационную технологию на примере педагогической мастерской построения знаний для систематизации знаний и умений на уроке химии по теме: «Металлы- солдаты войны».
Реализация данной технологии осуществляется согласно следующим этапам:
I этап – индукция - первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность суворовцев: «Мозговой штурм» - выделение общих признаков, которые направлены на понятие - «металлы», формулирование темы урока, постановка целей урока.
II этап- само- и социоконструкция – решение теста «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева», сравнение с эталоном ответов, работа в парах, работа с картой урока, актуализация имеющихся знаний о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева,
III этап – использование технологии проблемного обучения на основе анализа видеоопыта, высказываний, загадок, личного опыта суворовцев по теме урока. Систематизация имеющихся знаний о свойствах металлов, установление причинно – следственных связей между свойствами и применением металлов во время Великой Отечественной войны, определение способов решения проблемной ситуации.
IV этап- афиширование: представление суворовцами продуктов самостоятельной деятельности (сообщения о металлах, демонстрация видеоматериала, с погружением в проблемные ситуации), формулирование вывода на поставленный проблемный вопрос: «Можно ли назвать металлы – солдатами войны? », представление результатов выполнения заданий, блиц - опрос, корректировка деятельности.
V этап - рефлексия: осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения, проговаривание суворовцами результатов своих деятельности.
Предлагаемая работа может быть рекомендована преподавателям основного общего образования (9 класс) при изучении различных металлов (например, алюминия, железа и других). Подобная форма организации занятия позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС. Мастерская, как инновационная технология, предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности суворовцев, ориентирована на развитие личности суворовца, его познавательных начал и созидательных способностей.
Технологическая карта урока
Предмет | Химия | ||
Класс: | 9 | ||
Тема урока | Металлы- солдаты войны (систематизация знаний по теме «Металлы») | ||
Тип урока | Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности) | ||
Цель урока | Систематизация знаний о металлах, химических свойствах и использования их во время Великой Отечественной войны | ||
Задачи урока | - организовать фронтальную работу с учебной группой, актуализировать знания о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; обобщить физические и химические свойства металлов, установить взаимосвязь: строение – свойства- применение металлов в годы Великой Отечественной войны; - актуализировать знания суворовцев по теме: «Металлы» и привести их в систему; - актуализировать познавательные умения суворовцев посредством формирования УУД при выполнении логических и тестовых заданий, выполнения заданий в рабочей карте урока; - подтвердить гипотезу об активности алюминия, используя видеоматериал, осмысление его особенных химических свойствах, позволяющих его называть «Солдатом войны»; - провести демонстрационный эксперимент, с использованием видеоматериала, подтверждающим свойства магния как «Солдата войны» - через выполнения задания практической направленности (анализ условий взаимодействия магния с водой), решить проблемную ситуацию; - через осмысление высказываний и загадок осуществить обобщение знаний об использовании свинца, меди, железа в военном деле; - создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в парах, инициативном сотрудничестве в поиске информации, участии в диалоге; -дать возможность суворовцам предоставить результаты своей деятельности в процессе самостоятельного выполнения заданий по подготовке сообщений о металлах и создании видеоматериала; - воспитывать организованность, инициативность, настойчивость, самостоятельность при подготовке сообщений к уроку | ||
Методы обучения: | Метод проблемного изложения, частично – поисковый, практический | ||
Основные понятия темы | IA и IIA группы ПСХЭ Д.И. Менделеева, кристаллическая решётка, сплавы железа и углерода, латунь, бронза | ||
Применяемые современные технологий | Технология проблемного обучения, педагогическая мастерская- мастерская построения знаний | ||
Межпредметные связи | История | ||
Ресурсы | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; Лабораторное оборудование и реактивы: спиртовка, щипцы, стружка магния; Дидактическое обеспечение урока: Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян; ПСХЭ Д.И. Менделеева, «Сообщение о железе», «Сообщение об алюминии», «Сообщение о свинце», подготовленные в качестве задания по самоподготовке, Презентация к уроку, рабочая карта урока, видеоматериал об алюминии, видеоматериал «Сообщение о магнии» Источники получения информации: - «Сферы применения меди»: http://www.protown.ru/information/hide/5581.html - «Свойства магния»: https://chem.ru/magnij.html - Н.Я. Турова «Неорганическая химия в таблицах»:http://chembaby.com/wp-content/uploads/2012/Turova.pdf | ||
Формы организации учебной деятельности | индивидуальная, групповая работа, коллективное обсуждение | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
- знать химические знаки металлов, место положения металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева; - уметь записывать формулы металлов, их соединений; - понимать, что в основе строения металлов лежит кристаллическая решётка; - знать химические свойства металлов, на основании которых они могут относится к «Солдатам войны» - уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов; - уметь применять уравнения химических реакций при выполнении заданий практической направленности, объяснять полученные результаты, используя полученные знания по теме. - понимать, почему железо, маний, алюминий, свинец, медь имеют определённые свойства, благодаря которым они используются в военном деле. | Познавательные: уметь анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать свойства металлов, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи между строением, свойствами и применением металлов в военном деле во время Великой Отечественной войны; Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; прогнозировать и предполагать полученный результат, наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность; Коммуникативные: уметь слушать, выступать перед ученическим коллективом, участвовать в обсуждениях, наблюдать за действиями своих товарищей, оценивать, вносить коррективы, научиться работать в паре, группе, представлять результаты своей деятельности. | Формировать познавательный интерес к предмету; самостоятельность в приобретении знаний о железе, алюминии, магнии, свинце, меди, подготовки сообщений, видеоролика, демонстрационного опыта по горению магния, осмысление и восприятие учебного материала о использовании металлов не только в мирное время, но и во время Великой Отечественной войны |
Ход урока | ||||
№ | Этапы организации учебной деятельности | Цель этапа и формируемые УУД | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность преподавателя | Деятельность суворовца | |||
1 | Организационный момент | Приветствие, фиксация отсутствующих; Организация внимания суворовцев | Взаимное приветствие, проверка готовности суворовцев к уроку | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
2 | Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. | Обеспечение мотивации и принятия суворовцами цели учебно- познавательной деятельности. ПУДД (общеучебные): формулирование познавательной цели | 1. Организует первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность суворовцев (индуктор): метод «Мозговой штурм»- выделение общих признаков, которые направлены на понятие - «металлы». Презентация к уроку слайд 3,4 О каких элементах идёт речь? Свойства каких веществ представлены вниманию? 2. Задаёт вопросы, подготавливает суворовцев к постановке цели урока: - Какие наиболее важные сведения о металлах Вам известны? - Достаточно ли имеющихся данных о свойствах металлов, что охарактеризовать применение металлов, особенно во время Великой Отечественной войны? 3. Объясняет структуру урока. рабочая карта урока | Актуализируют личный опыт и знания о металлах. Погружаются в игровой момент. Осуществляют самоанализ и самоконтроль. Обсуждают, выдвигают свои идеи. Предполагают тему урока. Формулируют тему урока. Осмысляют заданные вопросы, проговаривают и добавляют ещё известные им свойства о металлах. Осознание недостаточности имеющихся знаний. Формулируют цель урока, что нужно привести в систему знания о металлах, чтобы рассмотреть возможности способов использования металлов во время Великой Отечественной войны. Записывают тему урока в рабочую карту. |
3 | Актуализация знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и актуализации имеющихся знаний у суворовцев о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, их химической активности ПУДД (обще учебные): осознанное построение речевого высказывания РУДД самоконтроль ПУДД (логические) анализ с целью выделения признаков | 1. Актуализирует имеющиеся знания о положении металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Фронтальный опрос: - Какое место в ПСХЭ занимают металлы? 2. Организует работу в парах. Проводит тестирование по теме: «Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Презентация к уроку слайд 5 (Правильные ответы выведены на слайд презентации путём нажатия левой кнопки мышки в виде подчёркиваний) 3. Предлагает выполнить задание 1 в рабочей карте урока. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы, анализируют положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева Работают в парах. Осуществляют самоконтроль, работая в парах. Анализируют и выполняют задание 1. Представляют результат выполнения и сравнивают с предложенными эталонами, вносят коррективы. |
4 | Систематизация знаний | Подготовка суворовцев к обобщенной деятельности. Воспроизведение имеющих знаний о металлах на новом уровне. ПУДД (действия постановки и решения проблем) создание способов решения проблем поискового характера ПУДД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания. РУДД контроль КУДД умение с достаточной точностью выражать свои мысли ПУДД (действия постановки и решения проблем) создание способов решения проблем поискового характера КУДД умение с достаточной точностью выражать свои мысли РУДД контроль | 1. Предлагает установить взаимосвязь ранее изученного материала о металлах с использованием их во время Великой Отечественной войны. 2. Формулирует проблемную ситуацию: Во многих источниках металлы называют «солдатами войны» - так ли это? Какие металлы могли бы быть использованы в военном деле? 3. Оценивает подготовленное сообщение о железе. Дополняет сообщение, задаёт вопросы, предлагает, для решения проблемного вопроса повторить свойства железа, в качестве контроля выполнить задание 3 рабочая карта урока 4. Погружение в ситуативную задачу- демонстрирует об алюминии, предлагает рассмотреть свойства алюминия с точки зрения химической активности , слушает сообщения об алюминии, предлагает выполнить задание 4 рабочая карта урока. 5. Погружение в ситуативную задачу- демонстрирует видеоматериал «Сообщение о магнии». Предлагает изучить материал, выполнить задание 5. рабочая карта урока 6. Предлагает отгадать загадку Презентация к уроку слайд 9, определив о каком металле пойдёт речь. Оценивает подготовленное «Сообщение о свинце» Помогает решить проблемный вопрос с помощью анализа химических свойств свинца. Акцентирует внимание на выполнении 6 задания рабочая карта урока 7. Предлагает проанализировать фразу: «Из одного металла льют медаль – за бой, медаль- за труд.» Презентация к уроку слайд 10. Демонстрирует медную проволоку и просит рассказать о меди. Доводит до сведения суворовцев, что медали делают из латуни. Погружение в ситуативную задачу: «Какое отношение к латуни имеет медь?» Предлагает выполнить задание 7 рабочая карта урока 8. Организует деятельность суворовцев таким образом, что из созданной ими системы знаний о металлах, проведённой аналитической деятельности, формулируется ответ на вопрос проблемной ситуации: «Являются ли металлы – солдатами войны?» | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Погружаются в проблемную ситуацию. На основании самостоятельно изученного материала, делают сообщения о свойствах железа с постановкой проблемного вопроса («Сообщение о железе») Презентация к уроку слайд 6 Анализируют полученную информацию, выполняют задание 3, делают вывод, что железо можно назвать – Солдатом войны. Смотрят видеоматериал об алюминии, погружаются в ситуацию. Слушают «Сообщение об алюминии», Презентация к уроку слайд 7 Выбирают информацию, необходимую для решения проблемного вопроса. Анализируют свойства алюминия, делают вывод о химической активности алюминия. Выполняют задание 4 в рабочих картах. Делают вывод, что алюминий так же можно назвать Солдатом войны. Смотрят видеоматериал «Сообщение о магнии», Презентация к уроку слайд 8, погружаются в ситуацию. Анализируют, обсуждают. Выполняют задание 5 в рабочих картах. Делают вывод- что алюминий тоже является солдатом войны. Отгадывают загадку, осмысляют «Сообщение о свинце». Отвечают на поставленный вопрос, устанавливают причинно- следственные связи между свойствами свинца и его применением в качестве Солдата войны, выполняют задание 6 в рабочей карте. Обобщают ранее изученные физические и химические свойства меди, слушают сообщение о меди, погружаются в ситуацию, анализируют предложенную фразу, высказывают идеи о металле из которого изготавливают медали. Анализируют, обсуждают, высказывают своё мнение и делают вывод, что представленные металлы, действительно, являются Солдатами войны |
5 | Первичная проверка понимания | Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности РУДД контроль | Организует блиц- опрос по теме. Презентация к уроку слайд 11. Правильные ответы определяются на этом же слайде путём наведения курсора на блок вопроса. Предлагает в честь всех металлов – Солдатов войны, организовать салют Презентация к уроку слайд 12 | Анализируют представленный блиц – опрос. Представляют результат выполнения и сравнивают с предложенными эталонами, вносят коррективы. |
6 | Подведение итогов. Рефлексия | Выявление качества уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции РУДД (оценка) выделение и осознание качество и уровня усвоения | Инициирует и активизирует рефлексию суворовцев по поводу индивидуальной и совместной Деятельности. Предлагает ответить на вопрос6 - Почему металлы являются солдатами войны? Оценивает активно участвующих в работе суворовцев. Сообщает о получении оценки за заполнение рабочей карты. | Анализируют собственную деятельность, достижение или не достижении поставленной цели урока. Высказывают своё мнение, дают оценку происходящему. |
7 | Задания для самостоятельной подготовки | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения | Проводится инструктаж по выполнению заданий для самостоятельной подготовки | Задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"
Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....
Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"
В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

разработка урока "Металлы – химические элементы и простые вещества"
Цель урока:- рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов;- повторить и обобщить сведения о металлической химической связи;- изучить общие физические и химические свойства про...
методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка подготовлена для проведения открытого мероприятия в 9-ом классе. Открытый урок проведен в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...
Методическая разработка урока "Металлы в природе. Понятие о металлургии"
Ознакомить обучающихся с природными соединениями металлов ....