Реакции ионного обмена в растворах электролитов
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Соленая Елена Николаевна

Технологическая карта урока химии в 9 классе. Практическая работа по теме "Реакции ионного обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Реакции ионного обмена92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Открытого урока по химии

в 9 классе

Учитель Соленая Елена Николаевна

Тема урока: «Реакции ионного обмена в растворах электролитов»

Практическая работа № 2

 Цель урока: самостоятельное выполнение лабораторных опытов с инструкцией,  закрепление умения писать реакции ионного обмена.

Задачи:

  • Образовательная - сформировать умение использовать теоретические знания по теме «Электролитическая диссоциация» на практике; формировать умение наблюдать, делать выводы
  • Развивающая - развивать навыки исследования растворов, навыки составления      ионных уравнений
  • Воспитательная -   воспитывать аккуратность в работе, умение работать в паре, соблюдать технику безопасности при выполнении лабораторных опытов

Тип урока: урок - практикум

Формы работы: самостоятельная практическая  работа

  1. Правила ТБ
  2. Инструкция по выполнению практической работы для ученика
  3. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4.  «Составление ионных уравнений реакций»
  5. Набор химических реактивов согласно инструкции к проведению практической работы № 2

Этапы урока:

  1. Оргмомент 1 мин
  2. Проверка знаний  основных понятий темы (работа в группах)–4 мин
  3. Повторение правил техники безопасности в кабинете химии во время проведения химического эксперимента – 3 мин
  4. Выполнение практической работы по инструкции – 20 мин
  5. Оформление отчета о проделанной работе в тетрадях, формулировка выводов по работе – 15 мин
  6. Домашнее задание, подведение итогов – 2 мин

 

Ход урока

Этапы

(время)

Цели деятельности учителя

Деятельность

учащихся

Методическое обеспечение и оборудование.

1.Оргмомент

1 мин.

 подготовка учащихся к началу работы на уроке, концентрация внимания, создание условий психологической комфортности.

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)

2. Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности.

      4 мин.

Актуализация опорных знаний и умений

Цели выполнения заданий: проверка усвоения основных понятий темы

Работа в группах по 5-6 человек. Учащиеся отвечают на вопросы, спикеры оценивают ответы

  • Что такое реакции обмена?
  • Что такое ионы?
  • На какие группы делятся ионы?
  • Что такое электролитическая диссоциация?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли?
  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n)

Спикерам розданы вопросы на листках

Инструктаж по ТБ

3 мин

Закрепление знаний по ТБ

Учащиеся читают правила ТБ и отвечают на вопросы.

Спикер проверяет зания

Правила ТБ

3. Обобщение и закрепление практических навыков

20 мин

 Выполнение практической работы

Развитие навыков исследования растворов, умения работать в паре, соблюдать технику безопасности при выполнении лабораторных опытов, воспитание  аккуратности в работе

Выполняют работу по инструкции

Инструкция к выполнению практической работы на каждой парте

4. Обобщение и закрепление знаний по теме

15 мин

 Оформление отчета о проделанной работе в тетрадях, формулировка выводов по работе

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Составление ионных уравнений реакций»

  1. Д/задание

подведение итогов

 2 мин.

 закрепить знания уч-ся, полученные на уроке. Активизировать творческие способности детей, развивать познавательный интерес.

Записывают в дневники

На доске запись д/задания.

Беседа по вопросам:

  1. Что для себя на этом уроке узнали нового?
  2. Какие задания вызвали у Вас трудности.

Выставление отметок с комментированием

Отвечают на вопросы.

Подают дневники для отметки

  • Что такое реакции обмена?
  • Что такое ионы?
  • На какие группы делятся ионы?
  • Что такое электролитическая диссоциация?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли?
  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n)

  1. Инструктаж по ТБ. Инструктаж по выполнению практической работы.
  • На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение 1)
  • Выдается инструкция с практическими заданиями (приложение 2)
  1. Ученики выполняют практическую часть в парах
  2. Оформляют отчет самостоятельно.
  3. Подводим итог. Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.

Химия наука экспериментальная, очень интересная. Любой эксперимент это метод научного исследования.      Мнемонический  приём

Случаи необратимого протекания реакций ионного обмена. 
Если выделится газ-  это раз;
И получится вода -  это два;
А еще – нерастворимый  осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы - это третий важный пункт.

Химик правила обмена не забудет никогда:

В результате – непременно будет газ или вода,

Выпадает осадок – вот тогда – порядок!

(Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке

Приложение 1

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

Реакции ионного обмена

Необратимые

(протекают до конца)

Обратимые

(не протекают до конца)

1.Образуется осадок

Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции

2.Выделяется газ ↑

3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О)

ПАМЯТКА

При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:

  1. Малорастворимые и нерастворимые соединения (см. таблицу растворимости).
  2. Слабые электролиты (слабые кислоты, слабые основания, вода) (см. опорный конспект).
  3. Газообразные продукты (Н2, О2, Cl2, РН3, SiH4, N2)
  4. Простые вещества (S, Zn, Al, F, Br2, I2)
  5. Оксиды (CO, CO2, H2O, SO2, SO3, P2O5)

Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓,

выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Составление ионных уравнений реакций»

Программа деятельности

Пример

1. А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект).

Б) Определить растворимость каждого вещества (смотри таблицу растворимости)

2. А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку).

Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части

3.Составить сокращенное ионное уравнение реакции

Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части

Инструкция к практической работе

Задание 1

Налейте в пробирку 1-2 мл серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Составьте уравнение в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Покажите переход электронов и объясните, что в этой реакции является окислителем.

Задание 2

Даны растворы

  1. Карбонат натрия и соляная кислота
  2. Хлорид бария и сульфат меди (II)
  3. Хлорид  натрия и азотная кислота
  4. Азотная кислота и гидроксид натрия

Слейте попарно эти растворы и определите в каких случаях реакции идут до конца и почему?

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Задание 3

Пользуясь растворами, находящимися на столе получите:

  1. Гидроксид меди (II)
  2. Сульфид меди (II)

Запишите молекулярное уравнение реакции

Сделайте выводы о проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

Самостоятельная работа по химии по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»

На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 заданий.1 задание. Записать уравнения  возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение – в свете ТЭД.  За выполнение задани...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

презентация на тему: "Реакции ионного обмена в растворах веществ электролитов"

условия протекания реакций обмена в растворах веществ электролитов. Значение реакций ионного обена....

Контрольная работа по теме «Растворы. Реакции ионного обмена»

Контрольная работа состоит из 6 вариантов. Дополнительно составлено 3 варианта повышенного уровня....

реакции обмена в растворах электролитов. Изучение темы в 8 классе дистанционно

Реакции обмена в растворах электролитов - тема довольно сложная для учащихся 8 класса, тем более, что в 2020 году она изучалась дистанционно. Поэтому для ее изучения предлагается подробный план изучен...