технологическая карта№15
методическая разработка по химии

Тип урока обобщение материала.

Образовательные технологии:поисково- исследовательская технология, технология проблемного обучения, ИКТ- технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichska_karta_uroka.docx196.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 15

Дисциплина: ОУД.09 Химия

Специальность/ курс:   Iкурс

 (Уровень подготовки – базовый)

Количество часов:2 часа (90 минут)

Тема урока: "Путешествие по морю классификации  неорганических соединений и их свойства"

  • Мотивация к изучаемой теме: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений;
  • создать на уроке атмосферу поиска;
  • дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Тип урока обобщение материала.

Образовательные технологии:поисково- исследовательская технология, технология проблемного обучения, ИКТ- технологии.

Цели занятия:

образовательная: продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, решение расчетных задач.

  • развивающая: продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях; содействовать развитию воли ученика, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации занимательности, удивления, радости; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях; развивать навыки работы в группе, парами и индивидуально.
  • воспитывающая: формировать материалистическое представление об окружающем мире, воспитывать осознанное представление о химии как производительной силе общества, воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Задачи:

- совершенствовать умение работать с учебным материалом, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.

- сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

- сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

- обеспечить формирование компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

- развивать умение самостоятельно работать с информационным материалом.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные. Обучающиеся смогут: сформулировать определение понятиям: гидролиз; раскрыть механизм гидролиза солей; научиться изображать уравнения реакций гидролиза солей; развивать умения проводить лабораторные исследования, наблюдать, описывать и формулировать выводы; работая в группах, создавать мини-проекты.

Метапредметные. Обучающиеся смогут: обобщать полученную информацию; проводить наблюдение; прогнозировать ситуацию;выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известными правилами;формулировать высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные. Обучающиеся смогут: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, сделать свои знания социально- значимыми.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированно-групповая.

Девиз урока: “ Границ познанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев”.

Оборудование: набор химических формул на плотной бумаге, модели кораблей с химическими флагами (формулами), глиняная бутылка со дна моря с сигналом “SOS!”, Глубоководные “мины” с формулами веществ, символы удачи и поражения для самооценки (улыбчивые и грустные рожицы человечков), игровое поле для химического лото, карточки для составления формул солей, эмблема морской фирмы “Фрегат”. Таблица-памятка “Классификация неорганических соединений”, мультимедийный проектор, компьютер, экран, калькуляторы.

Организационный этап.

На доске до урока подготовлено «минное поле» - формулы веществ. На партах у ребят лежат рабочие тетради – «судовый журнал».

Для оценки работы учеников используются два шуточных плаката (рожицы человечков).

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок я начинаю гимном химическим элементам.

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

(Степан Щипачев. «Читая Менделеева»)

Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы. На уроке закрепим знания по классификации неорганических соединений. Занятие будет проходить в форме путешествия на кораблях по четырём странам: Оксидония, Кислотостан, Соляндия, Основайские острова, поэтому нам понадобятся сообразительность, находчивость, смекалка и немного актерского мастерства. Посмотрите на свой билет, который каждый из вас получил для путешествия, составьте формулу вещества по названию каюты и вашего места, и ознакомьтесь с этапами нашего пути в маршрутном листе.

Запишите в судовом журнале дату - и в путь

 К концу урока мы ещё раз должны понять: "Какая связь существует между классами неорганических соединений?".

 

Для начала необходимо проверить ваши знания:

Назовите формулу вещества, которое лежит в черном ящике.

(Оксид этого элемента является самым распространенным веществом на нашей Земле. Про него математик Фалес говорил, что это первое начало и сущность всего. А писатель Антуан де Сент- Экзепюри говорил, что у него нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, и оно является самым удивительным веществом. Единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех агрегатных состояниях).

В черном ящике – вода .

вами морской пучины (воды).

С командами проводится химический диктант. Команды за 1 мин должны ответить на вопросы «да» или «нет», и если – «нет», то дать правильный ответ. Если команда не знает правильный ответ – слово предоставляется другой команде.

Химический диктант «Согласны ли вы?»

  1. Вода – это бинарное соединение. (да)
  2. Относительная молекулярная масса воды 18 г/моль. (нет.)
  3. Сумма степеней окисления элементов в формуле воды равна нулю. (Да)
  4. 1 моль воды имеет массу 18 г.(Да)
  5. 1 моль воды содержит 12 * 1023молекул .(Нет. 6*1023 молекул).
  6. В молекуле воды связь ковалентная неполярная.(Нет. Ковалентная полярная связь).
  7. Для изучения свойств воды используют морскую воду. (Нет. Морская вода – смесь веществ, а используют дистиллированную воду).
  8. По химической номенклатуре воду называют гидридом кислорода. (Нет. Оксид кислорода).

Далее следует фронтальная проверка: учащиеся оценивают результаты(самооценка) – по 1 баллу за правильный ответ.

Творческое воспроизведение материала.

Работа в группах по 4 человека

Учитель: для путешествия каждой группе – команде предоставляется корабль с химическим флагом.

Чтобы отправится в путь , необходимо зарегистрировать флаг своего судна в морской фирме «Фрегат».

Задание(10 мин,5 баллов).Вашему вниманию представлены характеристики кораблей в соответствии с флагом, ваша задача проверить характеристики кораблей. Соответствуют ли характеристики следующим параметрам:

  1. относительная молекулярная масса материала, из которого он изготовлен;
  2. класс веществ;
  3. состав формулы по элементам;
  4. массовая доля элементов;
  5. тип химической связи;
  6. заряды ядер атомов элементов;
  7. степени окисления элементов.

Таким образом, задание звучит так: дайте характеристику веществу.

Вещества, начертаны на флагах: СаO, CO2, Сa(OH)2, СаCO3

Каждая команда зачитывает свои ответы. Другие команды слушают, исправляют ошибки и задают вопросы.

СаO: корабль изготовлен из бинарного вещества, растворимого в воде. Связь между атомами металла и неметалла в нем ионная. Молярная масса равна 62 кг\кмоль. Корабль везет ценный груз: на 74,2 % загружен кальцием, товар первоклассный; 25,8% кислорода – второсортное сырье. в составе команды два человека: командир Кислородус и матрос великана с металлическим характером .Корабль имеет второе название «Негашеная известь».

CO2корабль изготовлен из газообразного бинарного вещества, растворимого в воде и упакованного в целлофан. Связь между каютами и капитанским мостиком ковалентная полярная. Масса корабля – 48 кг\ кмоль. Газ СОтяжелее воздуха в 1,5 раза. Корабль на 24 % загружен углем, на 73 % - баллонами кислорода со знаком качества 2. Команда корабля невелика: командир и II двужильных матроса. Корабль имеет второе название – углекислый газ.

Са(OH)2корабль изготовлен из прочного трехэлементного соединения, которое называется – гашенной известью. Обшивка корабля в основном из кальция, лишь капитанский мостик отделан гидроксидным материалом. Состав команды корабля невелик, всего трое. Командир связан с командой строго ионно, а отношения между матросами достаточно ковалентно – полярные.

Грузоподъемность корабля – 40 кг\ кмоль. Корабль военный, он перевозит кальцивое оружие – 57,5%, кислородные мины – 40% и водородные бомбы -2,5%. Заряды пушек : + 1,+8 и+11. По гороскопу нас ждут невероятные растворения в воде, но мы постараемся дойти до финиша без потерь.

СаCO3:корабль изготовлен из прочного трехэлементного вещества, мрамора. Корабль средних размеров (средняя соль), его грузоподъемность -106 кг\ моль. В составе команды пять человек . Отношения между командиром и матросами сугубо ковалентные полярные, а юнги по отношению к другим проявляют ионные нотки. Корабль загружен: на 40% - кальцием, 12% - углеродом, 48% - оксигениусом.

Чтобы определить, какой команде отвечать первой, можно предложить такое задание. Назовите формулу загаданного вещества (Na2 СО3)

Итак, экипажы кораблей приготовиться к путешествию. Наши карабли отправляются в первую страну. Пока карабли плывут, проведем с вами небольшую разминку (работаем по карточкам): прочитайте формулу и назовите к какому классу неорганических соединений оно относится- СаО, Р2О5, Fе2О3, СО2, НСl, NаОН, КОН, Н3РО4, НNО3, Н2СО3, Са(ОН)2, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2, Fе(ОН)3, NаNO3, СuSО4, ZnСl2, СаS.

Разминка.

На доске кроссворд: В течение 2 минут команды решают кроссворд. Ответы пишут на доске. (учитель зачитывает вопрос)

КРОССВОРД:

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

О

К

С

И

Д

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Б

И

Н

А

Р

Н

Ы

Е

 

 

 

 

 

 

3

О

С

Н

О

В

А

Н

И

Я

 

 

 

 

4

С

О

Л

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

5

И

Н

Д

И

К

А

Т

О

Р

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2).
  2. Вещества, состоящие из двух химических элементов.
  3. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид ионов.
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
  5. Вещества-указатели. С их помощью определяют кислоты, щелочи и другие вещества.
  6. Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.



Оксидония. Наши корабли подошла к берегам удивительной страны "Оксидония". Географическое положение этой страны очень удобное. Он имеет выход к двум океанам: с запада эту страну омывает Атлантический океан, с востока он имеет выход к Индийскому океану. И поэтому торговые связи этой страны очень обширные. Кто же проживает в этой стране?

Учитель: Эти вещества очень распространены в природе, к ним относят такие хорошо известные соединения, как песок, вода, углекислый газ, глина.

Угадали куда мы пришли? Правильно, это остановка где живут ОКСИДЫ.

Задание: Составьте формулы названных в тексте оксидов. Прочитайте текст.

1 команда: В земной коре-литосфере находятся оксид алюминия

________________(глина), оксид кремния (4) ----------------- (песок), оксид железа (3)--------------- (содержится в красном железняке)

2команда: Водная оболочка Земли - гидросфера - это оксид водорода ________.

В воздухе есть оксид углерода (4) _________ (углекислый газ).

3 команда: В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (2) _________(угарный газ),

оксид серы (4) _______(сернистый газ), оксид азота (2)________ и оксид азота (4) ___________.

1 ученик зачитывает текст, другой ученик от команды пишет формулы на доске.

Подведение итогов

Едем дальше

 Вопросы классу:

а) дайте определение оксидам. (Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых обязательно кислород со степенью окисления -2).

 Страна разделена на два больших штата. Северный штат носит название Кислотный, южный штат Основный.

б) Почему эта страна разделена на два штата?

(Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды в виде кислот.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды в виде оснований).

Мы сказали, что у этой страны обширные торговые связи. Давайте мы сейчас выясним с кем же налажена торговая связь этой страны. Я говорю о химических свойствах оксидов. К работе приступает боцман корабля. Закончить уравнения реакций:


СuО + Н2® СuSО4 + Н2О

Li2О + Н2О ® 2LiOН

СО2 + Са(ОН)® СаСО3¯+ Н2О

Р2О5 + Н2О ® 2Н3РО4

СаО + СО® СаСО3

СаСО3 + SiО® CаSiOз + СО2

Делаем вывод: торговые связи обширны. Основные оксиды вступают в реакцию взаимодействия с кислотами, водой, кислотными оксидами. Кислотные оксиды реагируют с водой, основаниями, солями.

С изучением этой страны экипажи кораблей справились неплохо. Продолжаем плавание. Наши кораблей отправляются к берегам другой страны. корабли прибыла к берегам ОСНОВАЙСКИХ ОСТРОВОВ. Это одно из интереснейших и живописных мест мира. Сюда едут отдыхать "новые русские". Своеобразная и неповторимая природа. Это страна озёр и морей. Море, пляж, теплый климат, все условия для хорошего отдыха в этой стране.


Вопросы классу: 
1.
Как классифицируются основания по растворимости в воде? (приведите примеры) 


(по растворимости в воде основания делятся на две группы: растворимые в воде – щелочи, такие как NaOH, KOH, Ba(OH)2 и нерастворимые – Cu(OH)2, Fe(OH)3). 


  1. Как классифицируются основания по числу гидроксогрупп? (приведите примеры) 


(по числу гидроксогрупп основания бывают однокислотные – NaOH, двухкислотные - Сa(OH)2, трехкислотные - Al(OH)3). 
У этой страны, ребята, дружные нейтральные отношения с соседней страной Кислотостан. У меня к вам вопрос, о какой реакции я говорю, говоря о нейтральных отношениях?

Ученик: Мы говорим о реакции нейтрализации.

Учитель: Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

(Реакция между кислотой и основаниям, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией нейтрализации).

Укажите, какие из перечисленных реакций относятся к реакциям нейтрализации:

К2 СО 3 + Н à

Н3РО 4 + КОН à

Аl 2О 3 + НСl à

Fе(ОН) 3 + НNО à

CuCI2 + NaOH à

NaCI + AgNOà

Химический эксперимент для всего класса:


В трех пробирках даны растворы веществ, среди них есть кислота и щелочь. Ваша задача в течение 1 минуты, определить в какой пробирке кислота, а в какой щелочь, пользуясь одним индикатором. Свой ответ поясните. В это время задание командам: Отгадать загадки (про индикаторы).

1 команда:

Смущает меня щелочная среда;

Краснею... Но если вокруг кислота

И если в воде растворен я один,

Не видно меня. Я ... (фенолфталеин).

2 команда:

Ах, что же я поделаю с собой –

Ведь в щелочи я сине-голубой.

А в кислоте быть синим я не смею: Я ...,

И в кислотах я краснею. (Лакмус)

3 команда:

Как на прогулке от мороза,

От кислого я стану розов.

Но вид мой в щелочи смешон:

Я сразу желтый, как лимон. (Метилоранж).

Учитель: Как называются реакции, которые проводили ваши капитаны? (качественные)


  1. Укрепляем пробирку в держалке. 

  2. Нальем в пробирку 2-3 мл щелочи. 

  3. В раствор щелочи внесем капельку индикатора - фенолфталеина. В нейтральной среде он бесцветный, в щелочи - малиновый. 

  4. Нальем 2-3 мл кислоты. Объясните, что произошло? 


Вывод: раствор обесцветился, так как произошла реакция нейтрализации. 


Ну что ж ребята, готовы дальше плыть в третью страну? Наши корабли прибыли в КИСЛОТОСТАН. Берега этой страны очень изрезаны, много удобных бухт для кораблей. Вот и наша лодка остановилась в удобной бухте. Это не страна, а просто Чудо - королевство, где дружно проживают химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний, если выполнить три задания: 

1 карточка: Какие из реакций, уравнения которых приведены ниже, можно осуществить на практике: (работает штурман) 

Мg + Н S О à

Zn + Н Р О à

С U + Н S О à

Аg + Н СI à

С u О + Н S О 4 à

ZnСI+ Н S О à 
2 карточка: Как определить заряд кислотного остатка?

(Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты).

Задание классу.

Даны формулы соединений веществ

СО2, Са(NO3)2, НСI, СаО, NаSО 4, Н 2СО3, Н 2S О4,

P2О5, К 3РО4, НNO 3, ZnСI2, Nа2О, Fе(ОН)3, Н3РО4.

Из этого перечня выпишите отдельно формулы кислот.

Тяжело было справляться с драконом. Устали. Лодка ушла в погружение, и вы немного отдохнете.

(ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА).


Лодка отправляется в последнею четвертую страну - СОЛЯНДИЯ. Эта страна плоская заболоченная низина. И чтобы перейти из одного участка этой страны в другой нужно построить мост из химических формул.

Вашему вниманию игра "Химическое ДОМИНО" по составлению формул солей. Начните с Н 2S О4,.



Н
2 


S
 О4 


СО 
3 


Ва 


Си 


СI
2 


(NO
3)2 


Са 


Mg 


S i O 
3 



Zn 


2 


SO
3 


Жители этой страны разговаривают между собой на особом языке. Чтобы их понять мы должны вспомнить химический язык. Итак, вашему вниманию химический диктант: 


  1. Сульфат меди - СиS
     О4 

  2. Нитрат алюминия – Аl(NO
    3)3 

  3. Сульфид цинка - Zn S 

  4. Хлорид магния -Mg СI
    2 

  5. Фосфат натрия -, Nа
    3РО4 

  6. Карбонат бария - ВаСО
    3 

Покидая четвертую страну, перед нами встала сложная задача: корабли должны пройти по маршруту, где каждый участок заминирован. Провести корабли может тот член экипажа, который хорошо знает химические свойства веществ. Нам нужен прекрасный минёр.

МИНА «УГАДАЙ-КА»

На партах листы с формулами: HCL, HNO3, H2SO4, H3PO4, СаСL2, MgSO4, NaNO3, K2CO3, КОН, NaOH, Cu(OH)2, Al(OH)3

Учащиеся от каждой команды по очереди называют цифру карточки и дают названия веществам.

На решение задания дается 2 минуты. Карточки поднимаете вверх, называете вещества. Наблюдайте за ответами другой команды, анализируйте их ответы

 Мина «Опасные рифы».

Что бы это значило?


Мина 3

Nа - Nа2О -  NaOH -  Nа2S О 4


2Nа + Оà Nа2О

Nа 2О + Н 2О à 2NaOH

2NaOH + Н2S О4 à Na24+2Н 2О

Анализируя цепочку превращений, ответьте на вопрос:

Какая связь существует между классами неорганических соединений?

Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций.

Nа , ВаSО4, SО2, Ва, КСI, РЬО, ZnSО4, Ва(ОН)2, СО2, ВаО.

Мина:  «Третий лишний».

Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.

  • СаСI2, АgNO3, HCI;
  • СuO, К2S, СаО;
  • MgCI2, КОH, АI(OH)3;
  • H3PO4, Na2SO3,H2CO3.

Какое общее название можно дать веществам первой группы, второй, третьей четвертой? Какие это вещества по составу?

Если вдруг учащийся не смог разминировать один из участков, он под соответствующей стрелкой ставит знак SОS, командир корабля или один из членов экипажа оказывает ему помощь. 

Сигнал бедствия «SOS»

Внимание! Срочно требуется помощь! Корабль попал в беду, нам нужно знать название корабля , чтобы его спасти , для этого нужно выполнить задание из бутылки, время выполнения 5 мин, максимальная оценка – 10 баллов.

Задание:

  • В названии бутылки есть элемент таблицы Менделеева из IV группы, 2-го периоды…(1балл).(углерод)
  • Этот элемент имеет число протонов, равное…(1балл).

(6 протонов)

  • Молекулярная масса его высшего оксида …(44 г\моль)(2 балла).
  • Итак формула оксида…(1балл)(СО2)
  • Формула кислоты, соответствующей этому оксиду,…(1 балл) (Н2СО3).

Молодцы! Вы знаете название корабля. Для определения местонахождения корабля рассчитайте массовые доли элементов в формуле кислоты:

Водород... % (1 балл) (3,2%)

Углерод…%(1 балл)(19,4%)

Кислород…%(1балл)(77,4%).

Подумайте почему этот корабль тонет. 2СО3)- неустойчивая угольная кислота, она распадается на углекислый газ и воду.

Ребята! Давайте выстроим в цепочку названия ваших кораблей:

Са – СаО –Са(ОН)– СаСО3

С-СО2- Н2СО3 –СаСО3

Здесь представлены оксиды, кислоты, основания, соли. Как вы думаете , случайно ли выбраны названия кораблей? Итак это звенья одного механизма. А если возможны взаимопереходы, взаимопревращения между веществами разных классов неорганических соединений, значит имеет смысл говорить о связи между ними, отражающей единство происхождения. И эта связь называется генетической. Рассказ о ней – отдельная страница в учебнике химии, отдельное плаванье в химическом море основных классов неорганических соединений.







  «Остров веществ»

Внимание: Впереди остров веществ. Здесь живут оксиды, кислоты, щелочи, соли. Я поздравляют Вас вы успешно добрались до острова.

Если хотите быть другом этих веществ, вам придется выполнить еще одно задание, но уже каждый за себя (задание дифференцированное).

Оценку «3» можно получить выполнив задание под ▲

На оценку «4» нужно выполнить задания под ▲ и █

Чтобы получить «5» необходимо выполнить все задания под ▲, █ и n

 

Задание на острове:

 

1. Составить формулы:

▲- оксид фосфора (5)

█ - гидроксида меди (2)

n - сульфата алюминия

 

2 ДАЙТЕ НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВАМ, ФОРМУЛЫ КОТОРЫХ ПРИВЕДЕНЫ НИЖЕ:

▲- HCl

█ - SO3

n - CaCO3

 

ВНИМАНИЕ! Чтобы вернуться обратно в свой порт, вы должны пройти последнее испытание.

Заключительный этап

Составление формул солей (слайд 12)

-На столах лежат карточки, нужно составить формулы солей, назвать их (каждая карточка пронумерована для проверки ответа 1-6, 2-4, 3-5).Проверка осуществляется по слайду экрана.

Подведение итогов.

Релаксация. Вы все вместе со своими капитанами проделали такой огромный путь. Показали хорошие знания, надеюсь, что вы действительно станете друзьями химии, ведь химия - наука о веществах и их превращениях. Вы провели огромную работу по обобщению знаний по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.

-Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам запомнится и те знания, которые вы получили сегодня. Поездка окончилась для всех, и пусть всегда в науке вам сопутствует успех.

Подсчитайте баллы, выставьте себе оценки и покажите эти оценки “рожицей человечка”. Маршрутные листы с оценкой вклеиваются в тетрадь. Выясняется лучший путешественник и самая активная каюта.

Всем спасибо за урок!

 остановка «Опасные рифы».

Что бы это значило?

Мина:  «Третий лишний».

Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.

.    СаСI2, АgNO3, HCI;

  • СuO, К2S, СаО;
  • MgCI2, КОH, АI(OH)3;
  • H3PO4, Na2SO3,H2CO3.

МИНА «УГАДАЙ-КА»

На партах листы с формулами

HCL, HNO3, H2SO4, H3PO4, СаСL2, MgSO4, NaNO3, K2CO3, КОН, NaOH, Cu(OH)2, Al(OH)3

Мина 3

Nа - Nа2О – NaOH -Nа2S О 4

Анализируя цепочку превращений, ответьте на вопрос: Какая связь существует между классами неорганических соединений?

Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций.

Nа , ВаSО4, SО2, Ва, КСI, РЬО, ZnSО4, Ва(ОН)2, СО2, ВаО.

Остров «СОЛЯНДИЯ»


Н
2 


S
 О4 


СО 
3 


Ва 


Си 


СI
2 


(NO
3)2 


Са 


Mg 

S i О3 



Zn 


2 


SO
3 


Вашему вниманию игра "Химическое ДОМИНО" по составлению формул солей. Начните с Н 2S О4,.

Остров «КИСЛОСТАН»

1 карточка: Какие из реакций, уравнения которых приведены ниже, можно осуществить на практике: (работает штурман) 

Мg + Н S О =

Zn + Н Р О =

С u + Н S О 4  =

Аg + Н СI=

С u О + Н S О 4 =

ZnСI+ Н S О =

2 карточка: Как определить заряд кислотного остатка?

Даны формулы соединений веществ

СО2, Са(NO3)2, НСI, СаО, NаSО 4, Н 2СО3, Н 2S О4,

P2О5, К 3РО4, НNO 3, ZnСI2, Nа2О, Fе(ОН)3, Н3РО4.

Из этого перечня выпишите отдельно формулы кислот

Задание №1: (10 мин,5 баллов). Вашему вниманию представлены характеристики кораблей в соответствии с флагом, ваша задача проверить характеристики кораблей. Соответствуют ли характеристики следующим параметрам:

  1. относительная молекулярная масса материала, из которого он изготовлен;
  2. класс веществ;
  3. состав формулы по элементам;
  4. массовая доля элементов;
  5. тип химической связи;
  6. заряды ядер атомов элементов;
  7. степени окисления элементов.

Таким образом, задание звучит так: дайте характеристику веществу.

Остров «ОКСИДОНИЯ»

Задание №2: Составьте формулы названных в тексте оксидов. Прочитайте текст.

1 команда: В земной коре-литосфере находятся оксид алюминия

________________(глина), оксид кремния (4) ----------------- (песок), оксид железа (3)--------------- (содержится в красном железняке)

2команда: Водная оболочка Земли - гидросфера - это оксид водорода ________.

В воздухе есть оксид углерода (4) _________ (углекислый газ).

3 команда: В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (2) _________(угарный газ),

оксид серы (4) _______(сернистый газ), оксид азота (2)________ и оксид азота (4) ___________.

Задание №3

К работе приступает боцман корабля.

Закончить уравнения реакций:


СuО + Н2® СuSО4 + Н2О

Li2О + Н2О ® 2LiOН

СО2 + Са(ОН)® СаСО3¯+ Н2О

Р2О5 + Н2О ® 2Н3РО4

СаО + СО® СаСО3

СаСО3 + SiО® CаSiOз + СО2

Остров «ОСНОВАЙСКИЕ ОСТРАВА»

Задание №4: Укажите, какие из перечисленных реакций относятся к реакциям нейтрализации:

К2 СО 3 + Н =

Н3РО 4 + КОН =

Аl 2О 3 + НСl =

Fе(ОН) 3 + НNО 3=

CuCI2 + NaOH =

NaCI + AgNO=

КРОССВОРД:

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2).

2. Вещества, состоящие из двух химических элементов.

3.Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид ионов.

4.Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

5.Вещества-указатели. С их помощью определяют кислоты, щелочи и другие вещества.

6.Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.


ОКСИДОНИЯ

КИСЛОСТАН

СОЛЯНДИЯ

ОСНОВАЙСКИЕ ОСТРОВА

СаO: корабль изготовлен из бинарного вещества, растворимого в воде. Связь между атомами металла и неметалла в нем ионная. Молярная масса равна 62 кг\кмоль. Корабль везет ценный груз: на 74,2 % загружен кальцием, товар первоклассный; 25,8% кислорода – второсортное сырье. в составе команды два человека: командир Кислородус и матрос великана с металлическим характером. Корабль имеет второе название «Негашеная известь».

CO2корабль изготовлен из газообразного бинарного вещества, растворимого в воде и упакованного в целлофан. Связь между каютами и капитанским мостиком ковалентная полярная. Масса корабля – 48 кг\ кмоль. Газ СОтяжелее воздуха в 1,5 раза. Корабль на 24 % загружен углем, на 73 % - баллонами кислорода со знаком качества 2. Команда корабля невелика: командир и II двужурных матроса. Корабль имеет второе название – углекислый газ.

Са(OH)2корабль изготовлен из прочного трехэлементного соединения, которое называется – гашенной известью. Обшивка корабля в основном из кальция, лишь капитанский мостик отделан гидроксидным материалом. Состав команды корабля невелик, всего трое. Командир связан с командой строго ионно, а отношения между матросами достаточно ковалентно – полярные.

Грузоподъемность корабля – 40 кг\ кмоль. Корабль военный, он перевозит кальцивое оружие – 57,5%, кислородные мины – 40% и водородные бомбы -2,5%. Заряды пушек : + 1,+8 и+11. По гороскопу нас ждут невероятные растворения в воде, но мы постараемся дойти до финиша без потерь.

СаCO3:корабль изготовлен из прочного трехэлементного вещества, мрамора. Корабль средних размеров (средняя соль), его грузоподъемность -106 кг\ моль. В составе команды пять человек . Отношения между командиром и матросами сугубо ковалентные полярные, а юнги по отношению к другим проявляют ионные нотки. Корабль загружен: на 40% - кальцием, 12% - углеродом, 48% - оксигениусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...