Урок изучение нового материала "Железо и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок 9 класса по теме "Железо и его соединения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_zhelezo_i_ego_soedineniya.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Железо и его соединения»
9 класс
Цель: дать общую характеристику железу как химическому элементу побочной подгруппы и как простому веществу; сравнить свойства важнейших соединений железа (II) и (III);
раскрыть значение железа в природе и жизни человека
ХОД УРОКА
Учитель химии: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадку, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.
Загадка:
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял;
Наблюдатель египтянин,
Имя дал – «небесный камень»
Был нескромным я не в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня … (Железо).
История открытия железа
В таблице д. И. Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет в таблице другого такого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Железо известно людям примерно 5 тысяч лет. Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки человека, было не земного, а космического происхождения: оно входило в состав метеоритов, попавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках оно именуется «небесный камень». Это было самородное железо, оно всегда содержит примеси Ni, поэтому оно не поддается ковке в обычных условиях. Его следует обрабатывать, как это не странно, только в холодном виде, а не разогретым, как обычное железо. Согласно легенде, оружейники, которые не знали этого секрета и не сумели отковать из «небесного камня» меч для бухарского эмира, были безжалостно казнены. Только много столетий спустя загадка металла с неба была разгадана. В XVII оружие из никелистого железа появилось у индийского раджи. Были сабли из уникального металла у латиноамериканского героя – легендарного Боливара и у российского царя Александра I. Получение железа из руды с помощью сыродутного процесса было изобретено в Западной Азии во 2-м тысячелетии до нашей эры. Период с IX–VII века до нашей эры, когда у многих племен Европы и Азии развилась металлургия железа, получил название железного века, пришедшего на смену бронзовому веку. У древних египтян железо ценилось так же высоко, как золото, и даже дороже. Недаром железные лезвия, кинжалы, бусы находили в гробницах фараонов вместе с золотыми украшениями. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещающий, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки жили племена, которые за слиток этого металла давали 10 слитков золота. В народе о железе говорят: «Металл – и плуг в поле, и гвоздь в доме».
Нахождение железа в природе.
Самородное железо земного происхождения – это редчайший каприз природы (его еще называют «теллурическим», от латинского слова «теллус» – земля). Такое железо получается в уникальных геологических условиях – там, где потоки расплавленной лавы, богатой оксидом железа, на пути своего извержения из земных глубин пересекали пласты каменного угля. И уголь восстанавливал железо до очень чистого металла, так же, как это происходит в доменных печах.
Железо – один из самых распространенных на земле элементов: на его долю приходится около 4,2% массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов) . Это очень много: оно весит ученые подсчитали 755000000 миллиардов тонн, но доступно человеку лишь малое его количество. Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. Наибольшее практическое значение имеют красные железняки (руда гематит, Fe2O3; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe) , бурые железняки (руда лимонит Fe2O3 · nH2O)
У гематита имеется синоним – «кровавик»; он напоминает запекшуюся кровь, с характерной чертой красного цвета.
Бурый железняк называют «болотная руда». Дело в том, что происхождение залежей бурого железняка связано с железобактериями. Железобактерии развиваются, размножаются в прудах, болотах и даже водопроводных трубах. Для своего существования они усваивают энергию окисления соединений железа, растворимых в воде. Когда бактерии отмирают, гидроксид железа(III), который содержится в них, оседает на дно водоемов. Через некоторое время это приводит к образованию «болотных руд» (именно так возникло Керченское месторождение железных руд).
В природе встречаются также большие месторождения пирита FeS2(другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа и другие), но руды с высоким содержанием серы пока практического значения не имеют. По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире. В морской воде 1 · 10–5 — 1 · 10–8% железа и очень много его в рассеянном состоянии. Железноводск – это минеральный источник, содержащий соли железа.
Учитель: В нашей стране железные руды находятся на Урале. Магнитогорск – магнетит, Уральские горы, горы Южной Сибири, западной и восточной Сибири, на Дальнем востоке, Европейский север, Центральное Черноземье, Халиловское месторождение.
Уникальное месторождение железных руд (магнетита) – это Курская магнитная аномалия. Железа здесь по крайней мере вдвое больше, чем во всех месторождениях мира, вместе взятых. Его запасов может хватить на многие столетия. Многие месторождения КМА расположены глубоко и их нужно осваивать. У КМА огромное будущее.
Вывод: железо в природе находится в виде соединений: руд и минералов, а самородное железо встречается очень редко. Наша страна занимает 1 место по запасам железных руд.
Краткий вывод по положению в ПСХЭ и строения атома железа: железо – d-элемент, и наиболее устойчивые его соединения со степенью окисления +3, т. к. данный ион Fe3+ имеет наиболее устойчивый d-подуровень (5e–), а соединения Fe+2 устойчивы в кислой среде
Железо как простое вещество. Физические свойства железа
Справка (учитель): Чистое железо – мягкий металл, ножом, сделанным из него не обстругаешь деревянную палочку. Железо, с которым имеет дело техника – это, как правило, не химически чистый металл. Оно содержит примеси и поэтому отличается по свойствам от чистого железа. Главная примесь – это углерод.
Вывод: Химический элемент железо существует в виде 3-х аллотропных модификаций: ; по физическим свойствам чистое железо – очень мягкий металл, химически активное, при взаимодействии с сильными окислителями образуются соединения Fe+3, а более слабыми +2.
Получение железа в промышленности и его применение
– Каковы способы получения железа в промышленности? Каков химизм этих процессов?
– Каким способом получают очень чистое железо? (Карбонильным – 99,999%)
Учитель: Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления сердечников трансформаторов электромоторов, электромагнитов и мембран микрофонов. Больше всего на практике используются сплавы железа – чугун и сталь. Примерно 90% всех используемых человечеством металлов — это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дёшевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.
– Обратимся к справочной таблице «Сплавы». Чем отличается чугун от стали?
– Какие бывают виды чугунов, сталей? (Демонстрация коллекции сплавов на основе железа)
Вывод: Способы получения железа: прямое восстановление, карбонильный метод, доменный процесс, кричный способ, мартеновский способ, конверторный способ, электротермический и термитный способы. Очень чистое железо получают прямым восстановлением и карбонильным способом. На НЛМК чугун и сталь получают доменным и электрохимическим способом.
Соединения железа(II), (III): оксиды, гидроксиды, соли приведите формулы
Значение железа в природе и жизни человека
1. Соединения железа жизненно важны для всех живых организмов. Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья, т. е у них не происходит фотосинтеза и они заболевают хлорозом (хлорофилл не образуется). Так от одной и той же причины — наличия железа в соках и тканях — весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.
2. Без железа была бы невозможна жизнь животного мира планеты, т. к. гемоглобин – железосодержащий красный пигмент (белок крови) – осуществляет транспорт кислорода от органов дыхания к тканям, и углекислого газа от тканей к органам дыхания. (Слайд № 12 (Приложение 1).
В организме взрослого человека содержится 4–7 г железа, 75% которого входит в состав гемоглобина (в 1 л крови — около 450 мг железа). Кроме гемоглобина, железо также содержится в мышечном белке — миоглобине и во многих ферментах. Какая-то часть железа (около 1%) постоянно циркулирует в плазме—жидкой части крови. Главное «депо» железа — печень: здесь у взрослого мужчины может быть запасено до 1 г железа, а также костный мозг и селезенка. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма—кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
3. Суточная потребность человека в железе (6–20 мг) в зависимости от при интенсивной мышечной деятельности. В организм железо поступает с пищей. Железом богаты мясо, печень, яйца, хлеб, шпинат, свекла и другие. Организм усваивает только 10—20% железа от суточной потребности. Зато сахар и аскорбиновая кислота повышают усвоение железа.
При недостатке железа в организме развивается железистая анемия (малокровие), характеризующаяся снижением содержания гемоглобина в крови. Кроме того, нарушается и функция пищеварительных желез, нервной системы, мышечного аппарата. Нехватку железа устраняют приемом специальных лекарственных препаратов, а также увеличением в пищевом рационе, например, гречихи и яблок. Препараты железа применяются и как общеукрепляющие средства.
Вопрос: Какие продукты богаты железом?
Задача: Ежедневный прием железа с пищей составляет в среднем 23 мг. Сколько надо съесть яблок, чтобы пополнить суточную норму железа?
Токсичность железа
Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсичное действие, т. е отравление. У человека появляются рвота, боли в животе, ощущение жара, снижение артериального давления, цианоз (синюшность), резкое снижение свертываемости крови, поражение печени. При вскрытии обнаруживаются кровоизлияния и диффузный некроз (омертвление) слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, массивные некрозы (омертвление ткани) печени. В связи с высоким содержанием железа в пищевом рационе отмечают сидероз печени, селезенки и связанные с ними случаи остеопороза (разрежение костного вещества) позвонков.
При отравлениях соединениями железа необходимо выпить “яичное молоко” (белок 3—4 сырых яиц взбить в 0,25 л молока) и через несколько минут вызвать рвоту. Промыть желудок водой с добавлением активированного угля, соды, крепкого чая.
Железо занимает пятое место по уровню токсичности после ртути, свинца, кадмия и мышьяка в окружающей среде. Соединения железа(II) токсичнее соединений железа (III). Вдыхание пыли, содержащей железо приводит к заболеваниям легких, сердечно-сосудистой дистонии, к снижению секреции желудка, изменению состава крови, возникновению стоматита, гастрита. Ионы тяжелых металлов, содержащиеся в водоемах, растениях, не только причиняют вред здоровью человека, но и разрушают его генофонд.
В заключение загадки:
А) Я известен с давних пор и имею спрос,
Опусти меня в раствор – медный купорос.
Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!
Удивительный момент: стал другим раствор!
Вытесняю элемент, не вступая в спор.
На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.
– Какой это металл? (Железо)
Б) От дождя я не ржавею
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь —
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна —
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше — мой автограф: …. (Сталь)
В) Он идет на сковородки да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок, невоспитан и нековок ...
Он ломается, как лед и тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун работяга наш – …. (Чугун)
Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
урок физики "Давление. Единицы давления" - 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.
Разработка урока для учащихся 7 класса + презентация урока Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе...
Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...
Тема урока «Коэффициент», математика, 6 класс. Тип урока - изучение нового материала.
Цель урока:ввести понятие коэффициента и закрепить при решении задач и упражнений; отработать алгоритм раскрытия скобок, упрощения выражений. Разработка урока представлена с технологической картой и п...
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...