Реакции ионного обмена в растворах электролитов
план-конспект занятия по химии (9 класс)
Технологическая карта урока химии в 9 классе. Практическая работа по теме "Реакции ионного обмена"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реакции ионного обмена | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Открытого урока по химии
в 9 классе
Учитель Соленая Елена Николаевна
Тема урока: «Реакции ионного обмена в растворах электролитов»
Практическая работа № 2
Цель урока: самостоятельное выполнение лабораторных опытов с инструкцией, закрепление умения писать реакции ионного обмена.
Задачи:
- Образовательная - сформировать умение использовать теоретические знания по теме «Электролитическая диссоциация» на практике; формировать умение наблюдать, делать выводы
- Развивающая - развивать навыки исследования растворов, навыки составления ионных уравнений
- Воспитательная - воспитывать аккуратность в работе, умение работать в паре, соблюдать технику безопасности при выполнении лабораторных опытов
Тип урока: урок - практикум
Формы работы: самостоятельная практическая работа
- Правила ТБ
- Инструкция по выполнению практической работы для ученика
- ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- «Составление ионных уравнений реакций»
- Набор химических реактивов согласно инструкции к проведению практической работы № 2
Этапы урока:
- Оргмомент 1 мин
- Проверка знаний основных понятий темы (работа в группах)–4 мин
- Повторение правил техники безопасности в кабинете химии во время проведения химического эксперимента – 3 мин
- Выполнение практической работы по инструкции – 20 мин
- Оформление отчета о проделанной работе в тетрадях, формулировка выводов по работе – 15 мин
- Домашнее задание, подведение итогов – 2 мин
Ход урока
Этапы (время) | Цели деятельности учителя | Деятельность учащихся | Методическое обеспечение и оборудование. |
1.Оргмомент 1 мин. | подготовка учащихся к началу работы на уроке, концентрация внимания, создание условий психологической комфортности. «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.) | ||
2. Подготовка к активной учебно – познавательной деятельности. 4 мин. | Актуализация опорных знаний и умений | ||
Цели выполнения заданий: проверка усвоения основных понятий темы | Работа в группах по 5-6 человек. Учащиеся отвечают на вопросы, спикеры оценивают ответы
| Спикерам розданы вопросы на листках | |
Инструктаж по ТБ | |||
3 мин | Закрепление знаний по ТБ | Учащиеся читают правила ТБ и отвечают на вопросы. Спикер проверяет зания | Правила ТБ |
3. Обобщение и закрепление практических навыков 20 мин | Выполнение практической работы | ||
Развитие навыков исследования растворов, умения работать в паре, соблюдать технику безопасности при выполнении лабораторных опытов, воспитание аккуратности в работе | Выполняют работу по инструкции | Инструкция к выполнению практической работы на каждой парте | |
4. Обобщение и закрепление знаний по теме 15 мин | Оформление отчета о проделанной работе в тетрадях, формулировка выводов по работе | ||
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Составление ионных уравнений реакций» | |||
подведение итогов 2 мин. | закрепить знания уч-ся, полученные на уроке. Активизировать творческие способности детей, развивать познавательный интерес. | ||
Записывают в дневники | На доске запись д/задания. | ||
Беседа по вопросам:
Выставление отметок с комментированием | Отвечают на вопросы. Подают дневники для отметки |
- Что такое реакции обмена?
- Что такое ионы?
- На какие группы делятся ионы?
- Что такое электролитическая диссоциация?
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты?
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли?
- Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n)
- Инструктаж по ТБ. Инструктаж по выполнению практической работы.
- На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение 1)
- Выдается инструкция с практическими заданиями (приложение 2)
- Ученики выполняют практическую часть в парах
- Оформляют отчет самостоятельно.
- Подводим итог. Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.
Химия наука экспериментальная, очень интересная. Любой эксперимент это метод научного исследования. Мнемонический приём
Случаи необратимого протекания реакций ионного обмена.
Если выделится газ- это раз;
И получится вода - это два;
А еще – нерастворимый осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы - это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате – непременно будет газ или вода,
Выпадает осадок – вот тогда – порядок!
(Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке
Приложение 1
РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
Реакции ионного обмена | |
Необратимые (протекают до конца) | Обратимые (не протекают до конца) |
1.Образуется осадок ↓ | Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции |
2.Выделяется газ ↑ | |
3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О) |
ПАМЯТКА При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:
Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑. |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Составление ионных уравнений реакций»
Программа деятельности | Пример |
1. А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект). Б) Определить растворимость каждого вещества (смотри таблицу растворимости) | |
2. А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку). Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части | |
3.Составить сокращенное ионное уравнение реакции | |
Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части |
Инструкция к практической работе
Задание 1
Налейте в пробирку 1-2 мл серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Составьте уравнение в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Покажите переход электронов и объясните, что в этой реакции является окислителем.
Задание 2
Даны растворы
- Карбонат натрия и соляная кислота
- Хлорид бария и сульфат меди (II)
- Хлорид натрия и азотная кислота
- Азотная кислота и гидроксид натрия
Слейте попарно эти растворы и определите в каких случаях реакции идут до конца и почему?
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Задание 3
Пользуясь растворами, находящимися на столе получите:
- Гидроксид меди (II)
- Сульфид меди (II)
Запишите молекулярное уравнение реакции
Сделайте выводы о проделанной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл
Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Самостоятельная работа по химии по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»
На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 заданий.1 задание. Записать уравнения возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение – в свете ТЭД. За выполнение задани...
Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."
Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...
презентация на тему: "Реакции ионного обмена в растворах веществ электролитов"
условия протекания реакций обмена в растворах веществ электролитов. Значение реакций ионного обена....
Контрольная работа по теме «Растворы. Реакции ионного обмена»
Контрольная работа состоит из 6 вариантов. Дополнительно составлено 3 варианта повышенного уровня....
реакции обмена в растворах электролитов. Изучение темы в 8 классе дистанционно
Реакции обмена в растворах электролитов - тема довольно сложная для учащихся 8 класса, тем более, что в 2020 году она изучалась дистанционно. Поэтому для ее изучения предлагается подробный план изучен...