Урок химии в формате ОГЭ
методическая разработка по химии (9 класс)
Химия 9 класс (урок в формате ОГЭ).
Тема: Аммиак.
Цель: в ходе проблемного диалога и выполнения заданий изучить свойства аммиака, закрепить знания об азоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_himii_ammiak.docx | 492.44 КБ |
urok_himii_v_formate_oge.pptx | 2.42 МБ |
himiya_rabochiy_list.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 9 класс (урок в формате ОГЭ).
Тема: Аммиак.
Цель: в ходе проблемного диалога и выполнения заданий изучить свойства аммиака, закрепить знания об азоте.
Ход урока.
1. | Организационный момент. | Критерии оценки | Балл На уроке | Балл на ОГЭ |
2. | Работа в группе: «Перестановки». Расставить карточки-задания по химии согласно спецификации экзаменационной работы ОГЭ по химии. | Критерием оценки задания будет слово – химический термин. (СОЕДИНЕНИЯ) | 1 | 0 |
3. | Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 и ответить на вопрос о соединениях какого химического элемента пойдет сегодня речь на уроке. | АЗОТ | 1 | 3 |
4. | Мы сегодня будем говорить не обо всех соединениях, а лишь об одном из них. Вернемся к заданию №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны. Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос? При изучении химии только ли названия веществ нас интересуют? | 1) HNO3 – азотная кислота 2) HNO2 - азотистая кислота 3) N2O3 - оксид азота (3) 4) NH3 Как называется вещество, формула которого NH3? Еще мы изучаем физические и химические свойства, способы получения. | ||
5. | Решим задание №3 и определим тип химической связи в молекуле изучаемого вещества. Вещества с ковалентной полярной связью это обычно какие вещества? | Ковалентная полярная Либо жидкости, либо газы. | 1 | 1 |
6. | Сформулируйте гипотезу | Изучаемое вещество является либо жидкостью либо газом. | ||
Проверим гипотезу. | ||||
7. | Опыт в вытяжном шкафу: смешаем 2 сухих вещества. Насыпаем смесь в пробирку. Закрываем газоотводной трубкой, конец которой направлен вверх. Нагреваем смесь. Что является признаком этой химической реакции? Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа. Получилось 2 вещества, какое же из них газообразное? Обратимся к таблице нестойких веществ, которые очень быстро разлагаются. Какой у Вас возникает вопрос? | Выделение газа с резким запахом. NH3 Как называется этот газ и каковы его свойства. | 1 | |
8. | Названию газу будем давать по таблице–определителю, но нам для этого нужно знать его некоторые свойства. Проверим горит ли этот газ? Поджигаем лучинку и подносим к порбирке с газом, выходящим из газоотводной трубки. Наблюдения: Лучинка продолжает гореть. Уравнения реакции: | Газ горит | ||
Проверим газ на растворимость. Пробирку с аммиаком, не переворачивая, закрываем пробкой, затем опускаем в кристаллизатор с водой и открываем пробку. Наблюдения: Вода заполняет пробирку. В полученный раствор добавляем фенолфталеин. Наблюдения: раствор с фенолфталеином розовый. | Газ очень хорошо растворим в воде Выводы: раствор аммиака в воде обладает основными свойствами. | |||
Проверим, взаимодействует ли этот газ с кислотами? Палочку, смоченную в растворе газа вводим в пробирку с соляной кислотой, не касаясь поверхности кислот. Наблюдения: Появляется «белый дым». Уравнения реакции: | Выводы: Газ реагирует с кислотами, проявляя основ. св-ва. | |||
9. | Работа с таблицей-определителем газов. | АММИАК | 1 | |
Итак, какое соединение азота мы сегодня изучили? Назовем еще раз его свойства. Запишите формулу водного раствора аммиака. К какому классу соединений относится? На какие ионы распадается молекула этого вещества. Назовите известный Вам ион. А другой ион называется ионом аммония. | АММИАК | |||
10. | Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16 | 5-2; 6-1; 7-2; 16 - 23 | 5 | 5 |
11. | №15 На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата аммония? | 1. Правильно составлена формула вещества – 1балл 2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл 3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл 4. Верны расчеты – 1 балл 5. Выбран верный вариант – 1 балл | 5 | 1 |
12. | Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах. Переведем баллы в оценку. А какую оценку Вы бы получили на ОГЭ по химии в этом случае? | 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2» | 15 | 10 |
ТАБЛИЦА
НЕСТОЙКИХ
(БЫСТРОРАЗЛАГАЮЩИХСЯ
В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ)
НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Название | Формула | На какие вещества разлагается |
Угольная кислота | H2CO3 | H2O + CO2 |
Сернистая кислота | H2SO3 | H2O + SO2 |
Азотная кислота | HNO3 | Частично: H2O + NO2 + O2 |
Гидроксид аммония | NH4OH | H2O + NH3 |
Пероксид водорода | H2O2 | H2 + O2 |
РАБОЧИЙ ЛИСТ, 9 класс. 30.01.2019 год.
Ф.И._________________________________________
1. | Этап урока | Рабочее поле | К-во баллов на уроке | Возможный балл на ОГЭ |
2. | Работа в группе: «Перестановки». | химический термин __________________________ | 1/ | 0 |
3. | Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 | Название химического элемента:_________________ | 1/ | 3/ |
4. | Задание №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны. Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос? | 1) HNO3 – _________________ 2) HNO2 - _________________ 3) N2O3 - _________________ 4) NH3 ____________________ ___________________________________________________ | ||
5. | Задание №3 Определить тип химической связи в молекуле изучаемого вещества. | __________________________ | 1/ | 1/ |
6. | Гипотеза | Изучаемое вещество является либо ______________ либо _______________. | ||
7. | Что является признаком этой химической реакции? Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа. Какой у Вас возникает вопрос? | __________________________ | 1/ | |
8. | Свойства газа | Подчеркните нужное: Газ горит/ не горит Растворяется в воде, не раств Кислотные/основные св-ва Регирует/не реагирует с кислотами | ||
9. | Работа с таблицей-определителем газов. | Название газа_____________ | 1/ | |
10. | Формула водного раствора аммиака. На какие ионы распадается молекула этого вещества. Назовите известный Вам ион. А другой ион называется ионом аммония. | ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ||
11. | Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16 | 5-___; 6-____; 7-___; 16 - ___ | 5/ | 5/ |
№15 1. Правильно составлена формула вещества – 1балл 2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл 3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл 4. Верны расчеты – 1 балл 5. Выбран верный вариант – 1 балл | 5/ | 1/ | ||
12. | Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах. Переведем баллы в оценку. 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2» | ОЦЕНКА ЗА УРОК:_________ ГОТОВНОСТЬ ОГЭ:_________ | 15/ | 10/ |
ТАБЛИЦА-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ НЕКОТОРЫХ ГАЗОВ. | ||||||||
Цвет | Нет | Нет | Нет | Нет | Желто-зеленый | Нет | Нет | Нет |
Запах | Нет | Нет | Характерный резкий запах | Запах тухлых яиц | Резкий удушли-вый | Характерный резкий запах | Нет | Нет |
Масса | Тяжелее воздуха | Легче воздуха | Тяжелее воздуха | Тяжелее воздуха | Тяжелее воздуха | Легче воздуха | Тяжелее воздуха | |
Способ собирания |
| |||||||
Растворимость в воде | Да | Малорастворим | Да (кислота) | Да (кислота) | Нет | Да (основание) | Да (кислота) | Малорастворим |
Горение в кислороде | Нет | Да, характерный хлопок | Да, при высоких температурах | Да | Да | Да, ярким пламенем | Нет | Да |
Взаимодействие с кислотами | Нет | Не т | нет | Нет | Нет | Да, белый дым | Нет | Нет |
Формула | О2 | Н2 | SO2 | H2S | Cl2 | NH3 | CO2 | CO |
Тип химической связи | КНП | КНП | КП | КП | КНП | КП | КП | КП |
Название | Кис-лород | Водород | Сернис-тый газ | Серово-дород | Хлор | Аммиак | Углекc-лый газ | Угарный газ |
Ядовитость | Да | Да | Да | Да |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ №15
1. Правильно составлена формула вещества – 1балл
2. Правильно посчитана ОММ – 1 балл
3. Правильно записана формула массовой доли – 1 балл
4. Верны расчеты – 1 балл
5. Выбран верный вариант – 1 балл
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ №15
№ | Параметры | Эталон | Балл |
1 | Правильно составлена формула вещества | NH4NO3 | 1 |
2 | Правильно посчитана ОММ | 14+1*4+14+16*3= 80 | 1 |
3 | Правильно записана формула массовой доли | W=mэ/mв-ва*100% | 1 |
4 | Верны расчеты | W=28/80*100=35 W=4/80*100=5 W=48/80*100=60 | 1 |
5 | Выбран верный вариант | 1 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «ПЕРЕСТАНОВКИ»
С. Схема строения
электронных оболочек соответствует атому
химического элемента
1) 2-го периода VIIA группы
2) 5-го периода VIIA группы
3) 2-го периода VA группы
4) 5-го периода IIA группы
О. Неметаллические свойства углерода выражены слабее, чем неметаллические свойства
1) бора
2) бериллия
3) алюминия
4) азота
Е. Химическая связь в молекуле NH3
1) ковалентная полярная
2) ионная
3) ковалентная неполярная
4) металлическая
Д. В молекуле какого соединения один из атомов проявляет степень окисления - 3:
1) HNO3
2) HNO2
3) N2O3
4) NH3
И. Основанием и солью являются соответственно:
1) NH4OH и HNO3
2) NH4OH и КNO2
3) NH4OH и N2O3
4) NH4OH и NH3
Н. Признаком протекания химической реакции между сухими веществами: гидроксида кальция и хлорида аммония является
1) выделение газа с резким запахом
2) образование осадка
3) выделение тепла и света
4) изменение цвета
Е. В растворе сульфата аммония находится 0,6 моль положительных ионов. Количество отрицательных ионов в этом растворе равно
1) 0,2 моль
2) 0,3 моль
3) 0,6 моль
4) 1,2 моль
Н. Газ не выделяется в ходе реакции между
1) серной кислотой и карбонатом калия
2) серной кислотой и гидроксидом кальция
3) сульфитом натрия и соляной кислотой
4) сульфатом аммония и гидроксидом натрия
И. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу нитрата аммония?
Я. В ряду химических элементов: мышьяк-фосфор-азот
1) увеличивается радиус атомов
2) увеличивается электроотрицат-ть
3) усиливаются кислотные свойства высших оксидов
4) возрастает значение высшей степени окисления
5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов
Е. задание | Н. задание | Н. задание | Д. задание | И. задание |
Я. Задание | С. задание | И. задание | Е. задание | О. задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для подготовки обучающихся к ОГЭ по химии
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УРОКА : Знакомство со спецификацией контрольной работы Знакомство с кодификатором Знакомство с критериями оценки контр. р аботы Отбор заданий Подбор учебного материала под задания Разработка критериев оценки заданий 7. Разработка рабочих листов 8. Организация урока
ОТБОР ЗАДАНИЙ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
ОТБОР ЗАДАНИЙ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 на ОГЭ по химии 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»
ПОДБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 1. Основа - учебный материал О.С. Габриеляна (9 класс); 2. Согласование со спецификацией и кодификатором контрольной работы ; 3. Составление рабочих листов для уроков. + =
РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ: Задание Балл на уроке Балл на ОГЭ 1-8 по 1=8 по 1=8 15 5 1 16 2 2 ИТОГО: 15 11 Перевод баллов в оценку: 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»
РАБОЧИЙ ЛИСТ:
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Закрепление спецификации: Упражнение «Перестановки»
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Закрепление спецификации: Упражнение «Перестановки»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1. ХИМИЧЕСКИЙ ТЕРМИН: «СОЕДИНЕНИЯ» С. задание О. задание Е. задание Д. задание И. задание Н. задание Е. задание Н. задание И. задание Я. задание 2. ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ на ЗАДАНИЯ 1-8, 16 («ключ»)
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 2. Определение темы урока: Задания 1,2,4 1 2 4 Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 и ответить на вопрос о соединениях какого химического элемента пойдет сегодня речь на уроке.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 3. Конкретизация темы урока: Проблемная ситуация-Задание 4 4 Дайте названия веществам, формулы которых даны. Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос ? При изучении химии только ли названия веществ нас интересуют?
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 4. Формулировка гипотезы: Задание №3 3 Решим задание №3 и определим тип химической связи в молекуле изучаемого вещества . 1. Вещества с ковалентной полярной связью это обычно какие вещества ? 2. Сформулируйте гипотезу
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 5. Проверка гипотезы: Лабораторный опыт Опыт в вытяжном шкафу: смешаем 2 сухих вещества. Насыпаем смесь в пробирку. Закрываем газоотводной трубкой, конец которой направлен вверх. Нагреваем смесь. Что является признаком этой химической реакции? Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа. Получилось 2 вещества (Н2О и NH3 ), какое же из них газообразное? Определим его название.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 1. Газ горит 2. Газ очень хорошо растворим в воде 3. Раствор газа в воде обладает основными свойствами. 4. Газ реагирует с кислотами, проявляя основ. свойства . 6. Определение названия газа: Лабораторные опыты (свойства газа)
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 7. Промежуточная рефлексия: - Итак , какое соединение азота мы сегодня изучили? - Назовем еще раз его свойства. - Запишите формулу водного раствора аммиака. К какому классу соединений относится? - На какие ионы распадается молекула этого вещества. - Назовите известный Вам ион. А другой ион называется ионом аммония.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: 8. Закрепление темы урока: самостоятельная работа Решите задание №5; №6; №7, №8, № 16 При помощи «ключей» проверьте правильность решения Выставьте баллы в «рабочий лист» 5 6 7 8 16
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: Закрепление темы урока: ЗАДАНИЕ №15
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА: Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах. Переведем баллы в оценку . А какую оценку Вы бы получили на ОГЭ по химии в этом случае? Задание Балл на уроке Балл на ОГЭ 1-8 по 1=8 по 1=8 15 5 1 16 2 2 ИТОГО: 15 11 Перевод баллов в оценку: 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2»
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ, 9 класс. Дата_____________ .
Ф.И._________________________________________
1. | Этап урока | Рабочее поле | К-во баллов на уроке | Возможный балл на ОГЭ |
2. | Работа в группе: «Перестановки». | химический термин __________________________ | 1/ | 0 |
3. | Самостоятельно решить задания 1, 2, 4 | Название химического элемента:_________________ | 1/ | 3/ |
4. | Задание №4. Дайте названия веществам, формулы которых даны. Все ли вещества оказались Вам знакомыми? Какой у Вас возникает вопрос? | 1) HNO3 – _________________ 2) HNO2 - _________________ 3) N2O3 - _________________ 4) NH3 ____________________ ____________________________________________________________ | ||
5. | Задание №3 Определить тип химической связи в молекуле изучаемого вещества. | __________________________ | 1/ | 1/ |
6. | Гипотеза | Изучаемое вещество является либо ______________ либо _______________. | ||
7. | Что является признаком этой химической реакции? Напишем уравнение реакции между данными веществами и установим формулу этого газа. Какой у Вас возникает вопрос? | __________________________ | 1/ | |
8. | Свойства газа | Подчеркните нужное: Газ горит/ не горит Растворяется в воде, не раств Кислотные/основные св-ва Регирует/не реагирует с кислотами | ||
9. | Работа с таблицей-определителем газов. | Название газа_____________ | 1/ | |
10. | Формула водного раствора аммиака. На какие ионы распадается молекула этого вещества. Назовите известный Вам ион. А другой ион называется ионом аммония. | ___________________________ ___________________________ ___________________________ | ||
11. | Закрепление. Решите задание №5; №6; №7, №8, №16 | 5-___; 6-____; 7-___; 16 - ___ | 5/ | 5/ |
№15 1. Правильно составлена формула вещества – 1балл 2.Правильно посчитана ОММ – 1 балл 3.Правильно записана формула массовой доли – 1 балл 4. Верны расчеты – 1 балл 5. Выбран верный вариант – 1 балл | 5/ | 1/ | ||
12. | Итоги урока. Посчитаем количество баллов в рабочих листах. Переведем баллы в оценку. 15-13 – оценка «5» 12-10 – оценка «4» 9-7 – оценка «3» 6 и менее – оценка «2» 38-29 – оценка «5» 28-19 – оценка «4» 18-9 – оценка «3» 8 и менее – оценка «2» | ОЦЕНКА ЗА УРОК:_________ ГОТОВНОСТЬ ОГЭ:_________ | 15/ | 10/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по химии в формате ЕГЭ 11 класс с ответами
Предлагаются тесты для 11 классса в формате ЕГЭ с ответами...
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.
В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....
Статья по теме "Эффективные формы и методы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ"
Из опыта работы...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Презентация "Структура экзамена по химии в формате ОГЭ" 8 класс
В данной презентации рассотрена структура экзамена, критерии оценивания, а также приведены некоторые задания. Данная презентация рассчина на учащихся 8 класса, для того чтобы объяснить особенности КИМ...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Проверочная работа по химии в формате ЕГЭ задания 7,8,9,31
Проверочная работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 11-х классов по химии и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения....