Подготовка к ЕГЭ по химии. Соли.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии
Подготовка к ЕГЭ по химии. Соли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_po_himii._soli.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Соли, получение, свойства.
Получение солей.
Способ получения | Примеры | Примечания |
1. Металл + неметалл | 2K+Cl2 → t 2KCl | Соли бескислородных кислот |
2. Металл + кислота. | А) с минеральными кислотами (соляной, фосфорной, уксусной, разбавленной серной):Fe+H2SO4 (разб.) = FeSO4+H2 Б) с азотной и конц.серной 3Cu+8HNO3(разб.)=3Cu(NO3)2+2NO+4H2O | А) металлы левее Н |
3. Оксид + оксид | CaO+CO2 = CaCO3 ВаО + ZnO = BaZnO2 цинкат бария ZnO + SO3 = ZnSO4 | Идёт при нагревании. Соль должна существовать. |
4. Основный и амфотерный оксид + кислота. | А) H2SO4+CаO = CаSO4+H2O H2SO4+ZnO = ZnSO4+H2O Б) 2H2SO4(избыток) + СаО = H2O + Са(НSО4)2 | Для многоосновных кислот возможно образование кислой соли в избытке кислоты. |
5. Основание + кислотный оксид | Ca(OH)2(изб)+CO2 = CaCO3 +H2O карбонат кальция (средняя соль) Ca(OH)2+CO2(изб) = Ca(НCO3)2 +H2O гидрокарбонат кальция (кислая соль) | В случае избытка основания получается средняя соль, в избытке кислотного оксида – кислая соль. |
6. Основание + кислота ( а также аммиак + кислота) | H2SO4+2KOH(изб) = K2SO4+2H2O H2SO4(изб) + KOH = KНSO4+H2O гидросульфат калия Al(OH)3 + 2HCl =Al(OH)Cl2 +2Н2О гидроксохлорид алюминия NH3 + HCl = NH4Cl Хлорид аммония | Нерастворимые основания реагируют только с достаточно сильными кислотами. При избытке многоосновной кислоты – кислая соль, в случае избытка многокислотного основания – основная соль |
7*. Неметалл + основание | Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2 | Только с кремнием (остальные неметаллы дают смеси солей) |
8. Основание + соль (средняя или кислая) | 3NaOH+FeCl3 =Fe(OH)3↓+3NaCl КОН+ KHSO4 = K2SO4+ H2O KOH + NH4NO3 = KNO3 + NH3 + H2O | И соль, и основание должны быть растворимы, а в продуктах должны быть – осадок, газ или вода. |
9. Металл + соль | Zn+CuSO4 =Cu+ZnSO4 | Более активный металл (но не реагирующий с водой) + растворимая соль. |
10. Кислота + соль | H2S+CuCl2 = CuS ↓+ 2HCl HCl + CaCO3 = CаСl2 + CO2↑+ H2O Al(OH)2Cl+ 2HCl =AlCl3+2H2O | В продуктах – осадок, газ или вода. |
11*. Неметалл + соль | Cl2 + KI = KCl + I2 | Более активный галоген вытесняет из соли менее активный. |
12. Соль + соль (обе растворимые!) | AgNO3+KCl=AgCl↓+KNO3 | Реакцию идёт, если хотя бы одна из образующихся солей выпадает в осадок. |
* способ, применимый ТОЛЬКО для данного вещества (веществ).
Свойства солей.
Ряд напряжений металлов:
Li, Rb, K, Ba, Sr, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb,H,Sb, Bi, Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au
Свойства | Примеры | Примечания |
1) Диссоциация в водных растворах. | 1. Средние, двойные, смешанные соли диссоциируют полностью: (α = 1) NaCl 🡪 Na+ + Cl– КNaSO4 🡪 К+ + Na+ + SO42– CaClBr🡪Ca2+ + Cl–+ Br– 2. Кислые соли: КHSO4🡪 К+ + НSO4– (α = 1) HSO4– ⇄ H+ + SO42– (α <1) 3. Основные соли: FeOHCl 🡪FeOH+ + Cl– (α = 1) FeOH+ ⇄ Fe2+ + OH–( α <1) 4. Комплексные соли: [Cu(NH3)4]SO4🡪[Cu(NH3)4]2++SO42– (α = 1) [Cu(NH3)4]2+ ⇄ Cu2+ + 4NH3 (α <1) | |
2)Взаимодействие с кислотами: | А) Cоль1+кислота1=соль2+кислота2 2HCl +СаCO3 =СаCl2+CO2↑+ H2O ВaCl2 +H2SO4 = ВaSO4↓+ 2HCl Б) Средняя соль + её же кислота = кислая соль.H2SO4+Na2SO4= 2NaHSO4 В) Основная соль+кислота = средняя соль.(СuOH)2CO3+4HCl=2CuCl2+CO2+3H2O Al(OH)2Cl + 2HCl = AlCl3 + 2H2O | Реакция происходит, если соль образована более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок,газ, вода. |
3) Взаимодействие с кислотными и амфотерными оксидами. | Na2CO3 + SiO2 → t СО2 ↑+ Na2SiO3 Na2CO3 + Al2O3 → t СО2↑+ NaAlO2 | Вытеснение твёрдым оксидом летучего оксида при сплавлении. |
4) Взаимодействие растворимых солей со щелочами. | CuSO4 + 2NaOH =Cu(OH)2↓+Na2SO4 NH4Cl + KOH = KCl + NH3↑+ H2O Кислые соли при действии щелочей превращаются в средние: KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O Кислая соль может реагировать с аммиаком: NH4HSO4 + NH3 = (NH4)2SO4 | Реакция происходит, если образуется осадок, газ или вода. |
5) Взаимодействие растворимых солей друг с другом. | AgNO3 + NaCl =AgCl↓+NaNO3 При взаимодействии двух кислых солей разных по силе кислот возможно вытеснение более слабой и летучей: NaHSO4+NaHS =H2S↑ + Na2SO4 | Реакция идёт, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок |
6) Взаимодействие с металлами. | Fe + CuSO4 =Cu + FeSO4 Металлы, стоящие левее в ряду активности и не реагирующие с водой вытесняют из растворимых солей стоящие правее металлы. | |
7) Разложение при нагревании. | А) карбонаты и гидрокарбонаты. Карбонаты(кроме Na,K,Rb,Cs) - разлагаются на 2 оксида. Гидрокарбонаты - до карбонатов. СаСO3 → t СаO + СО2. 2КНСО3 → t К2СО3 + СО2 + Н2О Б) соли аммония: Без ОВР(выделяется аммиак) – карбонат, сульфат, сульфит, сульфид, хлорид, фосфат. (NH4)2CO3 → t 2NH3 + CO2 + H2O С ОВР: нитрат, нитрит, дихромат: NH4NO3→ t N2O + 2H2O NH4NO2→ t N2 + 2H2O (NH4)2Cr2O7 → t N2 + 4H2O + Cr2O3 В) Галогениды (кроме фторидов): 2AgCl → t 2Ag + Cl2 Г) Нитраты: Левее магния (кроме лития) 2КNO3 → t 2КNO2+ O2 От магния до меди включительно + литий 2Cu(NO3)2→ t 2CuO + 4NO2 + O2 После меди: 2AgNO3→ t 2Ag +2NO2 + O2 | Соли аммония - выделяется аммиак или идёт ОВР. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.
Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...
Тест для подготовки к ЕГЭ по химии, В3. Электролиз растворов и расплавов (солей, щелочей, кислот)
Тест выполнен в программе PowerPoint, может использоваться для подготовки к ЕГЭ по химии....
Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"
Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....
Урок 8 класс химия "Соли.Состав.Номенклатура"
Этот урок можно проести в 8 классе при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" Материал рассчитан на 45 минут (1 урок), прилагается презентация и подробный ко...
Открытый урок по химии "Соли"
Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.Тип урока: комбинированный.Образовательные задачи:Познакомить с составом, номенклатурой солей.Дать пе...
Технологическая карта урока химии "Соли аммония"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
Презентация к уроку химии "Соли" в 8 классе
Данная презентация сопровождат объяснение учителя, демонстрирует результаты домашнего эксперимента и социологического опроса по теме урока "Соли" в 8 классе....
- Мне нравится (1)