Практические работы по химии 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс)
Практические работы по химии 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_himii_9_klassa.docx | 76.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 9 класс. Дата «___»______________
Практическая работа №1.
Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Цель:рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы:пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
- Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
- В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
- Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
- При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.
Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?
ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?
ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.
В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 4. Влияние температуры.
В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 5. Влияние катализатора.
В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
Оформите работу в виде таблицы:
Опыты | Наблюдения | Уравнения реакций | Вывод |
Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ. | Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием. | Мg + 2HCl → MgCl2 +H2↑ Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑ Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ | Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами (так как активнее других металлов). |
Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ. | В первой пробирке газ выделяется более интенсивно. | Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑ | Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции. |
Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ. | Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа. | Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ | Больше площадь соприкосновения реагирующих веществ. |
Опыт 4. Влияние температуры. | Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании. | СuO + H2SO4CuSO4 + H2O | При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции. |
Опыт 5. Влияние катализатора. | В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа. | 2Н2О2 2Н2О + О2↑ | Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода. |
Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.
Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________
Практическая работа №1.
Тема: Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Цель:рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).
С правилами техники безопасности ознакомлен(а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).
Ход работы:
Опыты | Наблюдения | Уравнения реакций | Вывод |
Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ. | |||
Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ. | |||
Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ. | |||
Опыт 4. Влияние температуры. | . | ||
Опыт 5. Влияние катализатора. |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Химия 9 класс. Дата «___»______________
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Цель:научиться применять теоретические знания для экспериментальногорешения задач.
Оборудование и реактивы:пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.
Ход работы:
- Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- Задание: Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.
- Составьте уравнения реакции в полном и сокращенном ионном виде.
- Данные запишите в таблицу:
вещество реактив | Н2SO4 | NaCl | Na2SO4 |
лакмус | красный цвет | нет изменений | нет изменений |
BaCl2 | нет изменений | BaSO4↓ белый | |
AgNO3 | AgCl↓ белый творожистый |
Н2SO4 → 2H+ + SO42-
Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- → BaSO4↓
NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl-→ AgCl ↓
Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:
1) Соляная кислота.
Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H+ + Cl-
Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.
Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.
НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl-→ AgCl ↓
2) Сульфат меди (II).
Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO4 → Cu2+ + SO42-
Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:
CuSO4 + BaCl2 → CuCl2 + BaSO4↓
Ba2+ + SO42-→ BaSO4↓
Качественная реакция на катион меди Cu2+- взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадок гидроксида меди (II):
CuSO4+ 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓
Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.
Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________
Практическая работа №2.
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Цель:научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.
Оборудование и реактивы:пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.
С правилами техники безопасности ознакомлен (а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).
Ход работы:
Вещество реактив | Н2SO4 | NaCl | Na2SO4 |
лакмус | |||
BaCl2 | |||
AgNO3 |
Уравнения осуществимых реакций:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Химия 9абв классы. Дата «___»______________ Практическая работа №3.
Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.
Цель:1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.
2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
- Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
- В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
- Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
- При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.
В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальцияCa(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?
Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.
Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?
Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?
Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт 2.Взаимодействие аммиака с кислотами.
Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?
Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)
В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?
Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?
Сделайте вывод, как распознать соли аммония.
Дата ____________Класс ______ Фамилия, имя____________________________
Практическая работа №3.
Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.
Цель:1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.
2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.
Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.
С правилами техники безопасности ознакомлен (а), обязуюсь выполнять_______________________________ (подпись).
Ход работы
Название опыта | Наблюдения | Уравнения реакций | Вывод |
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде. | |||
Опыт 2.Взаимодействие аммиака с кислотами | |||
Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония) |
Вывод: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Аммиак –газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку. Аммиак активно реагирует с кислотами.
Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.
Практическая работа №4.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Цель:1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.
2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.
Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
Опыт 1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.Стр. 158-159
Что делали | Наблюдения, рисунки | Уравнения реакций | Вывод |
Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вынаблюдаете? Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете? Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете? | рисунок ris2 Бурное выделение газа. Помутнение известковой воды. Образовавшийся осадок растворяется. Лакмус краснеет. | CaCO3+ 2HCl →CaCl2 + CO2↑+ H2O CaCO3+ 2H+ →Ca2+ + CO2↑+ H2O CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O CaCO3 + H2O + CO2 → Ca(HCO3)2 CaCO3 + H2O + CO2 → Ca2++2HCO3- CO2 +H2O↔H2CO3 | В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой. Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду. При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты. При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид. |
Вывод: 1.В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.
2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.
Опыт 2. Распознавание карбонатов.
В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.
вещество реактив | NaCl | Na2SO4 | Na2CO3 |
HCl | нет изменений | нет изменений | «вскипание» СО2↑ |
BaCl2 | нет изменений | BaSO4↓ белый | |
AgNO3 | AgCl↓ белый творожистый | ||
№ пробирки: |
Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2↑ + H2O
2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O
Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- → BaSO4↓
NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl-→ AgCl ↓
Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.
2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.
Практическая работа №5.
Определение качественного состава органического вещества.
Цель:научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.
Оборудование и реактивы:штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
- Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
Стр. 184
Что делали | Наблюдения, рисунки | Уравнения реакций | Вывод |
Соберите прибор. На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки. Отметьте признаки реакций, происходящих: а) со смесью вазелина и оксида меди (II); б) с белым порошком сульфата меди (II); в) с известковой водой. | рисунок ris3 а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II). б) Белый порошок CuSO4 приобретает голубой цвет. в) Известковая вода мутнеет. | С15Н32 + 46CuO →15CO2 + 16H2O + 46Cu CuSO4 +5Н2О→ CuSO4·5Н2О CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O | . Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель. При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводнымCuSO4. Т.о. вазелин содержит водород. При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод. |
Вывод:В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.
Практическая работа №6.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Цель:изучить свойства металлов и их соединений.
Оборудование и реактивы:
1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.
2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
- В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
- Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
- Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены.Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
Стр. 255
I вариант
Задание 1.
Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:
Fe → FeSO4 → Fe (OH)2 → Fe(NO3)2
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки. | Выделение газа. | Fe + Н2SO4 →FeSO4 + Н2↑ Fe + 2Н+→Fe2+ + Н2↑ |
2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи. | Образуется зеленоватый студенистый осадок. | FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + Na2SO4 Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2↓ |
3. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты. | Осадок растворяется. | Fe(OH)2 + 2HNO3 → Fe(NO3)2 + 2H2O Fe(OH)2 + 2H+ → Fe2++ 2H2O |
Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.
Задание 2. Приготовьте гидроксид никеля (II) и исследуйте его свойства.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи. | Образуется осадок светло-зеленого цвета. | NiSO4 + 2NaOH → Ni(OH)2↓ + Na2SO4 Ni2+ + 2OH- → Ni(OH)2↓ |
2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты. | Осадок растворяется. | Ni(OH)2 + 2HCl → NiCl2 + 2H2O Ni(OH)2 + 2H+ → Ni2++ 2H2O |
3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи. | Изменений нет. |
Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.
Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K2CO3, CuCl2, FeCl2. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.
вещество реактив | КCl | К2СО3 | CuCl2 | FeCl2 |
NaOH | нет изменений | нет изменений | Cu(OH)2 ↓ голубой студенистый | Fe(OH)2↓ зеленоватый студенистый |
HCl | нет изменений | «вскипание» СО2↑ | ||
AgNO3 | AgCl↓ белый творожистый | |||
№ пробирки: |
CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCl
Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓
FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCl
Fe2+ + 2OH- → Fe(OH)2↓
K2CO3 + 2HCl → 2KCl + CO2↑ + H2O
2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O
KCl + AgNO3 → KNO3 + AgCl↓
Ag+ + Cl-→ AgCl ↓
Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.
II вариант:
Задание 1.
Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения
FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 → Fe(CNS)3
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи. | Образуется осадок бурого цвета. | FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓ |
2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты. | Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета. | Fe(OH)3 + 3HNO3 → Fe(NO3)3 + 3H2O Fe(OH)3 + 3H+ → Fe3++ 3H2O |
3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия. | Появление кроваво-красного окрашивания. | Fe(NO3)3 + 3KCNS → Fe(CNS)3 + 3KNO3 Fe3++ 3CNS- ↔ Fe(CNS)3 |
Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.
Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи. | Образуется осадок бурого цвета. | FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓ |
2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты. | Осадок растворяется. | Fe(OH)3 + 3HCl → FeCl3 + 3H2O Fe(OH)3 + 3H+ → Fe3++ 3H2O |
3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем. | Осадок растворяется. | t Fe(OH)3 + 3NaOH → Na3[Fe(OH)6] Fe(OH)3 + 3OH- → [Fe(OH)6]3- |
Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.
Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4, NaBr,.Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.
вещество реактив | Na3PO4 | FeCl3 | ZnSO4 | NaBr |
NaOH | нет изменений | Fe(OH)3↓ бурый | Zn(OH)2 ↓ белый | нет изменений |
AgNO3 | Ag3PO4↓ желтый | AgBr↓ желтоватый творожистый | ||
№ пробирки: |
FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl
Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓
ZnSO4 + 2NaOH → Zn(OH)2↓ + Na2SO4
Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2↓
Na3PO4 + 3AgNO3 → 3NaNO3 + Ag3PO4↓
3Ag+ + PO43-→ Ag3PO4↓
NaBr + AgNO3 → NaNO3 + AgBr↓
Ag+ + Br-→ AgBr ↓
Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по химии для 8 - 11 классов
Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах....
Презентации к практическим работам по химии. 8 класс
В презентациях указаны цели работы, оборудование; описан ход практической работы; в качестве закрепления даётся небольшой тест...
Практические работы по химии (9 класс)
Практические работы по химии для 9 класса, по учебнику Л. С. Гузей...
Практическая работа по химии в 9 классе "Изучение свойств аммиака"
Практическая работа дает возможность проверить пратические навыки чащихся, изучить свойства аммиака и проверить знания учащихся по теме "Соединения азота"...
Практическая работа по химии "Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием"
Предложенный материал представляет собой методическую разработку урока по химии по программе О.С.Габриеляна. В конспекте описаны все этапы урока с предполагаемой деятельностью обучающихся....
Практические работы по химии 8-9 класс
8 класс ПР.РАБОТА № 4" ОЧИСТКА СОЛИ", ПР.РАБОТА № 5 "ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА СОЛИ", 9 класс ПР. РАБОТА " НЕМЕТАЛЛЫ"...
Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"
Конспект урока«Экспериментальное решение задач по неорганической химии» Цели урока:Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях на неорганические веществ...