методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
методическая разработка по истории
Методическая разработка подготовлена для проведения открытого мероприятия в 9-ом классе. Открытый урок проведен в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвященой 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Разработка включает - введение, технологическую карту, сценарий игры, приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны" | 344.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Т.А.Будаев - преподаватель истории, обществознания Верхнесаянтуйской санаторной школы-интерната
Аннотация: Методическая разработка написана для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Дорогами войны»», посвященной 75-летию Великой Отечественной войны для учащихся 9ого класса. Разработка включает - введение, технологическую карту, сценарий игры, приложение.
Введение
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие школьников вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.
Мероприятие проводится с применением презентации MicrosoftPowerPoint и использованием видеоматериалов. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Информационные технологии расширяют возможности учебного процесса, делают обучение наглядным, помогают преподавателю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.
Содержание вопросов требует от участников знания имен, понятий, дат, умения устанавливать связь между историческими явлениями, соотносить известные факты с неизвестными, делать выводы.
Задачи игры «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне» - активизировать учебно-познавательную деятельностьшкольников; повысить мотивацию к изучению отечественной истории; способствовать воспитанию гражданственности, национальной идентичности.
Разработка включает описание хода игры и приложение (презентацию в печатном варианте, материалы для жюри – ответы на задания, результаты игры)
.Внеклассное мероприятие
«Дорогами войны»
Дата
Участники игры – 3 команды (по 7 человек) 9-ого класса, болельщики, зрители 8-ого класса
Тип занятия – применение и углубление знаний
Вид - интеллектуальная игра
Цель:Создать развивающее пространство, в рамках которого учащиесясмогут углубить, применить знания по историиВеликой Отечественной войны, продвинуться в формировании исторического мышления
Задачи:
- активизировать учебно-познавательную деятельность школьников; повысить мотивацию к изучению отечественной истории
- содействовать формированию у школьников уважения к историческому прошлому своего народа на примере великого подвига советского народа в ВОВ, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; активной жизненной позиции;
- в процессе соревновательного обсуждения логических заданий развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми
Образовательные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
-формировать российскую идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- воспитывать уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД:
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
Коммуникативные УУД:
-координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
-использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом
-использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
-составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира
Основные понятия:важнейшие исторические события Великой отечественной войны; исторические деятели России советского периода, подвиг советского народа, роль СССР в победе во Второй мировой войне
Методы обучения: поисковый метод, проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, наглядно-иллюстративный метод, исполнение военных песен
Методическое обеспечение: учебник (С.И.ЗагладинИстория России); электронная презентация, раздаточный материал для работы по группам, видео-аудиоматериалы
Межпредметные связи:
дисциплина | темы |
литература | Произведения советских писателей, отображающие события ВОВ |
искусство | искусство плаката, киноискусство, вокальное искусство |
Структура мероприятия:
I. сообщение темы, цели, условий игры; представление команд, жюри
II. выполнение заданий командами
III. подведение итогов игры
Технологическая карта внеклассного мероприятия по истории «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Этапы мероприятия | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Планируемые компетенции | Деятельность обучающихся | ||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | ||||
I Организационный; постановка цели и задач 3минуты | Определить цель, задачи, разъяснить условия игры; представить команды, жюри; мотивировать участников | Формулирует цель и задачи; знакомит с этапами игры, представляет членов жюри, разъясняет условия игры, мотивирует участников | Проявлять готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию | Регулятивные УУД: -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач | Участвуют в беседе; представляют команды, задают вопросы с целью прояснения своей деятельности | |
II Выполнение командами заданий 1. «Разведка боем» (разминка) 10 минут | Показать, закрепить, прояснить знания базовых понятий по истории ВОВ | Задает поочередно командам несложные вопросы с целью прояснения базовых понятий по теме ВОВ | Формировать способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого; | Познавательные УУД -соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | -использовать понятийный аппарат исторического знания | Команды поочередно отвечают на вопросы Демонстрируют знания фактов, процессов и явлений ВОВ |
2 «Совершенно секретно 15 минут | Установить кодовые названия крупнейших военных операций ВОВ | Преподаватель предлагает определить названия операций, используя иллюстрации, фото | развивать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм | Познавательные УУД: -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций | -различать в исторической информации факты и мнения | Развивают умение быстро и логично высказывать суждение, обсуждают варианты решения в команде, анализировать информацию, представленную в знаковых системах |
3 «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает». 10 минут | расширить представление об исторических событиях, явлениях ВОВ | организует выполнение логических заданий на выявление причинно-следственных связей явлений, развитие логического мышления | Познавательные УУД: -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций Коммуникативные УУД: -выполнять работу в условиях реального взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения | -различать в исторической информации факты и мнения - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты - составлять собственное суждение об историческом наследии народов России | Проясняют, уточняют знания исторических событий, различают в информации факты Развивают умение работать в команде | |
4.«Герои войны» 7 минут | Определять и кратко характеризовать героев войны (полководцев, солдат, партизан) | организовывает выполнение заданий командами по определению исторических деятелей | воспитывать уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину; формировать способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого | Регулятивные УУД - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью Коммуникативные УУД: -выполнять работу в условиях реального взаимодействия | различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; составлять собственное суждение об историческом наследии народов России | Демонстрируют, расширяют знания об исторических деятелях, героях войны |
5. «Солдатский привал»- исполнение военных песен (караоке) 13 минут | Расширить знание о солдатском быте (питание, трудности окопной жизни, досуг) | Организует выполнение логических заданий (коллективная форма); конкурс военных песен | Демонстрируют, развивают умение анализировать информацию, представленную в знаковых системах Исполняют песни военной тематики (по жребию) | |||
III. Подведение итогов игры 2 мин. | Подведение итогов игры; осуществление рефлексии | Предоставляет слово членам жюри (результаты игры), комментирует, беседует по поводу результативности действий команд | Проявлять готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию | Регулятивные УУД - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью | Оценивают результаты своей деятельности |
Ход игры:
Преподаватель:
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне,75 годовщину которой мы будем отмечать 9 мая 2020г.
Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.
Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.
Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей игры «Дорогами войны».
Она будет проходить в несколько этапов:
I Разведка боем
II Совершенно секретно
III «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».
(Б.Л. Васильев.А зори здесь тихие...)
IVГерои войны
VСолдатский привал
Ведущая: Но прежде всего правила общения во время викторины
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ :
- С уважением относимся друг к другу
- Любое мнение заслуживает внимания
- Пока один говорит, все его слушают
- О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки
Представляем жюри:
Учителя школы…
Жюри получает судейские листы
1 этап –Разведка боем
Преподаватель: Каждой команде достанутся 4 вопроса. На обдумывание -5 секунд, затем – ответ. Если команда не ответит, в бой вступают другие команды. За каждый ответ – 2 балла
Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны? | И.В.Сталин | |
За что вручали самую известную медаль ВОВ? | За отвагу | |
Сколько длилась ВОВ? | 1418 дней | |
Кто стоял во главе фашистской Италии? | Б. Муссолини | |
Войска каких стран, кроме Германии, участвовали в войне против СССР? | Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния | |
Что такое ГКО? | Гос.комитет обороны | |
Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это… | Немецкий танк | |
Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что? | Тревога, появился вражеский самолет | |
Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ? | «Катюша» | |
Какую дорогу назвали «дорогой жизни»? | для снабжения блокадного Ленинграда | |
Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна? | Колонна военнопленных немцев | |
Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»? | Женщин - лётчиц | |
Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»? | К.Симонов | |
Кто выступил по радио и сообщил о начале войны? | Молотов |
2этап Совершенно секретно
Названия военных операций выбираются так, чтобы вложить в одно-два слова всю стратегическую суть предстоящей акции. При этом враг, даже узнав его, не должен догадаться о главных элементах плана. Направление главного удара, привлекаемые технические средства, сроки и тому подобные детали для противника обязательно остаются тайной. За правильный ответ -5 баллов (если команда определяет название операции, содержание по 1 слайду – иллюстрации -5 баллов, если с подсказками – количество баллов снижается)
1. Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов(август-сентябрь 1943г.)? «Рельсовая война»
2. Операция по прорыву обороны и разгрома врага под Сталинградом: «Уран»
3.Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их?Цитадель
4. Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии?Багратион
5. Операция по открытию второго фронта в Европе?Оверлорд
6. Кодовое название военной операции советских войск по окружению немецких войск в районе Сталинграда. Кольцо
7.Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы
Тайфун
8.Кодовое название военного вторжения и захвата немецкими войсками территории СССР. Барбаросса
9. Программа колонизации и германизации оккупированных рейхом территорий СССР. Ост
10. Наступательная операция, результатом которой стало освобождение Орла 5 августа 1943 г. Кутузов
11. Партизанские операции в оккупированных северо-западных областях СССР в сентябре-октябре 1943 г. Концерт
12 Наступательная операция советских войск по прорыву блокады Ленинграда Искра
3 этап. «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает».(Б.Л. Васильев.А зори здесь тихие...) – 3 балла
Задания командам
1.Горожане с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны…», «Враг наступает…», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает…». Руководство города, целиком поглощено военно-мобилизационным мероприятиями, упустило из вида нужды и настроение людей, оставшихся в городе. Кроме того, 16 октября 1941 г. через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков. Они промчались по улице Горького, выехали на ленинградское шоссе и у горбатого Химкинского моста столкнулись с противником
В каком городе, и в какой период войны произошло это событие? Тульская оборонительная операция продолжалась с 24 октября по 5 декабря 1941 года или Би́тва за Москву́ (Моско́вская би́тва, Би́тва под Москво́й, 30 сентября 1941 года — 20 апреля 1942 года)
2. «Победа на фронте, растущий авторитет советского государства оказали решающее воздействие на укрепление международного влияния Советского Союза. С 28 ноября по 1 декабря 1943 года состоялась конференция глав правительств, трёх союзных держав – И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля. Эта конференция наглядно показала, что союзники способны договориться по коренным вопросам в трудных условиях войны».
Где состоялась конференция? Какой вопрос на ней решался? Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция встреча «большой тройки» — лидеров трёх стран: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания), состоявшаяся в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года.
3. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)
4. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле?
(Прохоровское, Белгородская область РФ.)
5. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?
(Союзническую армию.Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат.)
6. Что в данном перечне является лишним и почему?
Т-34; КВ; Т-VI; ИС - Т VI лишнее.
4 этап Герои войны
Задания командам -5 баллов (если команда отвечает без подсказки – 5 баллов, с подсказками – от1 до4 баллов)
1 Осенью 1942 г.группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток обороняла один из домов Сталинграда, превратив его в неприступный опорный пункт. Дом сохранен как музей и назван именем сержанта. Назовите его? –Дом Павлова
2. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя.
(Зоя Космодемьянская – «Таня», партизанка, разведчица.)
3. В столице Монголии Улан-Баторе находится государственный музей Героя Монголии и четырежды Героя Советского Союза. Монголы талант этого полководца ставят не ниже, чем талант самого Чингисхана. И по заслугам. В 1939 году он освободил от японских оккупантов Монголию, а потом спас от фашистов родную землю – нашу Россию. Кто этот полководец?
А. Будённый. В. Жуков.
Б. Ворошилов. Г. Тухачевский.
(В 1939 году на реке Халхин-Гол в полной мере раскрылся полководческий талант Г.К. Жукова.)(В)
4. Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.
А. Кошкин. В. Ильюшин.
Б. Калашников. Г. Токарев.(А)
5. Этого полководца называли "советским Багратионом". Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его весомый вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?
А. Рокоссовский К.К. В. Конев И.С.
Б. Малиновский Р.Я. Г. Ворошилов К.Е.(А)
6.Беспримерный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских самолетов
5 этап «СОЛДАТСКИЙ ПРИВАЛ» - «Споемте, друзья!» - 6 баллов
На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведет, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.
«СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ!» (караоке)Команды исполняют песни о ВОВ. Жюри оценивает качество, артистизм исполнения, быстроту реакции
Синий платочек
Пора, в путь-дорогу
С чего начинается Родина
Бери шинель
Смуглянка
Темная ночь
Казаки в Берлине
Из фильма «Белорусский вокзал»
III. Жюри объявляет результаты игры, определяет победителей и призеров игры. Преподаватель организует рефлексию.
Заключение
Практика использования игровых методов в преподавании истории наряду с традиционными дидактическими приемами позволяет говорить об их эффективности, способности активизировать познавательную деятельность старшеклассников, сформировать устойчивый интерес к истории, а как результат – повысить уровень и качество знаний по истории, создать предпосылки для собственного мировоззренческого выбора.
В игре участвовали не только хорошо успевающие, прилежные ученики, но и ученики, отличающиеся "леностью ума". И те и другие действовали активно, увлекаясь поиском ответов, интенсивно размышляя, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивало. Как показывает практика, победителем часто становится не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет наблюдать и быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами.
1 место заняла команда
III.Материалы для жюри
Результаты игры
Этапы | |||
1. Разведка боем (разминка) 1 ответ – 2 балла | |||
2. Совершенно секретно - 5 баллов | |||
3 Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает». 1 ответ -3 балла | |||
4 Герои войны -5 баллов | |||
5 Солдатский привал – Песня –6 баллов | |||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне
Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме....
Презентации к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне
Презентации составлены в помощь классному руководителю для проведения классных часов, посвященных 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....
Литературно-музыкальная композиция "Навечно молодые" к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
В память о выпускниках 1941 года......
Презентация. Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"
Презентация.Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"...
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного 75 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного 75 - летию Победысоветского народа в Великой Отечественной войне Цель проведения диктанта: повышение исторической грамотност...
Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне...
Методическая разработка открытого мероприятия ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя к
Методическая разработка открытого мероприятия – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского...