Практические работы по химии для 8 - 11 классов
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_8_klass.rar36.71 КБ
Файл praktikum_9_klass.rar23.97 КБ
Файл praktikum_10_kl.rar19.08 КБ
Файл praktikum_11_kl.rar18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Порядок выполнения работы

  1. Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества)

m(H2O) = m(раствора) - m(вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

  1. Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
    Расчет приведите в отчете о практической работе.
  2. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.
  3. На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.
  4. Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.
  5. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Оформление в тетради:

Практическая работа №3

«Приготовление раствора с определенной массовой долей сахара»

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________

Ход работы

Отчет составляется по пунктам «Порядка выполнения работы».

Вывод формулируется на основании выполненной работы.

200 г 3% раствора сахара

200 г 3% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

150 г 4% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

200 г 2% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

240 г 2,4% раствора сахара

200 г 2,5% раствора сахара

160 г 2,5 % раствора сахара

100 г 5% раствора сахара

120 г 2,5% раствора сахара



Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

«Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств»

Описание работы.

  1. В пробирку налейте раствор хлорида алюминия (высотой примерно 1 см.) и прилейте насколько капель раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде).
  2. Полученный в первом опыте осадок гидроксида алюминия разделите на две пробирки. В первую пробирку к осадку прилейте раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде).  Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  3. Во вторую пробирку с осадком прилейте избыток раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде).  Сделайте вывод, о наличии каких свойств у гидроксида алюминия свидетельствует данная реакция.
  4. Оформите работу в тетради для практических работ в виде таблицы. После таблицы сделайте общий вывод о химических свойствах гидроксида алюминия.

Оформление работы

Цель работы:  получить реакцией обмена гидроксид алюминия и с помощью соответствующих реакций доказать амфотерность его химических свойств.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; хлорид алюминия (AlCl3), гидроксид натрия (NaOH), раствор серной кислоты (H2SO4).

С правилами техники безопасности при проведении практической работы ознакомлен(а) ____________

                                                      (подпись)

Отчет о работе.

Что делали

Наблюдения и уравнения реакций

Выводы

1

2

3

Вывод:___________________________________________________________

_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Работа с шаростержневыми моделями молекул

органических веществ.

Вариант №1

  1. Соберите шаростержневую модель молекулы алкана линейного строения, содержащего 5 атомов углерода. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  1. Составьте модели 2-х изомеров данного вещества. Запишите формулы в тетрадь. Назовите вещества.
  2. Составьте модели предыдущего и последующего гомологов пентана. Запишите формулы в тетрадь. Назовите вещества.
  1. Соберите шаростержневую модель молекулы сопряженного алкадиена линейного строения, содержащего 5 атомов углерода. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество
  1. Составьте модель изомера цепи для данного вещества. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  2. Составьте модель изомера положения кратных связей. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  3. Составьте модель межклассового изомера. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.

Оформление работы.

Цель: научиться составлять формулы углеводородов предельного и непредельного строения, их гомологов и изомеров.

Оборудование: модели атомов углерода и водорода, связи.

Отчет о работе.


п/п

Структурная формула вещества

Название вещества

1

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

Практическая работа

Работа с шаростержневыми моделями молекул

органических веществ.

Вариант №2

1. Соберите шаростержневую модель молекулы алкана линейного строения, содержащего 5 атомов углерода. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.

  1. Составьте модели 2-х изомеров данного вещества. Запишите формулы в тетрадь. Назовите вещества.
  2. Составьте модели предыдущего и последующего гомологов бутана. Запишите формулы в тетрадь. Назовите вещества.
  1. Соберите шаростержневую модель молекулы алкина линейного строения, содержащего 5 атомов углерода. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество
  1. Составьте модель изомера цепи для данного вещества. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  2. Составьте модель изомера положения кратных связей. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  3. Составьте модель межклассового изомера. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.

Оформление работы.

Цель: научиться составлять формулы углеводородов предельного и непредельного строения, их гомологов и изомеров.

Оборудование: модели атомов углерода и водорода, связи.

Отчет о работе.


п/п

Структурная формула вещества

Название вещества

1

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

Практическая работа

Работа с шаростержневыми моделями молекул

органических веществ.

Вариант №3

1.  Соберите шаростержневую модель молекулы алкана линейного строения, содержащего 4 атома углерода. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.

  1. Составьте модель изомера данного вещества. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  2. Составьте модели предыдущего и последующего гомологов пентана. Запишите формулы в тетрадь. Назовите вещества.
  1. Соберите шаростержневую модель молекулы алкена линейного строения, содержащего 4 атома углерода и кратную связь после 1 углеродного атома. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество
  1. Составьте модель изомера цепи для данного вещества. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  2. Составьте модель изомера положения кратной связей. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.
  3. Для полученного в п.2.2. вещества составьте формулу пространственного изомера. Запишите формулу в тетрадь назовите вещество.
  4. Составьте модель межклассового изомера. Запишите формулу в тетрадь. Назовите вещество.

Оформление работы.

Цель: научиться составлять формулы углеводородов предельного и непредельного строения, их гомологов и изомеров.

Оборудование: модели атомов углерода и водорода, связи.

Отчет о работе.


п/п

Структурная формула вещества

Название вещества

1

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

2.4



Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

  1. Скорость химических реакций

Цель: изучить влияние температуры и концентрации реагирующих веществ на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде.

Оборудование и реактивы: раствор KI, разбавленный раствор H2SO4, пероксид водорода 3%,  пипетки, штатив с пробирками, горячая и холодная вода.

Ход работы.

Уравнение реакции по которому происходит взаимодействие иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде выражается схемой:

KI + H2O2 + H2SO4 = I2 + K2SO4 + H2O

О скорости реакции можно судить, сравнивая интенсивность окраски образующегося йода, которая зависит от температуры и от концентрации реагирующих веществ.

Опыт 1. Зависимость скорости реакции от температуры.

В две небольшие пробирки прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому первой пробирки добавьте 8 капель холодной воды, а второй – 8 капель воды, нагретой до 90 - 100°С. В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Запишите результаты опытов в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора H
2SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н
2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
1 = υ2,
υ
1 ˃ υ2,
υ
1 < υ2)

1

2

2

8 (хол.)

1

13

2

2

2

8 (гор.)

1

13

Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от температуры.

Опыт 2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

В пробирку №1 прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. В пробирку №2 прилейте по 6 капель растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому пробирки №1 добавьте 8 капель воды.

В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Результаты опытов запишите в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора H
2SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н
2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
1 = υ2,
υ
1 ˃ υ2,
υ
1 < υ2)

1

2

2

8

1

13

2

6

6

-

1

13

Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

  1. Химическое равновесие

Цель: изучить направление смещения химического равновесия обратимой реакции при изменении концентрации веществ.

Оборудование и реактивы: раствор FeCl3, раствор NH4NCS, кристаллические FeCl3, NH4NCS, NH4Cl, 4 пробирки, 2 пипетки.

Ход работы.

Опыт . Смещение химического равновесия при изменении концентрации веществ.

Налейте в пробирку немного раствора хлорида железа (III), добавьте раствор  роданида аммония NH4NCS. Полученный раствор, окрашенный роданидом железа (III), имеет интенсивно-красный цвет.

Для проведения дальнейших опытов используйте разбавленный раствор роданида железа (III) Fe(NCS)3 бледно-коричневого цвета, для этого разбавьте полученный раствор водой.

Напишите уравнение проведенной обратимой реакции.

Полученный раствор бледно-коричневого цвета разлейте поровну в четыре пробирки, одну из которых оставьте в качестве контрольной. В первую пробирку добавьте немного кристаллического хлорида железа (III). Во вторую – немного кристаллического роданида калия. В третью – немного кристаллического хлорида калия.

Сравните окраску растворов в трех пробирках с окраской раствора в контрольной пробирке. По интенсивности окраски сделайте вывод об изменении концентрации Fe(NCS)3, т.е. о смещении равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к практическим работам по химии. 8 класс

В презентациях указаны цели работы, оборудование; описан ход практической работы; в качестве закрепления даётся небольшой тест...

Практические работы по химии (9 класс)

Практические работы по химии для 9 класса, по учебнику Л. С. Гузей...

Практические работы по химии 8 классе

В данной работе представлены практические работы по химии в 8 классе...

Презентация практической работы по химии 8 класс "Очистка поваренной соли"

Практическая работа «Очистка поваренной соли»Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умен...

Практическая работа по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"

Методические указания для подготовки и выполнения практической работы по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"( по учебнику О.С. Га...

Практические работы по химии, 8 класс

представлени  алгорит выполнения практических работ по химии за курс 8 класса...