реакции обмена в растворах электролитов. Изучение темы в 8 классе дистанционно
методическая разработка по химии (8 класс)
Реакции обмена в растворах электролитов - тема довольно сложная для учащихся 8 класса, тем более, что в 2020 году она изучалась дистанционно. Поэтому для ее изучения предлагается подробный план изучения данной темы ( по учебнику химии О.С. Габриеляна для 8 класса). Для учащихся также разработаны подробные методические указания. Для проверки усвоения темы предлагается практическое задание в трех вариантах и критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_ionnogo_obmena.docx | 14.3 КБ |
reaktsii_obmena_v_rastvorah_elektrolitov.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 8 класс
Учитель : Батырева Л.В. ( эл. почта lvbatyreva@mail.ru)
Тема урока: реакции ионного обмена
Дата: 08.04.2020
Как изучить тему
- Прочитайте параграф38 стр.228 – 232.
- Запишите определение, что такое ионные реакции
При растворении растворимые кислота, соли и основания распадаются на ионы. Значит , в растворе, находятся не молекулы, а ионы: положительные катионы и отрицательные анионы. Оказавшись в одной пробирке, они могут сталкиваться. При столкновении они могут соединиться очень прочно, тогда реакция имеется; а могут и не соединиться, тогда реакции нет – ведь ничего не меняется. Признаки реакции – это осадок(нерастворимое вещество), газ, он улетучивается или появляется вещество, которое не распадается на ионы( вода, к примеру)
Реакция идет тогда, когда ионы связываются и образуют очень прочные соединения
Рассмотрите рисунок 132 с.229
3.Запишите уравнение на с. 228 в трех формах:
Молекулярное
Полное ионное и
Сокращенное ионное уравнений
Какое из них показывает сущность реакции?
Запишите вывод(желтый фон в рамке)
- На рис.133 с.230 показан опыт . Что доказывает его прохождение? Запишите реакцию между гидроксидом натрия и азотной кислотой в трех формах(с.230)
Какие ионы при этом соединяются? Как называют такие реакции? Запишите на с. 231 определение реакции нейтрализации.
- Проделайте дома опыт. Возьмите по1/ 2 чайной ложки соды, растворите в воде и прилейте немного раствора уксуса , (можно четверть ложки лимонной кислоты или сок лимона) что наблюдаете?
- На стр.233 записана реакция между содой и кислотой. Запишите ее в трех видах. Последнее уравнение покажет, что произошло в вашем опыте.
- Запишите выводы на с.234 ( желтый цвет)
- Посмотрите видеофильмы https://youtu.be/4cuOYlcyQyk; https://youtu.be/j_Fj6kIYwu0
- Выполните тренировочные упражнения
С.234 № 1 и 5а
Предварительный просмотр:
Реакции обмена в растворах электролитов.
Практическая работа
Цель работы: закрепить умение писать молекулярные и ионные уравнения реакций обмена в растворах электролитов, предсказывать результат реакций, развитие логического и абстрактного мышления, формирование самостоятельности, умений ориентироваться в нестандартной ситуации.
Практическая работа предусматривает выполнение трех заданий.
В первом задании нужно записать уравнения предложенных реакций в молекулярной и ионной формах по предложенному алгоритму.
Во втором задании нужно решить, пойдет ли предложенная реакция до конца и аргументировать ответ.
В третьем задании следует выбрать, с каким веществом будет реагировать предложенное вещество и записать соответствующее уравнение реакции.
Работа рассчитана на 40 минут.
Критерий оценивания:
При выполнении только первого задания обучающийся показывает репродуктивный уровень знаний, оценка – «3».
При выполнении двух первых заданий обучающийся проявляет повышенный уровень знаний, способен применять знания, аргументировать свой ответ. Оценка – «4».
При выполнении трех заданий выявляется творческий уровень, стремление достичь более высоких результатов, умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Оценка- «5».
Реакции обмена в растворах электролитов
Методические указания для обучающихся
Задание 1. Чтобы записать уравнение реакции обмена, нужно помнить , что сложные вещества при меняются своими составными частями. В растворе ионы сложных веществ соединяются с другими ионами, которые имеются в растворе: положительные ионы соединяются с отрицательными. При этом нужно помнить, что сумма положительных зарядов в формуле должна равняться сумме отрицательных зарядов. Например, запишем уравнение между фосфатом натрия Na3PO4 и хлоридом бария BaCl2:
- Запишем сначала молекулярное уравнение с учетом выше сказанного: Na+3 PO3-4+ Ba2+ Cl- 2 = Na+ Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2
- Расставляем коэффициенты в уравнении, чтобы число катионов и анионов в обеих частях уравнения совпадали:
2 Na+3 PO3-4+3 Ba2+ Cl- 2 = 6Na+ Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2
- С помощью таблицы растворимости определим, какие вещества растворимы, а какие – нерастворимы. Нерастворимым веществом является фосфат бария, значит, он на ионы не распадается.
- Запишем полное ионное уравнение реакции. Для этого растворимые вещества запишем в виде ионов, а нерастворимое - в виде молекул:
6Na+ + 2PO43- +3Ba2+ +6Cl- = 6Na+ + 6Cl- + Ba2+ 3(PO4)3- 2
- Соединились только ионы бария и фосфат – ионы. Другие ионы в реакции не участвовали, поэтому уравнение сокращаем. Записываем только те ионы, которые соединились:
3 Ва2+ + 2 РО43- = Ва3 (РО4)2
Получили сокращенное ионное уравнение.
На ионы не распадаются оксиды, газы, мало диссоциирующие вещества (вода, например). Их записывают в молекулярной форме.
Если никакие ионы в растворе не соединяются, то реакция не идет!
Задание 2. Следует рассмотреть, происходит ли связывание ионов. Если ионы не связываются ( не образуется нерастворимое вещество, газ или мало диссоциирующее вещество), то реакция не идет. Запишите уравнение в молекулярной и ионной форме. В реакции, которая не идет, все ионы сократятся.
Задание 3. Здесь следует записать только те реакции, которые пойдут ( в молекулярной и ионной формах).
Вариант 1.
- Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между
а) гидроксидом натрия NaOH и фтороводородной кислотой HF
б) сульфатом меди (2) CuSO4 и гидроксидом натрия
в) сульфатом меди (2) и хлоридом бария ВаCl2
2. Пойдет ли реакция между хлоридом натрия NaCl и
сульфатом калия K2SO4. Ответ аргментируйте.
3*.С каким веществом из предложенных будет взаимодействовать
соляная кислота HCl: нитрат серебра AgNO3 , хлорид калия КCl? Запишите уравнение возможной реакции.
Вариант 2.
- Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между
а) гидроксидом кальция Са(ОН)2 и соляной кислотой HCl
б) нитратом бария Ba(NO3)2 и серной кислотой H2SO4
в) карбонатом калия К2СО3 и соляной кислотой
2. Будет ли протекать реакция между нитратом бария и
серной кислотой? Ответ аргументируйте.
3*.С каким из предложенных веществ будет взаимодействовать
гидроксид натрия NaOH: хлорид магния MgCl2 ,
сульфат калия K2SO4? Запишите уравнение возможной реакции.
Вариант 3.
- Запишите в молекулярной и ионной формах реакции между
а) азотной кислотой HNO3 и гидроксидом бария Ва(ОН)2
б) карбонатом натрия Na2CO3 и серной кислотой Н2SO4
в) хлоридом цинка ZnCl2 и гидроксидом калия КОН
2. Возможно ли протекание реакции между хлоридом цинка и
серной кислотой? Ответ аргументируйте.
3*.С каким веществом будет взаимодействовать карбонат натрия:
сульфат меди (2) CuSO4, нитрат калия KNO3?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "И.С. Тургенев" после изучения темы (5 класс)
Данный тест позволяет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса по теме "И.С. Тургенев. Страницы жизни. Творчество."...
Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...
Ролевая игра; итоговый урок по изученной теме 8 класс
Ролевая игра; итоговый урок по изученной теме 8 класс...
презентация на тему: "Реакции ионного обмена в растворах веществ электролитов"
условия протекания реакций обмена в растворах веществ электролитов. Значение реакций ионного обена....
Реакции ионного обмена в растворах электролитов
Технологическая карта урока химии в 9 классе. Практическая работа по теме "Реакции ионного обмена"...
Реакции, протекающие в растворах электролитов.
Тип урока: Урок изучения нового материала, комбинированныйВид урока: Проблемно – исследовательский. Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и не существенные приз...
Проверочная работа по литературе по изученным темам (7 класс, УМК Курдюмовой)
В данной проверочной работе содержатся задания по творчеству Маяковского и Горького, а также поэтов Серебряного века....