Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
методическая разработка по истории (9 класс)

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие школьников  вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.

Мероприятие проводится с применением презентации MicrosoftPowerPoint и использованием видеоматериалов. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Информационные технологии расширяют возможности учебного процесса, делают  обучение  наглядным, помогают преподавателю  сконцентрировать внимание на основных моментах.

Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.

Содержание вопросов требует от участников знания имен, понятий, дат, умения устанавливать связь между историческими явлениями, соотносить известные факты с неизвестными, делать выводы.

    Задачи игры «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне» - активизировать учебно-познавательную деятельностьшкольников; повысить мотивацию к изучению отечественной истории; способствовать воспитанию  гражданственности, национальной идентичности.

    Разработка включает описание хода игры и приложение (презентацию в печатном варианте, материалы для жюри – ответы на задания, результаты игры)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_vov.docx343.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дом\Pictures\2019-12-03\007.jpg

Автор:  Т.А.Будаев - преподаватель истории, обществознания Верхнесаянтуйской санаторной школы-интерната

Аннотация:  Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для учащихся 9ого класса. Разработка включает  - введение, технологическую карту, сценарий игры, приложение.

Введение

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие школьников  вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.

Мероприятие проводится с применением презентации MicrosoftPowerPoint и использованием видеоматериалов. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Информационные технологии расширяют возможности учебного процесса, делают  обучение  наглядным, помогают преподавателю  сконцентрировать внимание на основных моментах.

Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.

Содержание вопросов требует от участников знания имен, понятий, дат, умения устанавливать связь между историческими явлениями, соотносить известные факты с неизвестными, делать выводы.

    Задачи игры «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне» - активизировать учебно-познавательную деятельностьшкольников; повысить мотивацию к изучению отечественной истории; способствовать воспитанию  гражданственности, национальной идентичности.

    Разработка включает описание хода игры и приложение (презентацию в печатном варианте, материалы для жюри – ответы на задания, результаты игры)

.Внеклассное мероприятие

«Дорогами войны»

Дата

Участники игры – 3 команды (по 7 человек)  9-ого класса, болельщики, зрители 8-ого класса

Тип занятия – применение и углубление знаний

Вид  - интеллектуальная игра

Цель:Создать развивающее пространство, в рамках которого учащиесясмогут углубить, применить знания по историиВеликой Отечественной войны, продвинуться в  формировании исторического  мышления

Задачи:

- активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; повысить мотивацию к изучению отечественной истории

- содействовать формированию у школьников уважения к историческому прошлому своего народа на примере великого подвига советского народа в ВОВ, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; активной жизненной позиции;

- в процессе   соревновательного обсуждения  логических заданий развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между  людьми

Образовательные результаты:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

-готовность и способность обучающихся к отстаиванию  собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

-формировать российскую идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- воспитывать уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за  свою Родину

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД:

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

Коммуникативные УУД:

-координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

-использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом

-использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

-составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;

-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

-уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира

Основные понятия:важнейшие  исторические события Великой отечественной войны; исторические деятели России советского периода, подвиг советского народа, роль СССР в победе во  Второй мировой войне

Методы обучения: поисковый метод, проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, наглядно-иллюстративный метод, исполнение военных песен

Методическое обеспечение: учебник (С.И.ЗагладинИстория России); электронная презентация, раздаточный материал для работы по группам,  видео-аудиоматериалы

Межпредметные связи:

дисциплина

темы

литература

Произведения советских писателей, отображающие события ВОВ

искусство

искусство плаката, киноискусство, вокальное искусство

Структура   мероприятия:

I.  сообщение темы, цели, условий  игры; представление команд, жюри

II. выполнение заданий командами  

III. подведение итогов  игры


Технологическая карта внеклассного мероприятия по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Этапы мероприятия

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Планируемые  компетенции

Деятельность обучающихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

I

Организационный; постановка цели и задач

3минуты

Определить  цель, задачи, разъяснить условия  игры; представить команды, жюри; мотивировать  участников

Формулирует цель и задачи; знакомит с этапами игры, представляет членов жюри, разъясняет условия игры, мотивирует участников

Проявлять готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию

Регулятивные УУД:

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач

Участвуют в беседе; представляют команды, задают вопросы с целью прояснения своей деятельности

II Выполнение командами заданий

1.  «Разведка боем» (разминка)

10 минут

Показать,  закрепить, прояснить  знания базовых понятий  по истории ВОВ

Задает поочередно  командам  несложные  вопросы с целью прояснения базовых понятий по теме ВОВ

Формировать способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого;

Познавательные УУД

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

-использовать понятийный аппарат исторического знания

Команды поочередно

отвечают на вопросы Демонстрируют знания фактов, процессов и явлений

ВОВ

2 «Совершенно секретно

15 минут

Установить

кодовые названия  крупнейших военных операций ВОВ

Преподаватель  предлагает определить названия операций, используя  иллюстрации, фото

развивать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм

Познавательные УУД:

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций

-различать в исторической информации факты и мнения

Развивают умение быстро и логично высказывать суждение, обсуждают варианты решения в команде, анализировать информацию, представленную в знаковых системах

3 «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».

10 минут

 расширить представление об исторических событиях, явлениях ВОВ

 организует выполнение логических  заданий на выявление причинно-следственных связей явлений, развитие логического мышления

Познавательные УУД:

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций

Коммуникативные УУД:

-выполнять работу в условиях реального  взаимодействия;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения  

-различать в исторической информации факты и мнения

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

- составлять собственное суждение об историческом наследии народов России

Проясняют, уточняют знания исторических событий, различают в информации факты  

Развивают умение работать в команде  

4.«Герои войны»

7 минут

Определять и кратко характеризовать героев войны (полководцев, солдат, партизан)

организовывает выполнение заданий командами  по определению исторических деятелей

воспитывать уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за  свою Родину;

формировать способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого

Регулятивные УУД

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Коммуникативные УУД:

-выполнять работу в условиях реального  взаимодействия

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

составлять собственное суждение об историческом наследии народов России

Демонстрируют, расширяют  знания об исторических деятелях, героях войны

5. «Солдатский привал»-

 исполнение военных песен (караоке)

13 минут

Расширить  знание о солдатском быте (питание, трудности окопной жизни, досуг)  

Организует выполнение логических заданий (коллективная форма); конкурс военных песен

Демонстрируют, развивают умение анализировать информацию, представленную в знаковых системах

Исполняют песни военной тематики (по жребию)

III.  Подведение итогов игры

2 мин.

Подведение итогов игры; осуществление рефлексии

Предоставляет слово членам  жюри (результаты игры), комментирует, беседует по поводу результативности действий команд

Проявлять готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию

Регулятивные УУД

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Оценивают результаты своей деятельности

Ход игры:

Преподаватель:

Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне,75 годовщину которой мы будем отмечать 9 мая 2020г.

Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

 Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей  игры «Дорогами войны».

Она будет проходить в несколько  этапов:

I  Разведка боем

II  Совершенно секретно

III  «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».

(Б.Л. Васильев.А зори здесь тихие...)

IVГерои войны

VСолдатский привал

Ведущая: Но прежде всего правила общения во время викторины

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ :

  1. С уважением относимся друг к другу
  2. Любое мнение заслуживает внимания
  3. Пока один говорит, все его слушают
  4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Представляем жюри:

Учителя школы…

Жюри получает судейские листы

1 этап –Разведка боем

Преподаватель: Каждой команде достанутся 4 вопроса. На обдумывание -5 секунд, затем – ответ. Если команда не ответит, в бой вступают другие команды. За каждый ответ – 2 балла

Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой      Отечественной войны?

И.В.Сталин

За что вручали самую известную медаль ВОВ?

За отвагу

Сколько длилась ВОВ?

1418 дней

Кто стоял во главе фашистской Италии?

Б. Муссолини

Войска каких стран, кроме Германии, участвовали в войне против СССР?

Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния

Что такое ГКО?

Гос.комитет обороны

Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это…

Немецкий танк

Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что?

Тревога, появился вражеский самолет

Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ?

«Катюша»

Какую дорогу назвали «дорогой жизни»?

для снабжения блокадного Ленинграда

Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна?

Колонна военнопленных немцев

Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»?

Женщин - лётчиц

Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»?

К.Симонов

Кто выступил по радио и сообщил о начале войны?

Молотов

2этап Совершенно секретно

Названия военных операций выбираются так, чтобы вложить в одно-два слова всю стратегическую суть предстоящей акции. При этом враг, даже узнав его, не должен догадаться о главных элементах плана. Направление главного удара, привлекаемые технические средства, сроки и тому подобные детали для противника обязательно остаются тайной. За правильный ответ -5  баллов (если команда определяет название операции, содержание по 1 слайду – иллюстрации -5  баллов, если с подсказками – количество баллов снижается)

1. Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов(август-сентябрь 1943г.)? «Рельсовая война»

2. Операция по прорыву обороны и разгрома врага под Сталинградом: «Уран»

3.Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их?Цитадель

4. Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии?Багратион

5. Операция по открытию второго фронта в Европе?Оверлорд

6. Кодовое название военной операции советских войск по окружению немецких войск в районе Сталинграда. Кольцо

7.Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы

Тайфун

8.Кодовое название военного вторжения и  захвата  немецкими войсками территории СССР. Барбаросса

9. Программа колонизации и германизации оккупированных рейхом территорий СССР. Ост

10. Наступательная операция, результатом которой стало освобождение Орла 5 августа 1943 г. Кутузов

11. Партизанские операции в  оккупированных северо-западных областях СССР в сентябре-октябре  1943 г. Концерт

12 Наступательная операция советских войск по прорыву  блокады Ленинграда Искра

3 этап. «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».(Б.Л. Васильев.А зори здесь тихие...) – 3 балла

Задания командам

1.Горожане с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны…», «Враг наступает…», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает…». Руководство города, целиком поглощено военно-мобилизационным мероприятиями, упустило из вида нужды и настроение людей, оставшихся в городе. Кроме того, 16 октября 1941 г. через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков. Они промчались по улице Горького, выехали на ленинградское шоссе и у горбатого Химкинского моста столкнулись с противником

 В каком городе, и в какой период войны произошло это событие?

2. «Победа на фронте, растущий авторитет советского государства оказали решающее воздействие на укрепление международного влияния Советского Союза. С 28 ноября по 1 декабря 1943 года состоялась конференция глав правительств, трёх союзных держав – И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля. Эта конференция наглядно показала, что союзники способны договориться по коренным вопросам в трудных условиях войны».                                                                      

 Где состоялась конференция? Какой вопрос на ней решался?

3. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152)  «зверобоем». За что?

(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

4. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле?

(Прохоровское, Белгородская область РФ.)

5. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

(Союзническую армию.Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат.)

6. Что в данном перечне является лишним и почему?

Т-34; КВ; Т-VI; ИС

4  этап Герои войны

Задания командам -5  баллов (если команда отвечает без подсказки – 5  баллов, с подсказками – от1 до4  баллов)

1 Осенью 1942 г.группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток обороняла один из домов Сталинграда, превратив его в неприступный опорный пункт. Дом сохранен как музей и назван именем сержанта. Назовите его?

2. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя.

(Зоя Космодемьянская – «Таня», партизанка, разведчица.)

3. В столице Монголии Улан-Баторе находится государственный музей Героя Монголии и четырежды Героя Советского Союза. Монголы талант этого полководца ставят не ниже, чем талант самого Чингисхана. И по заслугам. В 1939 году он освободил от японских оккупантов Монголию, а потом спас от фашистов родную землю – нашу Россию. Кто этот полководец?

А. Будённый.                                                   В. Жуков.

Б. Ворошилов.                                                 Г. Тухачевский.

(В 1939 году на реке Халхин-Гол в полной мере раскрылся полководческий талант Г.К. Жукова.)(В)

4. Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.

А. Кошкин.                                                       В. Ильюшин.

Б. Калашников.                                                 Г. Токарев.(А)

5. Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения.  Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

А. Рокоссовский К.К.                                    В. Конев И.С.

Б. Малиновский Р.Я.                                       Г. Ворошилов К.Е.(А)

6.Беспримерный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских самолетов

5 этап «СОЛДАТСКИЙ ПРИВАЛ» - «Споемте, друзья!» - 6 баллов

На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведет, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.

«СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ!» (караоке)Команды  исполняют песни о ВОВ. Жюри оценивает  качество,  артистизм исполнения, быстроту реакции

Синий  платочек

Пора, в путь-дорогу

С чего начинается Родина

Бери шинель

Смуглянка

Темная ночь

Казаки в Берлине

Из  фильма  «Белорусский вокзал»

III. Жюри  объявляет результаты игры, определяет победителей и призеров  игры. Преподаватель  организует рефлексию.

Заключение

Практика использования игровых методов в преподавании  истории  наряду с традиционными дидактическими приемами  позволяет говорить об их эффективности, способности активизировать познавательную деятельность старшеклассников, сформировать устойчивый интерес к истории, а как результат – повысить уровень и качество знаний по истории, создать предпосылки для собственного мировоззренческого выбора.

 В  игре участвовали не только хорошо успевающие, прилежные ученики, но и  ученики, отличающиеся "леностью ума". И те и другие действовали активно,  увлекаясь поиском ответов, интенсивно размышляя, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивало. Как показывает практика, победителем  часто становится  не тот,  кто просто больше знает,  а тот, у кого к тому же больше развито воображение,  кто умеет  наблюдать и быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации,  кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами.

1 место заняла команда  

III.Материалы для жюри

Результаты игры

Этапы

1. Разведка боем (разминка)

1 ответ –  2 балла

2. Совершенно секретно -  

5 баллов

3 Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».

1 ответ -3 балла

4 Герои войны -5  баллов

5  Солдатский привал –

Песня –6 баллов

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие подвига Советского народа в Великой отечественной войне.В память о Сталинградском сражении.

Презентация в помощь к подготовке и проведению классного часа к годовщине Сталинградской битвы....

Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне

Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Игра по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Методическая разработка написана  для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для у...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа  в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка открытого мероприятия ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя к

Методическая разработка открытого мероприятия – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского...