Технологическая карта урока химии "Соли аммония"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Мокрова Ирина Михайловна

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soli_ammoniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока химии "Соли аммония"

Тема урока

«Соли аммония»

Класс

9

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

Используемые технологии

Технологии деятельностного обучения, проблемно-диагностического обучения

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создание условий для проявления познавательной активности учеников.

отрабатывать навыки работать с опорными конспектам и учебно-инструктивными (технологическими) картами

учиться навыкам работы в паре, группе

развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету

Образовательные результаты

Предметные

изучить состав солей аммония, повторить общие химические свойства солей на примере солей аммония, раскрыть специфические свойства этих солей, обусловленные ионом аммония. Изучит практическое применение солей аммония. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция

Метапредметные

Познавательные:

  • Развитие познавательной активности;
  • Проводить исследование по технологическим картам, анализировать полученные результаты.

Регулятивные:

  • Выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • Распределение рабочего времени.

Коммуникативные:

  • Планирование и согласование общих способов работы в парах;
  • Обмен знаниями при работе в группах для эффективного выполнения поставленных целей

Личностные

  • Учиться проявлять самостоятельность в разны видах деятельности.
  • Учиться выражать свое мнение.
  • Работать надо самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело, понимать свой индивидуальный вклад.

Образовательная среда урока (дидактический и раздаточный материал)

  • Технологические карты;
  • Набор реактивов и химического оборудования;
  • Карточки с фразами (на стадии рефлексии);
  • Презентация;
  • Таблички с названием творческих групп: «химики», «аналитики» , «экологи», « агрономы»

Формы работы

Индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Ход урока

п/п

Этап урока

Время

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный

1’

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативное сотрудничество с учителем

2.

Повторение пройденного материала

10’

Предлагает учащимся ответить на вопросы теста по свойствам азота и аммиака (вопросы выведены на экран) презентация слайд1,

Предлагает учащимся поменяться тетрадями и осуществить взаимопроверку.

Комментирует правильный ответ.

Слайд 2

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь

Проверяют ответы соседа, с помощью учителя выставляют оценки.

Оценивание усвоенного материала

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

5’

Постановка проблемы о значительном содержании азота в атмосфере и неспособности растений его усваивать.

Предлагает учащимся найти лишние вещества и записать оставшиеся в тетради

Слайд 4

Учащиеся ищут причины этой проблемы и способы ее решения (в молекуле атомы азота связаны тройной связью; внесение в почву усвояемых соединений азота)

Учащиеся записывают оставшиеся вещества и определяют их класс

Установление причинно-следственных связей

Давать определение понятиям

3.

Постановка цели и задач

2’

С помощью наводящих вопросов помогает учащимся сформулировать тему урока и задачи.

Знакомит с эпиграфом урока «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты»

(датский химий Хевелси). Слайд 1

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока и задачи.

Целеполагание- постановка учебной задачи;

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Умение вести диалог;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.

Получение новых знаний

20’

Знакомит с формами работы учащихся на уроке, проводит инструктаж по групповой работе.

Инструктаж по технике безопасности.

Слайд 7.

Дает технологические карты для каждой группы.

Приложение 1

После каждого выступления каждой группы делает микровывод.

Демонстрирует опыт «вулканчик»

Учащиеся работают в группах: «химики», «аналитики», «экологи», делают записи в тетради, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы в виде обобщенных схем, которые записывают на доске.

Наблюдают, делают вывод о специфических свойствах солей аммония

Определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей;

Выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;

Планирование-составление плана и последовательности действий;

Саморегуляция

Жизненное,

Профессиональное,

Личностное самоопределение;

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, практической деятельности;

Планирование способов взаимодействия

Владеть устной и письменной речью

5.

Закрепление материала

Подведение итогов.

5’

Предлагает экспериментально определить соль аммония из предложенных трех солей.

Подводит общий итог групповой работы.

Обращает внимание на поставленные в начале урока задачи

Осуществляют качественную реакцию на ион аммония

Учащиеся анализируют решения задач поставленных задач

Формулировать собственное мнение, сравнивать, аргументировать

Поиск и выделение необходимой информации;

Оценивание усваиваемого материала;

Контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Навыки сотрудничества.

6.

Рефлексия

1’

Предлагает выбрать фразу и закончить ее.

Приложение 2.

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу своих партнеров.

Делают записи на листочках (сдают учителю)

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Самоопределение – внутренняя позиция, самооценка, самоуважение

 7.

Обсуждение домашнего задания

1’

Отвечает на вопросы по домашнему заданию

Записывают задания, задают вопросы

Приложение 1

Группа «Химики»

Цель: Рассмотреть общие химические свойства солей аммония

Задание №1.Из предложенного списка солей (см. слайд, 1-й столбик формул) выберите формулы солей аммония, дайте им названия. Запишите определение солей аммония.

Задание №2. Исследуйте химические свойства солей аммония. Проведите реакции между растворами:

  1. Карбоната аммония и соляной кислотой:
  2. Хлорида аммония и нитрата серебра:
  3. Сульфата аммония и хлорида бария:
  4. Хлорида аммония и нитрата калия

Напишите уравнения реакций в молекулярной и сокращенной ионной формах.

Задание №3. Сделайте вывод: какими общими химическими свойствами солей обладают соли аммония.

Группа «Агрономы»

              Цель: Определите наиболее питательное азотное удобрение.

Задание №1. Из предложенного списка солей (см. слайд, 3-й столбик формул) выберите формулы солей аммония, дайте им названия. Запишите определение солей аммония.

Задание №2. Рассчитайте массовую долю азота в каждом соединении.

(Формула: NH4NO3  (NH4)2SO4   NH4Cl)

Справка: (э) = Ar(э)*n / Mr(вещества);     э-элемент;  Ar(э)- относительная атомная масса элемента; n-количество атомов элемента в веществе;  Mr- относительная молекулярная масса вещества.

Приготовьте 100 г 1%-го раствора самого питательного удобрения для подкормки комнатных растений.

Справка: (р.в.) = m(р.в.) / m(р-ра);

m(р.в.) = (р.в.) * (р.в.);         m(H2O) =m(р-ра) – m(р.в.)

Применение азотных удобрений повышает урожайность на 50%:

Задание №3. Сделайте вывод: какие ионы, содержащие азот, усваиваются растениями? Какую соль можно назвать солью плодородия? Почему?

Группа «Экологи»

                Цель: Рассмотреть применение солей аммония. Проанализировать проблему загрязнения почвы соединениями азота.

Задание №1: Прочитайте предложенные тексты №1 и №2. Составьте формулы соединений, о которых говорится в тексте. Дайте определение солям аммония. Составьте схему их применения.

Задание №2. Прочитайте тексты №3 и №4. Какие могут возникнуть экологические проблемы в связи с чрезмерным внесением азотных удобрений в почву?

Задание №3. Сделайте вывод: каковы области применения солей аммония. К каким последствиям может привести неразумная хозяйственная деятельность человека и каковы пути решения данной проблемы?

Текст №1.  «Нашатырь».

          Нашатырь-техническое название хлорида аммония. Эта соль применяется при паянии металлов, изготовлении гальванических элементов. Применение хлорида аммония при паянии основано на том, что он способствует удалению оксидных пленок, благодаря чему припой (сплав олова и свинца) хорошо пристает к металлу. В качестве лекарственного средства применяют при обмороке. Выделяющихся из соли аммиак раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему – пострадавший приходит в себя.  

           Почти все соли аммония используют в качестве азотных удобрений. Растения способны усваивать азот только в связанном виде, то есть в виде ионов NH4+ или NO3-. Замечательный русский агрохимик Д.Н. Прянишников выяснил, что если у растений есть выбор, то оно предпочитает катионы аммония нитрат-аниону, поэтому использование солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно.

Текст №2.  «Опасные вещества».

           После первой мировой войны человечество потрясло известие о грандиозном взрыве, произошедшем 2 сентября 1921 года в г. Оппау Германии. Взорвался склад, в котором хранилась смесь аммиачной селитры (нитрата аммония) с сульфатом аммония- важнейшие азотные удобрения. В 1974 году в США в Техас- Сити взорвалась аммиачная селитра. В результате взрывов многие погибли и около 3-х тысяч людей были ранены. Причины катастроф: детонация, термическое разложение соли:  

NH4NO3= N2O+ 2H2O. Эта реакция используется в медицине. N2O («веселящий газ», обладая наркотическим действием используется для наркоза во время операций).

Текст №3. «Из отчета американского экологического общества».

            В последние десятилетия человек вносит все больше азотных удобрений. В результате человеческой деятельности количество связанного азота на нашей планете удвоилось по сравнению с естественным уровнем. Перенасыщение азотом природных вод ведет к бурному развитию водорослей, а тем самым к массовым заморам рыб и других организмов. Соединения азота в воздухе ведут к появлению смога, гибели растений. Мы полагаем, что 80% оксида азота, который поступает в атмосферу и способствует образованию смога и кислотных дождей – это продукты человеческой деятельности.

         Положение усугубляется уменьшением площади лесов и травянистых угодий, осушением заболоченных мест, расчисткой все новых участков под пахотные земли.

Текст№4. «Осторожно, нитраты»

         Внесение избыточного количества азотных удобрений при определенном сочетании факторов среды может привести к накоплению нитратов в растениях. Нитраты снижают питательную ценность и вкусовые качества продуктов.

          Для предотвращения загрязнения окружающей среды нитратами большое значение имеет правильный выбор дозы, сроков и способов внесения удобрений, использование новых видов удобрений с длительным сроком действия, когда азот выделяется постепенно.

Приложение 2

Рефлексия

Выберите одну из шести фраз и закончите ее

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне (не) понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Мне захотелось…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

технологическая карта урока "Соли аммония"

урок химии по теме "Соли аммония" разработан с учетом ФГОС с использованием технологической карты....

Технологическая карта урока "Аммиак. Соли Аммония"

В публикации представлена технологическая карта урока в 9 классе. Расписаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....