План урока " Оксиды-соединения элементов с кислородом"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Один из вариантов того, как можно рассказать тему оксидов ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оксиды | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
«Оксиды – соединения элементов с кислородом»
Класс: 8
Тема: Оксиды – соединения элементов с кислородом
Цель урока: сформировать представление об оксидах как сложных веществах- соединениях химических элементов с кислородом
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о составе, номенклатуре и физических свойствах оксидов
- Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и умения работать в группах
- Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
- Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Воспитательные:
- Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.
- Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Методы:
1. Словесные: рассказ, эвристическая беседа.
2. Наглядные: лабораторный опыт
3. Практические: наблюдение, описание наблюдений, проведение лабораторных опытов.
Тип урока: комбинированный-освоение новых знаний
Оборудование: учебник «Химия» 8 класс (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г Фельдман Москва “Просвещение” 2016г), сборник задач по химии 8-9 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, реактивы: оксида кальция, оксид кремния (IV) SiO2, оксид меди (I) CuO, оксид железа (III) Fe2O3, вода, углекислый газ; лотки с лабораторным оборудованием лабораторного оборудования, протоколы для выполнения лабораторного опыта.
План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент
2. Анализ практической работы
3. Совместное целеполагание
4. Актуализация опорных знаний
II. Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала
2. Закрепление нового материала
III. Оценочно-рефлексивный этап
1. Выводы учителя
2. Рефлексия
3. Домашнее задание
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент:
- Взаимное приветствие учителя и учащихся
- Фиксация отсутствующих
- Организация внимания учащихся
2. Анализ практической работы:
Ученики получают тетради для контрольных работ, выполняют в них работу над ошибками. Учитель выполняет консультирующую функцию. Задания, в которых допустило ошибки подавляющее большинство учеников, анализируются около доски (уравнения реакций простых и сложных веществ с кислородом).
3. Совместное целеполагание:
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД).
Сегодня тема нашего урока «Оксиды». Ребята, исходя из нашей темы, какую цель мы перед собой можем поставить на уроке? (узнать о таком классе соединений, как оксиды).
План урока:
1) «Оксиды» (определение нового класса веществ)
2) Способы получения оксидов
3) Название оксидов
4) Физические свойства оксидов
5) Оксиды в природе
4. Актуализация опорных знаний:
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним правила составления формул веществ по их валентность.
Запись на доске: II VII III
CO, ClO, FeO, CaO, AlO
(один ученик работает у доски и составляет формулы соединений)
II. Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала
1) Ребята, посмотрите на формулы, написанные на доске.
- Это сложные или простые вещества? Почему?
- Сколько химических элементов входит в состав этих веществ?
- Какой химический элемент обязательно присутствует в составе каждого вещества представленного на доске?
Все записанные нами вещества являются оксидами. Попытайтесь сформулировать определение «Оксиды». (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород).
Откройте стр. 115 ваших учебников и прочитайте, какое определение дано в нем. Запишите себе на последней странице тетрадей новое слово в химический словарь.
2) Сейчас мы попытаемся понять, каким же образом образуются оксиды?
Взгляните на формулу первого оксида СО, как вы думаете, какие простые вещества вступали в реакцию, чтобы образовался данный оксид? (углерод и кислород). Запишем уравнение реакции:
2C + O2 = 2CO; С+О2=СО2
Значит оксиды образуются в результате реакции простых веществ с кислородом.
Запишем уравнения реакций получения остальных оксидов (один ученик работает у доски):
2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Ca + O2 = 2CaO
4Al + 3O2 = 2Al2O3
3) Итак, ребята, теперь давайте посмотрим, как же давать названия оксидам.
Единственный момент, на который вы должны обратить внимание: постоянную или переменную валентность имеет элемент, входящий в состав оксида.
Давайте дадим название оксиду СО. Это соединение сложное, состоит из двух элементов, один из которых кислород. Значит, это оксид. Оксид какого элемента? Углерода. Углерод имеет постоянную или переменную валентность? Переменную, в данном случае его валентность II. Оксид СО называет «оксид углерода (II)».
Аналогично дадим название другим оксидам.
2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7 (оксид хлора (VII))
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 (оксид железа (III))
Ca + O2 = 2CaO (оксид кальция)
4Al + 3O2 = 2Al2O3 (оксид алюминия).
Другие способы получения оксидов мы с вами рассмотрим на следующих уроках.
4) Следующая цель нашего урока - физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.
Широка натура у оксидов,
Камнем вниз, а то рекой течет,
А захочет - газ различных видов,
И веществ создаст круговорот.
Может черным быть, и белым,
Может с запахом и без,
Не оставит вас без дела:
"Изучайте - мир чудес!"
Сейчас ребята, переходим к изучению физических свойств оксидов. Для этого выполним лабораторный опыт. В ваших лабораторных лотках стоят образцы оксидов, а на столах лежат протоколы, которые необходимо заполнить, вы будете определять агрегатное состояние, цвет и запах выданных вам оксидов. Но прежде чем приступить к выполнению опыта вспомним основные правила техники безопасности, которые вы должны соблюдать.
Лабораторный опыт №5
Ознакомление с образцами оксидов
Выполнение опыта:
1) Рассмотрите выданные вам образцы оксидов и ознакомьтесь с ними по плану: а) агрегатное состояние б) цвет в) запах
2) Занесите результаты в таблицу:
Таблица 1.
Физические свойства оксидов
Формула оксида | Название оксида | Агрегатное состояние | Цвет | Запах |
CaO | ||||
SiO2 | ||||
CuO | ||||
Fe2O3 | ||||
H2O | ||||
CO2 |
Сделайте вывод: в каком агрегатном состоянии могут быть оксиды? Какого они могут быть цвета?
5) Оксиды в природе встречаются довольно часто. И встречались с ними, просто, наверно, не всегда знали, что данные вещества являются оксидами. Так оксид водорода не что иное как вода, оксид углерода (IV) – углекислый газ, оксид кремния (IV) – песок.
Интересно, что многие драгоценные камни по своей химической природе тоже являются оксидами. Например, сапфир, рубин, аметист.
2. Закрепление нового материала.
а) Первичное закрепление:
А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать и назвать его.
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO, Н2О2
б) Вторичное закрепление:
Выберите ряд химических формул, в котором все вещества являются оксидами, запишите их себе в тетрадь, дайте им названия. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли выполнено задание.
А) ZnO, ZnCl2, H2O Б) CaO, NaOH, NH3 В)SO3, MgO, CuO
III. Оценочно-рефлексивный этап
1. Выводы учителя:
Сегодня на уроке вы отлично поработали. Цель, которую мы с вами поставили в начале урока, была достигнута. Мы познакомились с новым классом соединений – оксидами, узнали о способе из получения, научились давать оксидам названия и охарактеризовали физические свойства некоторых оксидов.
2. Рефлексия
Ребята закончите фразы:
1) «Сегодня на уроке я …»
2) «Мне было легко….»
3) «Дома я еще раз…»
.
3. Домашнее задание: § 40, задачи№ 6,7 (стр. 132);
Написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...
тест Элементы подгруппы кислорода
проверочная работа в форме теста предназначена для учащихся 9 классов, для проверки знаний по теме:"Элементы подгруппы кислорода"...
Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....
План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)
Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...
План урока по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» по теме: «Кувырок вперед, назад» Дифференцированный урок для обучающихся со средним и ниже среднего уровнями физической подготовленности.
Представлена технологическая карта урока.Обозначена тема урока, цель, задачи, основные понятия по теме, планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).Поэтапно расписаны деятель...
Презентация " Элементы подгруппы кислорода"
Презентация "Элементы подгруппы кислорода" предназначена для проведения теоретического занятия по химии и содержит теоретический материал и тес по пройденной теме....
План урока по теме "Элементы математической статистики"
План-конспект урока с применением информационно-коммуникационных технологий (презентация)с целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в процессе формиров...