Практические работы по химии 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Практические работы по химии 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_po_himii_9_klassa.docx76.38 КБ

Предварительный просмотр:

Химия 9 класс.   Дата «___»______________

Практическая работа  №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель:рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы:пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.  Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие    пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.        
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом  руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан  - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

ОПЫТ 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Опыты

Наблюдения

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl2 +H2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами (так как активнее других металлов).

Опыт 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2

Чем выше концентрация   реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

Выделение газа  идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Больше площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Опыт 4. Влияние температуры.

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H2SO4CuSO4 + H2O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и  скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2О2 

2О + О2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры,  от присутствия катализаторов.

Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________

Практическая работа  №1.  

Тема: Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель:рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

С правилами техники безопасности ознакомлен(а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).

Ход работы:

Опыты

Наблюдения

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Опыт 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

Опыт 4. Влияние температуры.

.

Опыт 5. Влияние катализатора.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Химия 9 класс.   Дата «___»______________

Практическая работа  №2.  

Решение экспериментальных задач  по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель:научиться применять теоретические знания для экспериментальногорешения задач.

Оборудование и реактивы:пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

  1. Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  1. Задание: Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

  1. Составьте уравнения реакции в полном и сокращенном ионном виде.
  2. Данные запишите в таблицу:

                        вещество

реактив

Н2SO4

NaCl

Na2SO4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl2

нет изменений

BaSO4

белый

AgNO3

AgCl↓

белый творожистый

Н2SO4 → 2H+ + SO42-

Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4

Ba2+ + SO42- → BaSO4↓  

NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓

Ag+ + Cl-→ AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота  диссоциирует на ионы: НCl → H+ + Cl-

Качественная реакция на катион водорода  - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион  -   взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl↓

Ag+ + Cl-→ AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO4 → Cu2+ + SO42-

Качественная реакция на сульфат ион  - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO4 + BaCl2 → CuCl2 + BaSO4

Ba2+ + SO42-→ BaSO4

Качественная реакция на катион меди Cu2+- взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется  голубой студенистый осадок гидроксида меди (II):

CuSO4+ 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________

Практическая работа  №2.

Тема: Решение экспериментальных задач  по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель:научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы:пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

С правилами техники безопасности ознакомлен (а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).

Ход работы:

                        Вещество

реактив

Н2SO4

NaCl

Na2SO4

лакмус

BaCl2

AgNO3

Уравнения осуществимых реакций:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Химия 9абв классы.   Дата «___»______________ Практическая работа  №3.

Получение аммиака и исследование его свойств.                                                                                           Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель:1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.  Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие    пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.        
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

 В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальцияCa(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3  ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.  

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт 2.Взаимодействие аммиака с кислотами. 

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Взаимодействие       солей               аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония  прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________

Практическая работа  №3.

Получение аммиака и исследование его свойств.                                                                                           Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель:1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

С правилами техники безопасности ознакомлен (а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).

Ход работы

Название опыта

Наблюдения

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

Опыт 2.Взаимодействие аммиака с кислотами

Опыт 3. Взаимодействие       солей               аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

Вывод: ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: 

Аммиак –газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.  Аммиак активно реагирует с кислотами. 

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Практическая работа  №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.                                                                                           Распознавание карбонатов.

Цель:1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра,  мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они  токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вынаблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO3+ 2HCl →CaCl2 + CO2↑+ H2O

CaCO3+ 2H+ →Ca2+ + CO2↑+ H2O

CO2 + Ca(OH)2  → CaCO3↓ + H2O

CaCO3 + H2O + CO Ca(HCO3)2 

CaCO3 + H2O + CO Ca2++2HCO3-

CO+H2O↔H2CO3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют  сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1.В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2. Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

                        вещество

реактив

NaCl

Na2SO4

Na2CO3

HCl

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО2

BaCl2

нет изменений

BaSO4

белый

AgNO3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2↑ + H2O

2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O

Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4

Ba2+ + SO42- → BaSO4↓  

NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓

Ag+ + Cl-→ AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа  №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель:научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.  

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.  

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С15Н32 + 46CuO →15CO2 + 16H2O + 46Cu

CuSO4 +5Н2О→ CuSO4·5Н2О

CO2 + Ca(OH)2  → CaCO3↓ + H2O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводнымCuSO4. Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO  образуется углекислый газ, который  реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод:В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа  №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель:изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки,  железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида  натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной  и соляной кислоты, хлорида  железа (III),  гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены.Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO4 → Fe (OH)2 → Fe(NO3)2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим  железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н2SO4 →FeSO4 + Н2

Fe + 2Н+→Fe2+ + Н2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + Na2SO4

Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2

3. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH)2 + 2HNO3 → Fe(NO3)2 + 2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ → Fe2++ 2H2O

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.  Приготовьте гидроксид  никеля (II) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К  раствору сульфата никеля (II) добавим  несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO4 + 2NaOH → Ni(OH)2↓ + Na2SO4

Ni2+ + 2OH- → Ni(OH)2

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к  полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Ni(OH)2 + 2HCl → NiCl2 + 2H2O

Ni(OH)2 + 2H+ → Ni2++ 2H2O

3. В другую  пробирку к  полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3.  Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K2CO3, CuCl2, FeCl2. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

                     вещество

реактив

КCl

К2СО3

CuCl2

FeCl2

NaOH

нет изменений

нет изменений

Cu(OH)2 ↓                голубой студенистый

Fe(OH)2↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО2

AgNO3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCl

Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCl

Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2

K2CO3 + 2HCl → 2KCl + CO2↑ + H2O

2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O

KCl + AgNO3 → KNO3 + AgCl↓

Ag+ + Cl-→ AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 → Fe(CNS)3

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К  раствору хлорида  железа (III) добавим  несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3

2. К полученному осадку добавим  раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH)3 + 3HNO3 → Fe(NO3)3 + 3H2O

Fe(OH)3 + 3H+ → Fe3++ 3H2O

3. К  раствору нитрата  железа (III) добавим  несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO3)3 + 3KCNS → Fe(CNS)3 + 3KNO3

Fe3++ 3CNS- ↔ Fe(CNS)3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.  Приготовьте гидроксид  железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К  раствору хлорида железа (III) добавим  несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к  полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH)3 + 3HCl → FeCl3 + 3H2O

Fe(OH)3 + 3H+ → Fe3++ 3H2O

3. В другую  пробирку к  полученному осадку добавим  конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH)3 + 3NaOH → Na3[Fe(OH)6]

Fe(OH)3 + 3OH- → [Fe(OH)6]3-

Вывод: Гидроксид железа  (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3.  Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4, NaBr,.Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

                     вещество

реактив

Na3PO4

FeCl3

ZnSO4

NaBr

NaOH

нет изменений

Fe(OH)3

 бурый

Zn(OH)2

белый                

нет изменений

AgNO3

Ag3PO4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3

ZnSO4 + 2NaOH → Zn(OH)2↓ + Na2SO4

Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2

Na3PO4 + 3AgNO3 → 3NaNO3 + Ag3PO4

3Ag+ + PO43-→ Ag3PO4

NaBr + AgNO3 → NaNO3 + AgBr↓

Ag+ + Br-→ AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по химии для 8 - 11 классов

Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах....

Презентации к практическим работам по химии. 8 класс

В презентациях указаны цели работы, оборудование; описан ход практической работы; в качестве закрепления даётся небольшой тест...

Практические работы по химии (9 класс)

Практические работы по химии для 9 класса, по учебнику Л. С. Гузей...

Практическая работа по химии в 9 классе "Изучение свойств аммиака"

Практическая работа дает возможность проверить пратические навыки чащихся, изучить свойства аммиака и проверить знания учащихся по теме "Соединения азота"...

Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Предложенный  материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте  описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....

Практические работы по химии 8-9 класс

8 класс ПР.РАБОТА № 4" ОЧИСТКА СОЛИ", ПР.РАБОТА № 5 "ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА СОЛИ", 9 класс  ПР. РАБОТА " НЕМЕТАЛЛЫ"...

Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"

Конспект урока«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»  Цели урока:Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические веществ...