Инструкции для практических работ по химии к учебнику О.С. Габриеляна. 9 класс
учебно-методический материал (химия, 9 класс) по теме
Данный материал помогает учителю в проведению практических работ, содержит план наблюдений и подробное (поэтапное) описание проводимых экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_instruktsii.docx | 656.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкции
для практических работ
9 класс.
К учебнику Габриеляна О.С.
Составитель учитель химии
МБОУ СОШ №2 г. Кировск
Румянцева Е.М.
2013
Практическая работа №1.
Осуществление цепочки химических превращений.
I ВАРИАНТ
Повторить правила техники безопасности:
Цель: Осуществить реакции, соответствующие указанным цепочкам превращений.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)MgCO3 → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4
2)ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na2 [ZnOH4]
Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Выданы пробирки №1, №2, №3. В пр.№1насыпана соль MgCO3. Для осуществления превращений приливайте по 1-2 мл необходимых реактивов;
-после проведения 1-ого опыта отделите раствор от непрореагировавшего вещества, слейте его в пр. №2;
- в пр.№2 к полученному после добавления выбранного вами реактива осадку добавьте 1-2 мл воды, перемешайте смесь и отфильтруйте в стаканчик, промойте осадок 2-3мл воды;
- осадок перенесите стеклянной палочкой в пр. №3 и осуществите третье превращение.
Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №4, №5;
а) в обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида цинка и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида цинка (реактива приливайте по 1-2 мл в каждую пробирку).
б) в пр.№4 получите ZnCl2, в пр.№5 получите Na2Zn(OH)4.Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Для отчёта оформите таблицу:
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
1цепочка ……… 2цепочка | …………………. | 1) 2) 3)……………………….. 1) 2) 3) | ………… |
Практическая работа №1.
Осуществление цепочки химических превращений.
II ВАРИАНТ
Повторить правила техники безопасности:
Цель: Изучить способы получения и свойства гидроксидов металла.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
2)AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl3
↓
NaAl(OH)4
Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Для выполнения первой цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пр.№1насыпана соль CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте 1-2 мл необходимого реактива.
2)Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). В пробирку №2 положен кусочек алюминия.
Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №3, №4. В обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида алюминия и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия (используйте 1-2 мл раствора реактива). В пр.№3 получите AlCl3, в пр.№4 получите NaAl(OH)4
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
Для отчёта оформите таблицу
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 ……………. Опыт 2 | …………………….. | ……………………………… | …………… |
Практическая работа №6.
Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: изучить лабораторные способы получения, собирания и распознавания газов.
Вариант №I
Опыт1: получение, собирание и распознавание водорода.
Повторите правила техники безопасности:
Проверка на герметичность
1)Наденьте на пробирку №1пробку с газоотводной трубкой, проверьте прибор на герметичность.
2)В пробирку положите 1-2 гранулы цинка, прилейте 1-2 мл соляной кислоты, пробирку закрепите в штативе вертикально и наденьте на газоотводную трубку пробирку №2.
3)Через некоторое время собранный в пробирке №2 газ (держите пробирку вертикально) поднесите к пламени спиртовки. Вы должны услышать либо глухой хлопок п-пах, либо «лающий» звук (в чём причина различий?).
Заполните таблицу, напишите уравнения 2-ух проведённых реакций, составьте электронный баланс, сделайте выводы о лабораторном способе получения, собирания и распознавания водород
Оформите отчёт в таблице.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………... Опыт 2 | …………………… | 1) 2) ........................................................ 1) 2) 3) | …………. |
Опыт2: получение, собирание и распознавание аммиака
Повторите правила техники безопасности:
1)Соберите прибор для получения газа: пробирку № 4 закройте пробкой с газоотводной трубкой согнутой под прямым углом и проверьте прибор на герметичность: наденьте на стеклянную трубку длинную резиновую трубку так, чтобы стеклянная трубка оставалась сухой (почему?), после проверки снимите резиновую трубку.
2)Смешайте в фарфоровой чашечке по 1-ой чайной ложечке (ложечки возьмите разные) сульфата аммония (или хлорида аммония) и гидроксида кальция, поместите смесь в сухую пробирку, закройте пробкой с газоотводной трубкой согнутой под прямым углом и повёрнутой вверх ( можно проконсультироваться с рис.113 стр.190 учебника); дно пробирки со смесью немного приподнимите, на стеклянную трубку наденьте сухую пробирку №5.
3)Прогрейте сначала всю пробирку №4, а затем то место, где находится смесь. Не прекращая нагревания, определите наличие аммиака по изменению цвета влажной фенолфталеиновой бумажки, поднесённой к отверстию пробирки-приёмника (№5).
4)Прекратите нагревание, снимите пробирку №5 с аммиаком с трубочки, сразу же отверстие трубочки закройте кусочком влажной ваты, а пробирку с аммиаком закройте большим пальцем. Опустите пробирку с аммиаком в кристаллизатор с водой, впустите капельку воды, закройте снова пробирку под водой, палец будет втягиваться в пробирку, так как в ней образовался вакуум . Снова под водой отнимите палец. Что наблюдаете?
5)Закройте пробирку пальцем под водой и выньте её из сосуда. Разделите содержимое пробирки на две части; В одну добавьте 2-3 капли фенолфталеина, в другую – 2-3 капли хлорида алюминия. Что наблюдаете?
Составьте отчёт, заполнив таблицу, составьте 3 уравнения проведённых реакций, сделайте вывод о лабораторном способе получения, собирания и распознавания аммиака.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………... Опыт 2 | …………………… | 1) 2) ........................................................ 1) 2) 3) | …………. |
Практическая работа №6.
Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: применить лабораторные способы получения, собирания и распознавания газов.
Вариант №I I
Опыт1: получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV). Повторите правила техники безопасности:
1)Соберите прибор Кирюшкина для получения газа, проверьте его на герметичность.
2)В пробирку на резиновое кольцо поместите несколько кусочков мрамора.
3)Откройте зажим и прилейте в воронку соляной кислоты так, чтобы она покрыла поверхность мрамора.
4)Опускайте газоотводную трубку поочерёдно в пробирки №1, №2:
-в пр.№1 – известковая вода;
-в пр.№2 – дистиллированная вода, подкрашенная лакмусом.
Что наблюдаете? По окончании опыта закройте зажим. Заполните таблицу (см. ниже).
Опыт2: получение, собирание и распознавание кислорода.
1)Соберите прибор для получения газа: наденьте на пробирку №3 пробку с газоотводной трубкой (трубка должна быть достаточной длины, чтобы её можно было опустить вниз), проверьте прибор на герметичность.
2) Закрепите пробирку вертикально в штативе, поместите в неё 2-3 мл раствора пероксида водорода и добавьте на кончике шпателя оксида марганца(IV). Что наблюдаете? Закройте сразу пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
3)Поместите газоотводную трубку в пустой химический стакан; через некоторое время проверьте наличие в нём кислорода тлеющей лучинкой.Составьте отчёт, заполнив таблицу:
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт1 …………… Опыт2 | ………………………. | ……………………………… | …………… |
Практическая работа №4
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кослорода»
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов.
Вариант №I). Повторите правила техники безопасности:
Выполняем задания из учебника № 1, 4, 6.
1)В пробирки №1 и №2 прилить по 2-3 мл раствора серной кислоты. В пр. № 1 добавить реактив на катион водорода (1-2 мл); в пр.№2 добавить реактив на сульфат-ион (1-2 мл).
4) В пробирках №3, №4 и№5 находятся растворы веществ. Необходимо определить в какой из трёх пробирок находится раствор соляной кислота, в какой – серной кислоты, в какой - гидроксида натрия. Для этого разделите содержимое каждой пробирки на две части (пустые пробирки стоят в параллельном ряду).
В первый ряд во все три пробирки добавьте по 2-3 капли индикатора: определите щёлочь.
В две пробирки с пока неопознанными веществами (в те, в которые вы не приливали индикатор, в параллельном ряду) добавьте несколько капель реактива, который вы выбрали для определения кислот.
6)В пробирку № 6 насыпана соль (крист.). Прилейте 3-4 мл дистиллированной воды, растворите соль, разделите раствор соли на две пробирки (часть отлейте в пр. №7);
В пр.№6 добавьте несколько капель раствора реактива на хлорид и иодид-ион, в пр. №7 - несколько капель раствора реактива на сульфат-ион.
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
Для отчёта оформите таблицу
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
№1 ……… №4 ………………….. №6 | …………………. ……………………… | 1) 2) ……………………………….. 1) 2) ……………………………….. 1) | ………… ………….. |
Практическая работа №4
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кослорода»
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов.
Вариант №II). Повторите правила техники безопасности:
Выполняем задания из учебника № 2,4,5.
2)В пробирку № 1 положите 2-3 гранулы цинка. Прилейте в неё 2-3 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
4) В пробирках №2, №3 и№4 находятся растворы электролитов. Необходимо определить в какой из трёх пробирок находится раствор соляной кислоты, в какой - серной кислоты, в какой – гидроксида натрия. Для этого разделите содержимое каждой пробирки на две части (пустые пробирки стоят в параллельном ряду).
В первый ряд во все три пробирки добавьте по 2-3 капли индикатора: определите щёлочь.
В две пробирки с неопределёнными пока растворами веществ (в те, в которые вы не приливали индикатор, в параллельном ряду) добавьте несколько капель реактива, который вы выбрали для определения кислот. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
5) В пробирку №5 прилейте 2-3 мл дистиллированной воды, растворите кристаллическое вещество, добавьте несколько капель реактива, выбранного вами для обнаружения сульфат-ионов.
Для отчёта оформите таблицу
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
№2 ……… №4 ………………….. №5 | …………………. ……………………… | 1) 2) ……………………………….. 1) 2) ……………………………….. 1) | ………… ………….. |
Практическая работа №3
Решение экспериментальные задач на распознавание и получение веществ.
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. Повторите правила техники безопасности:
Вариант №I
Выполняем вариант №1 стр.86 и задание №3 стр.87 учебника.
- В пробирках №1, №2 и №3 находятся твёрдые вещества: гидроксид натрия, карбонат калия и хлорид бария. Определите в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива.
а) растворите каждое из исследуемых веществ в 3-4 мл воды;
б) прилейте в пробирки 1,2 и 3по 1-2 мл выбранного вами реактива.
Что наблюдаете? Составьте отчёт, заполнив таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
- В пробирку №4 налейте 1-2мл раствора хлорида алюминия. Добавьте 2-3 капли выбранного вами реактива для проведения реакции обмена; к полученному осадку (опишите его внешний вид, характер) добавляйте реактив до получения алюмината натрия.
Заполните таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………… Опыт 2 | 1) 2) …………………………… 1) 2) |
Практическая работа №3
Решение экспериментальные задач на распознавание и получение веществ.
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. ). Повторите правила техники безопасности:
Вариант №II
Выполняем вариант№4стр. 86 и задание №1 стр.86 учебника.
- В пробирках №1, №2 и №3 находятся твёрдые вещества: хлорид натрия, хлорид алюминия и хлорид железа (III) . Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива:
а) растворите каждое из исследуемых веществ в 3-4 мл воды;
б) прилейте в пробирки №1, №2 и №3по 1-2 мл выбранного вами реактива. Что наблюдаете?
в) Опишите внешний вид выпавших осадков; докажите их характер, прилив необходимое количество выбранного вами для этой цели реактива.
Что наблюдаете? Составьте отчёт, заполнив таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
- В пробирке №4 выдан исследуемый образец железного купороса. Для того, чтобы определить, содержит ли он примесь сульфата железа (III):
а) растворите образец в 3-4 мл дистиллированной воды;
б) добавьте 1-2мл раствора выбранного вами реактива.
Заполните таблицу; запишите уравнения проделанной реакции в молекулярном и ионном видах.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………… Опыт 2 | ……………………. | 1) 2) 3) ……………………………………… 1) |
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов.
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; получить заданные вещества несколькими способами. ). Повторите правила техники безопасности:
Вариант №I
- Задание №1стр. 84 учебника.
Получите гидроксид алюминия по реакции обмена согласно уравнению:
AlCl3 + 3NaОН = Al(OH)3 + 3NaCl.
Проверим, справедливо ли для химии математическое выражение «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется».Для этого проведём данную реакцию двумя способами:
а) в пробирку №1 прилейте 1-2мл раствора хлорида алюминия; к раствору хлорида алюминия добавляйте по каплям раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете?
б) в пробирку №2 прилейте 1-2мл раствора гидроксида натрия; к раствору гидроксида натрия прилейте 1-2мл раствора хлорида алюминия. Выпал ли осадок? Почему? Составьте ионные уравнения проведённой реакции, объясните результаты опыта. Оформите отчёт в таблицу.
2) Задание №4 стр. 85 учебника. Получите сульфат железа (II) тремя способами, исходя из предложенных реактивов: а) в пробирке №3 проведите реакцию замещения; б) в пробирках №4 и №5 получите сульфат железа (II) по реакциям обмена.
Составьте уравнения, выразите сущность (для реакций замещения составьте электронный баланс, для реакций обмена – ионные уравнения). Оформите отчёт в таблицу.
- По заданию №5 стр. 85 учебника (изменённое).
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида железа (III): а) в пробирку №6 и №7 прилейте по 1-2 мл раствора хлорида железа (III); б) в пробирку №6 добавьте несколько капель раствора реактива на катион железа (III); в) в пробирку №7 добавьте несколько капель раствора реактива на хлорид-ион.
Составьте отчёт, заполнив таблицу; запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………… Опыт 2 …………….. Опыт 3 | …………………….. ……………………............ | 1) …………………………… 1) 2) 3) ……………………………….. 1) 2) | ………….. …………… |
Практическая работа №5
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».
Цель: провести реакции, подтверждающие наличие в растворе данных ионов; решить задачи, на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов. ). Повторите правила техники безопасности:
Вариант №I
- Проведите реакции, подтверждающие, что данное вещество является сульфатом аммония.
Прилейте в пробирки №1 и №2 по 1-2 мл раствора сульфата аммония;
а) в пробирку №1 добавьте несколько капель раствора реактива на катион аммония;
б) в пробирку №2 прилейте несколько капель раствора реактива, выбранного вами для определения сульфат-ионов. Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций; сделайте вывод о качественных реакциях на ионы; отчёт занесите в таблицу.
2) В пробирках №1, №2 и №3 находятся растворы веществ: силиката натрия, карбоната натрия и хлорида бария. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ с помощью одного реактива:
а) определите теоретически реактив;
б) прилейте по несколько капель раствора выбранного вами реактива в каждую пробирку. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций. Отчёт оформите в таблицу.
3)Проведите реакции, которые соответствуют следующим сокращённым ионным уравнениям: Н + +ОН- = Н2О; 2 Н + + СО32- = СО2 + Н2О.
а) Составьте молекулярные уравнения соответствующих реакций (учитывайте наличие реактивов).
б) Проведите реакции, соответствующие составленным вами уравнениям (растворов веществ берите по1-2мл). Составьте отчёт, заполнив таблицу.
Ход работы | Наблюдение, Рисунок | Уравнения реакций | Выводы |
Опыт 1 …………… Опыт 2 …………….. Опыт 3 | …………………….. ……………………............ | 1) 2) …………………………… 1) 2) 3) ……………………………….. 1) 2) | ……….. …………… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...
Инструкции к практическим работам по химии
несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...