Использование приёмов мнемотехники при обучении химии.
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Бородина Наталья Евгеньевна

Данная разработка предназначена для учителей химии, работающих в 8-9 классах с низкой мотивацией к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehniki_v_himii.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

     Использование приёмов мнемотехники при обучении химии.

 Химия - один из самых сложных предметов школьной программы. В представлении многих учеников химические знания – это нагромождение непонятных формул, названий,  усвоить которые невозможно. В последнее время наблюдается тенденция снижения интереса к изучению химии и вследствие этого нежелания понимать, осмысливать, запоминать необходимый   материал. Задача учителя заключается в грамотном использовании таких приёмов и средств обучения, которые бы повышали интерес к изучению предмета, помогали достигать понимания, а также запоминания учебного материала. Данная разработка предназначена для учителей химии, работающих в 8-9 классах с низкой мотивацией к обучению.

           Давно замечено, что легче всего запоминание происходит на уровне ассоциативного мышления, при переводе громоздкой информации: формул или правил на язык созвучных фраз, стихов или  ассоциаций. Такой подход к сохранению в памяти получил название мнемотехника  или мнемоника. Многие мнемонические правила неосознанно используются нами с детства, так фраза - Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан, помогает нам запомнить порядок цветов радуги - Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый (разложение белого цвета в спектр). Элементы мнемотехники иногда применяются нами и в процессе школьного обучения. Несомненно, эти приемы не являются общепризнанными и не представлены на страницах учебников, но каждый из нас сам выбирает, как ему удобно запомнить информацию – путем многократного повторения или с помощью ассоциирования материала, который необходимо помнить.

На уроках русского языка некоторые ученики используют такую фразу для запоминания порядка падежей Именительного, Родительного, Дательного, Винительного, Творительного и Предложного – Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку (по первым буквам).

Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Само слово «мнем» греческое и означает «память». Греческая мифология знала Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. По легенде, люди, получившие на свой вопрос ответ от богов, пили воду из источника Мнемозины, чтобы никогда не забыть божественный ответ. Рядом с источником стоял трон Мнемозины, которая, как верили молящиеся, помогала удерживать в памяти виденное и слышанное.  Мнемозина, в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи. Греки полагали, что слияние энергии (Зевс) и Памяти (Мнемозина), даёт начало Творчеству и Знаниям.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание, запоминание последовательности, закрепление в памяти.
           При заучивании учебных дисциплин (физика, биология, химия и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов,а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

 Основные приёмы запоминания:

1)Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Примером может служить правило для запоминания процессов окисления и восстановления: Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв)

2) Рифмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.

Правила для запоминания химических формул, например: сапоги мои того - пропускают Н2О !

3)Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

Для запоминания названий алканов используется правило:

Милый –метан

Этичный — этан

ПРактичный — ПРопан

Барашек -бутан

Пасется — пентан

в Горах — ГЕКсан

Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).

4)Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Например, чтобы запомнить как правильно разбавить кислоту водой, что льют кислоту в воду или наоборот , нужно представить как Вы в чай ( в воду) кладёте дольку лимона (кислоту).

5)Метод Цицерона на пространственное воображение .  Большинство обладателей сверхпамяти признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют « методом Цицерона», «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Например, можно выполнить упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную информацию.

6)Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Мы всегда на уроках химии пользуемся Периодической системой химических элементов и непроизвольно запоминаем написание химических символов.

При   использовании приёмов мнемотехники развивается и тренируется память, улучшается воображение и внимание.

8 класс.  «Индикаторы»
1. Фенолфталеиновый в щелочах  малиновый.
2. Индикатор лакмус - красный
   Кислоту укажет ясно,
   Индикатор лакмус – синий,
   Щелочь, здесь не будь разиней.
   Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда.
3.Попасть в кислоту для других неудача,
   Но он перетерпит без вздохов, без плача

Зато в щелочах у фенолфталеина
   Не жизнь, а малина, сплошная малина.
4.От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.
   И я бросаюсь в воду без оглядки,
  Здесь я оранжевый практически всегда

«Валентность»

Калий, натрий, серебро - одновалентное добро.

Водород и хлор с ними заодно.

Алюминий, хром, железо - трёхвалентность неизбежна

«Реакции ионного обмена»

1.Если выделится газ – это раз, иль получится вода – это два, а еще –         нерастворимый осаждается продукт… «Есть осадок» – говорим мы. Это третий важный пункт.
2. Химик правила обмена не забудет никогда: в результате непременно будет  газ или вода, выпадет осадок – вот тогда порядок!

 «Химические реакции»

 Говорят, если реакция свершается,
То при этом осадок получается,
Или газ выделяется,
Или цвет изменяется,
Или запах появляется,
Или вещество нагревается,
То есть органами чувств реакция определяется.

Правила растворения кислот

1.Не надо плевать в кислоту, а то она ответит!

2.Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!

3.Лила воду в кислоту — потеряла красоту!

4.Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!

5.Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!

6.Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая

беда!

7.Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай кладется долька лимона).

«Окислительно-восстановительные реакции»

1.Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться

(слова начинаются с одинаковых букв; при отдаче  кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении —  воспрявшее, восстановленное).

2.Окислитель — грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).

3.Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю
4.Восстановитель по
Вышает степень окисления(есть буква В в слове, восстановитель тоже начинается на букву В)

Окислитель понижает степень окисления ( в слове понижает нет буквы В)

«Экзотермические и эндотермические реакции»

Трудности запоминания специфики экзо- и эндотермических процессов преодолеваются легко, когда с термином «экзо» ассоциируются экзотические страны, в которых обычно тепло.
«
Электролитическая диссоциация»

Для двух девчат подарков груз
Ион взвалил себе на спину.
Для
Кати он несет свой плюс,
Для
Ани он несет свой минус.

«Реакция нейтрализации»

Не помирятся с рожденья 
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья 
Получилась соль с водой.

9 класс Химия элементов

1.По формуле, как ни смотри,
  Они не разнятся никак:
  Все тот же
кальций-це-о-три
  И мел,и мрамор и известняк.

2.В соли красной кровяной 
  Калий с тройкой за стеной,
 Дальше феррум, шесть цианов.
 Все в порядке – без обмана.

3.Загорелся, всем на диво
  Фосфор в колбочке красиво -
   Получился, надо знать,
  
Ангидрид Р2О5!  

 4.Сера, сера, сера – S.
    Тридцать два атомный вес.
    Сера в воздухе горит,

    Получился ангидрид.

    Ангидрид плюс вода

    Получилась кислота

5. Рождает воду водород,
  Ну а теперь наоборот:
 Вода рождает водород,
 А заодно и кислород.         

 6. Купорос мой медный,

    Почему ты бледный? 
  – Потому я бледный,
  Что нагрев мне вредный

   Воду поднеси мне –
  Снова стану синим.

Делая выводы о целесообразности использования мнемонических приемов и их роли в познавательной активности обучающихся, следует принять во внимание тот факт, что все предложенные приемы не являются основной частью урока. Они рассматриваются лишь как вспомогательное средство для активизации внимания учащихся и повышения интереса к предмету. При обучении с помощью мнемотехники важно апеллировать к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, поскольку такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.

Я считаю, что ФГОС выводит современного ученика и учителя на новый уровень взаимодействия, который позволяет ученику наряду с основной исследовательской формой познания нового, использовать многообразные инновационные ЭОР совместно с учителем, с группой одноклассников-единомышленников, с группой единомышленников в сетевом информационном пространстве Интернет для исследования интересующей его темы в курсе изучаемого предмета. И учитель здесь не ментор и контролер, а помощник и консультант.

Таким образом, можно работать над сложными программными темами, над вопросами, расширяющими научный и социальный кругозор детей, над новыми направлениями в науке и вне программной компетенции, определяя теоретически и практически направления обучения, сроки, этапы и формы отчетности.

Работая много лет в школе, я видела, как достаточно быстро исчезает интерес к предмету у творческих детей с креативным подходом к естественным наукам за рутиной отработки стандартных умений и навыков с основной массой учащихся в классе. Новый деятельностный подход позволяет не потерять этих детей, помочь им правильно определить свой жизненный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.

Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда....

«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Введение.Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского ...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение ин...