Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему "Химические свойства кислот"
методическая разработка по химии (8 класс)
Тип урока - изучение нового материала, способ обучения - словесно-наглядный с применением эксперимента. В разработку включены подробный конспект урока и инструктивные карты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии в 8 классе
Тема: «Химические свойства кислот».
Цель:
1. Изучить химические свойства кислот.
2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.
Задачи:
1. Образовательные:
− закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот;
− познакомить учащихся с химическими свойствами кислот;
− продемонстрировать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости;
2. Развивающие:
− способствовать развитию умений учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний;
− способствовать развитию речевых навыков учащихся, умению сравнивать, обобщать и делать выводы;
3. Воспитательные:
− формирование умений работать в группах;
− воспитывать интерес к предмету, соблюдать технику безопасности;
− формирование умений применять знания об общих свойствах кислот для безопасного использования их в повседневной жизни.
Метод обучения: словесно-наглядный и сопутствующий ему практический.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: лотки для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовка, стеклянные палочки, спички, держатель.
Реактивы: H2SO4, HCl, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, Zn, Cu, CuO, КOH, CuSO4, BaCl2.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация пройденного материала
- Изучение нового материала.
- Физические свойства кислот.
- Химические свойства кислот (практическая работа)
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка проблемы, формулировка темы урока. – 3 мин
Я хочу показать вам картину художника Якоба Йорданса «Пир Клеопатры», сюжет которой имеет определенное отношение к теме сегодняшнего занятия.
На картине изображена египетская царица Клеопатра (I век до н. э.), славившаяся красотой и умом и отличавшаяся экстравагантностью своего поведения.
Существует легенда, что однажды царица Клеопатра поспорила со своим возлюбленным Марком Антонием, что сумеет приготовить самое драгоценное яство из когда-либо подававшихся.
Читаем строки из романа Г.Г. Хаггарда «Клеопатра»: «Она засмеялась и приказала рабу подать ей стакан с жидкостью. Когда стакан был принесен, Клеопатра поставила его перед собой и снова засмеялась … Все присутствующие нагнулись, желая видеть, что она будет делать. Она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и, прежде чем кто-нибудь мог угадать её намерение, бросила её в этот стакан. Наступило молчание, молчание крайнего изумления. Скоро бесцветная жемчужина растворилась. Тогда Клеопатра подняла стакан и выпила содержимое до последней капли».
Проблема: что произошло с жемчужиной? почему Клеопатра выпила то, что растворило жемчужину? Как объяснить данный случай?
(предположения учащихся)
Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока… Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Формулировка темы урока – «Химические свойства кислот»
II. Актуализация пройденного материала – 3 мин
Что же такое кислоты? Чем отличаются по составу кислоты от соединений другого класса?
Задание 1. Выберите формулы кислот из ряда предложенных соединений и дайте им названия:
HCl, CaO, H3PO4, NaBr, Al(OH)3,H2CO3,
SO3, Fe2(SO4)3, HNO3, CO2, H2SO4, Mg(NO2)2,
KOH, HI, N2O5, Li3PO4, Cu(OH)2, H2SiO3
Задание 2 «Третий лишний». В каждом ряду вычеркни лишнюю формулу (объясните свой выбор) – задание маркерами на доске.
- H3PO4 H2S HF
- H2SO4 H2SiO3 H3PO4
3. HCl HBr H2S
Это задание позволит учащимся вспомнить классификацию кислот.
Что общего в составе кислот?Ответ учащихся: все кислоты содержат атомы водорода.
III. Изучение нового материала.
Именно благодарю наличию во всех кислотах атомов водорода они обладают общими свойствами.
Химические свойства кислот (практическая работа)
Я предлагаю вам провести ряд опытов, пользуясь инструктивной картой, которая есть у каждого на парте. Затем мы обсудим наблюдения и оформим результаты в тетради.
А перед тем, как приступить к эксперименту, вспомним технику безопасности:
Вот послушайте, друзья!
Что на химии нельзя?
Есть и пить, мечтать, играть,
Реактивы разливать.
Всё мешать в одной пробирке, отвечают ученики!
Прожигать на парте дырки!
Руки ловкие имейте,
Воду в кислоту не лейте,
Ведь такой эксперимент
Покалечит вас в момент.
В общем, будь ты осторожен.
Опыт может быть не сложен,
Но небрежностью своей,
Не пугай своих друзей.
Как мы уже сказали, все кислоты кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны, вызывают химические ожоги. Каким же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус?
Озвучивается проблема: «Как определить, какое вещество будет на вкус кислым, не используя орган вкуса? (предположения учеников)
И здесь нам помогут вещества, которые называются индикаторы.
Опыт 1. Действие кислот на растворы индикаторов (3 мин).
В две пробирки под номером 1 налить по 5-8 капель раствора соляной кислоты HCl, в две пробирки под номером 2 по 5-8 капель раствора серной кислоты – H2SO4.
− в одну пробирку с HCl и в одну пробирку с H2SO4 добавить 2-3 капли лакмуса
− во вторую пробирку с HCl и во вторую пробирку с H2SO4 добавить 2-3 капли фенолфталеина
1.Что наблюдаете? Одинаковая ли окраска индикаторов в растворах разных кислот?
2. Под действием чего изменяется окраска индикатора?
3. Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?
Заполняем таблицу
Индикатор | Нейтральная среда | Кислая среда |
лакмус | фиолетофый | красный |
фенолфталеин | бесцветный | бесцветный |
Опыт № 2. Взаимодействие кислот с металлами (5 мин) - демонстрационный
В две пробирки налить по 8-10 капель раствора соляной кислоты – HCl
-в 1-ю пробирку добавить цинк –Zn
- во 2-ю пробирку добавить медь – Cu
1.Что наблюдаете?
2.Во всех ли пробирках происходят химические реакции?
3. Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.
4. Какой газ выделяется? Как доказать, что выделяющийся газ – водород?
5. Определите тип химической реакции.
Опыт № 3. Взаимодействие кислот с основными оксидами (3 мин) - демонстрационный
В пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты - H2SO4, добавьте немного оксида меди (II) – CuO.
1.Что наблюдаете?
Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно.
2.Что наблюдаете?
3. По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
4. Напишите уравнение химической реакции
5.Назовите полученные вещества.
6.Определите тип химической реакции.
Опыт № 4. а) Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами (5 мин)
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия – КOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина.
1.Что наблюдаете?
Постепенно по каплям добавьте соляную кислоту- HCl. Пробирку слегка встряхните.
2. Что наблюдаете?
3. Напишите уравнение химической реакции
4.Назовите полученные вещества.
5.Определите тип химической реакции.
Опыт № 4. б) Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями (5 мин)
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия – КOH, добавьте 1-2 мл сульфата меди (II) – CuSO4.
1.Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4.
Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.
2.Что наблюдаете?
3.Напишите уравнения химических реакций.
4.Назовите полученные вещества.
5.Определите тип химической реакции.
Опыт №5. Взаимодействие кислот с растворами солей (5 мин)
А теперь мы сможем ответить на вопрос, что произошло в бокале Клеопатры. Почему жемчужина растворилась. Примерно на 92% жемчуг состоит из карбоната кальция, в бокале Клеопатры находилась уксусная кислота. Обычный мел тоже состоит из карбоната кальция.
Кусочек мела (СаСО3) поместим в пробирку и добавим в нее 10-15 капель любой кислоты, которая у вас есть на лотках.
1.Что наблюдаете?
2. Напишите уравнение химических реакций.
3. Назовите полученные вещества.
4. Определите тип химических реакций.
Безопасно ли было то, что Клеопатра выпила из стакана?
V. Домашнее задание (1 мин).
параграф 35, упр 2 стр 152
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта
Опыт № 1. Действие кислот на растворы индикаторов
В две пробирки под номером 1 налить по 5-8 капель раствора соляной кислоты HCl, в две пробирки под номером 2 по 5-8 капель раствора серной кислоты – H2SO4.
− в одну пробирку с HCl(№1) и в одну пробирку с H2SO4(№2) добавить 2-3 капли лакмуса
− во вторую пробирку с HCl(№1) и во вторую пробирку с H2SO4(№2) добавить 2-3 капли фенолфталеина
1.Что наблюдаете?
2. Под действием чего изменяется окраска индикатора?
3. Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?
Заполните таблицу:
Индикатор | Нейтральная среда | Кислая среда |
лакмус | ||
фенолфталеин |
Опыт № 4.
а) Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.
В пробирку налейте 8 – 10 капель раствора гидроксида калия – КOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина.
1.Что наблюдаете?
Постепенно по каплям добавьте соляную кислоту − HCl. Пробирку слегка встряхните.
2. Что наблюдаете?
3. Напишите уравнение химической реакции
4. Назовите полученные вещества.
5. Определите тип химической реакции.
б) Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.
В пробирку налейте 8 – 10 капель раствора гидроксида калия – КOH, добавьте 8 – 10 капель сульфата меди (II) – CuSO4.
1.Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте 15-20 капель серной кислоты - H2SO4.
Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.
2.Что наблюдаете?
3. Напишите уравнения химических реакций.
4. Назовите полученные вещества.
5.Определите тип химической реакции.
Опыт №5. Взаимодействие кислот с солями.
Поместите кусочек мела (СаСО3) в пробирку и добавьте в нее 10-15 капель любой кислоты, которая у вас есть на лотках.
1.Что наблюдаете?
2. Напишите уравнение химических реакций.
3. Назовите полученные вещества.
4. Определите тип химических реакций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И з романа Г.Г. Хаггарда «Клеопатра»: «Она засмеялась и приказала рабу подать ей стакан с жидкостью. Когда стакан был принесен, Клеопатра поставила его перед собой и снова засмеялась … Все присутствующие нагнулись, желая видеть, что она будет делать. Она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и, прежде чем кто-нибудь мог угадать её намерение, бросила её в этот стакан. Наступило молчание, молчание крайнего изумления. Скоро бесцветная жемчужина растворилась. Тогда Клеопатра подняла стакан и выпила содержимое до последней капли».
Якоб Йорданс. Пир Клеопатры. 1653 г.
Задание 1. Выберите формулы кислот из ряда предложенных соединений и дайте им названия: HCl, CaO, H 3 PO 4 , NaBr, Al(OH) 3 ,H 2 CO 3 , SO 3 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , HNO 3 , CO 2 , H 2 SO 4 , Mg(NO 2 ) 2 , KOH, HI, N 2 O 5 , Li 3 PO 4 , Cu(OH) 2 , H 2 SiO 3
Задание 2 «Третий лишний». В каждом ряду вычеркни лишнюю формулу (объясните свой выбор ) H 3 PO 4 H 2 S HF H 2 SO 4 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 3 . HCl HBr H 2 S
Цель урока: 1. Изучить химические свойства кислот. 2. Познакомиться с электрохимическим рядом напряжения металлов.
При выполнении опытов соблюдаем технику безопасности!!!
1.Действие кислот на индикаторы Индикатор Нейтральная среда Кислая среда Лакмус Фенолфталеин
2.Взаимодействие кислот с металлами ( с кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжений до Н ) Кислота + металл соль + Н 2 2HCl + Zn ZnCl 2 + H 2 ↑ HCl + Cu Запомните ! При взаимодействии металлов с H 2 SO 4( конц.) и HNO 3 (любой концентрации) водород не выделяется.
3.Взаимодействие кислот с основными оксидами Кислота + основной оксид = соль+ вода H 2 SO 4 + CuO =CuSO 4 +H 2 O
4. Взаимодействие кислот с основаниями Кислота + основание = соль + вода HCl + К OH = К Cl + H 2 O реакция нейтрализации H 2 SO 4 + Cu(OH) 2 = CuSO 4 + 2 H 2 O нераств.
5.Взаимодействие кислот с солями Кислота1 + соль1 = кислота2 + соль2 H 2 SO 4 + BaCl 2 = 2HCl + BaSO 4 ↓ (Сильная кислота вытесняет более слабую из раствора соли)
Растворение «жемчужины»: H 2 SO 4 + С a CO 3 = H 2 O + CO 2 ↑ + CaSO 4 H 2 CO 3
Задание : С какими из перечисленных веществ будет реагировать хлороводородная кислота: SiO 2 , NaOH , H 3 PO 4 , Ag , Fe ( OH ) 3 , CaO , Mg , Na 2 С O 3
Домашнее задание: § 35, упр 2 стр 152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"
В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Свойства степени с натуральным показателем"
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Свойства степени с натуральным показателем"...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Методическая разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Свойства функции y=k/x"
Урок обобщения свойств функции вида y=k/x. Задачи данного урока: расширение знаний учащихся о функции; коррекция нарушений познавательных процессов учащихся с ОВЗ через создание условий для осознанног...
Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс
Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян и соответствует Федеральным государственным образовательны...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...